Ткаченко Ирина Валериевна
  1. Ученая степень
    доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Психологические науки
  4. Регион
    Россия / Краснодарский край

Ткаченко Ирина Валериевна -доктор психологических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия". Родилась 25.09.1972 г в г.Ахангаране Ташкентской области. В 1993г окончила Армавирский государственный педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения. Ученая степень кандидата психологических наук Ткаченко И.В. присуждена решением диссертационного совета К.064.11.06 Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Ставрополь) 10 декабря 1999 года и утверждена Государственным высшим аттестационным комитетом в 2000 г. В 2005 г. решением Министерства образования Российской Федерации присвоено учёное звание доцента по кафедре психологии развития. В 2009 году ею успешно защищена докторская диссертация, а 19 марта 2010 г. решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации присуждена учёная степень доктора психологических наук.

Ткаченко И.В. читает лекционные курсы: общая психология ,психология семьи с основами семейного консультирования; возрастная психология; педагогическая психология; основы психоконсультирования и психокоррекции и др. Руководит курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов на социально-психологическом факультете. а также ведет спецкурсы аспирантам, Ежегодно студенты АГПА под руководством Ткаченко И.В. принимают участие в Международных, Всероссийских конференциях в г.г. Москве, Сыктывкаре, Владивостоке, Ставрополе, во внутривузовских, краевых, всероссийских конкурсах. Профессор Ткаченко И.В. является руководителем магистерской программы "Психология семьи и личности" по направлению 37.04.01 «Психология». Оппонирует кандидатские диссертации, дает отзывы на авторефераты диссертаций. В качестве научного руководителя подготовила 1 кандидата психологических наук. В настоящее время осуществляет руководство 4 аспирантами и 3 соискателями ученой степени кандидата психологических наук.

Большое внимание Ирина Валериевна уделяет научно-исследовательской работе. Ткаченко И.В. является руководителем научной школы "Онтология и феноменология семьи" и научно-практической лаборатории "Личностно-развивающий ресурс семьи". Руководитель гранта РГНФ в 2011 году «III Всероссийская научно- практическая конференция (с международным участием) студентов, аспирантов и молодых ученых "Социально-психологические проблемы современной семьи». Руководитель гранта РГНФ в 2012 году «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». В 2009-2011 гг. соисполнитель проекта «Научно-методическое обеспечение подготовки семейных социальных педагогов к работе с замещающей семьей как формой жизнеустройства детей-сирот» в рамках ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». В 2011-2013 гг. соисполнитель проекта РФФИ "Эмоциональный интеллект: динамика и структура" в ИП РАН . В 2012-2013 гг. соисполнитель проекта «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ОВЗ: " Мир особых детей" в рамках государственного задания высшим учебным заведениям. В 2013 году соисполнитель проекта «Модель социально-психологической подготовки современной российской студенческой молодежи к браку и созданию семьи» в рамках государственного задания высшим учебным заведениям. В 2014-2015 году соисполнитель проекта «Модель подготовки педагога начальной школы в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» в рамках государственного задания высшим учебным заведениям. Ткаченко И.В. является главным редактором научного журнала «Семья и личность: проблемы взаимодействия», заместителем главного редактора журнала " Вестник учебно-методического совета" , главный редактор журнала АГПА "STUDENT", а также председателем оргкомитета научно-практической конференции «Социально­психологические проблемы современной семьи».

Профессор Ткаченко И.В. - автор свыше 150 научных работ, опубликованных в российской и зарубежной печати и получивших высокую оценку научной общественности. Из них 5 монографий, 1 учебное пособие с грифом УМО, более 60 статей по проблемам общей, возрастной, педагогической психологии и психологии семьи. Под ее научной редакцией вышли в свет 5 сборников научных трудов, ряд учебно-методических разработок и пособий. Ирина Валериевна 6 раз лауреат конкурса , проводимого Фондом развития отечественного образования РАО за лучшую научную книгу за книги -"Психология семьи с основами семейного консультирования","Практикум по психологи семьи с основами семейного консультирования. Материалы к организации и проведению учебных занятий","Социальная адаптация детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в системе подготовки социальных педагогов","Семья и личность :проблемы взаимодействия", Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология","Психологическая помощь замещающим семьям : теория и практика".

