RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15727 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Батуев Александр Сергеевич


Батуев Александр Сергеевич

Учёная степень: дотор биологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Биологические науки

Регион: Санкт-Петербург

Индекс цитирования научной биографии: 2 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 64 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Российской академии образования и Международной академии наук высшей школы Нью-Йоркской академии наук, член Международной организации по изучению мозга при ЮНЕСКО. Александр Сергеевич Батуев родился в Ленинграде 12 апреля 1935 г. Вся учебная, научная и педагогическая деятельность А. С. Батуева неразрывно связана с университетом. В 1952 г. он поступил на биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета, который закончил в 1957 г. по кафедре высшей нервной деятельности. После окончания аспирантуры в 1959 г. был оставлен на кафедре в должности младшего научного сотрудника. В 1960 г. им была защищена кандидатская диссертация «Функциональная структура двигательных актов». С 1961 г. А. С. Батуев приступил к выполнению обязанностей ассистента, а с 1964 — доцента кафедры высшей нервной деятельности. В 1968 г. он защитил докторскую диссертацию «Функции двигательного анализатора». Высокий интерес к научной деятельности обусловил его переход в Физиологический научно-исследовательский институт имени акад. А. А. Ухтомского, где он в период с 1969 г. по 1973 г. последовательно занимал должности старшего научного сотрудника и руководителя лаборатории физиологии двигательного анализатора. В 1973 г. А. С. Батуев переходит на преподавательскую деятельность и становится профессором, заведующим кафедрой биофизики биолого-почвенного факультета, а после смерти в 1975 г. своего учителя проф. Э. Ш. Айрапетьянца возглавляет кафедру высшей нервной деятельности. В 1981 г., учитывая высокие научные заслуги А. С. Батуева, а также его организаторский талант, ему было предложено возглавить Физиологический научно-исследовательский институт имени акад. А. А. Ухтомского. После пяти лет работы на административной должности А. С. Батуев вновь возвращается к активной научной деятельности. Будучи руководителем лаборатории высшей нервной деятельности Физиологического научно-исследовательского института, он направляет исследования возглавляемого им коллектива на изучение нервных и гуморальных механизмов интегративной деятельности мозга, обеспечивающих организацию целенаправленного и адаптивного поведения. С 1991 г. А. С. Батуев избирается на должность заведующего кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета, которой успешно руководит в течение 14 лет. С 2004 г. и по настоящее время А. С. Батуев — профессор кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии и руководитель лаборатории психофизиологии матери и ребенка. В основе научных интересов А. С. Батуева лежит изучение мозговых механизмов поведения. Им разработано представление об интегративной деятельности мозга, которая регулируется ассоциативными системами на основе принципов доминанты и условного рефлекса. А. С. Батуев является признанным лидером научной школы А. А. Ухтомского. В руководимом им коллективе в течение ряда лет велась многоплановая работа по приложению принципа доминанты к изучению механизмов поведения и психики человека и животных. Научно-исследовательская работа осуществлялась в следующих направлениях: исследование соотношения процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга с использованием сверхточного метода микро-электрофореза; изучение динамики мозговых констелляций в естественных и патологических доминантных состояниях; определение роли сенсомоторной интеграции в программировании и выполнении целенаправленного двигательного поведения; значение определенных структур мозга в формировании мотивационных доминант и управлении поведением; изучение нейронных механизмов кратковременной памяти; выявление закономерностей возрастного созревания и филогенетического развития нейронной организации ассоциативных систем мозга. В последние двадцать лет научные интересы А. С. Батуева сконцентрированы на проблеме изучения закономерностей становления поведения и психики человека на ранних этапах онтогенеза. В 1995 г. по его инициативе в Санкт-Петербургском государственном университете был создан уникальный междисциплинарный центр «Психофизиология матери и ребенка», решающий важнейшие фундаментальные и прикладные проблемы материнства и раннего детства. Руководимый им центр приобрел широкую известность в нашей стране и за рубежом (Голландия, Финляндия, Швеция, Англия, Израиль). Центр является ассоциированным членом Российской академии образования. Научные разработки центра изложены в пяти научно-популярных книгах для родителей, множестве научных публикаций, трех коллективных монографиях, доложены на семи международных конгрессах. А. С. Батуев — автор более 600 научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе 15 монографий. Его монография «Высшие интегративные системы мозга» в 1987 г. была опубликована в США. Будучи человеком талантливым и неординарным, А. С. Батуев ярко проявил себя не только в научной, но и в преподавательской деятельности. Он имеет сорокапятилетний стаж педагогический работы. Высокая методологическая и методическая подготовка, широкая эрудиция, свободное владение всеми формами педагогического мастерства (на русском и английском языках) всегда отличали А. С. Батуева как первоклассного педагога и признанного лектора, активно передающего свои знания и опыт молодым коллегам. Он является автором 18 учебников и учебных пособий для высшей и средней школы. А. С. Батуев — организатор и научный руководитель десяти всероссийских школ для преподавателей университетов и педвузов. Его лекции слушали студенты и преподаватели Калькуттского, Тюбингенского, Дюссельдорфского, Хельсинского, Пражского, Калифорнийского и Будапештского университетов. Будучи педагогом по призванию, А. С. Батуев вырастил и сформировал не одно поколение высококвалифицированных специалистов. Под его руководством защищено 12 докторских и 58 кандидатских диссертаций. Сегодня многие из его учеников возглавляют научные и педагогические коллективы как в нашей стране, так и за рубежом (Конго, Вьетнам, Армения, США, Таджикистан, Казахстан). Опираясь на многолетний опыт научной и педагогической деятельности, А. С. Батуев разработал концепцию преподавания науки о человеке в средней и высшей школах, цель которой — проведение в жизнь идеи всестороннего комплексного образования, направленного на реализацию междисциплинарных связей и формирование у подрастающего поколения современного научного взгляда на единую биосоциальную природу человека. Его выдающиеся организаторские способности ярко проявились в деле консолидации научных сил России: он стал деятельным организатором многочисленных школ-семинаров, конференций и симпозиумов, посвященных проблемам интеграции науки и образования. Под руководством А. С. Батуева и при его непосредственном участии создан целый комплект учебно-методической литературы для средней и высшей школ, в котором отражена основная гуманистическая концепция о природе человека. Александр Сергеевич является соавтором и редактором учебников для 9-го класса средней школы «Человек», который выдержал начиная с 1987 г. девять изданий и служит базовым учебником для общеобразовательных школ России, альтернативного учебника «Человек. Основы физиологии и психологии» (1998), а также методического пособия для учителей (2008). В течение многих лет он проводит планомерную и систематическую работу с учителями в рамках деятельности в Университете педагогического мастерства Санкт-Петербурга, публикует дополнительную учебную литературу широкого спектра, значительно расширяющую кругозор учителей и учащихся. В 1991 г. вышел в свет учебник А. С. Батуева «Высшая нервная деятельность» для биологических, философских и психологических факультетов университетов, в котором впервые нашли органическую интеграцию два взаимодополняющих психофизиологических принципа работы мозга — принцип доминанты А. А. Ухтомского и принцип условных рефлексов И. П. Павлова. Учебник послужил основой для создания принципиально нового лекционного курса «Психофизиология человека», который много лет читается на факультетах биологии, социологии, психологии и философии Санкт-Петербургского государственного университета. Заслуги А. С. Батуева в области науки и образования были высоко оценены российской и мировой общественностью. Он является лауреатом Государственной премии Правительства РФ в области образования (2000), лауреатом премии им. А. А. Ухтомского Президиума РАН (1995), лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга (1999), лауреатом премии Санкт-Петербургского университета за педагогическое мастерство и лучшую научную работу (1997), трижды был удостоен звания Соросовского профессора. А. С. Батуев — действительный член Российской академии образования и Международной академии наук высшей школы, член Нью-Йоркской академии наук, Европейской ассоциации нейронаук, Североамериканского павловского общества, Международной ассоциации нейроэтологов, Международной организации по изучению мозга при ЮНЕСКО, почетный профессор Санкт-Петербургского, Будапештского и Ростовского университетов, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. В 1992 г. А. С. Батуеву присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». А. С. Батуев имеет правительственные награды: «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «50 лет победы в Великой Отечественной войне», медаль им. И. П. Павлова, высшую награду Международного межакадемического союза «Звезда Вернадского второй степени», знаки «Житель блокадного Ленинграда», «Отличник высшей школы» и «Отличник просвещения».

Научные публикации:

Принцип конвергенции анализаторных систем. Л., 1969 (в соавторстве). Кортикальные механизмы интегративной деятельности мозга. Л., 1978.

Высшие интегративные системы мозга. Л., 1981.

Нейрофизиология коры головного мозга. Л., 1984.

Высшие интегративные системы мозга (пер. на англ. яз. — New York, 1987).

Высшая нервная деятельность. М., 1991 (переиздания — СПб., 2002, 2005, 2008).

Человек: Учебник для 9-го класса средней общеобразовательной школы. М., 1987 (переиздания — 1994, 1996, 1999, 2007, 2008).

Биосоциальная природа материнства и раннего детства. СПб., 2007 (отв. редактор).

 

Последняя редакция анкеты: 29 мая 2010, 21:04

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI