RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15727 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Селезнев Леонид Иванович


Селезнев Леонид Иванович

Учёная степень: доктор философских наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Философские науки

Регион: Санкт-Петербург

Индекс цитирования научной биографии: 2 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 43 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Леонид Иванович Селезнев родился 14 декабря 1931 г. в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны вместе с семьей оставался в блокированном городе. В 1950 г. с золотой медалью закончил школу и поступил на экономический факультет Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Специализировался по Англии, изучал английский и чешский (в качестве второго) языки. В 1956 г. окончил институт с «отличием», был рекомендован и поступил в аспирантуру. Темой диссертационного исследования (по предложению кафедры) стал международные экономические отношения Чехословакии, это была одна из первых работ по международным экономическим связям стран социалистического содружества. Научным руководителем согласился быть профессор Николай Николаевич Любимов (первый среди экономистов лауреат Сталинской премии). При его поддержке был направлен по линии МИД в Чехословакию для сбора материала и ознакомления с работой учреждений, занимавшихся внешнеэкономическими связями (Госплан, Госбанк, Министерство внешней торговли). Много пользы дала стажировка в представительстве ГКЭС (Госкомитет по экономическим связям с зарубежными странами), торговом представительстве и посольстве СССР. Результатом проделанной работы явилась защищенная в МГИМО диссертация, которую специализированный Ученый совет рекомендовал к публикации. Монография по диссертации вышла в свет в 1962 г. В диссертации раскрывалась роль Чехословакии в международном социалистическом разделении труда как поставщика качественной машиностроительной продукции и промышленных потребительских товаров. При этом особенно подчеркивалось значение сохранения Чехословакией экономических связей с торговыми партнерами из капиталистических стран как полигона проверки конкурентоспособности продукции с товарами из более развитых стран. После окончания аспирантуры в 1959 г. молодой кандидат экономических наук был направлен на работу в посольство СССР в Индии, с которой в то время активно развивалось экономическое сотрудничество. Работа в посольстве открывала большие возможности как для практического использования полученных ранее знаний, так и для расширения собственного политического и научного кругозора, но, главное, пребывание в Индии предоставило возможность неограниченного доступа к литературе, либо отсутствовавшей в советских библиотеках, либо не рекомендованной «по умолчанию». Здесь впервые довелось ознакомиться с книгами А. Джефферсона, П. Пэйна, американских «федералистов», Дж. Токвилля, П. Шумпетера, Дж. Кейнса, У. Ростоу, Д. Истона, С. Липсета и других западных мыслителей, а также с публицистикой Дж. Оруэлла и М. Джиласа. С одним из живых классиков экономической теории — Д. К. Гэлбрайтом (в то время послом США в Индии, позже Нобелевским лауреатом) удалось познакомиться, неоднократно беседовать и дискутировать на регулярно проводимых в Делийском университете «круглых столах». Много интересного было почерпнуто из бесед с индийскими учеными, с членами Плановой комиссии Индии. Большой интерес вызывала теория «социализма третьего пути», выдвинутая Дж. Неру. Неру не только теоретически обосновал, но и доказал на опыте модернизации Индии, что социализм может сочетать как преимущества государственного регулирования экономики (включая планирование) и социальной жизни, так и инициативу и гибкость частного предпринимательства. Что касается политического устройства, то парламентаризм, многопартийность, гласность, разделение и подконтрольность властей при соблюдении прав и свобод человека оказались адекватной формой становления и развития демократии в стране, постепенно освобождающейся от феодального и колониального наследия. Накопленный за три года (1960–1963) мировоззренческий багаж побуждал глубже заняться научной и преподавательской работой, и по окончании срока командировки в Индию вполне успешный дипломат неожиданно для многих (сослуживцев, друзей и знакомых) уволился из системы МИД «по собственному желанию» и перешел на работу (предварительно согласовав этот переход с проректором С. Тюльпановым) в Ленинградский университет, на кафедру экономики современного капитализма. Однако обосноваться на этой кафедре не случилось. Именно в это время, в конце 1963 г., было принято решение о создании кафедры научного коммунизма, а заведующему этой кафедрой А. Белых дано право «обложить налогом» другие кафедры обществоведческого профиля для рекрутирования преподавателей. Тюльпанов решил «пожертвовать» новичком, и таким образом Л. И. Селезнев стал и. о. доцента вновь сформированной кафедры. Приобретенные за время работы в посольстве политические знания и опыт дипломатической практики позволили достаточно быстро освоить новый курс («политической составной части марксизма-ленинизма», как определил его Белых) и приступить к его преподаванию на географическом, юридическом, физическом факультетах, а также в созданном вскоре ИПК — Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук. По отзывам и студентов, и преподавателей Л. И. Селезнев преподавал курс научного коммунизма «не так, как все», что привлекало к нему повышенный интерес (по прошествии лет Леонид Иванович был награжден грамотой ЛГУ как лучший лектор университета). Что же отличало его лекции? Прежде всего это широкое использование метода сравнения политической системы Советского Союза с системами других стран, подкрепленное знаниями и впечатлениями, полученными за рубежом. Тем самым вместо голой теории (в которой «все правильно») слушатели получали возможность делать сравнения и сопоставления, размышлять, насколько верны те или иные теоретические постулаты. 1974 г. стал этапным для профессиональной и общественной биографии Л. И. Селезнева: ВАК присвоил ему ученое звание профессора; он был избран заведующим кафедрой научного коммунизма (с 1991 г. — социологии и политологии) ИПК; с января был назначен проректором по учебной работе университета (оставался таковым до 1984 г.); в феврале избран заместитель председателя (затем председателем) Ленинградского отделения общества «СССР—Великобритания».Проректор по учебной работе в то время был ответственным за научную работу кафедр общественных и гуманитарных наук. В этом качестве он был вскоре назначен Председателем Северо-Западного Совета по общественным наукам Минвуза РСФСР, а также членом государственной инспекции Минвуза СССР. Практически эти изменения означали помимо появления административно-управленческих обязанностей перенесение центра внимания на подготовку научно-педагогических кадров (через аспирантуру и докторантуру), довольно частые поездки в университеты СССР и зарубежных стран. Читал лекции в университетах Чехословакии, Германии, Англии, США. Опыт работы в посольстве, полученное в Индии и Чехословакии «второе» самообразование, равно как и длительное руководство и преподавание на кафедрах научного коммунизма, социологии и политологии, не могли не отразиться на направленности научных исследований Селезнева. Докторская диссертация «Национально-освободительные революции современной эпохи» (на степень доктора философских наук, 1972 г.) представляла комплексное научное обобщение итогов борьбы за освобождение колоний. Новыми были выводы о том, что: 1) освободившиеся от колониализма страны продолжают сохранять зависимость от бывших метрополий и новых государств-патронов; 2) в них отсутствуют условия для перехода к социализму (вопреки официальной версии о их «социалистической ориентации»; 3) государственный сектор экономики, выдававшийся за признак социалистического уклада хозяйства, был в этих странах разновидностью государственного капитализма; 4) в большинстве стран, освободившихся от колониализма, установлен режим личной власти (либо власти клик), использующий лозунги демократии и социализма в демагогических целях. В то время официальная наука (включая институты Академии наук, Академии общественных наук и др.) придерживалась противоположных позиций. Заметное место в научной работе заняла собственно теория социализма. Автор пришел к выводу, что наряду с непреходящими научными открытиями, в учении марксизма-ленинизма содержаться теоретические положения, относящиеся сугубо к эпохе промышленного капитализма. Эти положения (в частности, о роли рабочего класса) оказались ограниченными временем или даже ошибочными, если им придавалось всеобщее значение. После распада СССР большое внимание в исследованиях было уделено проблемам становления демократии в России. Опубликованные статьи и доклады отличает критическая направленность по отношению к проводимой правительством политике. Ее ущербность вытекает из игнорирования или недооценки уже оправдавших себя в других странах демократических принципов и норм, таких как выборность органов власти, разделение властей, гласность и подотчетность их работы, социальная справедливость. Без соблюдения этих и ряда других демократических начал не имеет перспектив провозглашенная властями борьба против коррупции или преодоление разрыва между бедностью и богатством.

Научные публикации:

Международные экономические отношения Чехословакии. М., 1962. Развивающиеся страны в борьбе за экономическую независимость. Л., 1966.

Национально-освободительные революции современной эпохи. Л., 1972.

Этапы и пути становления социализма. Л., 1990 (в соавторстве).

Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995.

Политическая система США: Учеб. пособие. СПб., 1995.

Основные проблемы становления демократии в России // Проблемы демократизации в России: состояние и перспективы: Материалы научно-практического семинара. СПб., 1999.

Конституционные права и реалии жизни // Российская демократия в международном измерении: Материалы научно-практического семинара. СПб., 2001.

Подконтрольность и подотчетность властей — необходимый признак демократического режима // Роль политических коммуникаций в современном мире: Материалы научно-практического семинара. СПб., 2003.

Власть, интеллигенция и стратегия реформ // Общество и власть: Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2005.

Социальный смысл правового государства // Третьи Ковалевские чтения: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2008.

 

Последняя редакция анкеты: 28 мая 2010, 22:38

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI