Зайкин Михаил Иванович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Нижегородская область

ЗАЙКИН МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (01.01.1953 г.).

Доктор педагогических наук (1993), профессор (1994), член специализированных советов ДМ 212. 166.17 (Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского), ДМ.212.118.01 (Мордовский госпединститут им. М.Е. Евсевьева), К 737.001.02 (Таджикский госпедуниверситет им. С. Айни) по защите докторских и кандидатских диссертаций (педагогические науки), член Всероссийского научно-методического совета по подготовке специалистов для сельской школы МОН РФ, член УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона, член президиума Ассоциации учёных г. Арзамаса, руководитель научных лабораторий АГПИ им. А.П. Гайдара: дидактики сельской школы и математического развития школьников.

Член-корреспондент Российской академии естествознания, действительный член Российской академии социальных наук, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой математики, теории и методики обучения математике Арзамасского филиала ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».

Основное научное направление: задачные конструкции как основа современных технологий обучения в математическом образовании.

В круг научных интересов входят вопросы теории и методики обучения математике, технологии образовательной деятельности в сельском социуме, теории воспитания детей и подростков в летних оздоровительных лагерях.

Руководил постановкой и выполнением 8 научно-исследовательских проектов: «Подготовка студентов педагогических вузов к работе в сельской малокомплектной школе» (1987-1991); «Технология обучения в малочисленных классах сельских школ» (1990-1994); «Углубленное изучение предметов на основе внутриклассной дифференциации» (1994-1999); «Регионализация содержания образования в сельской школе» (1998-2002); «Профильное обучение учащихся сельских школ на основе внутриклассной дифференциации» (2002-2006); «Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря» (2005-2010); «Технологии дистанционного обучения учащихся сельских школ» (2007-2011); «Задачные конструкции в математическом образовании» (2011 - н/в).

Опубликовал свыше 450 научных и учебно-методических работ. Среди них 11 монографий, 27 книг, учебных и методических пособий. Наиболее значимые: Феномены малокомплектных школ. - Горький: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1990. - 143 с.; Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. - Н. Новгород: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1991. - 182 с.; Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: Модель, принципы и условия формирования. - Н.Новгород: Изд-во «Растр-НН», 2005. - 238 с. (в соавт. с В.А. Волгуновым); Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. - Арзамас: Изд-во АГПИ, 2008. - 236 с. (в соавт. с И.В. Фроловым и Н.А. Шкильменской); Урок математики в малокомплектной школе: Кн. для учителя. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1992. - 128 с. (в соавт. с Г.И. Саранцевым); Развивай геометрическую интуицию: Кн. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - 112 с.; Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Кн. для учащихся 4-7 классов общеобразоват. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 176 с.; Учимся на чужих ошибках: Тетрадь с развивающими заданиями по математике (5 кл. и 6 кл.): Учеб. пос. для общеобразоват. учреждений. - М.: Русское слово, 1998. - 52 с. и 55 с.; От задания к заданию - в глубину познания. Опыт приобщения к математическому творчеству. - Арзамас: АГПИ, 2009. - 148с.; Хрестоматия по методике математики / Сост. М.И. Зайкин, С.В. Арюткина. - Арзамас: АГПИ (Т.1. Обучение через задачи (2005, 300 с.); Т.2. Методы обучения (2008, 287 с.); Т.3. Изучение понятий, теорем, правил (алгоритмов), аксиом (2011, 324 с.)).

Руководил подготовкой и проведением 15 научных конференций. Последние: «Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании» (2008) (международная); «Современный учитель сельской школы России» (2010) (всероссийская); «Педагогические технологии математического творчества» (2011) (международная); «Гуманитарные традиции математического образования в России» (2012) (всероссийская с международным участием).

Руководил подготовкой около 50 успешно защищённых диссертационных работ по актуальным проблемам теории и методики обучения математике, дидактики сельской школы, педагогики детских каникул.

Научные исследования поддержаны грантами МОН РФ, РГНФ (1987, 2001, 2003, 2007, 2012).

Награждён медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени (2012), присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2003), награжден медалью им. К.Д. Ушинского (2009), нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ» (1999), нагрудным знаком «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (2004), значком «Отличник народного просвещения»(1994), присвоено почётное звание РАЕ «Основатель научной школы» (2009), присвоено почётное звание РАЕ «Заслуженный деятель науки и образования» (2011). Награждён диплом МОН РФ за разработку образовательного проекта «Технология углубленного изучения математики на основе внутриклассной дифференциации» (2000).

Научные публикации

1. Зайкин М.И. Феномены малокомплектных школ. – Горький: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1990. – 143 с.

2. Зайкин М.И. Особенности обучения математике в классах с малой наполняемостью. – Горький: Педобщество, 1988. – 62 с.

3. Зайкин М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. – Н. Новгород: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1991. – 182 с.

4. Зайкин М.И. Урок математики в малокомплектной школе: Кн. для учителя / М.И. Зайкин, Г.И. Саранцев.- Саранск: Мордовск. кн. изд-во, 1992. – 128 с.

5.Зайкин М.И. Самостоятельные работы на уроках математики в классах с малой наполняемостью: Методические рекомендации и дидактические материалы. 8 класс. – Н. Новгород: НИРО, 1993. – 61 с.

6. Технология обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ. Из опыта работа учителей Нижегородской области. Сборник методических статей / Сост. и ред. М.И. Зайкин. - Арзамас - Н.Новгород: АГПИ, 1995. - 86 с.

7. Зайкин М.И. Развивай геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - 112 с.

8. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Владос, 1996. - 176 с.

9. Зайкин М.И. Рабочие тетради по математике для 5-6 классов: Учебное пособие / М.И. Зайкин, З.П. Матушкина, Н.С. Подходова. - М.: Владос, 1996 – 128 с.

