Бобрышева Ирина Евгеньевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Научное направление
    Педагогические науки
  3. Регион
    Россия / Москва

Бобрышева Ирина Евгеньевна – доктор педагогических наук, ученый-лингводидакт, инноватор, руководитель научных проектов, Генеральный директор Инновационного центра «Планета-Стиль». Автор новой образовательной технологий – «Технология Синергетического тренинга», а также более 60 публикаций, 6 изобретений (6 патентов, включая патенты США и Англии) и 2 ноу-хау. Знает французский, английский, немецкий, китайский и японский языки.

Основные направления научно-исследовательской, учебно-методической и инновационной деятельности: психология учебно-познавательной деятельности, этнолингводидактика, этнопсихология, синергетика; новые образовательные технологии; электроника, робототехника; патентоведение и менеджмент инновационных проектов. Основные темы исследования: Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных студентов в методике преподавания РКИ; Технология Синергетического Тренинга; Реконструкция становления интеллектуальной сферы цивилизации современного человека: филогенетико-синергетический подход (планетарный уровень).

Принадлежит к двум авторитетным российским школам – московской школе вузовской русистики и авторской школе известного российского ученого-этнопсихолингвиста Ю.А. Сорокина. С учетом научных и практических разработок И.Е. Бобрышевой сегодня готовят преподавателей русистов и обучают иностранных студентов русскому языку как в России, так и за рубежом.

И.Е. Бобрышева начала свою профессиональную карьеру в 1988 г. в качестве старшего преподавателя кафедры русского языка как иностранного Иркутского государственного педагогического института иностранных языков (ИГПИИЯ). С 1992 по 1995 гг. – аспирантка Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина в Москве. В 1996 году по окончании аспирантуры защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку как иностранному китайских учащихся в условиях русской языковой среды (начальный этап)» с присвоением ей ученой степени кандидата педагогических наук.

В период с 1996 по 2005 гг. И.Е. Бобрышева продолжала преподавание русского языка иностранным студентам в ряде московских вузов - на кафедре русского языка начального этапа обучения Центра международного обучения МГУ им. М.В. Ломоносова и на языковых курсах Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Ученики И.Е. Бобрышевой работают сегодня во многих странах мира: США, Франции, Германии, Польше, Сербии, Словакии, Чехии, Японии, Корее, КНР, Вьетнаме, Тайване, Мексике и др.

В рамках научно-исследовательских постдокторских программ с 1995 по 2002 гг. она прошла также научные стажировки, курсы ФПК и переподготовки в ряде учебных заведений и центров России и за рубежом: в Центре профессиональной переподготовки МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Общая психология», Москва (1997); во Французском университетском колледже МГУ и Сорбонны по специальности «Социология» (на французском языке), Москва (1997 - 1999); в Гос. ИРЯ им А.С. Пушкина по специальности «Методика преподавания РКИ», Москва (1996 - 1997, 1999 - 2000); в Центре китайского языка Тайваньского государственного педагогического университета по специальности «Китайский язык» (мандарин), Тайбей (Тайвань 1995 - 1996); курсы японского языка Центра японской культуры «Japan Foundation» при посольстве Японии в Москве (2002).

С 2000 по 2003 гг. И.Е. Бобрышева - докторант Государственного институте русского языка им. А.С. Пушкина, где в 2004 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному» с присуждением ей ученой степени доктора педагогических наук. С учетом авторских научно-практических разработок, созданных в рамках данной докторской диссертации, сегодня осуществляют подготовку и переподготовку преподавателей русистов, а также преподают русский язык иностранным студентам в высших учебных заведениях России и за рубежом. Данное многолетнее исследование сделало И.Е. Бобрышеву авторитетным специалистом во всей российской вузовской системе преподавания русского языка как иностранного.

Ирина Евгеньевна принимала участие в работе многочисленных российских и международных симпозиумов и конференций, в том числе: в Междунар. науч.-метод. конф. МПГУ (Москва, 2012, 1993); ХI Конгрессе МАПРЯЛ (Санкт-Петербург, 2003); Междунар. научно-практических конф. МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, 1998, 2001); VIII, IX, ХI, ХII Междунарных конференциях по китайскому языкознанию Ин-т языкознания РАН (Москва, 1996,1998, 2002, 2004); Пушкинских чтениях ГИРЯП (Москва, 2001, 2002, 2003); IV, V, VI науч.-метод. конф. молодых ученых РУДН (Москва, 2002, 2003, 2004); II, III Всеросс. науч. конф. ПГПУ им В.Г. Белинского (Москва - Пенза, 2002, 2003); Междунар. науч.-практ. конф. ТГПУ им. Л.H. Толстого (Тула, 2002), XI Всероссийском и XII Международном симпозиумах по психолингвистике и теории коммуникации Института языкознания РАН (Москва, 1994, 1997) и др.

С 2008 г. И.Е. Бобрышева начала деятельность в новой для себя сфере – инновационной, став Генеральным директором и руководителем научных проектов ООО Инновационный центр «Планета-Стиль», Москва. Ею создана авторская школа по формированию национально-ориентированных методик преподавания РКИ и моделей обучения с учетом выявленных ею региональных стилей учебно-познавательной деятельности иностранных студентов и привлечением новейших достижений в сфере электроники и робототехники. Здесь реализовались ее способности в естественно-технических дисциплинах, сделавшие Бобрышеву И.Е. универсальным специалистом: при ее непосредственном участии и под ее руководством разработаны и запатентованы такие электронные и технические средства обучения, как Синергетическая тренинговая установка СТУ (электронный класс-трансформер), Фотонные средства обучения, Сенсорная система мониторинга СТУ, Поливариантная обучающая система СТУ и Интеллектуальная система управления СТУ.

Актуальные работы И.Е. Бобрышевой вносят значительный вклад в развитие такого современного направления в российской и мировой науке, как теория синергетики (теория динамических систем) в пересечении ее со сферой образования. Предложенная ею инновационная образовательная технология – Технология Синергетического Тренинга - является самостоятельной теоретической и практической разработкой, не имеющей аналогов в мировом образовании, поскольку использует новую ментальную парадигму и структурирована на основе всей совокупности полученных данных в исследовании не только стилей учебно-познавательной деятельности учащихся различных стран мира (социокультурный аспект), но и с учетов недавно выявленных И.Е. Бобрышевой в рамках нового исследования - филогенетико-синергетической реконструкции интеллектуальной сферы современной цивилизации - психогенетических основ современного человека (генетический аспект). Основные положения нового исследования только начинают развиваться в современной российской и мировой науке.

Научные публикации

Устройство для синергетического тренинга. Патент на изобретение РФ № RU 2516149, 20.05.2014. - Москва: Роспатент, 2014. – Бюл. № 14. – 18 с.

Устройство для синергетического тренинга. Заявка на изобретение РФ № RU 2012131915 А, 27.04.2010. - Москва: Роспатент , 2014. – Бюл. № 4 от 10 февраля 2014. – 3 с.

Synergetic training device. United States Patent №: 8505245, Aug.13, 2013 // Official Gazette for Patents. Patent №: 850524. – Washington, Alexandria: USPTO, 2013. – 18 p.

Synergetic training device. UK Patent № GB2474088 (B), 12.09.2012 // Patents Journal. Pub. № GB2474088 (B). - London: IPO (UK) (GB), 2012, 12 September – 6434. - 28 p.

Поливариантная обучающая система синергетического тренингового устройства. Патент на изобретение РФ № RU 2414754, 20.03.2011. - Москва: Роспатент, 2011. - Бюл. № 8. – 18 с.

Synergetic training device and a training mode. UK Patent Application № GB2474088 (A), 06.04.2011 // Patents Journal. Pub. № GB2474088 (A). - London: IPO (UK) (GB), 2011, 6 April – 6359. - 33 p.

Синергетическая тренинговая установка. Патент на полезную модель РФ № RU 101246, 10.01.2011. - Москва: Роспатент, 2011. - Бюл. № 1. – 31 с.

Русский язык по-новому // Русский язык за рубежом. Москва, 2011. № 2. - C. 20 - 24.

Synergetic training apparatus. PCT/RU2010/000206, 27.04.2010 // PATENTSCOPE. Pub. №: WO/2011/136677, 03.11.2011. - Geneva: WIPO, 2011. - 25 c. https://patentscope.wipo.int/search/en/detail.jsf?docId=WO2011136677

Прагматический аспект синергетики: технология синергетического тренинга // Синергетика. Москва, 2010. – 9 с. http://spkurdyumov.ru/education/pragmaticheskij-aspekt-sinergetiki

Synergetic training device and a training mode. United States Patent Application №: 20100216100, Aug.26, 2010 // Official Gazette for Patents. Pub. №: 20100216100.- Washington, Alexandria: USPTO, 2010. – 17 p.

Синергетическое тренинговое устройство. Патент на изобретение РФ № RU 2392667, 20.06.2010. - Москва: Роспатент, 2010. - Бюл. № 17. - 25 с.

Синергетическая тренинговая установка и способ обучения. Заявка на изобретение РФ № RU 2008111929 A, 07.06.2006. - Москва: Роспатент, 2010. - Бюл. № 20 от 20 июля 2010. – 3 с.

Синергетическая тренинговая установка и способ обучения. Заявка на изобретение РФ № RU 2008132412 А, 31.10.2007. - Москва: Роспатент, 2010. - Бюл. № 5 от 20 февраля 2010. – 4 с.

Synergetic training device and a training mode. PCT/RU2007/000603, 31.10.2007 // PATENTSCOPE. Pub.№: WO/2008/076002, 26.06.2008. - Geneva: WIPO, 2008. – 34 c. https://patentscope.wipo.int/search/en/detail.jsf?docId=WO2008076002

Synergetic training arrangement and teaching method. PCT/RU2006/000293, 07.06.2006 // PATENTSCOPE. Pub.№: WO/2008/002169, 03.01.2008. - Geneva: WIPO, 2008. – 31 c. https://patentscope.wipo.int/search/en/detail.jsf?docId=WO2008002169

Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. – Москва: Изд-во «Флинта», Изд-во «Наука», 2004. – 256 с. (16 п.л.)

Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Москва: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2004. – 46 с.

Модель коррекции заданий и упражнений с учетом культурно-типологических стилей учебно-познавательной деятельности // Русский язык за рубежом. - Санкт-Петербург: ЗАО «Златоуст», 2004. - № 1. - С. 38 – 48. (0,7 п.л.)

Этноспецифика учебно-познавательной деятельности иностранных студентов: Дальний Восток и Европа // Китайское языкознание. Изолирующие языки. ХII Междунар. конф. Института языкознания РАН. Материалы (Москва, 22 – 23 июня 2004 г.). - Москва: Изд-во «Советский писатель», 2004. - С. 42 – 47. (0,4 п.л.)

Этнокультурное моделирование в методике обучения РКИ // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания. VI науч.-практ. конф. молодых ученых. РУДН. (Москва, 23 апреля). - Москва: Изд-во «Флинта», Изд-во «Наука», 2004. - С. 3 – 9. (0,4 п.л.)

Культурный аспект этногруппового стиля учебно-познавательной деятельности // Вестник МАПРЯЛ - Москва: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2004 (5). - № 42. – 8 с.

К исследованию этноспецифики учебно-познавательной деятельности иностранных студентов // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Санкт-Петербург, 30 июня – 5 июля 2003 г.). Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - В 4-х т. - Том 1. Национально-культурная специфика речевого поведения и проблемы обучения русскому языку как иностранному. - Санкт-Петербург: Политехника, 2003. - С. 220 – 229. (0,6 п.л.)

Аспекты стилевой организации учебно-познавательной деятельности этнотипов учащихся // Русский язык за рубежом. - Санкт-Петербург: ЗАО «Златоуст», 2003. - № 4. - С. 57 – 67. (0,7 п.л.).

Стили учебно-познавательной деятельности в овладении РКИ: метаэтнический уровень // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания. V науч.-практ. конф. молодых ученых. РУДН (Москва, 18 апреля).- Москва: Изд-во «Флинта», Изд-во «Наука», 2003. - С. 3 – 8. (0,4 п.л.)

К исследованию этноспецифики учебно-познавательной деятельности иностранных студентов // От слов к делу. Сб. докладов / Х Конгресс МАПРЯЛ (Санкт-Петербург, 30 июня – 5 июля 2003 г.) - Москва: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2003. - С. 22 – 34. (0,8 п.л.)

Сопоставительный анализ стилей учебной деятельности студентов стран Дальнего Востока и Европы // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты. Материалы 3-ей Всеросс. науч. конф. (Пенза, 13 – 17 мая 2003 г.). - Москва-Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2003. - С. 143 – 150. (0,5 п.л.)

Культурный и социальный аспекты стиля учебно-познавательной деятельности этногруппы учащихся // Мир русского слова. - Санкт-Петербург: ЗАО «Златоуст», 2002. - № 4 (12). - С. 35 – 40.

Традиции китайской лингводидактической системы // Китайское языкознание. Изолирующие языки. ХI Междунар. конф. Института языкознания РАН. Материалы (Москва, 25 – 26 июня 2002 г.). - Москва: Изд-во «Советский писатель», 2002. - С. 29 – 35. (0,4 п.л.)

К проблеме культурно-стилевой организации учебно-познавательной деятельности в овладении РКИ // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания. IV науч.-метод. конф. молодых ученых. РУДН (Москва, 25 апреля). - Москва: Изд-во «Флинта», Изд-во «Наука», 2002. - С. 3 – 9. 16. (0,4)

Методологический аспект этнокультурного стиля учебной деятельности // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты. Материалы Всеросс. науч. конф. (Пенза, 12 - 16 ноября 2002). - Москва-Пенза, 2002. - С. 24 – 26. (0,2 п.л.)

Сопоставительный анализ учебно-познавательной деятельности студентов стран Дальнего Востока и Европы // Русский язык, литература и культура: актуальные лингвистические исследования и проблемы преподавания. Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 1 – 3 октября 2002 г.). - Тула: Изд. Тул. гос. пед. ун-та. им. Л.Н. Толстого, 2002. - С. 99 – 102.

Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку иностранцев (на примере Китая). - Москва: Компания Спутник +, 2001. - 113 с. (7,1 п.л.)

Стиль учебной деятельности как культурно-психологический феномен // Вестник МАПРЯЛ. - Москва: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2001. - № 33. - С. 32 – 35. (0,3 п.л.)

Опыт статистического анализа в методике обучения русскому языку // Аспирант и соискатель. - Москва: Компания Спутник +, 2001. - № 6. - С. 170 - 171. (0,1 п.л.)

Этнокультурный стиль учебной деятельности // Русский язык как иностранный: специфика описания, теория и практика преподавания в России и за рубежом. Тезисы докладов междунар. конф. (Москва, филолог. ф-т МГУ им М.В. Ломоносова, 4 – 6 декабря, 2001г.). - Москва: Изд - во МГУ, 2001. - С. 49 – 50. (0,1 п.л.)

Особенности учебной деятельности этнотипов в овладении языками: Китай — Россия // Китайское языкознание: Изолирующие языки: IХ междунар. конф.: Материалы, Москва, 23-24 июня 1998 г. / Ин-т языкознания РАН / Редкол.: В.М. Солнцев (Отв. ред.) и др. - Москва, 1998. (265 с.)

Когнитивная структура китайского этнотипа и её роль в обучении русскому языку как иностранному // Китайское языкознание: Изолирующие языки / РАН: Ин - т языкознания / под ред. В. М. Солнцева. — Москва, 1998. — 265 с.

Китайские национальные лингвометодические традиции: учебно-педагогическое общение // Тезисы докладов международной научно-методической конференции "Проблемы обучения в условиях перехода на многоуровневую систему образования". - Иркутск, 1997, с. 84 – 85.

Стиль познавательной деятельности: Дальневосточный регион и Юго-Восточная Азия // Междунар. конф. «Теория и практика в мировом контексте». Симпозиум «Пути и средства повышения мотивации обучения русскому языку как иностранному» (Москва, РУДН, 28 – 31 октября 1997 г.). Тезисы докладов. – Москва: РУДН, 1997. - С. 281 - 282. (0,1 п.л.)

Роль этнических образовательных традиций в межкультурном обучении (Китай) // ХII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» (Москва, 2 – 4 июня 1997 г.). - Москва: Ин-т языкознания РАН, МГЛУ, 1997. - С. 26 - 27. (0,1 п.л.)

Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку как иностранному китайских учащихся в условиях русской языковой среды (начальный этап). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва: ИРЯ им. А.С. Пушкина, 1996. - 19 с.

Китайские национальные лингвометодические традиции: когнитивный стиль познавательной деятельности // Китайское языкознание. VIII Междунар. конф. «Актуальные проблемы китайского языкознания» (Москва, 25 – 26 июня 1996 г.). Материалы. - Москва: Ин-т языкознания РАН, 1996. - С. 17 - 19. (соавт. Сорокин Ю.А.)

Менталитет и национально-ориентированные технологии начального этапа обучения иностранным языкам: новый подход.// Сб. науч. тр. Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранного языка. /Сост. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. – Москва: Изд-во Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, 1996. - С. 13-21.

Национальные методы обучения иностранным языкам как составная часть этносоциокультурных традиций (на примере Китая) // Русский язык: вопросы функционирования и методики обучения. Вып. 2. – Москва: ИРЯ им. А.С. Пушкина, 1995. - С. 214 - 224.

Национальная специфика и учебная деятельность // XI Всероссийский симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Язык, сознание, культура, этнос: теория и прагматика». – Москва: Ин-т языкознания РАН, 1994. - С. 157. (0,1 п.л.)

Основные принципы учета национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку иностранцев в условиях русской языковой среды с позиций современных социопсихолингвистических воззрений // Материалы конф. «Новое в теории и практике преподавания русского языка как иностранного». - Москва: Изд-во МГПУ, 1993. – С. 30 – 31. (0,1 п.л.)

Проблемы национального в обучении русскому языку иностранцев (на примере стран Дальневосточного региона). - Ч. I. - Иркутск: ИГПИИЯ, 1993. - 76 с.

Лакуны в спектре межкультурного общения // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. - Москва: Ин-т языкозн. АН СССР, 1991. (349 с.)

Проблемы семьи // Методические рекомендации для зарубежных слушателей ФПК. Иркутск: ИГПИИЯ. Министерство народного образования РСФСР. – Иркутск, 1991. – 51 с.

Проблемы современного города (на примере г. Москвы) // Методическая разработка для иностранных преподавателей ФПК. Иркутск: ИГПИИЯ. Министерство народного образования РСФСР. – Иркутск, 1990. – 50 с.


Последняя редакция анкеты: 25 февраля 2011