Портнова Татьяна Васильевна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Искусствоведение
  5. Регион
    Россия / Москва

Портнова Татьяна Васильевна - профессор кафедры хореографии Института Русского театра, профессор РАЕ, заслуженный деятель науки и образования, действительный член Петровской академии наук и искусств (С. Петербург), РАЕН секции «Гуманитарные науки и творчество» (Москва). Международной Европейской академии (Лондон).

Образование:

- Государственный Университет (г. Екатеринбург). Факультет искусствоведения.. Специальность – искусствовед-1993

- Научно-исследовательский институт теории и истории искусств Российской Академии художеств (Москва) – очная аспирантура и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения . – «Образы балета в русском искусстве конца ХIX – начала XX вв. (проблемы интерпретации и взаимосвязи искусств).- 2003

- Докторантура Московского Государственного Педагогического университета по кафедре истории художественной культуры.-2007

- Защита в НИИ теории и истории искусств РАХ диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему «Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX начала XX вв.» -2009

Членство в творческих союзах:

- Член Ассоциации искусствоведов (АИС) - творческого союза художников и художественных критиков искусства.-1995

- Член объединения критиков и искусствоведов Московского союза художников.-2000

-Член союза театральных деятелей РФ.-2002

-Член Международного художественного фонда -2010

-Член Всемирной ассоциации гидов и переводчиков -2013

Направление научных исследований: связано с анализом проблем синтеза, выразительно - изобразительных аспектов языка балетного театра и иных пластических искусств, их стилевых особенностей, а так же с разработкой иконографии и интерпретации образа танца в русской и зарубежной художественной культуре. Автором впервые введен в научный оборот и систематизирован ранее не изученный фундаментальный материал, находящийся в архивных и музейных собраниях (отечественных и западных), а так же в частных коллекциях, остававшийся вне поля зрения искусствоведов и нашедший свое отражение в трудах (монографиях, книгах, публикациях в научных сборниках и журналах, каталогах, выступлениях на научных конференциях, учебно – методических комплексах, пособиях и программах)

Научные публикации

Монографии:

-. Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2007. – 412с.

- Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2008. - 142с.

Книги:

- Балет в ряду пластических искусств (проблемы синтеза и формы взаимодействия). Челябинск: «Фотохудожник», 1996. –165с.

- Тема балета в русском изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ вв. (проблемы интерпретации). М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 1996. - 96с.

-. Артисты балета и хореографы как художники (роль и значение изобразительных искусств в практике балетного театра рубежа XIX-ХХ вв. М.:Ц. Гарант, 1996. -32 с.

Научные статьи за последние пять лет:

- Танец как миросозерцание (балетные образы С. Судейкина) – Общественные науки 2010 № 5.- с.61 – 70

- Поэтика русского балета в пластике малых форм конца XIX первой трети ХХ вв. - Дискуссия теоретиков и практиков. 2010 №1(3) - с. 108 -113

- А. Бенуа и балетный театр: к вопросам сценографии и дизайна. Актуальные проблемы социальной рекламы и дизайна. Сб. научных статей РГСУ. Вып. 2. М., 2011.- с. 113-122.

- Феномен Л. По -. Балет 2011 № 3.- с. 38 – 40

- Историография и иконография «Русских балетных сезонов» С. Дягилева. - Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. С. Петербург. 2011 № 1(25) .- с. 100 -113

- Танец К. Сомова и С. Судейкина в художественно-образной природе ретроспективизма. -. Электронно-периодическое издание. Научно-образовательный журнал. Грани познания. 2011 № 2

- Принципы изобразительного решения балетной сцены (к вопросу о композиционном мышлении хореографа) - Международный журнал экспериментального образования. 2011 № 7.- с. 29-34

- Феномен творчества Л. По. (этапы и особенности становления).- Фундаментальные исследования 2011 № 12. - с.286-290

- Проблемы пространственного решения балетной сцены в культуре «серебряного века» (к вопросу о композиционном мышлении хореографа и художника). - Грани науки. Культура и искусство в зеркале региональных исследований. Электрон. Научное издание. Научн. сб. Вып. 1. – Aдыгейск, 2011

- Творческая индивидуальность А. Бенуа и балетный театр рубежа XIX-XX вв. - Фундаментальные исследования 2012 № 3.- с.11-15

