Петрова Юлия Сергеевна
  1. Советник Российской Академии Естествознания
  2. Научное направление
    Искусствоведение
  3. Регион
    Россия / Астраханская область

Петрова (Перемотина) Юлия Сергеевна окончила Астраханскую государственную консерваторию в 1974 году по специальности «Фортепиано» (специальность – Н.А. Токарев, С.К. Бакулев, камерный ансамбль – С.А. Егорова, концертмейстерское мастерство – Т.А. Базова). До этого обучалась в ДМШ № 1 и в музыкальном училище у преподавателя С.К. Бакулева.

Трудовую деятельность начала в 1968 году в качестве преподавателя ДМШ № 2 г. Астрахани и концертмейстера Астраханского музыкального училища. С 1972 года работает в должности преподавателя в Астраханском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского. Все эти годы ведет предмет «Обязательное фортепиано», а в 1980-1990-х годах работала на секции специального фортепиано, проводя занятия со студентами по дисциплинам «Концертмейстерская подготовка» и «Камерный ансамбль».

С самого начала работы проявила серьезное, ответственное отношение к предмету, профессионально-творческую потребность в совершенствовании процесса обучения. По ее инициативе были упорядочены учебные программы, оценочные критерии, зачетно-экзаменационные требования. Впервые проводились открытые концерты-конкурсы для учащихся разных специальностей.

Большое внимание педагогом уделяется не только профессиональному обучению, но и воспитанию личности музыканта. Для этого используются различные формы объединения учащихся вокруг решения внутриклассных задач: концерты, тематические выступления, факультативы, «деловые игры».

Петрова Юлия Сергеевна была привлечена на административном уровне города к работе с неформальными объединениями молодежи (идеологическая комиссия Горкома КПСС), в 1989 году выдвинута на выборные должности Председателя городского комитета профсоюзов ОСП и Секретаря обкома профсоюза работников культуры, где ее работа неоднократно отмечалась благодарностями, освещалась в местных печатных органах. Выбор Петровой Ю.С. был обусловлен высокими результатами работы студенческого профсоюзного комитета музыкального училища. В течение нескольких лет работала классным руководителем дирижерско-хорового отделения. Привлекалась Департаментами народного образования и культуры к организационной и методической проверке работы ССУЗов города и ДМШ города и области.

Петрова Ю.С. принимала участие в семинарах руководящего состава ССУЗов города по вопросам моделирования структуры и совершенствования работы подразделений средних учебных заведений, оптимизации процесса обучения. Выступала на научно-практических конференциях по проблемам профессионального обучения, эстетического воспитания, молодежной политики совершенствования личности студентов; на зональной конференции, областных педагогических чтениях, в Астраханской государственной консерватории, Астраханском государственном педагогическом университете, Всероссийских и Международных конференциях в РАМ им. Гнесиных (г. Москва), Всесоюзном семинаре ВЦСПС.

В течение ряда лет Петрова Ю.С. являлась куратором по заявке коллективов ДМШ № 18, 16, 36, ДШИ № 2, приглашалась для работы в качестве председателя жюри на зональные конкурсы школ области. В настоящее время продолжает кураторскую работу в ДМШ № 16 (пос. Володарский Астраханской области).

Петрова Ю.С. серьезный, вдумчивый, ищущий педагог, творчески неуспокоенная личности. Большой педагогический стаж и опыт работы определяет методику, основу которой составляет максимальное развитие личности музыканта. Накопленный профессиональный опыт позволил создать условия для проведения экспериментальной работы. Результатом творческо-поисковых усилий стали методические разработки, создание авторских программ (приняты к публикации в Астраханской государственной консерватории и РАМ им. Гнесиных).

В настоящее время Петровой Ю.С. разработана программа одного из важнейших исполнительских направлений – «Импровизация и основы сочинения», где обобщен опыт, методические приемы и использованы приложения – работы обучения всех звеньев музыкального училища: ЭМЦ, сектора педпрактики, студентов училища, а также осмыслены и взяты на контроль требования ВУЗа – Астраханской государственной консерватории.

Студенты класса преподавателя Петровой Ю.С. (перечислим лишь студентов-теоретиков: Т. Тарасова, Е. Федорова, Ю. Филяева, Ю. Косолапикова, Е. Ледяева, Н. Адельшинова, В. Петров, Л. Серякова, Е. Юдина, С. Дербасова (Мигунова), Г. Ахмедова, М. Чепикова, А. Бердников, А. Родионов, Т. Заикина, А. Голованева, И. Лагода, Д. Котельникова, М. Голованева, К. Иванова, Д. Бисембиева, И. Портовой, И. Коноплева и многие другие) демонстрировали и демонстрируют хороший уровень профессиональной фортепианной подготовки. Они привлекались к исполнительской работе в рамках деятельности НТСО консерватории, выступали на различных концертных площадках Астрахани, Астраханской области, Саратова, Ростова-на-Дону, Москвы, являлись призерами, дипломантами и лауреатами конкурсов различных уровней среди студентов музыкальных колледжей.

По инициативе и непосредственном участии в качестве педагога-консультанта, фортепианный дуэт в составе В. Петрова и Л. Серяковой, сформированный за годы учебы в училище, был подготовлен ко II Всероссийскому конкурсу для студентов разных специальностей, организованному Министерством культуры России, РАМ им. Гнесиных и МКЦ им. Шнитке в 1999 и 2000 гг. Участники (студенты Астраханской государственной консерватории) награждены Дипломами лауреатов «За лучший ансамбль» среди ВУЗов России, отмечены стипендиями Губернатора области. Учащиеся ЭМЦ и студенты класса Петровой Ю.С. приняли участие в Фестивале культурно-просветительских программ, организованных РАМ им. Гнесиных и посвященных юбилею РМО (композиции «Тайны забытых звуков» и «Гений с горящей душой»). Данные программы получили отклик и почетные награды жюри Фестиваля.

В 2010 году Петрова Ю.С. получила Благодарственное письмо от жюри II Южно-Российского открытого смотра-конкурса музыкальных композиций студентов средних специальных учебных заведений, организованного Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова за подготовку М. Голованевой (в качестве композитора и в качестве пианистки), получившей лауреатский Диплом.

Ю. С. Петрова ведет активную научно-методическую работу. Имеет свыше 60 публикаций, изданных в сборниках материалов научно-практических конференций, научных статей в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Тамбове, Майкопе, Краснодаре, Красноярске, Туле, Томске, Челябинске, Оренбурге, Астрахани, Перми.

Ю.С. Петрова выступала с докладами на научных конференциях, в том числе – международного уровня в гг. Санкт-Петербург, Тамбов, Москва, Оренбург, Волгоград, Астрахань. Имеет положительные отзывы о своей научной работе от ведущих музыковедов, композиторов и исполнителей России, а также ряд Благодарственных писем от организаторов конференции:

- Учебно-методического центра по образованию г. Санкт-Петербурга (2001),

- Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (2001),

- Оренбургского государственного института искусств им. М. и Л. Ростроповичей (2001),

- Волгоградского муниципального институт искусств им. П.А. Серебрякова (2002, 2003, 2004),

- Астраханской государственной консерватории (2014, 2016).

По предложению Санкт-Петербургского композитора, члена Союза композиторов РФ А. Мыльникова Ю.С. Петрова приняла участие в составлении Предисловия к новому изданию Школы фортепианной игры «Рождение игрушки»; ей написан Отзыв на Школу на основе апробации данного пособия в Экспериментальном музыкальном центре Астраханского музыкального колледжа, осуществленной в течение ряда лет. Выступает с научно-методическими докладами на ПК «Обязательное фортепиано» и дает Мастер-классы в музыкальных школах области (концерты учащихся класса, презентации новых сборников).

Полученные грамоты, благодарственные письма, награды и звания:

1)Почетная Грамота Департамента культуры Астраханской области «За подготовку ансамбля студентов ко II Всероссийскому конкурсу» (за подписью Л.В. Виноградовой) (1999),

2)Почетная Грамота Департамента культуры, искусства и кино Астраханской области «За долголетный добросовестный труд и большой, личный вклад в дело подготовки молодых музыкантов» (за подписью Н.С. Терещенко) (1999),

3)Знак «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ (2001),

4)Грамота Астраханского музыкального училища «За многолетный вклад в музыкальное образование одаренных детей» (за подписью директора Ю.Ю, Решетникова) (2003),

5)Почетная Грамота Астраханского музыкального училища к 55-летию (за подписью директора С.Е. Киселева (2004),

6)Благодарственное письмо Министерства культуры Астраханской области за участие в Научно-практической конференции (за подписью Б.Г. Полевого) (2005),

7)Благодарственное письмо Министерства культуры Астраханской области за участие в Научно-практической конференции (за подписью Б.Г. Полевого) (2007),

8)Почетная Грамота Министерства культуры Астраханской области «За многолетный и добросовестный труд» (за подписью Ю.Г. Полевого) (2009),

9)Благодарственное письмо Губернатора области за вклад в развитие образования (за подписью А.А. Жилкина) (2009)

10)Почетная Грамота «За многолетнюю и плодотворную работу в профсоюзе» Российского профсоюза работников культуры (за подписью П. Парошина) (2010),

11)Почетная Грамота «За активную работу и сотрудничество в деле эстетического воспитания молодежи» Астраханского филиала Волжской государственной академии водного транспорта (за подписью директора О.И. Карташовой) (2010),

12)Благодарственное письмо Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова за подготовку студентки М. Голованевой к конкурсу (2010),

13)Присвоение Ученого звания «Советник РАЕ» (Российской академии естествознания) (2011),

14)Грамота за подготовку И. Портового – участника Десятого Всероссийского конкурса молодых композиторов им. А.Г. Шнитке (Саратовская государственная консерватория) (2014),

15)Заслуженный работник науки и образования (Российская академия естествознания, Москва) (2015),

16)Благодарственное письмо от Астраханской государственной консерватории за подготовку студента И.Портового ко Всероссийскому конкурсу научных работ (2 место) (2016),

17)Почетная грамота за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие профсоюзного движения (Российский профсоюз работников культуры, Астраханская территориальная организация) (2017),

18)Благодарственное письмо за пропаганду музыкального наследия композиторов России от АРОО «Союз композиторов России» (2018),

19)Благодарность за участие во II Международном фестивале современного искусства «Каспий-2017» от АРОО «Союз композиторов России» (2018).

Помимо этого, занимается активной деятельностью в области поэтического искусства. Среди последних достижений – Серебряная медаль в номинации «Поэзия Серебряного века» Четвертого Фестиваля фестивалей «Лиффт-2019» (Тюмень, июль 2019), Золотую медаль на котором взял лишь известный поэт-песенник В. Пеленягре.

Ю.С. Петрова работает в Астраханском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского по сей день, ратуя за классическое академическое образование и воспитывая в своих учениках чувство понимания основ академического исполнительства на фортепиано!

Автор литературных эссе, стихотворений и многочисленных рецензий на культурные события России.

Научные публикации

► К проблеме работы над стилизациями («посвящениями») // Искусство и образование во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции.): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, 2001. С. 105-107.

► Работа над стилизацией в фортепианном классе // Актуальные про-блемы музыкальной культуры, искусства и образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. – Челябинск: Челябинское высшее музыкальное училище (вуз) им. П.И. Чайковского, 2001. С. 53-56.

► О развитии навыков импровизации в курсе обучения игре на фортепиано в системе музыкального образования // Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: Материалы Региональной научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2002. С. 116-121.

► Онтология репертуарных исканий в сфере начального музыкального образования // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Томск: Институт повышения квалификации при Администрации Томской области, Государственный Университет, Музыкальное училище им. Э. Денисова, 2002. С. 342-347.

► Сочетание времен и стилей в «Северной балладе памяти Грига» С. Слонимского // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры: Материалы научной конференции, посвященной 85-летию ВМИИ им. П.А. Серебрякова. – Волгоград-Саратов: Волгоградский муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова – Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002. С. 207-210.

► Рахманинов – композитор-интерпретатор собственных сочинений. (Отражение эстетических позиций в его литературном наследии) // Творчество С.В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже ХХ-ХХI веков: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию С.В. Рахманинова. – Тамбов-Ивановка, 2003. С. 96-101.

► Абсурд + хаос = музыкальное произведение ХХ века? (к анализу концепции Теодора Адорно) // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве: Материалы Международного научного симпозиума. Ред. коллегия: Иванченко Г.В., Кобляков А.А., Рыжов В.П. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. С. 220-225. Рекомендовано к изданию Международной академией информатизации, Академией гуманитарных наук и Таганрогским государственным радиотехническим университетом.

► Категория хаоса в музыке ХХ века в теоретической концепции Т. Адорно // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. Ред. И. Вановская. – Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический ин-ститут им. С.В. Рахманинова, 2004. С. 78-81.

► Природа игры и ее проявление в исполнительском искусстве // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы «Серебряковских научных чтений». Книга II. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2004. С. 200-202.

► Сочетания времен в «Северной балладе памяти Грига» Сергея Слонимского (к вопросу о семантической совокупности аллюзий) // Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных.  М., 2004. С. 140-144.

► Сочинение на «заданный сюжет» как один из методов игрового обучения на уроках фортепиано // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Серебряковские чтения». Вып. II. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2004. С. 68-72.

► О планировании педагогической работы в классе фортепиано с уча-щимися народного отделения // Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Тезисы докладов Российской научно-практической конференции 11 апреля 2005 года. / Ред.-сост. Н.Н. Калиниченко. – Астрахань, 2005. С. 93-96.

► Образ Севера в музыке // Искусство в современном мире: Материалы Международной конференции. – Ханты-Мансийск, 2005. С. 75-78.

► Оптимизация процесса слушательского восприятия музыкальных произведений // Оптимальные методы решения научных и практических задач: Материалы Международной научной конференции. Часть 1. - Таганрог: Изд-во «Антон», ТРТУ, 2005. С. 62-65.

► Развитие творческого воображения в системе музыкально-эстетического цикла // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19-20 мая 2003 года. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. С. 145-149.

► Специфика курса фортепиано для учащихся-теоретиков в музыкальном учебном заведении // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы Международной научно-практической конференции 28 января 2005 года. Часть 1. – Тамбов, 2005. С. 40-42.

► К проблеме формирования фортепианного дуэта на начальной стадии обучения // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы Международной конференции. Вып. 2. / Ред.-сост. В. Мозгот. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007. С. 207-210.

► Сердце Шопена» Л.Гуревича для голоса и фортепиано: особенности полистилистического цикла // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сборник статей по материалам научной конференции 8-9 ноября 2007 года. / Гл. ред. – Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. С. 209-215.

► Философия музыки Теодора Адорно. Концепция абсурда и хаоса // Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2007. С. 196-204.

► Художественное ремесло как содержательная идея композиторского мышления // Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы докладов Российской научно-практической конференции 16 апреля 2007 года. / Ред.-сост. Н.К. Калиниченко. – Астрахань, 2007. С. 105-109.

► Концертмейстерская работа в инструментальном классе // Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика, исполнительство: Материалы докладов Российской научно-практической конференции 31 марта 2008 года / Ред.-сост. Н.Н. Калиниченко. – Астрахань, 2008. С. 143-147.

► Надсон и Рахманинов: некоторые художественные параллели // С.В. Рахманинов – национальная память России: Материалы IV Международной научно-практической конференции 26-28 мая 2008 года / сост. С.В. Костюкова; ред. И.Н. Вановская. – Тамбов, 2008. С. 178-187.

► Полистилистика и ее проявление в цикле «Сердце Шопена» Л. Гуревича для голоса и фортепиано // Композитор в современном мире: Материалы Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы современного композиторского творчества», 11-12 ноября 2008 г. / Ред. Н.А. Еловская, М.В. Холодова. – Красноярск, 2008. С. 85-95.

► Понимание музыки в философских представлениях Теодора Адорно // 100 лет Тульскому колледжу искусств им. А.С. Даргомыжского: Сборник материалов, посвященных юбилею учебного заведения: история, наука, методика / Ред. колл. Т.В. Рыбкина, М.З. Перминова. – Тула: Ин-фра, 2008. С. 108-113.

► Теодор Адорно: философское обоснование музыки // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Второй Международной научной конференции 13-14 ноября 2008 года. / Гл.ред. – Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2008. С. 254-260.

► Пьеса «Кокетка» Аренского в контексте культурного пространства эпохи // Музыкальное исполнительство и педагогика: II Международный Форум, посвященный 150-летию со дня рождения А.С. Аренского (18-21 мая, 2011, Великий Новгород). / Науч. ред и сост.: А.Р. Вышкина, М.Э. Равенко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. С. 39-41.

► Смыслы «Божественной комедии» Данте и их воплощение в музыкальном искусстве // Эмиль Жак-Далькроз и традиции его школы в мировой культуре. Музыкальное образование, просвещение и культура в России: традиции и современность: Сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций. – Тула: ТКИ им. А.С. Даргомыжского, ООО «Риони», 2011. С. 61-77.

► Современные направления развития отечественной композиторской практики в репертуаре учащегося пианиста // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы шестой международной научно-практической конференции 23-25 марта 2011 года. / Ред.-сост. В.Г. Мозгот. – Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2011. С. 38-46.

► Три романтических посвящения Сергея Слонимского // Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения, преподавания: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 10-11 сентября 2011 г.) / Гл. редактор Н.В. Морозова, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. С. 107-117.

► «Данте-танцы» Дэна Вельчера: о концепции цикла // Проблемы современной музыки: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 1-2 октября 2013 г.). / Ред. Н.В. Морозова. – Пермь: ПГГПУ, 2013. С. 67-76.

►Словотворчество и звукотворчество: к теории интертекстуальности // Литература в искусстве, искусство в литературе – 2013: Сборник научных статей / Редкол.: П.А. Моисеев, Н.А. Полякова, А.С. Черноусова. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2013. С.

►Символика образов «Божественной комедии» в «Данте-танцах» Д. Вельчера // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сборник статей по материалам III Международной научной конференции 13-14 ноября 2013 года / Гл.ред. – Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: Издательство ШАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. С. 189-195.

► «Божественная комедия» Данте как источник музыкальных произведений в эпоху постмодернизма // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сб. научных статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 45-летию Астраханской государственной консерватории / Гл. ред. – Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2014. С. 150-155.

► Импровизационно-творческие задания для начинающих пианистов // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 21 марта 2014 года / Гл. ред. – Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2014. С. 230-232.

► Сергей Рахманинов об интерпретации собственных сочинений // Музыкальное искусство и образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской конференции 12 мая 2014 года / Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2014. С. 60-64.

► Счастлива, что обучалась в Астраханской консерватории! // Камер-тон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 14: ап-рель – декабрь 2014. – Астрахань: Новая линия, 2014. С. 17-19.

► Теодор Адорно о значимости и сущности музыкального искусства // Проблемы современной музыки: Сб. материалов VII Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.В. Морозовой. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. С. 17-23.

► Сочинение на «заданный сюжет» как один из методов игрового обучения на уроках фортепиано // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам V Всероссийской на-учно-практической конференции 29 марта 2017 года / Гл. ред. – Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: Изд-во ООО ПКФ «Триада», 2017. С. 182-183.

► О концепции первой симфонии Роберта Смита // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 13-14 мая 2017 года / Гл.ред. и ред.-сост. В.О. Петров. – Астрахань: ООО «Леон», 2017. С. 112-117.

► О концепции Первой симфонии Роберта Смита // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2017. – № 3. / Электронный ресурс: http://e-notabene.ru/phil/article_25076.html РИНЦ

►Виды музыки: музыка легкая и музыка серьезная (исследуя концепцию Теодора Адорно) // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2017. – № 4. / Электронный ресурс: http://e-notabene.ru/phil/article_25544.html

► Исследуя литературное наследие Сергея Рахманинова. Композитор об интерпретации собственных сочинений // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2018. – № 3. – С. 22-25. DOI: 10.7256/2453-613X.2018.3.27543. URL: http://e-notabene.ru/phil/article_27543.html

► Надсон и Рахманинов: некоторые художественные параллели // Му-зыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции 28-29 сентября 2019 года / Гл. ред. и ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2020. С. 62-67.

► Импровизационно-творческие задания для начинающих пианистов // Музыкально-теоретические и исполнительские дисциплины: полилог и грани взаимодействия: Сб. статей / Гл. ред. – О.Н. Золотова, ред.-сост. – О.А. Литвинова. – Астрахань: Новая Линия, 2020. С. 101-105.

► Концертмейстерская работа в инструментальном классе // Музыкаль-но-теоретические и исполнительские дисциплины: полилог и грани взаимо-действия: Сб. статей / Гл. ред. – О.Н. Золотова, ред.-сост. – О.А. Литвинова. – Астрахань: Новая Линия, 2020. С. 105-108.

► Образ севера в музыке // Гиперборей: Литературно-художественный альманах. – 2020. – № 2(3). С. 32-37.

► Русская фортепианная миниатюра конца ХХ века // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции 20 марта 2020 года / Гл. ред. – Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2020. С. 78-81.


Последняя редакция анкеты: 8 сентября 2019