Ирхина Ирина Витальевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Белгородская область

Ирхина Ирина Витальевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ»

Родилась в 1959 году в г. Барнауле. В 1981 г. закончила факультет иностранных языков Барнаульского государственного педагогического института. После окончания института работала учителем английского языка в средней школе № 70 г. Барнаула. В 1987 г. после окончания курсов по подготовке резерва руководителей школы была приглашена ассистентом кафедры научных основ управления школой Барнаульского пединститута. Через год поступила в очную аспирантуру при кафедре научных основ управления школой Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина, где под руководством Татьяны Ивановны Шамовой сложилась уникальная лаборатория по подготовке высококвалифицированных преподавателей высшей школы, педагогов-исследователей, управленцев. В 1992 году Ирина Витальевна успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Содержание и организация обучения руководителей школ умению изучать и обобщать передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации». Вернувшись в родной город, работала сначала ассистентом, затем старшим преподавателем, а с 1993 г. - доцентом кафедры управления развитием школы Барнаульского государственного педагогического университета. В 2002 г. была зачислена в докторантуру Барнаульского государственного педуниверситета. В 2004 года Ирина Витальевна с семьей переезжает в г. Белгород и продолжает работу над докторской диссертацией при кафедре педагогики Белгородского государственного университета. В 2007 г. состоялась защита докторской диссертации на тему: «Развитие дидактической системы учителя в профессиональной деятельности». Ирхина И.В. активно занимается научной деятельностью в области теории обучения, управления образовательными системами, здоровьеориентированного подхода в образовании, теории и методики профессионального образования, имеет свыше 180 научных, научно-методических и учебно-методических публикаций, среди которых монографии, учебные пособия, научные статьи, программы, методические рекомендации. Ирхина И.В. руководитель и исполнитель федеральных и региональных целевых программ, имеет патенты. Под ее научным руководством защищено 5 кандидатских диссертаций.

Научные публикации

Монографии:

1. Ирхина, И. В. Развитие дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы / И. В. Ирхина; монография. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2003. – 219 с.

2. Ирхина, И. В. Теоретико-методологические основы развития профес-сиональной деятельности учителя; монография / И. В. Ирхина, О. П. Морозова, В. А. Сластенин, Ю. В. Сенько и др. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. – 546 с.

3. Ирхина, И. В. Дидактическая система учителя: концепция и технология развития / И. В. Ирхина; монография. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2005. – 213 с.

4. Ирхина, И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе / И В. Ирхина, В. Н. Ирхин; учебное пособие. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 1998. – 148 с.

5. Ирхина И.В. Педагогическая система сохранения здоровья студентов вуза: монография / И.В. Ирхина, В.Н. Ирхин. - Белгород: ИПЦ «Политера», 2009. – 202 с.

6. Ирхина, И.В. Здоровьеориентированная воспитательная система вуза: технология управления: монография / И.В. Ирхина, В.Н. Ирхин, Т.В. Никулина. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. – 207 с.

7. Ирхина И.В., Широкова М.В. Проблемы школы и педагогики за рубежом (Коллективная монография) / И.В. Ирхина, М.В. Широкова, Н.Е. Воробьев, И.С. Бессарабова и др. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. – 219 с.

Учебно-методические пособия, учебные программы:

1. Ирхина, И. В. Изучение и обобщение передового педагогического опыта / И. В. Ирхина; методическое пособие для слушателей ФППК ОНО. – Барнаул: Изд-во БГПИ, 1991. – 24 с.

2. Ирхина, И. В. Учебно-методическое обеспечение подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования; учебно-методическое пособие / И. В. Ирхина, П. К. Одинцов, П. П. Костенков и др. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 1998. – 79 с.

3. Ирхина, И. В. Учебные задания для слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФПК и ППРО); учебно-методическое пособие / И. В. Ирхина, П. К. Одинцов, П. П. Костенков, И. К. Шалаев. – Барнаул : БГПУ, 1998. – 114 с.

4. Ирхина, И. В. Школа здоровья: практические материалы по валеологизации школьной образовательной системы; методическое пособие / И. В. Ирхина, В. Н. Ирхин. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. – 128 с.

5. Ирхина И.В. Урок и здоровье школьников: Учебное пособие / И.В. Ирхина, В.Н. Ирхин. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. Ун-та, 2009. – 216 с.

6. Ирхина И.В. Учитесь на здоровье: здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке: Учебное издание / И.В. Ирхина, В.Н. Ирхин. – М.: Чистые пруды (Библиотечка «первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 22), 2008. – 32 с.

7. Ирхина И.В. Здоровьесберегающий потенциал уроков английского языка: Учебно-методическое пособие / И.В. Ирхина, В.Н. Ирхин, Е.А. Богачева. – Белгород: Изд-во «ГиК», 2007. – 180 с.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Ирхина, И. В. Факторы детерминации развития дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы / И. В. Ирхина // Педагогическое образование и наука. - № 5. – 2004. – С. 49-53

2.Ирхина, И. В. Антропологические ценности в подготовке будущего учителя / И. В. Ирхина, Т. М. Давыденко // Высшее образование в России. – № 5. – 2005. – С. 148-151

3.Ирхина, И. В. Современные ориентиры развития школьного образования в России / И. В. Ирхина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону. – 2005. - № 2. – С. 152-154

4.Ирхина И. В. Философско-антропологические основы развития профессиональной деятельности учителя / И. В. Ирхина // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы // Серия трудов «Философия образования». Том XII. – Новосибирск: ГЦРО, 2005. – Ч. 2. – С. 58-67

5.Ирхина, И. В. Здоровьеориентированная дидактическая система учителя физической культуры / И. В. Ирхина, В. Н. Ирхин, Ф. И. Собянин // Теория и практика физической культуры. – 2005. - № 4. – С. 54-56

6.Ирхина И. В. Использование гибких образовательных технологий в системе СПО / И. В. Ирхина, В. Ю. Переверзев, О. П. Решетников // Среднее профессиональное образование. - № 2. – 2006. – С. 5-7

7.Ирхина И. В. Опыт проектирования здоровьезберегающей дидактической системы учителя / И. В. Ирхина, Е. А. Богачева // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации (международный научно-теоретический журнал). - № 2 (18). – 2006. – С. 282-286

8.Ирхина И. В. Исследование дидактической системы учителя с позиции антропологического подхода / И. В. Ирхина // Вестник Тамбовского университета. – Том 11, вып. 4, 2006. – С. 489-492

9.Ирхина И.В.Тенденции развития управления качеством педагогического образования в США (50-е начало 80-х годов ХХ века) // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Т.14. - № 2. – 2008. - С. 276-279

10.Ирхина, И.В. Генезис идеи педагогического сопровождения в дистанционном обучении студентов [Текст] / И.В. Ирхина, О. А. Беседина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. – Т. 15. – С.68-72.

11.Никулина, Т.В. Здоровьеориентированная воспитательная система куратора студенческой группы / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, Т.В. Никулина. – Вестник Московского университета МВД России, № 9 - 2009 г. – 5-9 (0,23 п.л.)

12.Ирхина, И.В. Организация педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов: из опыта работы Нац. исслед. ун-та «БелГУ» [Электронный ресурс] / И.В. Ирхина, О.А. Беседина // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/102-5945.

13. Ирхина И.В. Педагогическое сопровождение студентов в университетах России и Великобритании на этапе возникновения «образования на расстоянии» / О.А. Беседина, И.В. Ирхина // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2011. - № 9 (28) – С. 207-212

14.Ирхина И.В. Опыт организации педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в НИУ «БелГУ» / О.А. Беседина, И.В. Ирхина, М. В. Широкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 2. – С. 72-75


Последняя редакция анкеты: 9 апреля 2013