Терегулов Филарит Шарифович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Республика Башкортостан

Терегулов Филарит Шарифович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания (10 октября 1995 г.). В 1993 г. защитил докторскую диссертацию в Челябинском государственном университете (г. Челябинск). Главное направление научных интересов – исследование закономерностей отражения педагогической деятельности, психолого - педагогических основ распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта, тактически в опубликованных монографиях представлена стройная педагогическая теория, способная решить вопросы выявления, изучения и использования достижений педагогической практики.

Первый большой цикл исследований посвящен критериям передового педагогического опыта, эти исследования показали, что критерии не могут быть аиорфно-декларативными, эклектически - эмпирическими. Для формулировки критериев выделены научные основания, в соответствии с которыми и разработан комплекс требований к выявлению, изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта. Эти исследования открыли путь к управлению процессом обобщения достижений педагогической практики, вскрыли условия, при которых будет полноценное их внедрение в школьную жизнь. Результаты исследования впервые были опубликованы в журнале "Советская педагогика" (1909, № I).

Филарит Шарифович выполнил также цикл теоретических работ по соотношению создаваемой им теории с известными течениями и концепциями в педагогике. Принципиальное значение этих работ состоит в том, что исходным посылкам эмпирического, субъективного, индивидуально-личностного отражения педагогической действительности противопоставлены принципы и методологические положения, вытекающие из теоретических основ педагогики, психологии, философии.

Филарит Шарифович уделяет также большое внимание внедрению результатов исследований в практику. Им составлены "методические рекомендации для изучения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта" (Уфа, 1991). Издана программа спецкурса для студентов педвузов "Передовой педагогический опыт. проблемы теории и практики", одобренная Главным управлением педагогического образования .министерства образования РСФСР (1991). Является победителем конкурса и одним из авторов "Программы развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998 гг.", принятой Парламентом Республики Башкортостан. Осуществляет научное руководство кандидатскими работами аспирантов и соискателей (6 чел.), является членом диссертационного Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Башкирском государственном педагогическом институте. В настоящее время проводит реорганизацию факультетов начального и дошкольного образования Башкирского госпединститута в факультет педагогики и психологии, работая деканом.

Филарит Шарифович автор 49 научных работ. Основные научные работы: Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения //Педагогика. – 1991; Учителю о передовом педагогическом опыте. – Уфа: Башкнигоиз-дат, 1999.