Ирина Валериевна входит в состав координационного совета по педагогическому образованию и методического совета по специальному образованию Министерства образования и науки Краснодарского края. Член диссертационного совета Д 212.193.01 при Пятигорском государственном лингвистическом университете. Является экспертом в области проведения государственной аккредитации образовательной организации и научной организации.

За высокие результаты в научной работе, подготовку лауреатов конкурсов научных работ, оказание помощи в организации и проведении предметных олимпиад, за участие и оказание поддержки детям-сиротам, талантливой молодежи, за высокий профессионализм неоднократно награждена Почетными Грамотами Министерства образования и науки Краснодарского края, администрации г. Армавира. За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Научные публикации

Научные публикации за последние 5 лет:

1.Ресурсный подход как инновационная позиция развития личности в семейном пространстве (статья)/ Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. М., 2010. №10. С. 92-93

2.Психологическое проектирование как инновационная технология консультирования семьи (тезисы)/ Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения». СПб, 2010. С. 78-79.

3.Система формирования здоровой семьи в процессе обучения в школе (статья)/ Образование и семья: проблемы обучения. Материалы Международной научно-практической конференции / Под общ. ред И.А.Хоменко. – СПб., 2010. С. 113-117

4.Система подготовки специалистов по работе с замещающей семьей (статья)/ Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. И.А. Хоменко. СПб, 2011. С. 139-144.

5.Ненормативные кризисы и их влияние на личностно-развивающие ресурсы супружества (статья)/ Психология и педагогика на современном этапе: Материалы I Международной научно-практической конференции. -Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. С. 69-73

6.Детско-родительские отношения как фактор личностного роста (тезисы)/ Семья и личность: проблемы взаимодействия. Международный сборник научных статей. Вып. 3. / Научн. ред. И.В.Ткаченко; отв. ред. А.М.Дохоян, Л.Г.Лисицкая. Армавир: РИЦ АГПА, 2011. С. 217-220.

7.Влияния этнокультурных особенностей на развитие личности в семье (статья)/ Семья и личность: проблемы взаимодействия. Международный сборник научных статей. Вып. 4. / Научн. ред. А.М. Дохоян, Л.Г., Лисицкая. Армавир: РИЦ АГПА, 2011. С.74-80

8.Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение ребенка (статья)/ Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. Владимир: ВЛГУ, 2011. С. 233-237

9.Этнокультура как фактор ресурсности семьи (статья)/ Психолого-педагогические проблемы этнокультурной самоидентификации личности в современном мире: Материалы VI Международной конференции по проблемам психологической культуры личности. СПб., 2011. С. 178-180

10.Психолого-педагогические аспекты подготовки будущих специалистов к сопровождению замещающей семьи (статья)/ Психологические инновации в образовании: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ / Научн. ред. Б.А.Вяткин: Пермь: ПГПУ, 2011. С. 54-62.

11.Ткаченко И.В.Семья как ресурс самореализации личности/Самореализация личности в межкультурном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 мая, -М., Изд-во РУДН, 2012, с.96-100

12.Ткаченко И.В.Оказание психотерапевтической помощи семье в ситуации развода/ Семья и личность : проблемы взаимодействия: Международный сборник научных статей. /научн. ред. И.В. Ткаченко И.В., отв. ред. Л.Г.ЛисицкаяВып.5- Армавир: РИО АГПА, 2012,с.138-146

13.Ткаченко И.В. О подготовке педагогических кадров в Армавирской государственной педагогической академии /Вестник учебно-методического совета Армавирской государственной педагогической академии/под ред . А.Р. Галустова , -Армавир: РИО АГПА, 2012, с.12-21

14.Евдокимова Е.В., Ткаченко И.В. Диалогическое общение ребенка с родителями как ресурс личностного развития/Психологические проблемы личности и социального взаимодействия: сб. научн. статей –ГрГУ имени Я. Купалы; редколлегия: Е.В. Костюченко –Гродно: ГрГУ, 2012, с.161-170

15.Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международной научно-практической конференции , 18-19 апреля 2013 –под общ. Ред. Ю.П. Платонова.-СПб.: СПбГИПСР, 2013, с.238-241

16.Ткаченко И.В. Развитие личности и становление субъектных свойств в обучении Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи 10-11 сентября2013года/Под ред. академика РАО Г.А.Берулавы,- Сочи:ФГНУ ИОТ РАО, 2013.с.33-35

17.Ткаченко И.В., Котова И.Б. Личные отношения как значимый аспект бытия :аргументация исследованияМатериалы VII Международного конгресса «Мир через языки, образование, культуру: Россия -Кавказ- Мировое сообщество».14-18 октября 2013 года.-Пятигорск:ПГЛУ, 2013.-с.49-54

18.Ткаченко И.В. Влияние кризисных событий на личностно-развивающие ресурсы супружества/ Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. №11, 2013 (Журнал ВАК),с.85-92

19.Ткаченко И.В.Профессиональная подготовка психолога: необходимость конструктивных трансформаций/Научно-педагогический журнал « Высшее образование в России»,№4,2014. (Журнал ВАК),с.82-90

20.Ткаченко И.В. Личностно-развивающие ресурсы семьи: этническая детерминация/Научный журнал «Семья и личность: проблемы взаимодействия»,№1,2014,с.173-178

21.Евдокимова Е.В. ,Ткаченко И.В. Мотивы и тактики соблазна: эмпирическое исследование/ Психология общения и доверия: теория и практика 6-7 ноября 2014.-Сборникматериалов Международной конференции УРАО ПИ РАО МГУ , под ред.Т.П. Скрипкиной М.,УРАО, 2014, с.168-172

22.Ткаченко И.В. Модернизация педагогического образования: вопросы подготовки кадров/Вестник учебно-методического совета Армавирской государственной педагогической академии/под ред . А.Р. Галустова , -Армавир: РИО АГПА, 2014, с.15-18

23.Ткаченко И.В.,Барадакова Н.В. Исследование ресурсных инвариантов развития личности родителей//Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире:материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 9-10 сентября 2014.Часть /Под ред.академика Г.А. Берулавы.-Сочи:НОУВПО МИУ, 2014,с.34-38

24.Ткаченко И.В., Барадакова Н.В. Изучение частной жизни как инновационное направление психологических исследований//Материалы IV Международной научно-практической конференции Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования.21-22 ноября 2013. /Отв .редактор А.К.Белоусова, Ростов -на - Дону: ЮФУ, 2013, с.217-218

25.Ткаченко И.В., Дорохина О.В. Исследование представлений о личностных ресурсах и детерминантах их развития у студентов педагогического вуза// International scientific-practical conference of teachers and psychologists «Science of future»? the 5th of March, 2014, Prague, p. 101-105.

26.Ткаченко И.В., Дорохина О.В Считают ли семью фактором развития своих личностных ресурсов современные студенты?// International scientific-practical congress of teachers and psychologists«The generation of scientific ideas», the 27th of November, 2014, Geneva, p. 67-71.

27.Ткаченко И.В. Детерминирующее влияние семьи на личностное развитие родителей// Научный журнал «Семья и личность: проблемы взаимодействия» №2 – Армавир РИО АГПА., 2014. С.79-84

28.Евдокимова Е.В. ,Ткаченко И.В. Формирование ценностного отношения к родительству : анализ современных трактовок//"Социально-психологические проблемы современной семьи: МатериалыIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Армавир: РИО АГПА, 2014, с.52-57

29.Ткаченко И.В., Лисицкая Л.Г.Профессиональный стандарт педагога: ступени психолого-педагоги-ческой и информационно-коммуникационной подготовки:монография / И.В. Ткаченко, Л.Г. Лисицкая. - Армавир: РИО АГПА, 2014. - 112 с.

30.Ткаченко И.В., Котова И.Б., Лисицкая Л.Г., Недбаева С.В. (Irina Valerievna Tkachenko, Izabela Borisovna Kotova, Larisa Grigorievna Lisitskaya, Svetlana Victorovna Nedbaeva) Семейные ресурсы развития личности: смысловые инварианты (Family resources of personality development:notional invariants) // the social sciences, выпуск 7- ISSN: 18185800, 19936125 // http://scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100212600&tip=sid&clean=0


Последняя редакция анкеты: 27 июля 2015