Архипова Елена Викторовна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Рязанская область

Архипова Елена Викторовна, род. в г. Рязани. Работает в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина (РГУ им С.А. Есенина).

Докт. пед. наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии педагогических и социальных наук (АПСН), проф. кафедры русского языка и методики его преподавания РГУ им. С.А. Есенина, рук-ль лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку.

Лауреат премии им. акад. И.И. Срезневского Правительства Рязанской области.

Член редколлегии журнала "Современное есениноведение".

Научные публикации

КНИГИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ГЛАВЫ МОНОГРАФИЙ

Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. 179 с. — Сер. 76 (Высшее образование).

Архипова, Е.В. Русский язык: ОГЭ 2020. Задания и новые тексты: учебно-методическое пособие / Е.В. Архипова, Л.В. Лагунова; ОГБУ ДПО «Ряз.ин-т развития образования». Рязань, 2019. 93 с. (Серия «Изучая язык, познаю Россию»).

Архипова Е.В. Лингвистический тренажер по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 160 с.

Архипова Е.В. Русский язык: дистанционный курс подготовки к ЕГЭ: Орфография и пунктуация. Рязань: Изд-во РГУ, 2009. 112 с.

Архипова Е.В. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИЦ Академия, 2014, 322 с.

Архипова Е.В., Мерзлякова Н.В. Обобщающий тренинг по русскому языку: ч.1: Орфография: пособ. для учителя. Рязань: РИРО, 2007. 108 с.

Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: ИД Литера, 2004. 96 с. (Серия «Начальная школа»).

Архипова Е.В. Развитие речи: Эксперим. учеб. пособие: 3 класс.— (Учеб. сер. “Шаг за шагом”: Русский язык). М.: Открытый мир, 1995. 64 с.

Архипова Е.В. Оценка pезультатов обучающего экспеpимента по pусскому языку (с пpименением компьютеpа): Метод. пособие для студентов–дипломников. (Учебно-методическое пособие) Рязань: Изд–во РГПУ, 1994. 53 с.

Архипова Е.В. Глава 2. Лингводидактический принцип моделирования в обучении русскому языку в полиэтнической среде // Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития: коллективная монография / под общ. ред. Т. М. Балыхиной. – Москва : РУДН, 2017. С. 216-227.

Архипова Е.В. Моделирование как основа интерактивного обучения русскому языку // Интерактивные методы преподавания русского и иностранного языков: коллективная монография / под общей ред. Т.М. Балыхиной. М.: РУДН, 2016. 356 с. С. 34-39.

Архипова Е.В. Принципы речевого развития личности в аспекте преемственности и перспективности языкового образования // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: Коллективная монография.- М.: Изд-во Спутник+, 2017. С.15-22.

Архипова Е.В. Принципы речевого развития учащихся в свете идей Т.А. Ладыженской // Научная школа профессора Т.А. Ладыженской: Коллективная монография, вып. 3; под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Экзамен, 2015. С.43-48.

СТАТЬИ В ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЖУРНАЛАХ

Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Читательская грамотность и перифрастическая способность в аспекте речевого развития личности // Русский язык школе. — 2021. – Т. 82, № 1. – С. 7-15. DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-1-7-15

Архипова Е.В. Базовые категории методики речевого развития // Школа будущего. 2020. № 1. С. 14-21.

Архипова Е.В. Речевое развитие личности на рубеже XX-XXI вв. // Начальная школа. 2019. № 2. С. 3-7.

Архипова Е.В. Дидактический потенциал городских наименований для изучения русского языка // Психолого-педагогический поиск. – 2019. № 4. С.183-190.

Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века // Русский язык в школе. 2018. № 8. С.15 21. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8

Архипова Е.В. Принципы отбора лексики для изучения русского языка как родного и как иностранного в сопоставительном аспекте // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2017. №22-3. C.49-52.

Архипова Е.В. Принцип моделирования в интерактивном обучении русскому языку // Гуманитарные аспекты в геокультурном пространстве // ART-SANAT 2016 / SPECIAL ISSUE OF THE INTERNATIONAL VIRTUAL FORUM–ISTANBUL 2016: HUMANITARIAN ASPECTS IN GEOCULTURAL SPACE. – P. 165-168.

Архипова Е.В. Изучение концептосферы трудов академика И.И. Срезневского на занятиях по русскому языку // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 3. С. 144-149.

Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Лингвистический потенциал текстов А.И. Солженицына для изучения грамматики русского языка и развития речи учащихся // Русская словесность, 2014. № 3. С. 3-9.

Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Проблема развития речи учащихся в аспекте освоения перифразирования // Психолого-педагогический поиск. – 2014. № 3 (31). С. 178-182.

Архипова Е.В., Фетисова Е.Я. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект // Психолого-педагогический поиск. – 2013. № 4. С. 91-97.

Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Обучение перифразированию как средство развития речи учащихся (социокультурный аспект) // Русская словесность, 2011. № 6. С. 59-64.

Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // Русский язык в школе. 2005. № 4. С. 3-11.

Архипова Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи // Русская словесность. 2004. № 4. С. 50-55.

Архипова Елена Викторовна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 9 апреля 2015