- Параллельные методы в декоративно-прикладном искусстве и танце. Научный диалог. Журнал научных публикаций. (История, социология, культурология, этнография). Екатеринбург. 2012 № 4.- с. 210-223

- Сферы творчества человека театра (графика Н. и С. Легат). Общественные науки 2012 № 1.- с.74-87

- Образы русского балета в пластике малых форм конца XIX- начала ХХ вв. Университетский научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консерциум. С-П., 2012.- с. 138-145

- Проблема художественного воплощения балетной темы в творчестве З. Серебряковой ( к изобразительной летописи артистов Мариинского театра) Молодой ученый 2012 № 12. - с.573-577

- Историография и иконография «Русских балетных сезонов» С .Дягилева. Вестник Орловского государственного университета. Орел 2012 № 2.- с.245- 249

- Формирование балетного костюма (из фондов ГАБТ). Новые гуманитарные исследования. Вестник Орловского государственного университета. Орел. 2012 № 7(27). - с.299-304

- Параллельные методы в декоративно-прикладном искусстве и танце. Приволжский научный вестник. Нижний Новгород., 2012 №2(6). - с 111-118

- The theatrical excursion specificity (based on theatrical museums eхpositions). European jornal of natural history 2013 № 2 - с.51- 52

- Art study analysis as a main component of excursions, linked to learning artistic heritage. Priority trends in development of science, technologies and technology, Italy (Rome- Florence), on April 10 -17 April 2013. International journal of experimental education. 2013 № 2. - с. 69-70.

- Сценический дизайн (свето - цветовое состояние балетного спектакля). Актуальные проблемы социокультурного и художественного проектирования. Теоретико- методологические проблемы культурологи и искусствознания. Сб. научных статей РГСУ М., 2013. Вып. 9. - с. 141-149

- Эволюция балетного костюма. (на материалах фондов ГАБТ). Семь искусств. Электронный журнал Май. 2013

- Архитектоника балета Балет 2013. № 4-5.- с. 50-52

- Категория пространства и принципы архитектоники в структуре балетного спектакля. Электронное научное издание. Альманах «Пространство и время» т 3. Вып. 2. Июнь. 201

- Художественное оформление балетов С.Прокофьева (к вопросу о визуальном воплощении сценического образ. European soclal science journal (Европейский журнал социальных наук) 2013 № 3(31).- с.324-334

- Творческая личность М. Фокина в культурном контексте конца XIX – начала XX вв. Театр, живопись, кино, музыка. РАТИ-ГИТИС. Альмагах 2013 № 3.- с.99-109

- Осмысление «мирискуснических» традиций в творчестве К. Голейзовского. Методология, теория и практика современной культурологи и дизайна Сб. научных трудов. РГСУ. 2014. Вып. 10.- с. 139-148

- Художественно-образные элементы языка иллюстрации в книжной культуре XXвв. Методология, теория и прауктика современной культурологи и дизайна. Сб. научных трудов. РГСУ. 2014. Вып. 10. - с.22-27.

- Воздух и пространство в садово-парковой скульптуре К. Миллес. Методология, теория и практика современной культурологи и дизайна. Сб. научных трудов. РГСУ. 2014. Вып. 10. - с. 116-120

- Концептуальные подходы в балетмейстерских решениях рубежа XIX-XX вв. ( на примере новых материалов о творчестве М. Фокина). Научно-издательский центр «Априори». Электронный научный журнал «APRIORI». Серия: Гуманитарные науки. 2014 №3. СМИ. Эл. № 77-54982 2309-9208.

- Искусствоведческий анализ как основной компонент экскурсий, связанных с объектами культурно-художественного наследия. «Magster Dixit» Научно-педагогический журнал Восточной Сибири. Электронное издание. Июнь 2014. . СМИ Эл № ФС77-44131 от 09 марта 2011 ISSN 2226-2156.

- Методы визуально - пространственной организации балетной сцены к вопросу о синтезе изобразительно-выразительных компонентов в сценографических решениях рубежа XIX-XX вв Электронное издание. Архитектон: известия вузов. 2014 № 3(47). – URL:http://archvuz.ru/2014_3/21URL:

- Принципы научности в искусствоведческих экскурсиях. Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. VII (2011) и VIII (2012) межрегиональные научные конференции. М., 2014.- с. 153-155

- Балетные портреты В. Серова (описание и анализ). Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. VII (2011) и VIII (2012) межрегиональные научные конференции. М., 2014.- с. 209-215

- Особенности творческого метода М. Фокина в контексте художественного наследия рубежа XIX-XX вв. Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. Международная научная конференция. Швейцария (Берн 27 апреля - 3 мая. 2014.) Международный журнал экспериментального образования 2014 № 5 (часть 2) - с. 56-60

- Роль искусствоведческих курсов в системе актерского и хореографического образования. Педагогика искусства. 2014 № 4. Сетевой электронный научный журнал. Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл №ФС77-56553 от 26 декабря 2013 г. http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2014.htm

- Современное прочтение «Пергамского алтаря» (по материалам выставки «Гиганты против богов» в ГМИИ им. А.С Пушкина). Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. М. 2014 № 4. - с. 277-287

- Особенности театральной экскурсии (на основе экспозиций театральных музеев. Мир экскурсий 2014 № 4(28) - с. 28-38

- Возможности использования визуально-иконографического материала в практике современного балетного театра. Художественное образование и наука. Научный журнал РГСАИ. 2014 № 1- с.55-63

- Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли. Знание, Понимание.Умение. 2014 № 4 - с. 283-290.

- Балет и скульптура (теоретическое описание выразительного языка пластических искусств посредством синхронного анализа). Человек и культура. — 2014. - № 4. - С.16-31. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.4.13544. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_13544.html

- Пространственные проблемы сценографии рубежа XIX-XX вв. в искусствоведческом поле изучения. International journal of applied and fundamental research" 2015 № 1.

- Портреты А. Павловой: к изобразительной летописи русского балета. Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научный. Журнал. 2015. № 8 (21)

- SYSTEM ATTRACTION OF VISUAL AND ICONOGRAPHIC MATERIAL AS A DEVELOPMENT THRUST OF MODERN BALLET THEATER. «European Researcher» (Европейский исследователь) – международный мультидисциплинарный двуязычный научный журнал. . 2015. Vol.(96), Is 8

- Хореография М. Фокина в костюмах Л. Бакста. Новый университет. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. Сентябрь 2015 №6-7 - с. 62-66

- "The Giants Against the Gods": Аn interpreteation of the Actor- Plasticalty Pergamon Alrar (Exhibition aтв installation at the Museum of A. Pushkin. Young Scientist Usa, Vol. 3 Paperback – August 4, 2015 .- p 164 -169

- "Образы Востока в сценических костюмах Льва Бакста" SCIENTIFIC ENQUIRY IN THE CONTEMPORARY WORLD: THEORETICAL BASIСS AND INNOVATIVE APPROACH 4nd edition, B&M Publishing, San Francisco, California.2015. (L 26)

- Методы актуализации научной информации в искусствоведческих экскурсиях. Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ Октябрь, 2015 prof.lutsenko@gmail.com

- Балетмейстерские зарисовки как знаковая система записи танца; от М.Петипа к М.Фокину. Концепт. Научно-методический журнал. октябрь 2015. http://e-koncept.ru/kak-podat-statyu.html

- Хореографические и изобразительные образы А Павловой. Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств 2015

- Изображение как способ осмысления образа танца (эпизоды из творческого опыта мастеров русского балета «Серебрянного века»). Университетский научный журнал 2015 № 14.

- Роль художественных произведений А. Павловой в создании сценических образов. Научно-издательский центр «Априори». Электронный научный журнал «APRIORI». Серия: Гуманитарные науки. 2015 № 6.. СМИ. Эл. № 77-54982 2309-9208.

Научные конференции за последние пять лет:

- Отражение живописной жанровой системы в структуре балетного спектакля (синтез и взаимодействие искусств XIX-XX вв.) - Коммуникации в искусстве и науке. Сборник материалов XI конференции из цикла «Григорьевские чтения») – М., 2009.- с.157 – 169

- Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение). - Грани культуры. Актуальные проблемы истории и современности. IV межрегиональная научная конференция. 15 декабря 2008 г.- М., 2009. Тезисы.- с.241 – 252

- Изобразительный материал как источник решения вопросов теории и практики балетного театра. – Методология в искусстве и науке. Сб. материалов 12-й международной конференции из цикла «Григорьевские чтения». М., 2010.- с.127 – 139. .

