Чертов Виктор Федорович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Чертов Виктор Федорович родился 07.08.1954 г. в с. Ново-Обинка Петропавловского района Алтайского края. В 1975 г. закончил историко-филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института (ныне – Алтайская государственная педагогическая академия). После окончания института работал по распределению учителем русского языка и литературы Озёрской школы интерната Тальменского района Алтайского края, а потом преподавателем кафедры литературы Барнаульского государственного педагогического института.

В 1981 г. поступил в очную аспирантуру на филологический факультет МГПИ. С этого времени научная и педагогическая деятельность учёного связана с кафедрой методики преподавания литературы МГПИ им. В. И. Ленина - МПГУ. Здесь он прошел путь от аспиранта до профессора, а в 2007 г. стал заведующим кафедрой, руководителем ведущей научной школы в области методики преподавания литературы.

В декабре 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию «Пути формирования читательских интересов учащихся 4–7 классов (на материале русской и зарубежной классики)», а в марте 1996 г. - докторскую диссертацию «Литература как предмет преподавания в русской школе XIX – начала XX века (истоки, эволюция, концепции учебного курса)».

С октября 2008 г. В.Ф. Чертов – председатель диссертационного совета Д212.154.08 при МПГУ.

В сентябре 2007 г. назначен проректором по научной работе, а в мае 2010 г. – проректором по международной деятельности и общественным связям МПГУ.

В течение многих лет (1997–2011 гг.) принимал активное участие в общероссийском движении «Учитель года России», был членом большого жюри конкурса, председателем предметного жюри по русскому языку и литературе. Награждён Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации «за большой творческий вклад в развитие общественно-педагогического движения «Учитель года России».

В 1997–2011 гг. – член методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Основные направления научной деятельности: история литературного образования и методики преподавания литературы; использование сравнительно-исторического метода в исследовании проблем литературного образования, теории и методики обучения; теория и практика филологического анализа литературного произведения; реализация дятельностного подхода в школьных учебниках по литературе; взаимосвязь классного и внеклассного чтения на уроках литературы.

В. Ф. Чертов – руководитель авторского коллектива, подготовившего предметную линию учебников по литературе для 5–9 классов общеобразовательной школы, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в общеобразовательных учреждениях.

Автор 3 монографий, 7 учебников, адресованных учащимся общеобразовательной школы и высших учебных заведений, 18 учебных и методических пособий, 4 книг для учителей, свыше 100 статей.

Научные публикации

—Русская словесность в дореволюционной школе. Монография. М.: Про-метей, 1994 (2-е изд., доп. М.: Прометей, 2013).

—Методика преподавания литературы. Учебник. В 2 ч. М.: Владос, 1995 (в соавторстве с О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцманом).

—Методика преподавания литературы. Учебник. М.: Академия, 1999 (в соавторстве с. О. Ю. Богдановой, С. А. Леоновым) (2-е изд. М.: Академия, 2002; 3-е изд. М.: Академия, 2004; 4-е изд. М.: Академия, 2007; 5-е изд. М.: Академия, 2008).

—Практикум по методике преподавания литературы. М.: Академия, 1999 (в соавторстве с О. Ю. Богдановой, С. А. Зининым, С. А. Леоновым).

—История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. М.: Академия, 1999.

—Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века. 10 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999 (2-е изд. М.: Просвещение, 2001; 3-е изд. М.: Просвещение, 2002; 4-е изд. М.: Просвещение, 2004).

—Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс. Кни-га для учителя. М.: Просвещение, 2002 (2-е изд. М.: Просвещение, 2001).

—Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в ву-зы / Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, Н. Л. Карнаух и др. / Сост. В. Ф. Чертов. М.: Дрофа, 2004.

—Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произве-дения. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2006 (в соавторстве с Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым, А. М. Антиповой; отв. редактор; 2-е изд. М.: Дрофа, 2008).

—Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произве-дения. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2007 (в соавторстве с Е. М. Виноградо-вой, Е. А. Яблоковым, А. М. Антиповой; отв. редактор).

— Методическое наследие А. Д. Галахова // Поэтика художественного текста на уроках литературы. М., 1997.

— Становление курса литературы в российской школе // Педагогика. 1997. № 3.

— От «литературы вопросов» к «литературе ответов»? О некоторых тревож-ных тенденциях в преподавании литературы // Литература в школе. 2004. № 4.

— Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. 2007. № 4.

— Научная школа В. В. Голубкова: теоретические основы преподавания ли-тературы в средней школе // Научные школы Московского педагогического госу-дарственного университета. Вып. 1. М.: Прометей, 2008.

— Л. Н. Толстой в школе // Л. Н. Толстой: энциклопедия / сост. и науч. ред. Н. И. Бурнашёва. М.: Просвещение, 2009.

— Уроки М. О. Гершензона (18691925): К 150-летию со дня рождения // Ли-тературное образование и духовно-нравственное развитие личности. XVII Голуб-ковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2728 марта 2009 г. М.: МПГУ, 2010.

— Русский учитель-словесник как культурный феномен: сравнительно-исторический аспект // Учитель-словесник и современный образовательный про-цесс. XVIII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 1718 марта 2010 г. М.: МПГУ, 2011.

— Школьное изучение русской литературной классики в сравнительно-историческом освещении // Изучение русской литературной классики в школе: вче-ра, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2425 марта 2011 г. М.: МПГУ, 2012.

— Школьное изучение литературы в современной социокультурной ситуации // Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. МГУ имени М. В. Ломоносова. 4–6 июля 2012 г. Труды и материалы / Под ред. М. Н. Ремнёвой. – М.: МГУ, 2012.

— Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2012. № 3.

— Русская литература XVIII века в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2012. № 6.

— La literature dans l´enseignement scolaire en Russie. Au servise des valeurs nationales et humanistes // Revue international d´education Sèvres, nº 61, décembre 2012 (Литература в российской школе. На службе национальных и гуманистических цен-ностей // Севрский международный журнал образования. 2012. № 61; в соавторстве с Л. А. Трубиной).


Последняя редакция анкеты: 7 января 2014