Фомкин Алексей Викторович
  1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Фомкин Алексей Викторович (род. 27 января 1973 года, Донецк) — артист балета, организатор хореографического образования, кандидат педагогических наук, ведущий отечественный исследователь хореографического образования, методолог и сторонник его реформирования, в частности, путём его перевода на двухуровневую систему (бакалавр-магистр). Активный сторонник либерализации балетного образования, развития междисциплинарной науки о хореографическом искусстве. Осуществил перевод хореографического образования Российской Федерации на систему бакалавриата и магистратуры (с упразднением специалитета), чем обеспечил нормативную возможность реализации вузами программ в области современного танца, легализовав его в системе российского хореографического образования. Создатель инновационной модели высшего образования для артистов балета (уровня бакалавриата), а также ряда программ магистратуры в сфере хореографии. Являлся и является руководителем ряда научных проектов, организатором научно-практических семинаров и конференций для вузов РФ по проблемам хореографического образования

В 1991 году окончил Ленинградское государственное хореографическое училище имени А.Я.Вагановой (ныне — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) по классу солиста Кировского театра, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Ю. И. Умрихина (специальность Хореографическое искусство, артист балета)[2] принят в балетную труппу государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне —Мариинский театр).

В 1993—1998 годах работал в Иоанно-Предтеченском православном братстве душеспасения, затем в Центре психологических, социальных и правовых исследований (ныне — Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр интегрально-синергетической психологии и психотерапии) под руководством психотерапевта А. В. Осницкого.

В 2000 году окончил Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой по специальности История и теория хореографического искусства (балетоведение).

С 1996 года — на разных должностях в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

С 2002 по 2013 год — проректор по учебно-методической работе, заместитель сопредседателя Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства (Учебно-методическое объединение).

С 2002 года — член Русского генеалогического общества.

С 2004 года ответственный секретарь Координационного совета по образованию в области культуры и искусства Министерства образования Российской Федерации.

В 2004 году за работу по разработке Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства объявлена благодарность Министерства образования Российской Федерации.

2005 год — решением Министерства образования Российской Федерации введен в состав «Рабочей группы по осуществлению Болонских принципов в России».

Руководитель и ведущий разработчик государственных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений в области хореографического искусства. Возглавлял группу по разработке программно-методического обеспечения государственных стандартов высшего профессионального образования.

В 2007 году присвоено звание доцента.

2007 год — член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».

2007 год — создатель инновационной концепции высшего образования для артистов балета (уровень — бакалавр). Данная система внедрена в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (с 2007 года).

2009 год — в РГПУ и́м. А. И. Герцена защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Исторические традиции современного балетного образования»

2010 год — по его инициативе и под руководством в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой была разработана и открыта инновационная образовательная магистерская программа «Научно-творческая лаборатория композиции современных форм танца» не имеющая аналогов в России.

С 2010 года — Заместитель Председателя Президиума Творческого Союза Работников Культуры и Искусств по научной и аналитической работе.

2013 год — публично выразил несогласие с решением Министерства культуры Российской Федерации о назначении ректором Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе и покинул Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой.

2013 год, декабрь — назначен советником, затем начальником отдела высших учебных заведений и нормативно-методического сопровождения учебного процесса Министерства образования и науки Российской Федерации.

С 2013 года аттестованный эксперт по аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования.

2014 год, май - назначен заместителем директора Культурного центра "Москвич", где занимается реализацией проекта "ТанцХауз".

2015, март - назначен художественным руководителем Культурного центра "Москвич".

2016 год, июнь - окончил НОУ "Институт практической психологии и психоанализа" (Москва), программа "Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия".

2016 год, июнь - с группой единомышленников создал и возглавил Автономную некоммерческую организацию "Вольное общество", ставящее своей задачей развитие инновационных проектов в сфере культуры, науки и образования.

С 2016 года - сотрудник Дирекции по развитию образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Интервью

Психолог Алексей Фомкин о том, какие страхи преследуют горожан и в чём их причина. 13 июля 2016 года

Встреча с Алексеем Фомкиным, художественным руководителем "ТанцХауза" в КЦ "Москвич" в рамках проекта «Терпсихора в кроссовках» — цикл публичных встреч с российскими современными хореографами 25 августа 2015 года

В Петербурге скончалась артистка балета и педагог Вагановки Эльвира Кокорина

Советы экспертов Фестиваля-конкурса "Про Движение". Москва, 2 мая 2016 года

Интервью порталу ROOMFOR 27.03.2015 об открытии магистратуры современного танца в Академии Вагановой - АгриппинаLAB

Интервью по поводу выпускных экзаменов в Самарском хореографическом училище

Интервью журналу DOZADO 04.03.2015 по проблемам реформирования балетного образования

Интервью 5-каналу TV по проблемам реформирования балетного образования Интервью с А. В. Фомкиным

"Музей и балет - профессии совместные". Интервью газете "Радио, телевидение Санкт-Петербурга". 31.07.2001. № 32(2362). С.2.

"Балет, балет" - интервью газете Одеськi вiстi. 16.08.2007. № 80(3638). С 13.

"Мировая школа: Академия балета вырастила самого молодого проректора". Новости Петербурга. 7-13.10.2003.С.25

Радиовыступления

Постоянный участник радиопередачи "Территория веры"

Научные публикации

Научные интересы

Психоанализ, психология искусства, псикосмология, психология труда, теория и методология образовательных систем, хореографическое образование, балетная педагогика, христианское богословие (исследование рецидивов язычества в церковной и общественной жизни).

Сочинения

Фомкин А. В. «Два века „театральной“ церкви», посвященной истории домового храма во имя Святой Троицы Санкт-Петербургского Императорского Театрального училища (ныне — Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой) (2003 год);

Дорофеева В. А., Фомкин А. В. История религиозной культуры: Учебное пособие и учебно-методический комплекс. СПб.: Академия русского балета, 2012. 397 с.: ил. обложка.

Фомкин А. В. «Балетное образование: традиции, история, практика» (2013);

Фомкин А. В. «Совершенство в веках. 275 лет Танцевальной Её Императорского Величества школе — Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой» (2013).

Фомкин А.В., Степаник И.А. Основы учения о конституции и пропорциях тела артиста балета: учебное пособие / А. В. Фомкин, И. А. Степаник, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. – СПб. : АРБ им. А. Я. Вагановой, 2011. – 88 с. : ил.: мяг. ISBN 978-5-93010-032-7.

Статьи в периодической печати

Фомкин А.В. Танцевальные штудии во славу восстановления золотого времени. Час пик. 184(689).15.10.1996.С.14.

Фомкин А.В. На музыку Стравинского. Вечерний Петербург. 130 (21081).11.07.1997. С. 3.

Фомкин А.В. Через окно в Европу глядят даже православные. Час пик. 45(148).15-21.11.2000.С11.

Фомкин А.В. Богоугодное фуэте. Вечерний Петербург. 11.07.1997. № 130 (21081).С 3.

Фомкин А.В. Женщина как политическое существо. Час пик. 28.11-4.12.2001. № 48 (2022). С.11

Фомкин А.В.Годовой баланс духовных услуг. Час пик. 14-20.11.2001. С.11.

Фомкин А.В. Гамарджоба, генацвале. Час пик. 22-28.05.2002. №21(227). С. 15.

Фомкин А.В. Второе извращение. Час пик. 10-16.04.2022. №15(22).С.15.

Фомкин А.В. Повеяло весною. Час пик. 15.10.2002. № 7(23). С.15.

Фомкин А.В. Не пора ли мужчиною стать. Час пик. 20-26.03.2002. № 12(218).С.15.

Фомкин А.В. Империя под ударом. Час пик. 6-12.03.2002. № 10 (216). С. 15.

Фомкин А.В. Руководство для начинающего рекетира. Час пик. 9-15.01.2001. № 2(208). С.11.

Научные публикации

Фомкин А. В. Профессиональное образование в искусстве балета: опыт выявления системных характеристик и отличий. // Искусство и образование. М.: 2007, № 6 (50), с. 84-90;

Фомкин А. В., Исаков В. М. Балетное образование в Петербурге: от ремесленной школы к нетиповому вузу. // Высшее образование в России. М.: 2007, № 7, с. 145—150;

Фомкин А. В. К вопросу о структуре образовательной программы «Педагогика хореографии» в ГОС ВПО третьего поколения". // Вестник Российского государственного университета имени И. Канта. Серия Педагогические и психологические науки. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2007, № 11, с. 71-79;

Фомкин А. В. «Два века „театральной“ церкви». — СПб.: изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2003.

Фомкин А. В. «Танцевальные штудии во славу восстановления золотого времени». // Вестник АРБ им. А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 1997, № 5, с. 62-66.

Фомкин А. В. «Хореографиотерапия как новый метод психологической коррекции». //Бюллетень семинара «Стратегия социальной, психологической и правовой адаптации лиц, оказавшихся в кризисном состоянии». СПб., 1997.С. 86-89.

Фомкин А. В. Мариэтта Франгопуло. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2000, № 11, с. 49-57; 0,4 п.л.

Фомкин А. В. Протоиерей Алексий Мальцев — забытое имя в истории Театрального училища. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2000, № 8, с. 90-106; 0,7 п.л.

Фомкин А. В. «Протоиерей Алексий Мальцев» // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2000. № 2. С. 91-100.

Фомкин А. В. «Орловы — священнослужители Воронежской епархии» // Генеалогия и религия.восстановления Материалы 4 Петербургских генеалогических чтений. СПб., 2000. С. 27-31.

Фомкин А. В. «Священнический род Орловых»//Генеалогический вестник. № 3. СПб., 2001. С. 49-57.

Фомкин А. В. «Церковь и театр: опыт взаимодействия» // Православие и русская культура. Материалы 9 научной конференции 15-17 мая 2002 года. СПб.: ИРЛИ, 2002, с. 31-35;

Фомкин А. В. «Домовые церкви в учебных заведениях Санкт-Петербурга» // Материалы 12 Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2002, с. 81-90;

Фомкин А. В. «Алексей Михайлович Орлов: провинция в жизни столичного интеллигента начала XX века» // Невельский сборник. № 7. СПб., «Акрополь», 2002. С. 179—189.

Фомкин А. В. «Домовая церковь Академии Русского балета: прошлое и настоящее»// Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции 12-14 июня 2000 года. Выпуск 5. СПб., СПб философское общество, 2002. С. 89-90[20].

Фомкин А. В. «Балетный конкурс»: история, эволюция, перспективы" // "5 Международный балетный конкурс «Ваганова-prix». Сборник материалов. СПб., 2002.

Фомкин А. В. «Домовые церкви в учебных заведениях Санкт-Петербурга» // Материалы 12 Международных рождественских образовательных чтений. М., 2002. С. 81-90.

Фомкин А. В. «Церковь и театр. Церковный музей в стенах Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой»// "Музей. Общество. Религия. Аспекты взаимодействия. Материалы 9 Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. К 70-летию Государственного музея истории религии. СПб., «Акционер и К», 2002. С. 123—129.

Фомкин А. В. Вопросы реформирования системы хореографического образования // Вестник Красноярского Хореографического училища. 2003 год. № 1. Кр., 2003. С. 25.

Виктор Дандре. Анна Павлова. СПб., «Вита-нова», 2003. (научная редакция).

Фомкин А. В. Хореографическое образование на стыке тысячелетий. // Вестник АРБ им. А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2004, № 13, с. 59-69;

Фомкин А. В. О современных проблемах хореографического образования. // Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития. Материалы научной конференции. Тамбов: 2004, с. 317—323;

Фомкин А. В., Асылмуратова А. А. К вопросу о формировании специальности «Педагогика балета». // Хореографическое образование на рубеже XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы и статьи I Всероссийской научно-практической конференции. 28-29 апреля 2005 года. Тамбов: Изд-во Першина, 2005, с. 34-48;

Фомкин А. В. Роль и место инновационных процессов в повышении качества подготовки специалистов в системе хореографического образования.// «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»: материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции 14 ноября 2005 года: в 6 ч. Ч. 2. Челябинск: 2005, с. 160—163;

Фомкин А. В. Юрий Григорович. // Вступительная статья к книге «Юрий Григорович: документы и материалы». Владимир, 2005. С. 3-9.

Фомкин А. В. Исторические предпосылки стандартизации профессионального обучения артистов балета. // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2006, № 15, с. 12-28;

Фомкин А. В. Исторические предпосылки стандартизации профессионального обучения артистов балета. // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2006, № 16, с. 71-81;

Фомкин А. В., Сорокина О. А. Хореографическое образование в Швеции. // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2006, № 16, с. 103—119;

Фомкин А. В. О хореографическом образовании по Франции // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2007, № 1 (17), с.43-55;

Фомкин А. В. О хореографическом образовании во Франции // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб.: Изд-во АРБ им. А. Я. Вагановой, 2007, № 2 (18), с. 130—145;

Фомкин А. В., Исаков В. М. Эволюция хореографического образования в России для детей 9-10 лет и возможности его упорядочения в современных условиях. // Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство», 18-20 апр. 2007 г. / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: 2007, с 282—288;

Фомкин А.В.Профессиональное образование в искусстве балета: опыт выявления системных характеристик и отличий. Искусство и образование.№ 6(50). М., 2007. С 84.;

Фомкін O.В. До питання про роль Петербурзької балетної школи в формуванні системи балетної освіти в Росії та країнах СНД. / Інтелігенція і влада. Громадсько-політичний науковий збірник. Випуск 11. 2008. Серія: Історія. Одеса: «Астропринт», 2008 (январь), с. 199—207;

Французская балетная терминология. Словарь. СПб., 2005. (научная редакция).

Сборник примерных программ и методических материалов по специальности 050700 «Педагогика балета». СПБ.,-Тамбов, Першина, 2005. 565 с. (научная редакция).

Фомкин А. В. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности Танцевальной Ея Императорского Величества школы — Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой). — Автореферат дисс…..канд пед. наук. — СПб., 2008.

Фомкин А. В. Учебное пособие «Хореографическое образование: опыт, проблемы, перспективы». СПб., 2005 (издание получило гриф Минобрнауки: «Допущено в качестве учебного пособия…»).

Фомкин А. В. Учебное пособие «Воспитание личности в системе профессионального образования артиста балета». СПб., 2003 (издание получило гриф Минобрнауки: «Допущено в качестве учебного пособия…»).

Фомкин А. В. Музыкальное образование в системе подготовки артистов балета: проблемы и перспективы. // Материалы международной научно-практической конференции 27-29 ноября 2008 года. Часть 1. — С.187-190.

Фомкин А. В., Русинова С. А. Основные требования к подготовке арт-терапевтов. // Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети», 16-18 апр. 2087 г. / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: 2008, с. 352—355.

Фомкин А. В. Система хореографического образования в России: современное состояние и перспективы. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы», 28-30 апр. 2008 г. / АРБ имени А. Я. Вагановой. — СПб.: 2008.

Фомкин А. В. Подходы к реформированию содержания подготовки артистов балета. // Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика», 22-24 апр. 2009 г. / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: 2009, с. 354—361.

Фомкин А. В. Духовно-нравственное традиции балетного образования. // Материалы Международной конференции «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации», 2010 г. / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.:, изд-во Политехнического университета, 2010, с. 413—421.

Фомкин А. В. Семиотика православного богослужения: хореографический аспект. // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Семиотика художественной культуры: образ России в межкультурной коммуникации». — Кемерово, 22 мая 2009 года. — С. 322—333.

Караваева Е. В., Фомкин А. В., Пронина Л. А., Чураева М. Л. Нормативно-методические основы формирования образовательных программ стандартов нового поколения в области культуры. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 6 (74), 2009. — С. 123—130.

Фомкин А. В., Фадеева М. В. Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета. // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Том 12. Номер 3 (3). — Самара, учреждение Российской Академии Наук Самарский научный центр РАН, 2010. — С. 671—678.

Фомкин А. В., Фадеева М. В. К проблеме обновления социокультурной среды в балетных учебных заведениях. // Вестник АРБ имени А. Я. Вагановой. № 1 (23) 2010 год. С. 60-73.

Фомкин А.В. Инновационные подходы к вузовской подготовке исследователей хореографического искусства. // Сборник материалов V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы современной науки и образования». Выпуск 2. – Красноярск, Научно-инновационный центр, 2010. С. 120-132.

Фомкин А.В., Голощапов А.В. К вопросу об изменении функций преподавателя в связи с введением интерактивных технологий проведения занятий в области культуры и искусства //Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Проблемы искусства в XXI веке», Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2010 года. – СПб., Полторак, 2010.С. 108-114.

Исаков В.М., Фомкин А.В. Проблемы формирования профессиональной элиты в балете // Альма-матер. № 2 март 2011. С. 15-20.

Фомкин А.В.Особенности реализации принципа наглядности в балетной педагогике.// Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С.192-196.

Фомкин А.В. Возрастная модель целостного цикла профессиональных утрат в искусстве балета //Хореографическое образования в России. Тенденции и перспективы: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции (МГИК, 19 декабря 2015 года). Науч. редактор В.Ю.Никитин. - Москва: МГИК, 2016. - С. 84-94.


Последняя редакция анкеты: 22 июля 2012