RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15760 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Ефремова Надежда Федоровна


Ефремова Надежда Федоровна

Учёная степень: Доктор педагогических наук

Ученое звание: Профессор

Академик Российской Академии Естествознания

Научное направление: Педагогические науки

Регион: Ростовская область

Индекс цитирования научной биографии: 1 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 105 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Ефремова Надежда Федоровна, доктор педагогических работ, профессор, заведующая кафедрой «Педагогические измерения» Донского государственного технического университета. Окончила Ростовский государственный университет, физический факультет, по специальности физика. В 1972 г. защитила диссертацию на соискание кандидата физико-математических наук на тему «Магнитные свойства мелких частиц сильно разбавленных сплавов», 2003 защитила докторскую диссертацию на тему «Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании» по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.

Основное научное направление: теория и практика педагогических измерений и квалиметрии в образовании, развитие систем оценки качества образования и мониторинга достижений обучающихся.

Иная деятельность:

• Член ученого совета Федерального института педагогических измерений (ФИПИ г. Москва);

• Член ученого совета ДГТУ.

• Действительный член Российской Академии Естествознания (РАЕ).

• Член-корреспондент Академии проблем качества.

• Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

• Почетный профессор ДГТУ.

По направлению 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» открыта аспирантура, защищены пять кандидатских работ, ведется подготовка кандидатских работ аспирантами и соискателями, осуществляется консультативная работа при подготовке докторских диссертаций.

Проблема оценки качества в настоящее время является одной из актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Конкурентная ситуация в мировом образовательном пространстве диктует необходимость ускорения перехода отечественной образовательной системы на современные методы и технологии управления качеством обучения. Общая черта системных изменений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях – нацеленность на обеспечение доступности и гарантии качества образования. В свою очередь гарантия качественного обучения тесно связана с качественным оцениванием его результатов, а поэтому в последнее время значительно вырос спрос рынка образовательных и интеллектуальных услуг на объективную оценку результатов обучения. С разной степенью развития, но практически во всех регионах, идет формирование региональных систем оценки качества образования, создание независимых центров оценки результатов обучения, в том числе в формах образовательного аудита. Потребности в оценке знаний и компетенций непрерывно увеличиваются, растет запрос на качество педагогических измерителей и качественное проведение оценочных процедур. На сегодня в стране на всех уровнях образования (начальном, основном и среднем общем, а также профессиональном) и профессиональной деятельности существуют острая потребность в специалистах в области педагогических измерений и разработки надежных оценочных инструментов.

За последнее десятилетие в нашей стране существенно изменилось отношение к контрольно-оценочной деятельности в сфере образования за счет различных взаимосвязанных факторов:

 информатизация всех уровней образования и непрерывное повышение доли статистических данных массовых оценочных процедур в оценке уровня подготовленности обучающихся на всех этапах обучения;

 требование гарантии качества обучения при международной интеграции и создании единого общеевропейского образовательного пространства;

 введение государственных образовательных стандартов и новых форм государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования (ЕГЭ, ГИА-9 и др.);

 формирование и развитие общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) для совершенствования систем управления качеством обучения.

Эти формы деятельности без специалистов тестологов, аналитиков, интерпретаторов данных образовательной статистики, организаторов массовых оценочных процессов не могут быть полезными и эффективными. Целый спектр специфической контрольно-оценочной и оценочно-аналитической деятельности становится важным и востребованным, в том числе разработка:

 оценочных материалов для системы образования и для оценки персонала;

 технологий и различных форм тестирования;

 процедур оценивания и методов обработки информации;

 индикаторов, показателей, критериев, норм, шкал, спецификаций и оценочных средств;

 методов сертификации персонала по проведению оценочных процедур;

 методов анализа, интерпретации и использования данных массовых оценочных процедур для управления качеством образования;

 профессиональных профилей (профессиограмм) и оценочных средств по квалификациям персонала в производственной сфере и др.

По направлению 27.04.02 – "Управление качеством" реализуется программа подготовки магистров «Измерения и оценка качества образования». Отличительной особенностью этой программы является сбалансированное сочетание теории и практики в области оценки результатов в целях управления качеством обучения. Она нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов в этой области с учетом международного и отечественного опыта организации и проведения массовых оценочных процедур, разработки и конструирования оценочного инструментария.

Ефремова Н.Ф. автор более 300 работ, в том числе монографии, учебные пособия, методические рекомендации, статистические и аналитические сборники региональной образовательной статистики по качеству обучения школьников Ростовской области, статьи в ведущих журналах, тезисы конференций. Разработаны учебно-методические комплексы по вопросам педагогических измерений, компетентностного подхода к обучению студентов и оцениванию освоения ими основных образовательных программ, современных технологий обучения в высшей школе. В рамках повышения квалификации командированных научно-педагогических работников подведомственных вузов за счет средств федерального бюджета ежегодно проводятся циклы семинаров по проблемам оценки качества образования, использования современных технологий обучения и введения компетентностного обучения в вузах и ссузах.

Научные публикации:

Наиболее важные публикации за последние пять лет:

1. Ефремова Н.Ф. Качество образования как фактор развития социосистем (статья) / Вестник университета / ГУУ. 2009. - № 7.

2. Ефремова Н.Ф., Михалёва Т.Г. Мониторинг учебных достижений как объект стандартизации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 3. С. 12-18.

3. Ефремова Н.Ф. Особенности построения региональной системы оценки качества образования // Вестник Донского государственного технического университета. 2009. Т. 09. № 01. С. 162-172.

4. Ефремова Н.Ф. Подготовка к единому государственному экзамену как педагогическая проблема / Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 18-22.

5. Подходы к оцениванию компетенций в образовании. - Ростов н/Д: Аркол, 2009. - 228 с.

6. Ефремова Н.Ф. Качество образования как фактор развития социосистем (статья) / Вестник университета / ГУУ. – 2009. - № 7. (0,6 п.л.).

7. Ефремова Н.Ф., Корсунова Е.Ф. Независимое оценивание учебных достижений как инструмент формирования компетенций обучающихся / Педагогика. 2009. № 7. С. 57-62. (0,3 п.л.).

8. Ефремова Н.Ф. Особенности построения региональной системы оценки качества образования // Вестник Донского государственного технического университета. 2009. Т. 09. № 01. - С. 162-172.

9. Ефремова Н.Ф. Азарова Р.Н. Ананьева Т.Н. Бабаевский П.Г. и др. Пректирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Рекомендации для руководителей и актива учебно-методический объединений вузов.- М.: ИЦПКПС. 2009.-68 с.

10. Ефремова Н.Ф. Казанович В. Г.. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения : установочные организац.-метод. материалы темат. семинарского цикла. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.

11. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2010. - 216 с.

12. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников / Высшее образование в России. 2010. № 4. - С. 43-48.

13. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов: рек. для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов. - М-во образования и науки РФ. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 132 с.

14. Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч. Системность и преемственность в формировании фонда оценочных средств технического вуза // Совет ректоров. № 5. 2011. - С. 35-40.

15. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 17-21.

16. Ефремова Н.Ф. Обеспечение комплексного информационного регионального мониторинга условий и качества обучения школьников. Науч.-метод. пособие. – Ростов-на-Дону. «Аркол». 2011. – 204 с.

17. Ефремова Н.Ф. Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов // Высшее образование в России. - 2012. - № 11. - С. 119-125.

18. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании / Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 1. - С. 104-105.

19. Ефремова Н.Ф. Влияние модернизации образования на развитие социосистем / Н. Ф. Ефремова // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. - 2012. - № 3(64). - С. 117-123.

20. Ефремова, Н.Ф. Методические рекомендации по разработке и использованию фондов оценочных средств аттестации студентов и выпускников вузов на соответствие требованиям ФГОС ВПО / НИТУ "МИСиС"; сост.: Н.Ф. Ефремова, В.Г. Казанович. - М., 2012. - 54 с.

21. Ефремова Н.Ф. Влияние модернизации образования на развитие социосистем / Вестник ДГТУ. № 3 2012.

22. Ефремова Н.Ф, Месхи Б.Ч., Шумская Н.Н. Оценка достижений студентов в рамках требований ФГОС ВПО: создание фонда оценочных средств вуза для системной аттестации обучающихся в условиях компетентностной модели: учеб.-метод. пособие. (гриф) – Ростов-на-Дону. Изд. центр ДГТУ. 2012. – 104 с.

23. Ефремова Н.Ф., Склярова Н.Ю. Взаимодействие образования и бизнеса как путь развития экономики и решения социальных проблем / Вестник ДГТУ. № 2. 2013.

24. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - Москва. Издательство «Национальное образование». 2012 – 416 с. (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

25. Ефремова Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя: методическое пособие. / Н.Ф. Ефремова. - Москва. Издательство «Национальное образование». 2012 – 224 с. (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

26. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании / "Международный журнал экспериментального образования" №1, 2012 г. - С.

27. Ефремова Н.Ф. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Ефремова, И.Ю. Заярная, С.М. Максимов, Л.В. Могильницкая, А.Б. Эртель - Москва. Издательство «Национальное образование». 2013 – 208 с. (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

28. Ефремова Н.Ф. Взаимодействие образования и бизнеса как путь развития экономики и решения социальных проблем // Вестник Донского государственного технического университета. 2013, № 3-4 (72—73). - С. 157-164.

29. Ефремова Н.Ф. Склярова Н.Ю. Логистические процессы в образовании. - Москва. Издательство «Национальное образование». 2014 – 148 с. (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

30. Ефремова Н.Ф., Ершов А.Г., Илюхин Б.В. Качество обучения гарантируется надежностью оценки учебных достижений. Для профессиональной организации ВШК и мониторинга нужны специалисты. /Управление школой. № 1(571) 2014. Методический журнал для школьной администрации. – С. 38-40.

31. Ефремова Н.Ф. Независимость оценки как инструмент повышения качества образования / Сб. трудов V "Science, Technology and Higher Education" (Канада) , 2014. – С. 193-196.

32. Ефремова Н.Ф. Гарантия качества обучения в надежности оценки образовательных достижений/ Өрлеу Вести непрерывного образования № 4. 2014 (Казахстан, Караганда) – С. 62-67.

33. Ефремова Н.Ф. Гарантия качества компетентностного обучения в надежности оценки достижений обучающихся / Журнал "Фундаментальные исследования"

№11 (часть 5), 2014 г. – С. 1161-1167.

34. Ефремова Н.Ф. Логистический подход к управлению качеством обучения / Проблемы качества образования / Материалы ХХIV Всеросс. науч.-метод. конф. – Уфа-СПБ-Москва. 2014. – С. 39-48.

35. Ефремова Н.Ф. Эвалюация и логистика: новые инструменты в управлении качеством обучения / Журнал "Фундаментальные исследования" №8 (часть 6), 2014 г. – С. 1455-1459.

36. Ефремова Н.Ф. Эвалюация как информационная основа управления качеством обучения / Журнал "Фундаментальные исследования". № 2 (часть 7), 2015, С. 1489-1493.

Ефремова Надежда Федоровна имеет награды:

ДИПЛОМ "Золотая кафедра России"
Почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования РАЕ"
Почетное звание "Основатель научной школы"
Звание "Почетный доктор наук (DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA)"
Gold medal "European Quality" (Золотая медаль «Европейское качество»)
Орден LABORE ET SCIENTIA (ТРУДОМ И ЗНАНИЕМ)
Награда «Орден Александра Великого «ЗА НАУЧНЫЕ ПОБЕДЫ И СВЕРШЕНИЯ»
Орден PRIMUS INTER PARES (ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ)
Награда «Медаль Константина Ушинского»

 

Публикации в изданиях Российской Академии Естествознания: 5 / перечень публикаций

Последняя редакция анкеты: 29 апреля 2015, 16:57

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI