Хворостов Анатолий Семенович
  1. Ученая степень
    Доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Орловская область

Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников России Хворостов Анатолий Семёнович родился 22 февраля 1940 года в Москве, в рабочей семье.

В 1957 году окончил московскую среднюю школу № 623 и поступил на художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (МПГУ).

По распределению был оставлен на факультете для преподавательской работы в должности ассистента кафедры методики преподавания изобразительного искусства. В 1964 году поступил в очную аспирантуру МПГУ на кафедру декоративно-прикладного искусства.

После окончания аспирантуры уехал на Северный Кавказ для работы на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского педагогического института.

В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Система профессиональной подготовки по труду на художественно-графических факультетах педагогических институтов (деревянная мозаика)».

За семь лет педагогической, научной и творческой работы коллективом приглашённых художников-педагогов (и в их числе - А.С. Хворостовым) были заложены основы возрождения народного искусства горцев. А благодаря подготовленным местным кадрам народное искусство в горах Теберды и Домбая расцвело и окрепло.

В 1974 году Анатолий Семёнович принял приглашение возглавить кафедру декоративно-прикладного искусства и технической графики в Орловском государственном педагогическом институте (в настоящее время – ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»). В период заведывания кафедрой (1974 – 1988 гг.) А.С. Хворостов способствовал внедрению в учебный процесс основ народного декоративно-прикладного искусства. Это позволило значительно расширить диапазон практической подготовки выпускников факультета и повысить уровень трудового, духовно-нравственного и эстетического воспитания, как студентов вуза, так и учащихся школ Орловской области. В конечном итоге это привело к возрождению на Орловщине таких забытых художественных ремёсел, как кружевоплетение и резное дело. Теперь орловские кружевницы завоёвывают призы и премии на международных конкурсах и фестивалях. А резчики по дереву восстанавливают иконостасы многих российских церквей и храмов.

В 1983 году он защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 «Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством». Под руководством А.С. Хворостова было защищено шесть кандидатских диссертаций по проблемам преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В 1985 году ему присвоили учёное звание профессора. В течение ряда лет он состоит членом УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров Министерства образования и науки РФ, входит в состав диссертационного совета Д212.154.03 при МПГУ, является членом редколлегий московских журналов «Школа и производство» и «Художественная школа».

Деятельность А.С. Хворостова была отмечена знаком «Отличник просвещения СССР», нагрудным знаком «За отличные успехи в работе». Он стал «Почётным работником высшего профессионального образования Российской Федерации». За создание пособий для учителей ему были присуждены три медали ВДНХ СССР (серебряная и две бронзовых). Он был награждён медалью «За вклад в развитие образования». Международная Академия наук педагогического образования избрала его своим академиком.

Обучение искусству требует от педагога не только постоянной научной, но и творческой деятельности. А.С. Хворостов, соответствуя своему призванию, создаёт как живописные пейзажи, так и мозаичные панно из цветных пород дерева.

К примеру, в 1983 году Анатолий Семёнович приступил к созданию (в соавторстве с орловскими художниками В. Блиновым и Д. Хворостовым) декоративных, «райских» дверей для нового городского ЗАГСА. Это четыре полотна высотой 230 см. и шириной 90 см. каждое, с набранными из разных пород дерева мозаичными композициями. Работа длилась девять месяцев, и в мае 1984 года ЗАГС принял первые молодые пары, вошедшие в новую жизнь через сказочные, мозаичные двери.

«Сказочные» двери не раз уже репродуцировались в различных художественных изданиях.

Книги А.С. Хворостова, посвящённые практическим приёмам работы в декоративно-прикладном искусстве, расходятся мгновенно. Некоторые его издания экспонировались на Международных книжных выставках-ярмарках в Москве (1978, 2006, 2012, 2013 г.г.), Красноярске (2013 г.) и в Минске (2014 г).

В настоящее время А. С. Хворостов живёт и продолжает свою педагогическую, научную и творческую деятельность в городе Орле.

Научные публикации

1. Монографии, книги, учебные пособия

1. А. С. Хворостов. Деревянная мозаика .Учебно-методическое пособие

для студентов - заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов). – М.: Просвещение, 1973,- 86 с. ил.

2. А. С. Хворостов. Древесные узоры. М.: Советская Россия, 1976, - 176 с., ил.

3. А. С. Хворостов. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву (Пособие для учителей), - М.: Просвещение, 1977, 160 с., ил.

4. А. С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе (пособие для учителей), - М.: Просвещение, 1981, - 176 с. ил.

5. А. С. Хворостов. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву (Пособие для учителей). 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1985, - 176 с., ил.

6. А. С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей (Изд. 2-е, перераб. и доп.), - М.: Просвещение, 1989, - 176 с., ил.

7. А. С. Хворостов. Декоративные работы по дереву. – Орёлиздат, 1996, - 120 с., ил.

8. А. С. Хворостов. Эмаль. Скань: Практические приёмы работы. Учебно-методическое пособие с грифом Минобразования РФ,1997, М.: «Родникъ», -147 с., ил.

9. А. С. Хворостов. Д. А. Хворостов. Художественные работы по дереву: макетирование и резное дело, - М.: Владос, 2002, - 300 с., ил.

10. А. С. Хворостов. Д. А. Хворостов. Искусство деревянной мозаики. – М.: Культура и традиции (В рамках Федеральной программы «Культура России»), 2005, 207 с, ил.

11. А. С. Хворостов. Мясоедов. Известный и неизвестный – Орёл, Изд-во «Картуш»2008 г.- 250 с., ил.

12. А. С. Хворостов. Книга начинающего пейзажиста. Работа над реалистическим пейзажем масляными красками.- М.: Гамма, 2010, - 176 с., ил.

13. А. С. Хворостов. Григорий Мясоедов,- М.: АРТ- РОДНИК, 2012, - 97 с., ил.

14. А. С. Хворостов. Д. А. Хворостов. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве.- LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013,- 267 с., ил.

15. А. С. Хворостов. Д. А. Хворостов. Маркетри и инкрустация. Искусство и технология – М.: Форум, 2014,- 246 с., ил.

2. Статьи. Программы. Научно-методические рекомендации

16. А. С. Хворостов. Обзор исторического развития деревянного художественного набора в России и его современное состояние. Сб.: «Вопросы истории, теории и методики преподавания Художественно-графических дисциплин». Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина, 1970, №378, стр. 230 – 255.

17. А. С. Хворостов. Факторы образования рисунка и цвета древесины. Сб.: «Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин». Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина, 1972, №396. Стр. 137 – 150.

18. А. С. Хворостов. Живописная картина и деревянное мозаичное панно. Сб.: «Пути повышения эффективности преподавания художественно - графических дисциплин». КЧГПИ. Карачаевск, 1972. стр. 18-22.

19. А. С. Хворостов. Политехнические основы декоративно-прикладного искусства. Сб. «Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Ставропольский государственный педагогический институт. Выпуск 3, 1973. стр.29 – 32.

20. А. С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического и трудового политехнического воспитания учащихся.- Сб. «Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Ставропольский государственный педагогический институт. Выпуск 3, 1973. стр. 97 – 102.

21. А. С. Хворостов. Дерево плюс металл // Наука и жизнь, 1974, №12, стр. 69 – 70.

22. А. С. Хворостов. Способы химической отделки декоративных изделий из металла //Школа и производство, 1975, №3, стр. 28-30.

23. А. С. Хворостов. Оборудование и инструменты для чеканки // Школа и производство, 1975, №5, стр.69 – 73.

24. А. С. Хворостов. Резьба по дереву // Наука и жизнь, 1976, №1, стр. 138 – 143.

25. А. С. Хворостов. Дипломные работы по декоративно - прикладному искусству // Школа и производство, 1976, №11, стр. 65 – 68.

26. А. С. Хворостов. Методические основы кружка декоративно-прикладного искусства. – Сб.: «Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и пединституте». Вып. 2 ЛГПИ им. Герцена, 1977, стр. 41 -50.

27. А. С. Хворостов. Народное декоративно-прикладное искусство в работе с учащимися // Народное образование, 1978, №5, стр. 125 – 127

28. А. С. Хворостов. Кудринская резьба // Наука и жизнь, 1978, №11, стр. 132 – 135.

29. А. С. Хворостов. Контурная резьба // Наука и жизнь, 1979, №9, стр. 132 – 135.

- А. С. Хворостов. Подготовка дерева для резьбы // Наука и жизнь, 1980, №11, стр. 110.

30. А. С. Хворостов. О содержании подготовки будущих учителей к проведению факультативных занятий по декоративно-прикладному искусству в средней школе», - Сб.: «Проблемы подготовки учителей к проведению факультативных занятий в средней школе» Москва (в надзаголовке: Академия педагогических наук СССР. НИИ содержания и методов обучения), 1981, стр.27 – 30.

31. А. С. Хворостов. Рельефная резьба// Наука и жизнь, 1981, №6, стр. 106 – 109.

32. А. С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву, чеканка по металлу, Инкрустация дерева металлом, деревянная мозаика), - Сб.: «Программы для школ и классов с углублённым изучением изобразительного искусства (IХ-Х классы): рисунок, живопись, история изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство». М.: Просвещение, 1981, стр. 34 – 62.

33. А. С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в системе трудового и эстетического воспитания школьников. - Cборник научных трудов НИИ школ МП РСФСР, М., 1981, стр. 30 – 42.

34. А. С. Хворостов. Резьба по дереву. Деревянная мозаика. Инкрустация дерева металлом. – Сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду).- М.: Просвещение, 1981, стр. 84 – 90; 96 – 109.

35. А. С. Хворостов. Оксидирование и патинирование металлов и сплавов//Химия в школе, 1984, №3, стр. 62 – 64.

36. А. С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство. – Сб.: «Программы средней школы: программы для школ и классов с углублённым изучением изобразительного искусства (IХ-Х классы). Рисунок и живопись, история изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство, Архитектура, черчение». М.: Просвещение, 1984, стр.24 – 38.

37. А. С. Хворостов. Занятия по декоративно-прикладному искусству в группах продлённого дня // Школа и производство, 1985, №10, стр. 29 – 32.

38. А. С. Хворостов. Технология аппликации из шпона. Резьба по дереву.- Сб.: Художественная обработка материалов» (Методические рекомендации для слушателей ФПК преподавателей педагогических училищ РСФСР), г. Орёл, 1986, стр.22 – 39.

39. А. С. Хворостов. Резьба по дереву. Деревянная мозаика, Аппликация. Инкрустация дерева металлом. Чеканка по металлу. Горячие эмали. – Сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Культура быта»- М., Просвещение, 1986, Стр.100 - 107, 117 – 130, 187 – 206.

40. А. С. Хворостов. Мозаика из дерева // Наука и жизнь, 1987, № 4, Стр.97 – 101.

41. А. С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школу // Школа и производство, 1990, №3, стр. 74 -77.

42. А. С. Хворостов. Программы для школ (классов) с углублённым теоретическим и практическим изучением изобразительного искусства: декоративно-прикладное искусство, - В книге: «Изобразительное искусство в школе»: Сборник документов и материалов / составитель Г.Г. Виноградова. М.: Просвещение, 1990, стр.118 – 133.

43. А. С. Хворостов. Мозаика с металлическим контуром//Наука и жизнь, 1991, №2, стр. 152 – 154.

44. А. С. Хворостов. Аппликации из шпона // Наука и жизнь, 1993, №8, стр. 150 -152.

45. А. С. Хворостов. Отделочные работы по дереву.- В коллективной монографии «Художественная обработка материалов, доступных сельской школе», Орёл, 1995, с. 6 -36.

46. А. С. Хворостов. Азбука скани // Школа и производство, 1996, №6, стр. 63 -67.

47. А. С. Хворостов. Резьба по дереву / - Сб.: «Методическая библиотека дополнительного образования»: Традиционные промыслы и ремёсла: учебные программы с грифом Минобразования РФ., №1. М.: Изд-во «Родникъ», - 32 с.

48. А. С. Хворостов. Художественно-графические фaкультеты: этапы и перспективы развития // «Мир образования»,1997, №2, стр. 41 – 44.

49. А. С. Хворостов. Неизвестные композиции Антона Лосенко: Почерк исторического живописца // Мир музея, 2000, №4, стр. 16 – 21.

50. А. С. Хворостов. Д. А. Хворостов. Вернуть на село художественные ремёсла.- Сб.: «Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направление реализации». Орёл, 2002, стр. 124-126

51. А. С. Хворостов. Как реабилитировать учебную дисциплину «Рисование» // Художественная школа, 2004, №1, с.42 – 43.

52. А. С. Хворостов. Идентичные этюды Васильева и Шишкина // «Художественная школа», № 3(24), стр.26 – 30.

53. А. С. Хворостов. Верните нам Мясоедова. К 175-летию со дня рождения художника // Художник,- 2009, №1/2, стр. 2-7.

54. А. С. Хворостов. «Земство обедает» в Новосильском уезде //Третьяковская галерея, 2009, № 3, стр. 56 – 67.

55. А. С. Хворостов. Гимназические годы Г. Г. Мясоедова (К 175-летию со дня рождения художника)// Педагогическая академия: Научно-методический журнал, 2009, №2, стр.58 – 61.

56. А. С. Хворостов. Юбилейный год основателя Товарищества передвижников. - Сб.: Художественно-педагогическое и художественное образование в условиях модернизации высшей школы России: история, теория, методика. Краснодар, 2010, стр. 441 – 448.

57. А. С. Хворостов. И. Н. Крамской и Товарищество передвижников.- Сб. «Проблемы современного художественно-графического образования». Смоленск, Издательство СмолГУ. 2011, стр. 52 – 57.

58. А. С. Хворостов. Объёмные изделия из листового металла в технике выколотки // Журнал «Школа и производство», № 1, 2012, 35 (цв. илл.), 50 – 51.

59. А. С. Хворостов. Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов // Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. №4. Орёл 2012 год, стр. 404 – 407.

60. А. С. Хворостов. Практические упражнения на пленере как эффективное средство эстетического воспитания учащихся // Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. №4. Орёл 2012 г, стр. 408 – 411.


Последняя редакция анкеты: 21 мая 2014