RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16091 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Ахметова Нурлан Алымкуловна


Ахметова Нурлан Алымкуловна

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: Профессор

Член-корреспондент Российской Академии Естествознания

Научное направление: Педагогические науки

Регион: Кыргызстан

Индекс цитирования научной биографии: 0 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 42 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Ахметова Нурлан Алымкуловна – признанный в Кыргызстане учёный, специалист в области лингводидактики, основатель научной школы по интерактивным и креативным методам обучения, профессор, заведующий межфакультетской кафедрой русского языка Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, общественный деятель.

Член-корреспондент Российской Академии Естествознания.

Окончила Ростовский-на-Дону государственный университет (ныне Южный Федеральный университет) филологический факультет, аспирантуру НИИ ПРЯНШ СССР, зашитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в г. Москве в НИИ национальных школ Министерства просвещения РФ под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Т.Ишановой, докторская диссертация защищена в Кыргызской академии образования под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.Ишекеева.(13.00.01 и 13.00.02) в 2002 г.

Ахметова Н.А. получила хорошую научную подготовку в г. Москве, успешно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук после завершения учебы в аспирантуре АПН СССР. Весь трудовой путь Ахметовой Н.А. связан с системой образования Кыргызстана. С 1976 по 1979 год работала в Кыргызском политехническом институте. С 1979 года в Кыргызском национальном университете им. Ж.Баласагына. За это время прошла основные ступени вузовской карьеры: преподаватель – старший преподаватель – доцент – профессор - заведующий кафедрой – декан факультета журналистики, филологического факультета – директор Института Конфуция. Более двадцати лет руководила кафедрами: официального русского языка, межфакультетской кафедрой русского языка, кафедрой русского языка как иностранного на филологическом факультете; зам. председателя диссертационного совета Д.13.18.580 по защите диссертаций по педагогическим и психологическим наукам в Кыргызском государственном университете им. И.Арабаева, Кыргызском национальном университете им. Ж.Баласагына, КАО; Бессменно более 10 лет была членом диссертационного совета при Казахском университете международных отношений и мировых языков им. Абылай хана.

Научные интересы Н.А.Ахметовой – когнитивная лингвистика, лингвокультурология, межкультурная коммуникация, интерактивные и креативные технологии в обучении русскому языку как иностранному и неродному представлены двумя направлениями исследования:

– лингвистическим (сопоставительная лингвоконцептология, межкультурная коммуникация, лингвокультурология);

– лингводидактическим (модель профессионально ориентированного обучения русскому языку как неродному и как иностранному в высшей школе; особенности формирования коммуникативной компетенции у студентов вузов; методика использования инновационных технологий в обучении русскому языку как неродному и как иностранному; технологии дистанционного обучения и контроля). Кроме этого, научные интересы профессора Н.А. Ахметовой концентрируются на теоретических и методологических проблемах образования.

Имеет более 180 научных публикаций в странах ближнего и дальнего зарубежья: в КНР, России, Испании, Турции и Казахстана. Среди них книги и монографии, учебники и учебные пособия. Н.А. Ахметова была инициатором, руководителем и исполнителем нескольких научно-исследовательских проектов республиканского и международного масштабов (Кыргызстана и РФ). Профессор Н.А. Ахметова читала лекции в университетах Казахстана (КазУМОиМЯ им. Абылай хана, Казахский технический университет им. К.И.Сатпаева), в Китайской Народной Республике (СУАР, Урумчи, Синьцзянский педагогический университет).

В течение нескольких лет член редакционной коллегии журнала «Вестник КНУ им. Ж.Баласагына», «Русский язык и литература в школах Кыргызстана». Под научным руководством Н.А.Ахметовой успешно защищены кандидатские (9) и магистерские (25, в том числе в Казахстане) диссертации. Ведет большую общественную деятельность, является активным членом Общественного совета при Государственной службе по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики.

Ведомственные награды:

- Отличник народного образования КР, 2001 год.

- заслуженный исследователь КНУ им. Ж.Баласагына, 2009 и 2014 годов.

- от директора Международного института межкультурной коммуникации и ректора Синьцзяньского педагогического университета за отличную учебно-методическую и научную работу получена Почетная грамота и подарок - жидкокристаллический телевизор.

- 2014 год, получена Почетная грамота Генеральной Прокуратуры КР за помощь в подборе кадрового состава ГП КР (проверка эссе претендентов в кадровый состав ГП КР).

- 2014 год, получена Почетная Грамота отдела образования Мэрии г. Бишкек за помощь в проведении Городской Олимпиады по русскому языку.

- 2015 год, грамота от Общества кыргызстанских преподавателей русского языка и литературы и Представительства Россотрудничества в КР.

- золотая медаль «Лидерлик үчүн» Конгресса женщин Кыргызстана, 2016 г.

- 3 Почетные грамоты КНУ им. Ж.Баласагына за успехи в научно-исследовательской работе 2013, 2014, 2015 гг.

-медаль «Өрнөктүү эне» Конгресса женщин Кыргызстана, 2018 г.

- Благодарность от ОАО «ТРК МО РФ «ЗВЕЗДА» Москва и экспертного клуба «УРАЛ-ЕВРАЗИЯ» (г.Екатеринбург), Российская Федерация.

- Почетная грамота от Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями.

Научные публикации:

Монографии:

1. Ахметова Н.А. Модульно-рейтинговая технология: Научный подход – Алматы: Ғылым, 2001-340 с.

2. Ахметова Н.А., Гумбатова Р.Р. Современные проблемы лингвистики. – Бишкек: КНУ, 2018 г.

Учебники и учебные пособия:

1. Практический синтаксис русского языка: Учебник для студентов, изучающих русский язык как неродной (Гриф МО и Н КР). – Бишкек, 2008.- 304 с. - (переиздание, 2018).

2. Профессиональный русский язык: учебное пособие для медицинских колледжей – Ош, Бишкек. - 2018.- 186 С.

3. Ахметова, Н.А., Дуйшонбекова, Г., Есенкулова, А.Н. и др. Прогресс. Образование. Молодежь: Учебное пособие по русскому языку как неродному для студентов естественно-математических факультетов. (Гриф МОиН КР).- Бишкек-2006. -180 С.

4. Ахметова, Н.А. Макарова Л.А., Желоховцева Т.А., Терлыга.Е.А. Культура. Наука. Молодежь: Учебное пособие для студентов национальных групп неязыковых вузов гуманитарного профиля (Гриф МОиН КР).- Бишкек-2006.- 172 С.

5. Ахметова, Н.А. , Буряченко, Т.И., Буряченко, Е.А. И дым Отечества нам сладок и приятен: Учебное пособие для занятий по практическому курсу русского языка (Гриф МОиН КР). - Бишкек-2005.- 156 С.

6. Ахметова, Н.А., Усенова Э.А., Усенова А.А. Экономика. Образование: Учебное пособие по русскому языку как неродному для студентов экономических специальностей (Гриф МОиН КР). - Бишкек – 2006. - 168 С.

Статьи:

1. Ахметова, Н.А. Обучение созданию вторичных текстов по русскому языку как неродному // Состояние и перспективы методики преподавания русского языка и литературы: Сб.статей.- М.: РУДН, 2008 - С.723-727.

2. Ахметова, Н.А. Дифференцированный подход к обучению иностранному языку на основе учета когнитивных стилей// Вестник КНУ им. Ж.Баласагына. - Серия 1. - Выпуск 3. - Социальные и гуманитарные науки – 2009. - С.4 – 13.

3. Ахметова Н.А., Айнур Касен Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов-экологов //Вестник КНУ им. Ж.Баласагына.- Серия 1- Выпуск 3. - Социальные и гуманитарные науки – 2009. - С.26-33.

4. Ахметова, Н.А., Кошева Р. Дифференцированный подход к обучению профессионально-ориентированному чтению с учетом когнитивных стилей студентов технических вузов //Международный научно-методический симпозиум «Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам – Лемпертовские чтения –XII / 27-28 мая 2010 г.- Пятигорский государственный лингвистический университет.- Пятигорск, 2010. -С. 21-25.

5. Ахметова, Н.А. Лингвопсихологические особенности чтения как рецептивного вида речевой деятельности // Материалы Межд. конф. «Культурологический подход в иноязычном образовании: Методы и технологии» , 4-5 февраля. – Алматы: КазУМО и МЯ, 2010.- С.35 – 41.

6. Ахметова, Н.А. Дифференцированный подход к обучению китайских студентов РКИ вне языковой среды с учетом когнитивных стилей // Текст в системе обучения русскому языку и литературе. – Астана, 2011.- С.215-216.

7. Ахметова, Н.А. Дифференцированное обучение русскому языку как иностранному с учетом когнитивно-стилевых особенностей китайских студентов// //Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения профессиональному языку: нынешнее состояние и перспективы».- Алматы, 9-10 ноября 2011 года, КТУ им. Сатпаева.- С.18-21.

8. Ахметова, Н.А. Внутренняя дифференциация обучения русскому языку как иностранному китайских студентов на основе учета их когнитивных стилей// Мультилингвизм и международное образование: Опыт преподавания иностранных языков в Казахстане Материалы международного научн. методического семинара – Астана, 2012. - С.45-48.

9. Ахметова, Н.А., Леоненко, Н.О. Этнические особенности жизнестойкости российской и китайской студенческой молодежи// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы XI межд. н.-практ. конф. 26-27 июня 2012 г. / Науч.-инф.издат.центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига, 2012- С.589-593.

10. Ахметова, Н.А., Леоненко Н.О. 跨文化研究青年人的坚韧性//Китай. Ученые записки Синьцзянского университета - С.34-35.

11. Ахметова, Н.А., Ван Пен Реализация дифференцированного подхода в процессе обучения иностранному языку (РКИ) китайских студентов // Полилингвизм: Проблемы и перспективы//Мат-лы Международной научно-практической конференции (17-18 мая 2012 года) Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева.- Алматы-2012.- С.60-64.

12. Ахметова, Н.А. Использование мультимедийных средств в обучении РКИ для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у китайских студентов// Мат-лы Республиканской научно-практической конференции «УЧИТЕЛЬ ИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» - 3 апреля 2012 г. Алматы: КазУМО и МЯ - С.147-154.

13. Ахметова, Н.А. Использование мультимедиа технологий в обучении РКИ китайских студентов вне языковой среды // Когнитивный и коммуникативный аспекты дискурсивной деятельности: Мат-лы Межд. н.-практ. конф.- 2012., Том 1., Уфа / отв.ред. Ф.Г.Фаткуллина. - С.62-66.

14. Ахметова, Н.А., Кузнецова Т.Д. Репрезентация концептов небо и небесные тела в произведениях Ч.Айтматова// Материалы Межд.форума «Ч.Айтматов и его Иссык-Кульский форум: диалог культур и сближение цивилизаций» - 2013 - С.22-29.

15. Межкультурная коммуникация: встреча Средней и Восточной Азии// Известия КазУМО и МЯ им. Абылай хана. - Серия «Филологические науки»-1-2(28-29) – 2013.- С.36-41.

16. Проблема мотивации в Болонской системе образования// Актуальные проблемы профессионального обучения в условиях новой формации// Материалы Международной научно-практической интернет- конференции– Туркестан – Москва, 2014.- С.63-69.

17. Ахметова, Н.А., Леоненко, Н.О. Ценности и смысложизненные ориентации в структуре жизнестойкости российских и киргизских студентов// Педагогическое образование в России -2014 - №5- С.185-190.

18. Ахметова, Н.А. Межкультурный диалог Средней и Восточной Азии в образовательном пространстве вуза// «Личность в современном мире. Проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях культурного многообразия образовательной среды». –Сб.научных статей.-Выпуск 2. -Екатеринбург: Уральск.ГПУ.-Отв. ред. Р.А.Валиев. -2015.- С.10-16.

19. Ахметова, Н.А. , Леоненко Н.О., Бугелова Т. Жизнестойкость российских и словацких студентов: особенности и ресурсы в контексте межкультурного диалога//«Личность в современном мире. Проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях культурного многообразия образовательной среды». –Сб.научных статей.-Выпуск 2. -Екатеринбург: Уральск.ГПУ.-Отв. ред. Р.А.Валиев. - 2015.- с.25-33.

20. Ахметова, Н.А. Перспективы индивидуализации процесса обучения РКИ на основе учета когнитивных стилей// Материалы МАПРЯЛ. XIII КОНГРЕСС МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры» - г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г. – Т.10.- С.75-79.

21. Ахметова, Н.А., Дуйшонбекова Г. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вуза в процессе развития речевой культуры на основе развития письменной речи на занятиях русского языка // Сборник Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика» - г.Чебоксары – 26.02.2015 - С.156-159.

22. Ахметова, Н.А. Весомый вклад в теорию полиязычного образования// Педагогика и психология – Научно-методический журнал Казахского Национального Педагогического университета им. Абая.- №3 (24) – 2015. - С.154-157.

23. Ахметова, Н.А., Калматова Г.М. Патриотические идеи эпоса «Манас» в системе воспитания духовно-нравственных ценностей// Сборник VI Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика» -Чебоксары – 26.02.2016- С.74-77.

24. Ахметова, Н.А., Касаболотова, Г. А. Психолингвистические аспекты процесса чтения как вида речевой деятельности// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь).

25. Ахметова, Н.А., Касаболотова Г. А. Принципы профессионально ориентированного обучения чтению на русском языке как неродном// Научно-методический журнал «Современные инновации» - №10 (12, октябрь, 2016 г. ) - С. 31-35.

26. Ахметова, Н.А., Таштанкулова Ж.Ж. Использование метода проектов при обучении устному общению на русском языке как неродном// Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - Выпуск №3 (8) – Чебоксары - 23. 10.2016.- С.44 – 47.

27. Ахметова, Н.А., Таштанкулова Ж.Ж. Метод проектов и его функции в обучении устному общению на русском языке студентов бакалавров// Материалы XII МНПК "Перспективы развития научных исследований в 21 веке". - Махачкала, - 30 октября 2016 г.- С.68-73.

28. Ахметова, Н.А. The moral concept of "conscience" in the russian, kyrgyz and turkish linguistic consciousness (Нравственный концепт «совесть» в русском, кыргызском и турецком языковом сознании)// «IHTC-Bildiri-Kitabı» на сайте «www.halaltourismcongress.com»/ 7-10 апреля, 2017.- С.1382-1388.

29. Ахметова, Н.А., Абдивалиева Г.А. Мнемотехника как основа процесса запоминания профессиональной лексики//Мир в языке и культуре. – С-Пб. - Серия «Концептуальный и лингвальный миры»- Выпуск 14.- 2017.- С. 107-113.

30. Ахметова, Н.А., Абдивалиева, Г.А. Тимбилдинг или командообразование - феномен в образовании // Материалы Международной методической конференции «Формирование речи и навыков на государственном языке и передовой опыт изучения профессионального казахского языка» - 20 апреля 2018 г. – Алматы-- С. 59-63.

31. Ахметова, Н.А., Абдивалиева, Г.А. Компетентностный подход к обучению профессиональной лексике// Вестник КГУ им. И.Арабаева – Ч. 3.- Бишкек, 2018. - С.78-86.

32. Ахметова, Н.А., Чатоева З.Б. Формирование дискурсивной компетенции у студентов в практическом курсе русского языка (на материале произведений Ч. Айтматова) // Вестник КГУ им. И.Арабаева. - Ч 2. – Бишкек, 2018. - С.103-106.

33. Ахметова, Н.А., Чатоева З.Б. Конструирование тестов на основе структурирования учебного материала по русскому языку как неродному // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018 - №2.

 

Последняя редакция анкеты: 13 июля 2018, 15:01

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI