RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16185 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Яфальян Алла Федоровна
доктор педагогических наук, профессор

Научная школа: « Формирование у детей эстетического отношения к человеку в условиях самовыражения»

Биографические данные основателя научной школы

Яфальян (Лобова) Алла Федоровна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург). Основатель научной школы «Формирование у детей эстетического отношения к человеку в условиях самовыражения».

В 2001 году Яфальян А.Ф. защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку» в НИИ семьи и воспитания РАО (Москва) по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

А.Ф. Яфальян руководит аспирантурой по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (эстетическое образование; уровень общего и профессионального образования). Является членом докторских диссертационных советов УрГПУ по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (заместитель председателя совета); 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования; 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование; уровень профессионального образования).

Алла Федоровна – известный ученый в области эстетического образования, она умело сочетает научно-исследовательскую, организационную и преподавательскую деятельность. Ею разработана концепция эстетического развития дошкольников и младших школьников на основе личностного самовыражения. С начала 90-х годов в рамках педагогической эстетики и педагогики самовыражения она разрабатывает такое педагогическое направление, как формирование у детей эстетического отношения к человеку в условиях самовыражения. Автор «Школы самовыражения», детских занимательных книжек, опубликованных массовым тиражом: «Мир звуков», «Кто преобразует мир». По ее методике, которая допущена Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для работы с детьми в системе общего и дополнительного образования, работают детские сады и школы г. Екатеринбурга, Свердловской области, Уральского региона, России.

Под ее руководством защищено 9 кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК Российской Федерации:

1. Евдокимова Л.М. «Эстетико-педагоги-ческие условия развития творческого мышления». Специальность 13.00.01 – общая педагогика (1998).

2. Сафонова Л.В. «Педагогические условия воспитания эмоционального саморегулирования младших школьников в учебной деятельности». Специальность 13.00.06 – теория и методика воспитания (1999).

3. Казакова С.В. «Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе». Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (2002).

4. Гольмгрен Е.Б. «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна». Специальность 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования (2002).

5. Дмитриев А.В. «Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности». Специальность 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования (2002).

6. Дрень О.Е. «Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности». Специальность 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования (2003).

7. Калинина Т.В. «Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет». Специальность 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности (2006).

8. Белякова Е.В. «Антропологический подход как условие самовыражения дошкольников на комплексных занятиях». Специальность 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования (2007).

9. Герасимова М.А. «Формирование познавательного интереса студентов педагогического колледжа в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического цикла». Специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование; уровень профессионального образования) (декабрь 2008).

Готовится к защите 2 докторских и несколько кандидатских диссертаций.

По результатам исследований опубликовано более 180 научных работ общим объемом более 200 п.л., из них наиболее крупные работы – учебные пособия:

1. Школа самовыражения. – Екатеринбург, 1998. 248 с. (Гриф Министерства образования РФ).

2. Аудиальное развитие детей. – Екатеринбург, 1999.160 с.; Развитие чувства времени. – Нижневартовск, 2006. 112 с. (в соавт.) (Лауреат фонда Отечественного образования).

3. Учимся жить талантливо, или Детство и гениальность: Книга для педагогов и родителей. – Александрия: Центр Российской науки и культуры, 2008. 184с. (Египет).

4. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе. – Р.-н/Дону: Феникс, 2008. 384 с. (Гриф Министерства образования РФ; Лауреат конкурса учебных пособий УрГПУ, 2008).

Монографии:

1. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. – Екатеринбург, 2000. 185с.

2. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов музыкальной деятельности. – Екатеринбург, 2002. – 162 с./81с. (в соавт.)

3. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. – Екатеринбург, 2003. – 168с./84с. (в соавт.)

4. Эстетическое образование в период детства: коллективная монография / Отв. ред. А.Ф. Яфальян. – Екатеринбург, 2004. – 180с./60с.

За большие заслуги в развитии современной педагогической науки, многолетнюю, плодотворную деятельность по воспитанию и подготовке научных и педагогических кадров в 2003 году А.Ф. Яфальян присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», она многократно отмечалась почетными грамотами и благодарностями, завоевала звание «Лучший профессор УрГПУ 2007», неоднократно размещалась на доске Почета. А.Ф. Яфальян – Действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук, Ветеран Труда, член Ученого совета по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме Российской академии образования.