- Этнографические принципы балетных костюмов Л. Бакста. – Сб. материалов международной научной конференции. ЛГУ им. А.С. Пушкина. С. Петербург. 2010 г. - с.336 -346

- Художественное наследие С. Дягилева в культурном пространстве современной эпохи (на материалах выставки «Видение танца», посвященной 100 – летию «Русских сезонов» в Государственной Третьяковской галерее) – Векторное развитие современной России. Сб. материалов научной конференции. ЛГУ им. А.С. Пушкина. М., 2010 - с.283 – 285

- Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX – начала ХХ вв. – Аннотация – Фундаментальные и прикладные исследования. Международная конференция. Сочи (Россия) 22 -25 сентября. 2010 № 10.- с. 17 -18.

- Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв. – Аннотация – Фундаментальные и прикладные исследования. Международная конференция. Сочи (Россия) 22 – 25 сентября 2010 № 10 – с.17

- Деятельность Дягилевской антрепризы (этапы и особенности художественного оформления балетов.) – Грани культуры: Актуальные проблемы истории и современности. Материалы V научной конференции. 15 декабря 2009.г. М., 2010. - с. 147 – 189

- Балетный портрет в театральном наследии художников «Мира искусства» - Модернизация общества: экономические, политико – правовые и социокультурные аспекты. Материалы международной научно – практической конференции. Кермер (Турция), 18 – 20 октября 2010 г.- с. 411 – 418.

- Графика и хореография (аспекты взаимодействия художественных языков) - Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании: Международная научная конференция. Испания (Коста дель Азар) 2 -9 августа 2010 г. – Современные наукоемкие технологии. 2010 № 9. - с.75 – 78.

- Танец С. Эрьзи в контексте национальных аспектов творчества – Культурное наследие и современный мир. Международная научная конференция. Дубай (ОАЭ) 15 – 22 октября 2011. - Успехи современного естествознания 2011 № 1 - с.76 -80.

- Изобразительная летопись «Русских балетных сезонов» С. Дягилева. Философия искусства и науки. Сб. материалов 13-й научной конференции из цикла «Григорьевские чтения». М.,2011.- с.127-136.

- Живописное решение пространства сцены (свето – цветовое состояние балетного спектакля). Приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Международная научная конференция. 10 – 17 апреля 2011. Италия (Рим) – Успехи современного естествознания. 2011 №5-. с.110 -113.

- Импрессионистическое направление в интерпретации танца конца XIX-начала ХХ вв. (З. Серебрякова и Э. Дега). Философия в контексте культуры. Международная научная конференция. 16 – 23 апреля. 2011г. Чехия (Прага).- Международный журнал экспериментального образования 2011 №5 - с. 102 -106.

- Сценография в художественной целостности балетного спектакля и композиционно – образные возможности синтеза искусств. Современное образование и инновационное развитие России. Материалы 6-й межвузовской научной конференции. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Москва. 30 марта 2011 г. - с. 343 – 352.

- В .Бартанюк - посвящение театру (традиции и современность). Материалы VII Международной Научно-практической конференции «Европейская наука XXI века.» 7-15 мая 2011 г. Философия, филология.- с.69-71.

- Танец К. Сомова и С. Судейкина в художественно – образной природе ретроспективизма (общее и особенное). Актуальные проблемы образования. Международная научная конференция 2-9 октября 2011г. Греция (Лутраки). – Международный журнал экспериментального образования. 2011 № 11 - с.67-72 .

- Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (античность, средневековье, возрождение) - « Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов». Международная научная конференция. Франция (Париж). Международный журнал экспериментального образования 2012 № 4.- с. 53-58.

- Истоки балетной иконографии (о двуединстве образа и эпохи). Международная научная конференция. « Новые технологии, инновации, изобретения». . Мальдивские острова. 2012. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 4. с. 62-65.

- Специфика авторской типологии в балетной теме В. Серова. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники.» Международная научная конференция Италия (Рим). 19-17 апреля. Международный журнал экспериментального образования. 2012 № 5.- с. 75-82.

- Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (Западная Европа XVII-XX вв) «Культурное наследие России в современном мире» Международная научная конференция. Англия (Лондон). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 7.- с. 147- 153

- Славянский генезис в историко- культурном наследии первого периода «Русских балетных сезонов». . История, языки и культуры славянских народов: от истоков к грядущему. 25- 28 ноября. Прага. Сборник материалов конференции. 2012г.- с 213-218

- Slavis genesis in historical-cultural heritage of theflrst period of «Russian ballet seasons». Science, technology and Higher Education Materials of the international research and practice conference. Vol.1. 2012. Westwood, Canada. 2012.- с 562- 565.

- Специфика театральной экскурсии (на основе экспозиций театральных музеев). Актуальные проблемы науки и образования, КУБА (Варадеро) 20-31 марта 2013. Успехи современного естествознания" 2013 №2. - с. 115-118.

- Специфика театральной экскурсии (на основе экспозиций театральных музеев. Экономический механизм инновационного развития, Австралия (Сидней), 26 марта- 6 апреля 2013. European Journal Of Natural History. 2013 № 2.- с. 56-57.

- Art study analysis as a main component of excursions, linked to learning artistic heritage. Priority trends in development of science, technologies and technology, Italy (Rome- Florence), on April 10 -17 April 2013.International journal of experimental education. 2013 № 2. - с. 69-70.

- Искусствоведческий анализ как основной компонент экскурсий, связанных с обьектами художественного наследия. Проблемы экономической безопасности, моделирование и прогнозирование экономических процессов, 16-23 апреля 2013, Израиль. "Международный - журнал прикладных и фундаментальных исследований" 2013 №4. с.69-70

- Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение). Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная культура и культурные традиции всероссийская научная конференция с международным участием. Казань. 26 апреля 2013. - с. 64-75.

- Научные аспекты в искусствоведческих и культурологических экскурсиях. Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. Международная научно-практическая конференция. Апрель 2013. Fundamental science and technology-promising developments. Vol. 2. Spc. Academic. - P. 33-38.

- Жанр театрального портрета в творчестве художников «Мира искусства» Academic science – problems and achievemets. Материалы II Международной научно-практической конференции. 5-6 сентября. 2013г. Москва. - с.35-39.

- Концептуальные подходы к иконографическому материалу как источнику решения вопросов теории и практики современного балетного театра. Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября. 2013. ч. 9. Тамбов. - с. 101-102

- Осмысление «мирискуснических» традиций в творчестве К. Голейзовского. Инновационные направления в педагогическом образовании. Международная научная конференция. Индия (ГОА). Международный журнал экспериментального образования 2014 № 1. (часть 1.) - с. 149-152.

- Архитектонические принципы в балете (диалог искусств в пространственной среде). Современное образование. Проблемы и решения. Международная научная конференция. Тайланд. (Бангкок - Паттайя) Международный журнал экспериментального образования 2014 № 1. (часть 2.) - с. 140-174.

- Принципы научности в искусствоведческих экскурсиях. Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. VII (2011) и VIII (2012) межрегиональные научные конференции. М., 2014. - с. 153-155.

- Балетные портреты В. Серова (описание и анализ). Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. VII (2011) и VIII (2012) межрегиональные научные конференции. М., 2014.- с. 209-215

- Особенности творческого метода М. Фокина в контексте художественного наследия рубежа XIX-XX вв. Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. Международная научная конференция. Швейцария (Берн 27 апреля - 3 мая. 2014.) Международный журнал экспериментального образования 2014 № 5 (часть 2) - с. 56-60.

- Балерина А..Павлова в скульптурах Г.Лаврова ( к вопросу о пластическом языке танца). Проблемы качества образования. Международная научная конференция. Марокко. 20 -27 мая. 2015. Международный журнал экспериментального образования 2015 № 7 - с. 121-123.

- Восточные мотивы в балетных костюмах Л .Бакста.. Фундаментальные исследования. Международная научная конференция. Тунис. (Хаммамет). 9-16 июня. Международный журнал экспериментального образования 2015 № 7 - с. 149-152.

- "The Giants Against the Gods: the Dramatic and Plastic Explication of the Pergamon Alrar Contemplation of the Exhibit at the Pushkin State Museum of Fine Arts. The Russian State Specialized Academy of Arts, Institute of Fine Arts, Zhengzhou University and the International Science and Culture Center for Academic Contacts (ISCCAC) are pleased to announce the 2015 International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2015). http://www.atlantis-press.com/php/pub.php?publication=icadce-15

Учебно – методические работы за последние пять лет:

- История русского театрально – декорационного искусства. Программа для факультета «Искусствоведение» РГГУ., 2010 -50 с.

- Теория и история искусств. Учебно – методическое пособие для актерского и режиссерского факультетов Института Русского театра. М., 2010 – 220 с.

- Теория и история искусств. Учебно – методическое пособие для факультета хореографии Института Русского театра. М., 2010 –240 с.

- Теория и история искусств. Учебно – методическое пособие для актерского и режиссерского факультетов Института Русского театра. (Аннотация) – Наука и образование в современной России. Международная конференция 15-18 ноября. Москва. – Международный журнал экспериментального образования 2010 № 12, с.13 -15. ..

- Теория и история искусств. Учебно – методическое пособие для факультета хореографии Института Русского театра.(Аннотация) – Наука и образование в современной России. Международная конференция 15-18 ноября. Москва – Международный журнал экспериментального образования 2010 № 12, с. 15,16. .

- История стилей. Учебная программа для магистров спец. «Дизайн» Электрон. вариант. РГСУ., 2011г.- 40 с.

- История костюма. Учебно-методическое пособие для актерского, режиссерского, хореографического факультетов Института Русского театра. ИРТ. М., 2011. - 350 с.

- История костюма. Учебно-методическое пособие для актерского, режиссерского, хореографического факультета ИРТ. (Аннотация). Успехи современного естествознания 2011 № 10 с.57-58 .

- История дизайна. Учебная программа для бакалавров по направлению «Дизайн». РГСУ, М., 2011- 30 с.

- Современные проблемы дизайна. Учебная программа для магистров. По направлению «Теория и практика дизайна». РГСУ, М.,2012 -. 36 с.

- Современные техники анализа текстов культуры . Учебная программа для магистров. по направлению «Культурология». РГСУ М.,2013. - 28 с.

- Исследование культуры в современном мире. . Учебная программа для магистров. по направлению «Культурология». РГСУ М.,2013. - 26 с.

- Культурология. Учебная программа для актерского и режиссерского факультета по направлению «Актер драматического театра и кино». Институт театрального искусства. М.,2013-. 24 с.

- История материальной культуры и быта. Учебная программа для актерского и режиссерского факультета по направлению «Актер драматического театра и кино». Институт театрального искусства М.,2013.- 35 с.

- Образцы классического наследия. Учебная программа для факультета хореографии по направлению «Хореографическое искусство». Московский гуманитарный университет. М., 2014.-32 с.

- Работа актера с художником. Учебная программа для актерского факультета по направлению «Актер драматического театра и кино». Московский гуманитарный университет. М., 2014 – 34 с..

- Проектные технологии в искусстве Учебная программа для факультета по направлению «Режиссура театрализованных представлений» ». Московский гуманитарный университет. М., 2014.- 26 с.

- Введение в педагогику художественного образования. Учебная программа для факультета хореографии по направлению «Хореографическое искусство». Московский гуманитарный университет. М., 2014. - 32 с.

- История костюма. Учебная программа для факультета хореографии по направлению «Хореографическое искусство». Московский гуманитарный университет. М., 2014. - 38 с.

- История преподавания танца. Учебная программа для факультета хореографии по направлению «Хореографическое искусство». Московский гуманитарный университет. М., 2014. 28 с.

- Костюм и сценическое оформление танца. Учебная программа для факультета хореографии по направлению «Хореографическое искусство». Московский гуманитарный университет. М., 2014 28 с.

- История и эволюция архитектурных форм театрального здания. Методические рекомендации . для дипломных работ. РУДН М.,2014. - 68 с.

- Введение в искусствоведение. Учебная программа для факультета по направлению «Изящные искусства» МГУДТ.,2015. - 38 с.

- Искусство Западноевропейского средневековья. Учебная программа для факультета по направлению «Изящные искусства». МГУДТ.,2015. - 45 с.

- История искусств. Учебная программа для факультета по направлению «Дизайн» МГУДТ.,2015.- 32 с.

- История театра. Учебная программа для факультета по направлению «Изящные искусства». МГУДТ.,2015 - 38 с.

Всего опубликованных трудов: 265, из них 216 – научные, 49 – учебно-методические.

Портнова Татьяна Васильевна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 20 октября 2015