10. Зайкин М.И. Учимся на чужих ошибках: Тетрадь с развивающими заданиями по математике: Учебное пособие для 5-го класса общеобразовательных учреждений / М.И. Зайкин, В.А. Колосова. - М.: Русское слово, 1998. - 52 с.

11. Зайкин М.И. Учимся на чужих ошибках: Тетрадь с развивающими заданиями по математике: Учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений / М.И. Зайкин, В.А. Колосова. - М.: Русское слово, 1998. - 55 с.

12. Зайкин М.И. Технология углубленного изучения математики на основе внутриклассной дифференциации. 8-9 классы: Пос. для учит. / М.И. Зайкин, С.В. Алексеева, Н.А. Шкильменская. - Арзамас: АГПИ, 2000. - 80 с.

13. Зайкин М.И. Геометрия - 8. Учебник-тетрадь для углубленного изучения геометрии / С.В. Алексеева, М.И. Зайкин. - Арзамас: АГПИ, 2000. - 112 с.

14. Зайкин М.И. Алгебра - 8. Учебник-тетрадь для углубленного изучения алгебры / Н.А. Шкильменская, М.И. Зайкин. - Арзамас:АГПИ, 2000. - 112 с.

15. Зайкин М.И. Алгебра – 9. Учебник-тетрадь для углубленного изучения алгебры / Н.А. Шкильменская, М.И. Зайкин. - Арзамас:АГПИ, 2000. - 126 с.

16. Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр. Матер. науч.-практич. конф. / Под ред. М.И. Зайкина - Арзамас: АГПИ, 2000. - 245 с.

17. Зайкин М.И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе / В.С. Данюшенков, О.Г. Гилязова, М.И. Зайкин. - Киров: ВГПУ, 2000. - 144 с.

18. Зайкин М.И. Избранные вопросы теории обучения. Монография. - Арзамас: АГПИ, 2003. - 323 с.

19. Зайкин М.И. Обучение профильных групп учащихся сельских школ на основе внутриклассной дифференциации. Монография / М.И. Зайкин, С.В. Алексеева, Н.А. Шкильменская, И.В. Фролов. - Арзамас: АГПИ, 2003. - 178 с.

20. Зайкин М.И. Геометрия – 9. Учебник-тетрадь для углубленного изучения геометрии на основе внутриклассной дифференциации / С.В. Алексеева, М.И. Зайкин. - Арзамас: АГПИ, 2003. – 92с.

21. Зайкин М.И. Алгебра и начала и начала анализа 10. Дополнительный учебный материал для организации профильного обучения на основе внутриклассной дифференциации / Н.А. Шкильменская, М.И. Зайкин. - Арзамас: АГПИ, 2004. – 150 с.

22. Зайкин М.И. Модель сельской школы с профильным обучением на основе внутриклассной дифференциации. Монография / М.И. Зайкин, С.В. Менькова, И.В. Фролов, Н.А. Шкильменская / Под ред. М.И. Зайкина. - Арзамас: АГПИ, 2005. - 87 с.

23. Зайкин М.И. Дистанционное обучение в сельской школе (Дидактические основы и методические материалы обучения математике в виртуальном классе): учебно-методическое пособие / М.И. Зайкин, А.А. Статуев, С.В. Арюткина. - Арзамас: АГПИ, 2006. - 54 с.

24. Сельская школа: Вопросы профилизации образования / Под ред. М.И. Зайкина. - Арзамас, АГПИ, 2006. - 296 с.

25. Зайкин М.И. Виртуальный класс в дополнительном образовании сельских школьников: учебно-методич. пос. / М.И.Зайкин, С.В.Арюткина, С.В.Менькова, А.А Статуев., М.И.Фокеев. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 120 с.

26. Зайкин М.И Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников на региональных традициях / Д.А.Гусев, М.И.Зайкин, В.Н.Соколова. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 100 с.

27. Зайкин М.И. Интеграционные модели взаимодействия образовательных и культурных учреждений на селе / Т.В.Тюрина, М.И.Зайкин, А.А.Кураев. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 103 с.

28. Зайкин М.И.Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. Монография / М.И.Зайкин, И.В.Фролов, Н.А.Шкильменская. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 186с.

29. Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании: Сб. науч. тр. участников междунар. науч. конф. / Под ред. М.И. Зайкина. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 412 с.

30. Зайкин М.И. Преобразование сложных радикалов. - Арзамас: АГПИ, 2008. – 132 с.

31. Зайкин М.И. От задания к заданию - в глубину познания. Опыт приобщения к математическому творчеству. - Арзамас: АГПИ, 2009. – 148 с.

32. Зайкин М.И.Основы методической работы с математическими ошибками школьников. Монография / М.И.Зайкин, В.А.Колосова. - Арзамас: АГПИ, 2011. - 132 с.

33. Зайкин М.И.Современные проблемы теории обучения, воспитания и методики математики. Коллективная монография / М.И. Зайкин, М.С. Любов, Н.Г. Прашкович и др. / Под ред. М.И. Зайкина. - Арзамас: АГПИ, 2012. – 361с.

34. Путь в науку: автобиографические очерки / М.И. Зайкин; АГПИ им. А.П. Гайдара. - Арзамас: АГПИ, 2012. - 146 с.

35. Зайкин М.И.Цепочки, циклы и системы математических задач. Монография / М.И. Зайкин, С.В. Арюткина, Р.М. Зайкин / Под ред. М.И. Зайкина. - Арзамас: АГПИ, 2013. - 135с.

Зайкин Михаил Иванович имеет награды


Последняя редакция анкеты: 16 мая 2011