RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15760 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Семенов Игорь Никитович


Семенов Игорь Никитович

Учёная степень: доктор психологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Психологические науки

Регион: Москва

Индекс цитирования научной биографии: 2 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 79 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Семенов Игорь Никитович – российский ученый, академик РАЕ, директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования, доктор психологических наук, профессор Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, научный руководитель гимназии N 1526 г. Москвы.

Он является крупным ученым в области истории и методологии науки, акмеологии и эргономики, психологии творчества и гуманизации общего, дополнительного, высшего профессионального образования и разработки его научного (рефлексивно-психологического и инновационно-педагогического) обеспечения. Им создана научная школа рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества, под его научным руководством защищены 2 докторские и 28 кандидатских диссертаций. Он является автором более 450 научных трудов (книг и монографий, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций и научных статей в журналах и энциклопедиях).

Семенов И.Н. избран действительным членом ряда международных и российских академий (в т.ч. Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естествознания, Международной академии гуманизации образования, Европейской академии естествознания, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук), является Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования и Заслуженным деятелем науки и образования РАЕ, награжден медалями: им. В.Е.Вернадского, им. Маршала Покрышкина и «75-летия ДОСААФ-РОСТО».

Свой разносторонний научно-педагогический потенциал профессор Семенов И.Н. успешно реализует как в фундаментальных исследованиях процессов мышления и рефлексии личности, творчества и профессионализма индивидуальности, так и в прикладных разработках на всех ступенях непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования. В сфере дошкольного образования им разработаны с В.М.Дюковым психолого-педагогические стандарты предшкольной подготовки детей в дошкольном образовании и рефлетехнологии его управления. В сфере среднего образования И.Н.Семеновым разработаны: с М.Н. Берулавой концепция развития и гуманизации современной школы, с Т.Г.Болдиной – стратегия инновационного развития гимназического образования и его рефлексивно-педагогического обеспечения, с П.А.Оржековским и С.Ю.Степановым – принципы рефлексивно-психологического развития творческого мышления школьников. В сфере досугово-дополнительного образования И.Н.Семеновым разработаны с О.А.Доником и С.В.Ивановым рефлексивно-психологические принципы развития личности подростков во временных детских коллективах. В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи И.Н.Семеновым разработаны с В.М.Дюковым рефлексивно-педагогические принципы проектирования современной «школы здоровья» и с С.А.Смирновым – рефлексивно-психотерапевтической реабилиотологии лиц, страдающих различными видами зависимостей (алкоголизмом, наркоманией, токсиманией). В сфере военно-патриотического воспитания и спортивно-технической подготовки юношества И.Н.Семеновым обобщены с А.И.Анохиным пути развития системы предпрофессиональной подготовки юношей в Российской оборонной спортивно-технической организации и с В.В.Каштановым – принципы социокультурного проектирования образовательного процесса в спортивно-технических школах РОСТО. В сфере профессионального образования И.Н.Семеновым разработаны принципы социокультурного проектирования и рефлексивно-психологического обеспечения вузовского и последипломного обучения взрослых учащихся, совместно с Г.И.Давыдовой предложены принципы и технологи рефлексивно-диалогического подхода в психолого-педагогическом обеспечении вузовского образования, а с А.А.Деркачем и С.Ю.Степановым – рефлексивно-акмеологические принципы и технологии развития рефлексивной культуры профессионалов-управленцев.

Указанные рефлексивно-психологические принципы и реализующие их акмеолого-педагогические рефлетехнологии внедрены в современную практику инновационного образования. Так, например, в столичной гимназии N 1526 под научным руководством И.Н.Семенова и с его методической помощью была разработана стратегия развития гимназии как инновационного образовательного учреждения современного типа, использующего передовые психолого-педагогические рефлетехнологии как для повышения квалификации педагогического коллектива и эффективного управления гимназией, так и для развития знаний, компетенций учащихся и нравственного воспитания их личностных качеств. Под научно-методическим руководством И.Н. Семенова в гимназии 14 лет проводятся ежегодные научно-исследовательские конференции школьников Южного округа (с изданием под его редакцией сборников их работ), а также успешно работают школьная психологическая служба и ресурсный центр. Инновационный опыт педагогической деятельности учителей гимназии и высокие показатели ее учебно-воспитательной работы отражены во множестве подготовленных под научным руководством Семенова И.Н. печатных работ, опубликованных как в отечественных, так и в зарубежных научно-методических журналах и сборниках.

Внедрение в социальную практику теоретических положений созданной И.Н.Семеновым научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества и реализующих эти достижения рефлетехнологий осуществляется в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Сибирской академии госслужбы, в Брянском филиале Орловской региональной академии госслужбы, а также в организованном им при Международной академии гуманизации образования Институте рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (ИРПТиГО), в консультируемом им: в Киеве Институте рефлексивных специализаций (директор д.пс.н. М.И.Найденов) и в Москве – Институте рефлексивной акмеологии сотворчества (директор проф. С.Ю.Степанов), в Институте психолого-правовых исследований (директор к.пс.н. Г.Ф.Похмелкина) и в Центре Европейской практической психологии (директор советник РАЕ Г.Н.Бершацкий), которые успешно проводят тренинги игрорефлексики и рефлепрактики в ряде регионов России и странах СНГ.

Научные публикации:

Автор 407 научных работ (в т.ч. 38 книг и пособий, отв. Редактор 14 сборников);

основные монографии:

Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М. НИИ ОПП АПН СССР. 1990

Семенов И.Н. Тенденции развития психологии творчества и гуманизации образования. М-Воронеж. МПСИ.-МОДЭК.2000

Савенкова И.А.,Семенов И.Н. Рефлексивная активизация активизации профессионального самоопределения студентов - будущих психологов. Сочи. НОЦ РАО. 2005;

Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивности

самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск-Орел. ОРАГС. 2005;

Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. Мурманск. МГПУ. 2007

- научные сборники под редакцией автора:

Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении /под ред. И.Н.Семенова, Т.Г.Болдиной. М. ИРПТиГО. 2003;

Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования /Под ред. А.В.Карпова, И.Н.Семенова, В.К.Солондаева. М.-Ярославль. РПО. 2004

Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века. Материалы П-й Международной научно-практической конференции. /Отв. ред. И.Н.Семенов. Кисловодск. Тьютор. 2007

- учебные пособия

Лаптева О.И., Семенов И.Н. и др. Рефлексивно-профессионлаьное общение. Новосибирск. АГА. 2010

Дюков В.М., Семенов И.Н. Гуманизация дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.Сфера. 2008

Дюков В.М., Семенов И.Н. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении). М.Сфера. 2008

Дюков В.М., Семенов И.Н. Внутренний стандарт предшкольной подготовки в ДОУ. М.Сфера. 2008

Дюков В.М., Семенов И.Н. Инновационная педагогика. Модули инновационной компетентности и ииновационной деятельности в образовательном учреждении. Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава). Красноярск. Универс. 2007

Дюков В.М., Семенов и.Н. Специализированный учебный курс "Проблемы проектирования и развития Школы здоровья; Ч.1, 2. Киев. Здоровье. 2007

Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Развитие рефлексивного мышления педагогов. Учебно-методическое пособие. Омск. ООИПКРО. 2003

Семенов Игорь Никитович имеет награды:

Почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования РАЕ"
Почетное звание "Основатель научной школы"

 

Публикации в изданиях Российской Академии Естествознания: 8 / перечень публикаций

Последняя редакция анкеты: 6 апреля 2011, 14:07

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI