Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15229 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Рогова Кира Анатольевна


Рогова Кира Анатольевна

Учёная степень: доктор филологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Филологические науки

Регион: Санкт-Петербург

Индекс цитирования научной биографии: 4 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 61 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Ученые России"

Кира Анатольевна Рогова родилась 15 февраля 1931 г. в Ленинграде, в 1949 г. поступила в Ленинградский государственный университет на русское отделение филологического факультета, по окончании которого в 1954 г. была рекомендована в аспирантуру при кафедре общего языкознания, где под руководством Ю. С. Сорокина одной из первых в СССР защитила диссертацию о порядке слов в современном русском языке. Эта работа сразу была замечена такими известными специалистами, как В. А. Белошапкова, И. И. Ковтунова и П. Адамец, ссылавшимися в своих трудах на положения автореферата К. А. Роговой. А. И. Ефимов, автор признанных в то время учебников по стилистике, указывал, что, судя по диссертации К. А. Роговой, стилистика переходит к новым методам исследования, привлекая к анализу текстовые образования. Эти авторитетные мнения подтверждают право считать К. А. Рогову одним из первых исследователей и ведущих специалистов российской стилистики текста. Педагогическая деятельность К. А. Роговой началась на общеуниверситетской кафедре русского языка филологического факультета в 1957 г. с преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Именно эта сфера русистики стала приоритетной в научных изысканиях К. А. Роговой: ею в соавторстве с коллегами уже в 1960-е годы была написана экспериментальная программа по русскому языку как иностранному для основного этапа обучения, под ее редакцией, вышли учебники по русскому языку для иностранцев-филологов, не утратившие своего значения и сегодня, четверть века спустя. Профессор К. А. Рогова была признана ведущим специалистом в области русистики и назначена Председателем научно-методического совета по РКИ при Министерстве высшего образования РСФСР (в 1986–1992 гг.). Другая очень важная сфера деятельности К. А. Роговой — журналистика. С 1966 г. в течение 20 лет К. А. Рогова была сначала доцентом, затем — профессором факультета журналистики ЛГУ, а с 1972 по 1986 г. руководила кафедрой стилистики и редактирования. Здесь под ее редакцией и при ее соавторстве под грифом Министерства высшего образования СССР вышло учебное пособие по стилистике «Практическая стилистика русского языка: функциональные стили». Новаторство книги заключалось в развитии научных представлений о функциональных стилях и их жанрах, в разработке методического подхода, формирующего у студентов умение на основе стилистического анализа производить собственные тексты, адекватные ситуации общения, что обеспечило востребованность книги в подготовке русистов и журналистов как в нашей стране, так и за рубежом. В «журналистский» период деятельности многое было сделано К. А. Роговой для решения актуальных вопросов стилистики. Кире Анатольевне принадлежит заслуга выявления в публицистике особенностей создания образа события и персонажа, имеющих фактологическую основу. Бесспорен вклад К. А. Роговой в решение вопроса об участии синтаксиса в формировании стиля и проявления в публицистике личости говорящего. Принципиально важна для развития стилистики текста книга К. А. Роговой «Синтаксические особенности публицистической речи» (Л., 1975), где отмечалась особая роль и продуктивность использования ряда синтаксических конструкций, способствующих проявлению оценочных смыслов и актуализации языковых средств; указывалась роль структур, позволяющих преодолеть линейность речи при нелинейности мысли, что в сфере публицистики приобретает особое значение, включая читателя в восприятие сложности актуальных ситуаций; выявлялись качественные различия в семантике конструкций при использовании их в контексте публицистики и художественной речи. Монография получила отклик в журнале чехословацкой Академии наук «Slovo a slovesnost». Следую-щим этапом исследования стал анализ речевых особенностей функционирования выделенных К. А. Роговой стилистически маркированных синтаксических конструкций в композиционных компонентах публицистических текстов начала ХХ в., что составило содержание ее докторской диссертации «Экспрессивно-стилистические формы синтаксиса в публицистической речи» (1979 г.). За несомненный авторитет специалиста в области журналистики К. А. Рогова была избрана членом научно-методического совета по журналистике при Минвузе СССР. Творческая натура и организаторский талант К. А. Роговой в полной мере проявились в административной деятельности в период ее заведования кафедрой русского языка для иностранцев-филологов в 1986–1999 гг. и во время работы деканом факультета русистики в 1989–1993 гг. (до момента слияния последнего с филологическим факультетом СПбГУ). Будучи человеком широкой эрудиции, обладая редкой способностью вычленять в бесконечном потоке научных идей те, что отражают по-настоящему передовые веяния, К. А. Рогова направляет созидательную энергию своих учеников и единомышленников в русло плодотворной исследовательской и преподавательской деятельности, отвечающей самым насущным потребностям русистики. Именно по ее инициативе и при ее активном участии успешно осуществляются с начала 1990-х годов три фундаментальных проекта: 1. Проект по развитию теории и методики комплексного филологического анализа художественного текста, реализуется в рамках межвузовского преподавательского научно-исследовательского семинара, который рассматривается сегодня как Петербургская школа анализа текста (ПШАТ). В рамках этого направления вслед за такими петербургскими (ленинградскими) учеными, как Л. В. Щерба, Б. А. Ларин, А. В. Федоров и др., разрабатываются методы анализа художественного текста как целого, позволяющие рассматривать языковые средства в их речевом функционировании в укрупненных единицах текста как компонентах его композиционных структур. При этом признается возможность сосуществования таких структур в рамках одного текста, что ведет к выделению ранжированных единиц анализа по принципу дополнительности, делает возможным включить исследование в триаду: текст—дискурс—контекст и осуществить лингвистический подход к интерпретации текста как основной задаче филологии. К. А. Роговой разрабатывается оригинальная методика изучения текста, представляющая собой восходящую линию (от осмысления частей — к смыслу целого текста) и отражающая переход от анализа и объяснения выделяемых при чтении текста ситуаций, воплощенных в композиционных компонентах текста (в сложном синтаксическом целом в его соотношении с абзацем, в функционально-смысловых типах речи, в коммуникативных регистрах, в речевых жанрах), к их интерпретации и далее — к интерпретации текста в целом. Результаты работы ПШАТ воплотились в многочисленных публикациях, среди них — три коллективных монографии. Проект по созданию российской системы государственного сертификационного тестирования в области РКИ, в ходе его реализации были разработаны и изданы теоретическое обоснование, комплекс типовых тестов для II, III и IV (высшего) уровней владения РКИ, а также соответствующие государственные образовательные стандарты, лежащие сегодня в основе организации преподавания и контроля по РКИ в РФ и признанные в международных инстанциях. Проект по разработке учебника нового поколения в области РКИ для продвинутого этапа обучения, осуществляется группой учеников К. А. Роговой в кооперации с Американским советом преподавателей русского языка (ACTR). В настоящее время профессор кафедры русского языка как иностранного (РКИ) и методики его преподавания факультета филологии и искусств, заместитель председателя научно-методического совета при Министерстве высшего образования РФ по дисциплине «Русский язык и культура речи», член правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), главный редактор научно-методического журнала «Мир русского слова». Профессора К. А. Рогову знают и ценят коллеги за рубежом: ее лекции и доклады в США, Гане, Германии, Дании, Италии, Китае, Финляндии, Франции, публикации в иностранных университетских изданиях преумножили авторитет СПбГУ и русской филологической школы. Признанный научный эксперт в области фиологиии образец университетского профессора, К. А. Рогова с 1991 г. возглавляет диссертационный совет по защите диссертаций по специальностям 10.02.01 — «Русский язык», и 13.00.02 — «Методика преподавания (РКИ)», а также входит в диссертационные советы по защите диссертаций факультета журналистики СПбГУ и филологического факультета РГГУ им. Герцена. К. А. Рогова ведет большую преподавательскую работу. Ее лекции для студентов и аспирантов, для слушателей отделения повышения квалификации университетских кадров, для участников обучающих семинаров по сертификационному тестированию и культуре речи, выступления на конференциях и заседаниях кафедры неизменно полны новых идей и оригинальных интерпретаций, чем вызывают самый заинтересованный отклик любой аудитории. Под руководством К. А. Роговой защищены 5 докторских и 35 кандидатских диссертаций, среди их авторов такие известные филологи, как И. Н. Борисова, В. И. Коньков, А. В. Калачинский. Высокое педагогическое мастерство и заслуги К. А. Роговой перед российской наукой отмечены благодарностями Министерства науки и образования РФ и ректора СПбГУ. В 1986 г. К. А. Рогова награждена орденом «Знак Почета» и медалью «Ветеран Труда», в 1999 г. — орденом Дружбы и в этом же году медали А. С. Пушкина. В 2008 г. К. А. Рогова была удостоена звания почетного профессора СПбГУ.

Научные публикации:

Практическая стилистика русского языка: Функциональные стили: Учеб. пособие. М., 1982 (отв. редактор).

Образность публицистической речи // Проблемы журналистики. Вып. 2. Л., 1973.

Современный русский литературный язык. Односоставные предложения: Учеб. пособие для студентов-журналистов. Л., 1971.

Особенности текстового функционирования простого предложения в публицистике Великой Отечественной войны // Вестн. Ленингр. ун-та. 1975. Вып. 3. № 14.

Контекстуальные связи предложения и их роль в понимании газетно-публицистического стиля //III Международный Конгресс преподавателей русского языка и литературы. Варшава, 1976.

Синтаксические средства в стилистике // Вестн. Ленингр. ун-та. 1978. Вып. 1. № 2.

Художественный текст: структура, язык, стиль. СПб., 1993 (отв. редактор).

Анализ художественного текста. (Русская литература ХХ века: 20-е годы). СПб., 1997 (отв. редактор).

Художественная речь русского зарубежья: 20– 30-е годы ХХ века. Анализ текста. СПб., 2002 (отв. редактор).

В добрый путь! Учебный комплекс по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа обучения. Ч. 1–4. СПб., 2007 (соавтор и отв. редактор).

Диалог в художественном тексте // Филология. Русский язык. Образование: Сб. статей, посвященный проф. Л. А. Вербицкой / Под ред. В. Б. Касевича. СПб., 2006.

Нормативный аспект в употреблении определенно-личных предложений // Слово и предложение: Исследования по русскому языку и методике преподавания: Сб. науч. статей в честь 70-летия проф. В. П. Проничева. СПб., 2007.

 

Последняя редакция анкеты: 30 мая 2010, 17:04

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.941

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.061

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.705

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.829

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.764

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.446

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.605

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.488

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI