RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16743 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Коноплёв Николай Сергеевич


Коноплёв Николай Сергеевич

Учёная степень: Доктор философских наук

Ученое звание: Профессор

Академик Российской Академии Естествознания

Научное направление: Философские науки

Регион: Иркутская область

Рейтинг: 52 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Коноплёв Николай Сергеевич родился 16.01.1941 в г. Иркутске. Он специалист по теории познания; доктор философских наук, профессор, академик Российской Академии Естествознания (26 июля 2005 г.; № 1570). С отличием окончив (1963) филологический факультет Иркутского государственного университета (ИГУ), работал в газетах Иркутской области, служил в рядах Советской Армии. В 1966 г. поступил в аспирантуру на кафедру диалектического и исторического материализма ИГУ, завершив её в 1970 г. защитой кандидатской диссертации «О некоторых противоречиях мировоззрения Ф. М. Достоевского» (научный руководитель – заведующий указанной кафедры д. филос. н., профессор Л.А. Петров /1908-1975/). Диссертация впервые вскрывает задействованную тремя уровнями эволюцию взглядов возвышенного писателя-гуманиста: (1) от приверженности к утопическому социализму Ф.М. Ш. Фурье (1772-1837) и Р. Оуэна (1771-1858) – через (2) «почвенничество» - писатель выходит на (3) «русский социализм» с его своеобразным синтезом западных демолиберальных установок и отечественных «общинных пристрастий». Складывавшаяся структура мировоззрения «неуёмного» защитника «униженных и оскорбленных» носила антисциентистскую направленность и вполне может быть использована в гуманитарной научно-исследовательской программе (ГНИП). Под пером великого мыслителя философская тематика обретает такое человеческое измерение, которым может быть охарактеризована складывающаяся ныне постнеклассическая научная картина мира («постнеклассика») с ее объемным просмотром личностного начала в индивиде. Оперируя постиженческими интенциями, такими как обоснование раздвоенности внутреннего мира человека на антиномично противостоящие добро и зло, а также на осознание того, что коль скоро социализм как выражение человеческого коллективизма бессилен перед индивидуально воспроизводимым злом, «больная совесть наша» (слова А.М. Горького /1868-1936/ о Ф.М. Достоевском /1821-1881/) демонстрирует: мир, созданный Богом, не может быть принят «рядовым страдальцем». Своим творчеством Ф.М. Достоевский «стягивает» человека «земными узами», отодвигая религиозность на «окраину» духовной Ойкумены: она – эта религиозность – дает о себе знать преимущественно в осуществлении индивидом жизненного выбора. Однако отказываясь – устами Ивана Карамазова (роман «Братья Карамазовы») - от созданного Богом мира, Ф.М. Достоевский на деле «упраздняет» теодицею: делает ответственным за сотворяемые человеком добро и зло самого этого человека. Последний обретает у писателя «человекобожеский статус». Это существенно меняет осоциаленную природу человека: теперь она сама созидает себе духовный щит, служащий опорой «оставленному на произвол лишенцу». Поскольку – как мы знаем - рассматриваемую природу затверждают общественные отношения, писатель убедительно демонстрирует коллективистский расклад своего современника. К таким выводам о Ф.М. Достоевском спустя какое-то время после защиты кандидатской диссертации (дающей для предлагаемого «резюме» веские основания) пришел её автор. Ф.М. Достоевский – показал соискатель -- с «естественнонаучной» точностью «раскрутив» внутренний мир человека, предложил его в качестве жизненно актуального варианта для последующих – включая наше -- времён. Опираясь на выведенную из анализа творчества Ф. М. Достоевского систему теоретико-методологических установок (соответствующих, как было отмечено, ГНИП), Н.С. Коноплёв в 1988 г. (ЛГУ, Ленинград) защитил докторскую диссертацию «Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук: содержание детерминации гуманитарных наук». В ней наработанный еще с «кандидатских времен» материал предстал условием раскрытия собственно гуманитарных наук – «контекстом методологически настроенной субъектно-субъектности». Особое значение имело здесь переосмысление научного факта. Этот факт в гуманитарном познании уже не «среднестатистическое резюме» (каковым он является, к примеру, в естествознании), но «резидент» той уникальности, которая присуща исключительно личностному началу, заявляющему о себе неповторимым творчеством. Гуманитарный факт – основной детерминант в определении содержания и направленности гуманитарных наук, скрепляющий их «модельным разворотом», или «типически затверждаемой человечностью». Докторская диссертация Н.С. Коноплёва выразила исходные теоретические установки исследователя.

С 1990-го по 2010-й гг. Н.С. Коноплёв -- зав. кафедрой философии ИГУ (ныне это кафедра философии и методологии науки), а теперь работает там же рядовым профессором. Область его сегодняшних научных интересов – выяснение природы математического знания (связанного с раскрытием изменчивости как ведущей стороны движения – единственного способа существования известных нам уровней реальной действительности; в таком случае предмет науки математики напряженно увязан временем как фикцией изменчивости); анализ информационной реальности в свете личностной проблематики (постижение становящейся картины информационной реальности, места информации в обучающе-воспитательном процессе, а также показ того, как становящийся инфомассив «виртуализирует» личностное начало в индивиде); раскрытие сущности российской интеллигенции (сводимой, в частности, -- по мнению Н.С. Коноплёва – к обоснованию факта институционализации современного образования и – благодаря этому -- к духовно-практическому освоению «точечно» осваиваемой ноосферы); вопросы культурологи (уточнение взаимосвязи культуры и цивилизации в условиях классового деления мира на «золотой миллиард» и «оставшееся человечество»); история философии (попытка объяснения природы изначальной -- архаизированной – рефлексии по поводу обобщенного видения мира, что и составляет содержание собственно «прецедента философии»); анализ генезиса духовности восточносибирского народонаселенческого ареала (выявление так называемой метисированной духовности как умения оперировать древнейшими пластами человеческой ментальности контекстом ее современного прочтения); гендерная тематика (опираясь на которую мы уточняем межличностные связи, и под их воздействием природно-половая выразимость индивида усиливает свою социорепрезентативность).

Изучение интересующих его конкретных аспектов научной методологии Н.С. Коноплёв тесно связывает с развертыванием гносеологии -- фокусом диалектически соотносимой деятельности внешних (от которых в итоге, как мы знаем, зависит содержание рацио) и внутренних (преимущественно задействованных на «презентацию» внерелигиозной веры) ощущений. Проясняемая таким образом вероисповедная (не включающая религиозного настроя) составляющая человеческой духовности может быть приближена к тому, чтобы оказаться непосредственно задействованной словом (сегодня эту задачу для нее решает «стянутый» вербальностью «редуцирующий» разум, вследствие чего то, что собою представляет вера, мы весьма опосредованно приоткрываем с его помощью). Это значит: человеческая духовность, обретая подлинную цельность, станет совершеннее – нелинейным охватом – постигать реальную действительность. В работах Н.С. Коноплёва – далее – конкретизируется специфика гуманитарного познания как условие «промера» «аутентичной человечности»; уточнены предпосылки разведения (благодаря обоснованию факта научности гуманитарного знания) гуманитарных и собственно общественных наук. Касаясь в этой связи науки истории, также входящей в круг интересов исследователя, он отмечает: предметом науки истории является артефакт, т. е. фрагмент прошлого, который усилиями субъекта духовной деятельности приобщён к воспроизводимому «здесь и теперь» интервалу времени. Специфика отмечаемой науки -- в том, что она, «очаровываясь» прошлым как объектом собственной развёрстки, должна тесно сопрягаться с предметом исследования, уверенно вписывающимся в настоящее. Противоречие здесь видится в том, что предмет науки истории и её объект находятся в разных временных параметрах. Необходимо их сблизить – подвести к общему знаменателю (т. е. разрешить отмечаемое противоречие). Им становится личность историка, усваивающая простую истину: с позиций статической концепции времени прошлое, настоящее (и будущее) одновременны (такова её суть, вытекающая из характера личностно преломляемых общественных отношений); и воспроизводимый памятью артефакт, невольно оборачиваясь настоящим, становится – в своей соотнесенности с личностью историка – предметом науки истории. Но и будущее включено в настоящее благодаря целеполаганию, стимулирующему субъекта духовной деятельности к дальнейшему совершенствованию. История, показывает Н.С. Коноплёв, становится духовно деятельностным аппаратом, осуществляющим связь трёх временных интервалов. Это позволяет – контекстом той же статической концепции времени -- рассматривать временную последовательность как процесс переживания бесконечно длящейся изменчивости. Статическая (и тесно связанная с ней динамическая) концепция времени, в отличие от сциентизированных варианотов, представленных субстанциальной и реляционной концепциями, определившими развитие естествознания Нового времени, носит – под воздействием психологической выверяемости – гуманитарную, ценностно ориентированную направленность. Являясь фикцией, или данным человеку от природы естественно-методологическим конструктом по освоению проживаемой изменчивости, время через настоящий момент своего самовыражения неизбежно опредмечивается деятельностью субъекта. Как бы ни относился субъект к различным временным реалиям, он всегда пребывает во власти настоящего момента. К нему же приурочивается объектно-предметный срез сциентизированного познания, и наука история – очевидное исключение, выражающее её гуманитарную завербованность (которой лишён сциентизм ввиду его отстранённости от морально-нравственных норм). Но если это так, очеловеченное время (а иным оно, судя по его фиктивной репрезентативности, сопряженной с содержанием статической концепции, быть не может) проигрывается субъектом деятельности, и любой временной уровень приурочивается к настоящему моменту. Опирающаяся на ГНИП философская методология – по Коноплёву – однозначно задействована субъектно-субъектными отношениями, направляющими историческое исследование в концептуально-статическое исполнение длящегося времени. Выступая средством нашего переживания изменчивости, а также способом овладения ею, время интенсифицирует причастность индивида к его – времени – осознанию в качестве «двуликого Януса». Двуликость – явная метафора того, что, воплощая настоящее, «Янус» затверждается в качестве своеобразного «куратора» и для свершившегося прошлого, и – одновременно – для одолевающего человечество будущего. При таком последовательно воспроизводимом раскладе время наглядно растворяется изменчивостью, сфокусированной «двуликим Янусом». Один его «лик» сосредоточен на старости, другой – на юности. Оба «лика» разбегаются противоположными сторонами, символизируя прошлое и будущее. Примиряющий их «фактор» -- сам «державный Янус», стягивающий цепкими руками бразды правления временем. Сие свидетельствует о том, что лишь через настоящее мы способны разобраться в прошлом, наметить «предписания» будущему. Приводимая метафора с «двуликим Янусом» позволяет нагляднее представить специфику выводимости предмета науки истории. Место её, показывает исследователь, заключается в том, что, соотнося «прошлое» с объективированной «вечностью» (предстающей своеобразным «синергетическим хаосом»), история в своём предметно-научном охвате реальной действительности замещает отмечаемый хаос «упорядоченным социокосмосом». Благодаря столь удачно занимаемому наукой историей положению она вполне может служить динамичным стимулятором развития различных отраслей гуманитарного знания, а также в целом современного обществоведения (и не только его, ибо, по словам К. Маркса, «мы знаем только одну-единственную науку, науку истории» / цит. по: Карл Маркс и современность. – М.: Политиздат, 1983. – 221 /). Это подтверждает сложившееся в науковедческой традиции представление о той значимой роли, которую играют исторические исследования в затверждении гуманитарно-общественной проблематики. Оценивая с современных научных позиций исторически воспроизводимую процессуальность, можно – полагает Н.С. Коноплёв -- адекватнее измерить то, что непосредственно находится у всех на виду – скажем, недавно охвативший и продолжающийся по настоящее время человечество финансово-экономический кризис (служащий предпосылкой глобально «удушающей» неравновесности). В нём актуализуется так называемая негативная диалектика. Она, в отличие от диалектики позитивной (определяющей содержанием реальных противоречий поступательность движения, характеризующего развитие природы и общества), просто-напросто расширяет своей планетарностью угрозу всему живому (это связано с тем, что негативная диалектика сорганизуема тупиковой ситуацией и оттого «свободна» от противоречий). Указанной тематикой пронизаны выступления Н.С. Коноплёва на Международном научном конгрессе «Глобалистика – 2009» (20-23 мая 2009 г., Москва), V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (25-28 августа 2009 г. Новосибирск), Международной научной конференции «Человек – объект и субъект глобальных процессов» (20-21 ноября 2009 г., Санкт-Петербург), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социальной и административной консолидации Сибири» (г. Иркутск, 8-9 декабря 2010 г., секция «Инновации в современном образовательном процессе»). Раскрывая негативную диалектику, Н.С. Коноплёв приходит к напрашивающемуся выводу о том, что негативная диалектика, которая в условиях земной жизни является порождением НТР, может быть преодолена при опоре на научно-технический прогресс – с позиций инновационного подхода. Всё зависит от того, как в условиях классового противостояния в современном мире человечество сумеет разрешить стоящую перед ним проблему выживания. Снятие ее – полагает ученый – осуществимо в границах пока еще вяло оформляемой ноосферной реальности. Одним из ее «горних очертаний» может стать Байкальский регион. На VI Российском философском конгрессе (Нижний Новгород, 2012 г.) Н.С. Коноплёв выступил с докладом (отреферированном в журнале «Вопросы философии». - 2013. - № 1. – С. 11) «Постнеклассическая научная картина мира: гуманитарный аспект», в котором попытался показать, как под влиянием современной гносеологической ситуации происходит диалектически воспроизводимая замена собственно научного познания феноменом постижения - наиболее адекватным способом раскрытия реальной действительности. Анализируемое положение развернуто монографией «Философия образования в XXI веке: новые ориентиры» (2013). Здесь показано, как институционализация образования – под влиянием глобалистики - формирует личность в условиях массовой индивидуализации социума. На VII Российском философском конгрессе (Уфа, 6-10 октября 2015 г.) Н.С. Коноплёв выступил с докладом «Специфика гуманитарного познания», в котором, проанализировав гуманитарный научный факт, свел его содержание к раскрытию уникально складывающегося личностного начала как претворенного творчества.

Под руководством проф. Н.С. Коноплёва защищены 6 докторских и 16 кандидатских диссертаций по философии.

За многолетнюю трудовую деятельность Н.С. Коноплёв был награжден медалью «Ветеран труда» (1988), отраслевой наградой Министерства Российской Федерации – нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (1998). В 2012 г. Н.С. Коноплёву присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Н. С. Коноплёв является также действительным членом Академии Гуманитарных Наук (1995).

Научные публикации:

Н.С. Коноплев - автор св. 300 научных работ.

Основные труды:

Коноплёв Н.С."Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук" / Коноплёв Н.С. - Иркутск, 1986. - 320 с. (21 п.л.);

Коноплёв Н.С. "Введение в культурологию". Ч. 1. / Н.С. Коноплёв. - Иркутск, 1994. - 155 с. (10 п. л.);

Коноплёв Н.С. "История западноевропейской философии" / Н.С. Коноплёв. - Иркутск, 1995. - 157 с. (10 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Гносеология на распутье" / Н.С. Коноплёв // Проблемы философии, политологии, истории и образования на рубеже тысячелетий. Вып. 4. - Иркутск, 2001. - С. 24-38 (0,9 п. л.);

Коноплёв Н.С. "О предмете науки истории. Методологический аспект" / Н.С. Коноплёв // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. Т. 1: Философия и методология науки, эпистемология, философская онтология, логика, философия природы, философия сознания, философия техники, философия образования. Ростов н/Д.; Изд-во СКНЦ ВШ. - 2002. - С. 49-50 (0,2 п.л.);

Коноплёв Н.С. "Метисированная духовность как основа межличностного взаимодействия / Н.С. Коноплёв // . - Иркутск, 2006. - 142 с. (8,2 п.л.) (В соавторстве с А.Б. Ринчиновой; л.);

Коноплёв Н.С. "Ленинское учение о материи" / Н.С. Коноплёв // "Созидание человеческого общества". -- Материалы Седьмой Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 13-14 апреля; Москва, 29 мая 2007 г.). - Сб. науч. ст. - М.: РФО, 2008. - С. 20-25 (0,3 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Диалектика в условиях глобально-планетарной напряженности социума" / Н.С. Коноплёв // Материалы Междунар. науч. конгресса "Глобалистика - 2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства", Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г. / Под общей ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. В 2-х тт. Том I. М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 72-75 (0,4 п. л); "С высот философского форума" // Вестник Российского философского общества. 3 (51), 2009. - С. 35-44 (0,7 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Историческая наука в поисках предмета исследования. К постановке вопроса" / Н.С. Коноплёр // Россия и Восток: взгляд из Сибири: Всерос. науч. конф., посвящ. 30-летию Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований ИГУ (Иркутск, 19 декабря 2008 г.): материалы / [редкол: В.П. Олтаржевский [и др.]]. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. - С.- 29-32 (0,3 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Становление личностного статуса современной российской женщины: монография" / Н.С. Коноплёв /. - Иркутск: Оттиск, 2010. - 120 с.(7,3 п. л.) (В соавторстве В.С. Флусовой);

Коноплёв Н.С. "Наука история и наши дни: к постановке вопроса" / Н.С. Коноплёв // Восток - Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири: Всерос. науч. конф. (Иркутск, 23 апреля 2010 г.) : материалы. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - С. 7-14 (0,5 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Глобально-планетарные устремления капитала в условиях нарастающей динамонеравновесности социума. Поиски выхода. К постановке вопроса" / Н.С. Коноплёв // Материалы II Международного научного конгресса "Глобалистика - 2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления", Москва, 18-22 мая 2011 г. / Под общей ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. В 2-х тт. Том I. - М.: МАКС-Пресс, 2011. - С. 46-47 (0,2 п. л.): Коноплёв Н.С. "Место диалога в личностно реализуемом образовательном пространстве" / Н.С. Коноплёв // Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачевские научные чтения, 12-13 мая 2011 г. Т. I : Доклады. - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 559-560 (0,3 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Постнеклассическая научная картина мира: гуманитарный аспект" / Н.С. Коноплёв // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. 1. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - С. 305-306 (0,2 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Характер связи истории и прошлого. Соединима ли она с "неземными вехами"? Философский репортаж" / Н.С. Коноплёв // Человек на Востоке и Западе: взгляд из Сибири: Междунар. науч. конф. Иркутск, 18 мая 2012 г.: материалы / [редкол.: В.П. Олтаржевский [и др.]]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. - С. 65-74 (0,6 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Философия образования в XXI веке: новые ориентиры: монография" / Н.С. Коноплёв //. - Иркутск: Оттиск, 2013. - 132 с. (8,4 п. л.) (В соавторстве с В.А. Колесниковым);

Коноплёв Н.С. "Системно-диалектическая методология научного исследования: монография" / Н.С. Коноплёв //. - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2015. - 179 с.(10,4 п.л.) (В соавторстве с В.Е. Осиповым, Э.А. Самбуровым);

Коноплёв Н.С. "Специфика гуманитарного познания" / Н.С. Коноплёв // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. Т. 1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 81 (0,1 п. л.);

Коноплёв Н.С. "В погоне за истиной. На VII Российском философском конгрессе. Впечатления участника. Репортаж" / Н.С. Коноплёв // Проблемы философии, культуры, образования в России XXI века. Сборник статей. Под ред. М.В. Бахтина. - М.: ИД "Энциклопедист-Максимус", 201. - С. 15-25 (0,6 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Феномен духовной глокализации социума как способ действенного преодоления односторонностей глобалистики: монография" / Н.С. Коноплёв //. - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2016. - 120 с. (7 п.л.) (В соавторстве с В.А. Лазебным, В.В. Кардашевским);

Коноплёв Н.С. "История свободомыслия: учебное пособие" / Н.С. Коноплёв //. -- Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2016. - 125 с. (7,4 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Работы разных лет" / Н.С. Коноплёв. - М.: Издательский дом "Энциклопедист-максимум", 2018. - 187 с. (14 п. л.);

Коноплёв Н.С. "И.В. Сталин и негативная диалектика. К постановке вопроса"; / Н.С. Коноплёв // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы: материалы XX межрегиональной молодёжной научно-практической конференции (Иркутск, 15 апреля 2018 года). - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2018. - С. 6-15 (0,6 п. л.);

Коноплёв Н.С. "В.И. Ленин и Л.Н. Толстой: духовная связь вождя с великим мыслителем, классиком русской и мировой литературы. По мотивам горьковских воспоминаний. Философский репортаж" / Н.С. Коноплёв // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы (Иркутск, 9 декабря 2018 года). - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2019. - С. 65-89 (2 п. л.);

Коноплёв Н.С. "В.И. Ленин - патриот" / Н.С. Коноплёв // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы (Иркутск, 21 апреля 2019 года). - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2019. - С. 10-24 (1,3 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Иллюзорно-бытовые и иллюзорно-религиозные аспекты ощущения зрения" / Н.С. Коноплёв // Известия Иркутского государственного университета. Серия "Политология. Религиоведение". - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. - Т. 29. -- С. 55-66 (0,7 п. л.);

Коноплёв Н.С. "Характер сопричастности дистантных ощущений к иллюзорно-религиозной стороне духовного настроя индивида. К постановке вопроса" / Н.С. Коноплёв // Известия Иркутского государственного университета. Серия "Политология. Религиоведение". - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. - Т. 29. - С. 101-117 (0,9 п. л.).

Коноплёв Николай Сергеевич имеет награды:

Участник Интернет-энциклопедии "Ученые России"
ДИПЛОМ "Золотая кафедра России"
Почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования РАЕ"

 

Последняя редакция анкеты: 28 апреля 2020, 12:28

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI