Варданян Юлия Владимировна
Юлия Владимировна Варданян – доктор педагогических наук, профессор, специалист в области исследования и решения проблем развития профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования. Под ее руководством была создана и функционирует научно-исследовательской лаборатории по указанной проблематике.

Выпускница факультета педагогики и психологии Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1983 г.). С 1984 г. работает в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева. Прошла путь от ассистента до профессора. С 1987 по 1990 гг. – аспирант Московского педагогического государственного университета. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Мотивационное обеспечение овладения профессией учителя». Ученая степень кандидата педагогических наук присвоена 26 сентября 1990 г. и утверждена ВАК РФ 23 января 1991 г.

В 1999 г. состоялась защита докторской диссертации «Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим обра-зованием (на материале подготовки педагога и психолога)».

С апреля 1999 г. она возглавляет кафедру психологии МГПИ

им. М. Е. Евсевьева. В 2001 г. решением Министерства образования РФ Ю. В. Варданян присвоено звание профессора по кафедре психологии. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образо-вания с 2003 года.

Юлия Владимировна является членом диссертационного совета ДМ 212.118.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».

В настоящее время Ю. В. Варданян работает на кафедре психологии в должности зав. кафедрой, профессора.

Сведения о Ю. В. Варданян включены в справочные издания: «История Мордовии в лицах» (Саранск, 2001), «Энциклопедия Мордовия» (Саранск, 2003), «Лучшие люди России» (Москва, 2004) и «Мордовия, XX век: культурная элита».

Награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профес-сионального образования Российской Федерации» (2005), удостоена звания «Отличник качества» (2008).

Перечень выполненных (и утвержденных ВАК СССР, ВАК РФ) под руководством Варданян Ю.В. кандидатских диссертаций (не менее 3):

1.Татьянина Т. В. Педагогические условия освоения будущим учителем технологий профессионального общения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Татьяна Викторовна Татьянина. – Н. Новгород, 1998. – 21 с.

2.Чернеева, О. В. Становление профессионального самосознания вос-питателя дошкольного образовательного учреждения в условиях педагогического вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ольга Валентиновна Чернеева. – Ярославль, 2000. – 18 с.

3. Савинова, Т. В. Психологические механизмы освоения и применения студентом способов педагогического общения : автореф. дис. … канд. психол. наук / Татьяна Викторовна Савинова. – Курск, 2003. – 21 с.

4. Яшкова, А. Н. Психологические условия развития субъектности специалиста в педагогическом вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук / Аксана Николаевна Яшкова. – Самара, 2003. – 23 с.

5.Кильмяшкина, Т. А. Становление психологического компонента профессиональной компетентности специалиста в педагогическом вузе : ав-тореф. дис. … канд. психол. наук / Татьяна Анатольевна Кильмяшкина. – Тамбов, 2005. – 26 с.

6.Шамонина, Н. В. Организационно-педагогические условия развития субъектных функций в учебно-познавательной деятельности студента заочной формы обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Наталья Валерьевна Шамонина. – Саранск, 2007. – 17 с.

7.Голикова, Е. М. Психологические основы становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника : автореф. дис. … канд. психол. наук / Елена Михайловна Голикова. – Тамбов, 2007. – 22 с.

8.Ганичева, И. А. Развитие обучающей компетенции будущего препо-давателя в процессе педагогической практики дошкольника : автореф. дис. … канд. психол. наук / Ирина Александровна Ганичева. – Тамбов, 2007. – 25 с.

9.Вдовина, Н. А. Психологические условия развития профес-сионально-ценностных ориентаций студента в педагогическом вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук / Наталья Александровна Вдовина. – Тамбов, 2007. – 22 с.

10.Чаткина, С. Н. Становление психологической компетентности буду-щего учителя начальных классов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Свет-лана Николаевна Чаткина. – Тамбов, 2009. – 22 с.

11.Майдокина, Л. Г. Психолого-педагогические технологии развития субъектности студента педагогического вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук / Людмила Геннадьевна Майдокина. – Тамбов, 2010. – 25 с.

12.Оськина, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук / Светлана Александровна Оськина. – Тамбов, 2010. – 24 с.

Перечень утвержденных ВАК СССР, ВАК РФ докторских диссертаций, при выполнении которых Варданян Ю.В. являлся научным консультантом (не менее двух). При отсутствии докторских диссертаций количество кандидатских должно быть не менее 5:

1.Рябова, Н. В. Дидактическая система формирования педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … докт. пед. наук / Наталья Владимировна Рябова. – Саранск, 2008. – 38 с.

Общее количество опубликованных научных работ более 160.

Названия опубликованных монографий:

1.Варданян, Ю. В. Развитие студента как субъекта овладения профес-сиональной компетентностью : (на материале изучения психологии) / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова, А. Н. Яшкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002. – 100 с.

2.Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компе-тентности педагога и психолога / Ю. В. Варданян ; под науч. ред. В. А. Сластенина. – Изд. 2. – М., 2002. – 180 с.

3.Варданян, Ю. В. Профессиоведческие ресурсы развития студента как субъекта педагогической компетентности / Ю. В. Варданян // Субъектный подход в инновационной подготовке педагога-психолога : коллективная монография / под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой. – Казань : ЮЛАКС, 2006. – С. 68–75.

4.Варданян, Ю. В. Методологические основы исследования художест-венно-педагогической компетентности учителя начальных классов / Ю. В. Варданян, В. А. Варданян // Научные исследования: информация, ана-лиз, прогноз : монография / А. М. Аматов, Б. Я. Бляхман, В. В. Варганов и др. ; под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. – Книга 15. – Воронеж : ВГПУ, 2007. – С. 303–316.

5.Варданян, Ю. В. Влияние мотивации на качество освоения психоло-гических компетенций в педагогическом вузе / Ю. В. Варданян // Теоретико-методологические подходы к моделированию гуманитарных технологий в образовании : коллективная монография / под ред. В. В. Кадакина, Т. И. Шукшиной. – Саранск, 2009. – С. 99–115.

6. Варданян, Ю. В. Теоретические и технологические основы развития психологического компонента субъекта профессионально-педагогической компетентности // Инновационные гуманитарные технологии в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 48–64.

7. Варданян, Ю. В. Развитие студента как субъекта профессионально-педагогической компетентности в процессе изучения психологии : монография / Ю. В. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 200 с.