Пиков Геннадий Геннадьевич
  1. Ученая степень
    кандидат исторических наук, доктор культурологии
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Культурология
  4. Регион
    Россия / Новосибирская область

Пиков Геннадий Геннадьевич родился 30 июня 1951 г. в г. Новосибирске.

Окончил в 1974 г. гуманитарный факультет Новосибирского гос. Университета по специальности «история». Прошел службу в Советской Армии. В 1977 – 1980 гг. обучался в аспирантуре при Институте истории, филологии и философии СО АН СССР.

С 1982 г. работает на кафедре всеобщей истории гуманитарного ф-та НГУ.

В 1986 г. защитил канд. дис. по теме «Западные кидани в истории Средней Азии и Казахстана», по специальности 07.00.02 – история СССР.

В 1989 г. получил звание доцента.

В 2012 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Христианство как системообразующий фактор в истории средневековой европейской цивилизации», по специальности 24.00.01 – теория и история культуры (культурология).

В НГУ и других вузах Новосибирска читал и читает различные курсы и спецкурсы по истории и культуре стран Запада и Востока в средние века.

Специалист в области истории средневековой европейской культуры и истории кочевой цивилизации.

В центре научных интересов вопросы соотношения христианской религии с другими сферами средневековой европейской культуры, а также некоторые проблемы истории монголоязычных народов в средневековье, прежде всего, киданей и их государственных образований Ляо (907-1125) и Западное Ляо (1125-1218).

Большое внимание уделяется изучению проблем истории востоковедения и христианской философии истории.

Под его науч. руководством защищены 3 канд. дис.

Научные публикации

Научные публикации:

Автор около 200 науч. публикаций.

Монографии:

Западные кидани. Новосибирск: НГУ, 1989. - 196 с.

Христианство и средневековая культура. - Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. - 399 с.

Magister dixit: О Моисее Иосифовиче Рижском и некоторых проблемах библеистики. - Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. - 351 с.

Атеизм М. И. Рижского. Из истории европейского атеистического дискурса. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. - 176 с.

Средневековое христианство и культура. О месте «мировой религии» в истории европейской цивилизации. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. - 512 с.

Magister dixit: О Моисее Иосифовиче Рижском и некоторых проблемах библеистики. Новосибирск: НГУ, 2012. - 304 с.

Статьи в ведущих научных журналах,

утвержденных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Атеизм профессора М. И. Рижского в контексте истории европейского атеистического дискурса // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2007. Т. 6. Вып. 1: История. С. 86 – 105.

2. Специфика кочевой империи (на примере киданьского государства Ляо) // Вестник НГУ. Серия: история, филология. Новосибирск, 2002. Т. 1. Вып. 2: Востоковедение. С. 18 – 30.

3. Проблема падения Византии в общем контексте ее развития // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 2.: История. - 2005. - С. 10–26.

4. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья первая: «Кочевая цивилизация» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Т. 8. Вып. 1. С. 4–10

5. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья вторая: «Кочевая империя» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 19–32.

6. К вопросу о роли маньчжурских исторических текстов в изучении Восточной Азии в средние века // Вестник НГУ. 2009 г. №4. Серия История, филология. С. 67–72.

7. Один из истоков европейского маньчжуроведения (латинское представление о монголах XIII века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2011. - Т. 10. - Вып. 1. - С.18–33.

8. Рабство в киданьской империи Ляо (907-1125) // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 11. - Вып. 1: История, филология. 2012. - С. 9–16.

9. О соотношении "Возрождения", "Реформации" и "Просвещения" в истории Европы // Вестник Томского государственного университета. История. - 2009. - N 2 (6). - С. 139-142.

10. Кочевая империя как феномен евразийской истории // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 11. - Вып. 8: История, филология. 2012. - С. 10–15.

11. Схоластика в контексте истории европейской цивилизации // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 1.: История. 2005. С. 43 – 56.

12. Библия как действующий текст в истории западной цивилизации // Идеи и идеалы. - 2011. - № 3. - Т. 1. - С. 73–87.

13. Бог и Человек в теодицее Христа // Идеи и идеалы. - 2011. - № 2. - Т. 1. - С. 51–55.

14. Первая мировая война и «закат» Европы // Идеи и идеалы. - 2010. - № 4. - Т. 1. С. 54–69.

15. Схоластика в контексте истории европейской цивилизации // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 1: История. - 2005. - С. 43–56.

Публикации в сборниках, журналах и материалах конференций:

1. Безмолвствующая культура киданей // ALTAICA X. Сборник статей и материалов. М,: ИВ РАН, 2005. – 278 с. - С. 141 – 168.

2. Библия и история // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2011. - С. 5–15. (1,9 п. л.).

3. «Возрождение» как особенность развития европейской культуры // Теория и история культуры в вузовском образовании. Новосибирск, 2003. С. 59–77.

4. Дон Гуан и Дон Хуан: взгляд историка на проблему восприятия испанской культуры в России начала XIX века // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе. - Новосибирск, 2002. - С. 43–93.

5. Ересь как культурное явление // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. 1. Материалы научно-практического семинара. Кемерово, 2004. С. 64 – 82.

6. Из истории названия «Китай» // Чингисхан и судьбы народов Евразии – 2. Материалы Международной научной конференции. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. – 584 с. - С. 111-123.

7. Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории) // Гуманитарное образование в Сибири. - Новосибирск, 2000. - С. 103–121.

8. История России как одна из моделей становления цивилизации // Россия как цивилизация. Новосибирск, 2008. С. 123 – 177.

9. К вопросу о терминах, применяемых и применимых к средневековой истории // Политическая культура в истории Германии и России. - Кемерово, 2009. - С. 190–217.

10. К проблеме влияния китайского права на уголовное законодательство киданей // Северная Азия и соседние территории в средние века. Сборник научных трудов. Новосибирск: Наука, 1992. – 108 с. - С. 84 - 93.

11. Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм» // История через личность. Историческая биография сегодня. Под ред. Л. П. Репиной. М., 2010. С. 390 – 412.

12. Кидани и Сибирь // Из прошлого Сибири. Вып. 2. Ч. 1. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГУ, 1996. С. 5 — 13.

13. Киданьские этнонимы как отражение конструирования и эволюции этнического самосознания // Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: формирования и трансформации. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. – 200 с. - С. 11 – 26.

14. Киданьский «ренессанс» // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. – 358 с. - С. 269–281.

15. Киданьское государство Ляо как кочевая империя // Кочевая альтернатива социальной эволюции. М, 2002. С. 190 – 203.

16. Киданьское право // Восток – Запад: проблемы взаимодействия. История, традиции, культура. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Александра Витальевич Эдакова. Ч. I. Новосибирск, 2007. – 224 с. - С. 31 – 54.

17. Китайские и монгольские письменные источники по истории западных киданей // Дальний Восток и Центральная Азия. М.: Наука, 1985. С.106 - 132.

18. Книга М. И. Рижского «Что такое Библия?» в контексте истории советского религиоведения // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С. 6-15.

19. Между мусульманским Востоком и монгольским Западом (судьба киданьского анклава в Средней Азии) //Медиевистика XXI века: Проблемы методологии и преподавания. Вып. III. Запад и Восток: власть, социум, ментальность, особенности исторического развития. Кемерово, 2007. – 268 с. – С. 218 – 254.

20. Мусульманские письменные источники по истории западных киданей // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч. 2. М.: Наука, 1986. С. 339 - 352.

21. О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С. 56-63.

22. О столице государства западных киданей //Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск: Наука, 1986. – 111 с. - С. 24 - 33.

23. Организация военного дела в государстве кара-киданей //Известия Сибирского отделения АН СССР. 1983. № 1. Серия общественных наук. Вып. 1. С. 103 - 112.

24. Памяти хана Кучлука (из истории становления монгольской империи // Вопросы всеобщей истории и историографии. Сборник научных статей памяти профессора А. В. Эдакова. Новосибирск: НГПУ, 2006. – 290 с. С. 171 – 216.

25. Представление о насилии в Библии // Политическое насилие в исторической памяти Германии и России. Сборник научных статей. Кемерово, 2007. С. 185 – 197.

26. Представление об истории в Евангелиях // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2002-2003. Вып. 9-10.

27. Solo fidae пророка Аввакума // Теория и история культуры в вузовском образовании. Вып. 4. Новосибирск, 2008. С. 44 – 62.

28. Специфика государственного устройства киданьских государств (Ляо и Си Ляо) // История и социология государства. Новосибирск: НГУ, 2003. – 244 с. - С. 67 — 113.

29. Специфика конфессиональной ситуации в кочевой империи (на примере Ляо) // Чуждое – чужое – наше. Наблюдения к проблеме взаимодействия культур. Сб. научных трудов. Новосибирск: НГПУ, 2000. – 192 с. - С. 51 – 69.

30. Теодицея, антроподицея и историодицея в «христианской» культуре // История и теория культуры в вузовском образовании. - Вып. 3. - С. 41–66.

31. Христианство как «встреча» философии и литературы. // Проблемы истории древнего мира и раннего средневековья. - Вып. 1. - Алматы, 2009. - С. 185–203.

32. Эсхатология и христианская историософия // Эсхатологический сборник. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 85–97.

Пиков Геннадий Геннадьевич имеет награды


Последняя редакция анкеты: 19 октября 2013