Кустов Юрий Андреевич
Кустов Юрий Андреевич, доктор педагогических наук (с 1991 г.), профессор (с 1992 г.), член президиума Самарского объединения Российского педагогического общества (с 1956 г.), член научно–педагогического объединения вузов Поволжья (с 1967 г.), член Поволжского отделения Российской академии образования (с 1995 г.), член президиума УМО по профессионально-педагогическому образованию (с 1999 г.), академик Петровской академии наук и искусств (с 1992 г.), член-корреспондент Международной инженерной академии (с 1995 г.), академик Российской академии естественных наук (с 2001 г.), обладатель сертификата-лицензии Международной регистрационной палаты интеллектуальной и информационной новизны, основатель научной школы: «Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования».

С 2010 года Ю.А. Кустов работает в должности профессора-консультанта кафедры «Педагогика и методики преподавания» ТГУ (г. Тольятти). Область его научных интересов: «Преемственность в системе непрерывного образования». Тематика руководимых научно-педагогических исследований входит в координационные планы Российской академии образования: Поволжского отделения Российской академии образования (Казань); Уральского отделения Российской академии образования (Екатеринбург); УМО учебных заведений по профессионально-педагогическому образованию (Екатеринбург). В 1998–2005 г.г. – член диссертационного совета по методике физики при Самарском государственном педагогическом институте им. В.В. Куйбышева, в 1997–2004 г.г. – член диссертационного совета по общей педагогике при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, с 1996 г. - член диссертационного совета по теории и методике профессионального образования при ТГУ (г. Тольятти). Большую плодотворную работу Ю.А. Кустов ведет по подготовке научных кадров. В настоящее время под его руководством защищено 4 докторские диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук:

Осоргин Е.Л. «Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе», 2000 г.

Бахарев Н.П. «Теория и практика реализации системы многоуровневого профессионально-технического образования», 2001 г.

Воронин В.Н. «Сравнительный анализ «эвристичности» и «технологичности» в обучении», 2002 г.

Гусев В.А. «Профессионально-педагогическое образование в многоуровневых комплексах», 2004 г.

Выпускники научной школы Ю.А. Кустова представили свыше 30 кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:

Дрокина С.В. «Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов», 1996 г.

Саксонова Л.П. «Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа», 1997 г.

Салтыкова Т.М. «Профессионально направленное обучение иностранному языку студентов экономических специальностей колледжа», 1998 г.

Хабиббуллин А.Т. «Методика производственного обучения студентов профессионально-педагогического колледжа на примере изготовления сложной продукции», 1999 г.

Стацук С.В. «Профессиональное самоопределение студентов медицинского колледжа», 2000 г.

Плетнева О.В. «Организация учебно-педагогической среды личностно-ориентированного профессионального образования студентов педагогического колледжа», 2001 г.

Шинкаренко В.П. «Формирование профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации общего среднего образования», 2002 г.

Егорова И.П. «Проектирование и реализация системы профессионально направленного обучения математике студентов технических вузов», 2002 г.

Петрунина Н.Н. «Проектирование и реализация системы многоуровневой подготовки специалистов в области конструирования швейных изделий», 2003 г.

Теймуразян А.Л. «Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих юристов», 2004 г.

Щербакова О.Ю. Формирование социально-педагогической компетенции учителя в региональной системе повышения квалификации по Именным образовательным чекам», 2005 г.

Кулешов А.А. «Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей», 2006г.

Оборин М.В. «Социальное партнёрство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов», 2007 г.

Дырнаева Е.В. «Формирования социальной компетентности будущих педагогов агроинженерного профиля в процессе профессионально направленного обучения физике», 2008 г.

Гаврилова Л.В. «Формирование дизайнерской культуры будущих инженеров-конструкторов швейных изделий», 2010 г.

В течение 10 лет Ю.А. Кустов руководит секцией «Профессиональное образование» ежегодной научно-практической конференции университета им. В.Н. Татищева (г. Тольятти). Он - инициатор педагогизации учебно-воспитательного процесса и организации системы научно-методической и воспитательной работы в техническом вузе. За годы работы в ТолПИ и ТГУ принял активное участие во внедрении в практику ряда инновационных технологий подготовки и повышения квалификации специалистов:

– организация лаборатории педагогики высшей школы в техническом вузе;

– основание школы повышения методического мастерства преподавателей вуза, не имеющих педагогического образования;

– разработка системы повышения педагогической должности преподавателей в зависимости от конкретного вклада в технологию обучения будущих специалистов (ст. преподаватель, и.о. доцента, доцент, и.о. профессора, профессор);

– разработка и внедрение комплексных учебных программ подготовки специалистов: гуманитарной, физико-математической, социально-экономической, профессиональной;

– создание и внедрение в практику системы обязательного минимума внеучебной работы студентов;

– проектирование модели специалиста и её информационного обеспечения;

– основание и организация функционирования учебно-научно-производственного комплекса: «школа–профучилище–колледж–вуз–производство»;

– проектирование и реализация трёхуровневой подготовки специалистов: рабочий–техник–инженер;

– организация факультета повышения квалификации специалистов;

– разработка и реализация системы координации педагогических действий преподавателей различных учебных дисциплин в вузе;

– обоснование и открытие при ТолПИ диссертационного совета по присуждению учёных степеней по теории и методике профессионального образования;

– организация системы обобщения передового педагогического опыта преподавателей вуза и вовлечение их в научно-педагогические исследования по актуальным проблемам непрерывного профессионального образования.

Кустов Юрий Андреевич - научный редактор 23 тематических сборников научно-методических работ и монографий по актуальным проблемам непрерывного образования. Он опубликовал 315 научных работ, в том числе: монографий и учебных пособий – 41; научно-методических работ – 28. Среди них следующие научные работы:

Кустов, Ю.А. Преемственность профессиональной и высшей школы / Ю.А. Кустов. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 120 с.

Кустов, Ю.А. Концептуальные основы интеграции профессионально-педагогической подготовки молодежи в средней специальной и высшей школе / Ю.А. Кустов, Е.Л. Осоргин, В.А. Гусев // Интеграция в педагогике и образовании: сб. науч.-метод. работ. Самара, 1994. 33 с.

Кустов, Ю.А. Профессионализация математического образования: монография / Ю.А. Кустов, И.П. Егорова, В.А. Гусев. Самара, 2004. 215 с.

Кустов, Ю.А. Системный подход к взаимосвязям учебных дисциплин: учебн. пособие / Ю.А. Кустов, В.В. Петрова. Тольятти: ТГУ, 2004.  69 с.

Кустов, Ю.А. Личностные качества будущего специалиста: монография / Ю.А. Кустов, Л.П. Саксонова, В.П. Шинкаренко, А.Л. Теймуразян. Самара, 2004. 214 с.

Кустов, Ю.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании: учебн. пособие / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев. Самара-Тольятти, 2006. 90 с.

Кустов, Ю.А. Социальная компетенция специалиста: монография / Ю.А. Кустов, Л.П. Саксонова, И.Г. Захарова.  Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2012.  147 с.: ил.

Среди наград Ю.А. Кустова: нагрудный знак «Отличник народного образования» (1965 г.); премия им. В.Н. Татищева (1999 г., 2004 г., 2006 г.); нагрудный знак «За заслуги в развитии высшей школы» (2004 г.); нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования» (2007 г.); почётная грамота Министерства образования и науки Самарской области (2010 г.); знак корпоративного отличия «Золотое яблоко I степени» ТГУ(2011 г.).