Научное направление: «Психология полисубъектной личности. Полисубъектный подход в поликультурном образовании»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Современный этап развития психологической науки характеризуется обострившимися проблемами как теоретического, так и прикладного характера. Необходимость решения данных научных проблем, путем постановки конкретных социально-психологических и психолого-педагогических задач, обусловлена комплексом политических, экономических, социальных и личностных причин.
Так, современное образовательное пространство характеризуется, с одной стороны, проблемой гуманизации образовательного процесса, с другой – проблемой организации психологически комфортной и безопасной поликультурной образовательной среды.
Психология полисубъектной личности – новейшее направление в психологии, которое позволяет:
- проводить экспресс-диагностику личностного развития формирующегося человека;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и коррекцию развивающейся личности посредством метода моделирования полисубъектного взаимодействия;
- проводить консультирование полисубъектной личности, ориентируя ее на высокий уровень развития, взаимосвязи и конгруэнтности личностной, этнической, конфессиональной и профессиональной субъектности;
- и др.
Основная идея направления состоит в том, чтобы помочь человеку научиться проживать полноценно собственную жизнь по принципу «здесь и теперь», иметь способность и возможность с уважением относиться к прошлому, быть ориентированным в будущее, неся при этом полную ответственность за свою жизнедеятельность и жизнетворчество как на уровне личностном, профессиональном, социокультурном, так и на общечеловеческом.
Основная технология взаимодействия полисубъектной личности ориентирована на помощь человеку «переместиться» из области «проблем» в область «жизненных задач» для нахождения путей эффективного их решения. Метод полисубъектного взаимодействия позволяет человеку увидеть новые способы и пути максимального раскрытия собственного потенциала, а так же скорректировать отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Метод полисубъектного взаимодействия в психологии, как основная технология общения полисубъектной личности, базируется как на рациональных сугубо научных западных подходах, так и на восточной философской мудрости иррационального поведения.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Фалунина Е.В. Обоснование и сущность метода моделирования полисубъектного взаимодействия в поликуль-турном образовании. / Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 15-18 февр. 2011 г.: 2 т. / Отв. Ред. А.А. Потапов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – Т. 2. - 246 с.
2. Фалунина Е.В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М., 2012. – 68 с.
3. Фалунина Е.В. Приоритетные функции поликультурного образования России. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – №1 (3). – С. 101-105.
4. Фалунина Е.В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России. / Российский научный журнал. - 2011. - 2 (21). – с. 119-122.
5. Фалунина Е.В. Проблема организации поликультурного образования в современной России. / Российский научный журнал. - 2011. - 2 (21). – С. 123-129.
6. Фалунина Е.В. Цели и ценностные ориентиры современного образования. Технология поликультурного взаимодействия в образовательной среде. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы Х межвузовской научной конференции. – Братск: Изд-во БрГУ, 2011. – 40 с.
7. Фалунина Е.В. Актуализация проблемы подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России. / Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 15-18 февр. 2011 г.: 2 т. / Отв. Ред. А.А. Потапов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – Т. 1. - 294 с.
8. Фалунина Е.В., Левченко Е.Г. Некоторые аспекты толерантности - новый взгляд на природу понятия. / Российский научный журнал. - 2013. - 3 (34). - С. 158-166.
9. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Ценностные ориентиры и базовые принципы системы подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического направления. / Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников факультета психологии и социальной работы, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора АЛЕКСЕЯ ФЕДОРОВИЧА ШИКУНА. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - 198 с.
10. Фалунина Е.В., Чекмарёва Т.Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования. / Вектор науки ТГУ, Серия: Педагогика, психология. 2013 № 4 (15). С. 295-299.
11. Фалунина Е.В. Актуальная модель интеграции детей-мигрантов в поликультурное образование России. / Евразийский союз ученых (ЕСУ) Ежемесячный научный журнал №4 (13) / 2015. ЧАСТЬ 12. XIII Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований». – С. 7-13.
12. Фалунина Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – №4 (6).
13. Фалунина Е.В. Технология изучения аккультурации личности в поликультурном образовании. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири : материалы Х межвузовской научной конференции. – Братск : Изд-во БрГУ, 2011. – 40 с.