RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15719 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Донская Тамара Константиновна


Донская Тамара Константиновна

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Педагогические науки

Регион: Санкт-Петербург

Индекс цитирования научной биографии: 4 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 61 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Донская Тамара Константиновна (1931 г.р.) – доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена г. Санкт-Петербурга.

Донская Т.К. – известный русский методист-словесник, посвятившая свою научно-методическую деятельность проблемам развивающего обучения учащихся в процессе изучения ими родного русского языка в общеобразовательной школе. Этим вопросам были посвящены её кандидатская (1970 г.) и докторская диссертации (1990 г.). В них впервые в методике преподавания русского языка были сформулированы принципы и методы дифференцированного подхода к организации процесса разноуровневого обучения учащихся с различными учебными возможностями в учебное и внеучебное время. Важным вкладом в методику развивающего обучения русскому языку явилась разработанная ею система языковых и речевых упражнений, направленная на лингвистическое развитие учащихся в условиях дифференцированного (разноуровневого) обучения учащихся единого классного коллектива, без выведения временно отстающих школьников в специальные классы - в так называемые классы компенсирующего обучения, что, по её мнению, противоречит законам гуманистической педагогики.

Пройдя путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой русского языка в национальной школе в РГПУ им.А.И. Герцена, она обратилась к проблемам преподавания русского языка в национальных школах России, к методике РКИ, к проблемам повышения филологической образованности учащихся образовательных школ и студентов-филологов, будущих преподавателей русского языка как в общеобразовательных школах с русским (родным) и русским как неродным языком в школах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для них и для учителей-словесников была впервые создана «Методика русского языка для школ Севера, Сибири и Дальнего Востока» (в соавторстве с коллегами по кафедре в 1995 году).

Тамару Константиновну Донскую отличает не только глубокая фундаментальная методическая культура, но и стремление совместно со своими аспирантами и докторантами решать актуальные вопросы современной методики: теоретические и практические вопросы коммуникативной и функциональной методики в школе и вузе, системы преподавания школьной грамматики, вопросы истории языка в системе школьного преподавания; особое внимание она уделяет принципам народности и диалога культур в преподавании русского языка в школах РФ.

В последние десять лет в центре её научных интересов находится история становления методики русского как самостоятельной науки. По материалам исследования написаны «Краткие очерки по истории методики русского языка» (1999, 2001 и 2003 года издания) и «Очерки по истории кафедры методики русского языка ЛГПИ/РГПУ им.А.И.Герцена»(2005 год), пронизанные любовью к основателям отечественной методики русского языка – от М.В.Ломоносова и его ученика В.И.Светова до методистов ХХ-ХХ1 вв., их вклада в решение основанных вопросов обучения, развития и воспитания школьников в процессе изучения родного языка, и благодарностью своим Учителям, достойным представителям ленинградской/петербургской методической школы.

Пятьдесят третий год служит Т.К. Донская на ниве просвещения, принимая активное участие в различных межвузовских и международных научно-методических конференциях, поднимая и предлагая решение проблемных вопросов обучения и воспитания современных школьников и их будущих учителей. Много внимания она уделяет подготовке молодой смены методистов-словесников. Ею подготовлено 16 кандидатов педагогических наук и 2 доктора наук по методике русского языка и методике РКИ.

Опубликовала более 300 работ, в которых ставятся острые методологические и научно-методические вопросы современного образования в Российской поликультурной и полиэтнической школе.

Т.К. Донская – академик Петровской академии наук и искусств, Ветеран труда, награждена Почётной грамотой МОиН РФ и Республикой Саха (Якутия) знаком «Учитель учителей» и знаком отличия «Гражданская доблесть».

 

Последняя редакция анкеты: 5 марта 2007

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI