Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики, социальной психологии и здоровьеформирующего образования ГБОУ Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Область фундаментального научного исследования – методология, теория и практика здоровьеформирующего образования.
Соответствующие области прикладных научных исследований:
1) Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ при интегрированном образовании в условиях массовой школы.
2) Технологии позитивной профилактики употребления подростками и молодежью ПАВ и формирования у них социальных навыков.
3) Проектирование и реализация программы коррекционной деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
4) Проектирование и реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
К наиболее значимым результатам научных исследований и разработок следует отнести:
1. Социально-культурная концепция здоровьеформирующего образования (основные теоретические положения, принципы проектирования, модели реализации в деятельности мас-совой общеобразовательной школы и принципы оценки эффективности с набором диагностических методик).
2. Примерная региональная программа формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников (общие требования к структуре и содержанию, варианты для разных типов общеобразовательных учреждений).
3. Примерная программа коррекционной деятельности на ступени начального общего образования (общие требования к структуре и содержанию, варианты для разных типов общеобразовательных учреждений).
4. Региональные требования к содержанию и структуре комплексной программы общеобразовательного учреждения по профилактике употребления школьниками ПАВ, а также конкретные методические разработки.
В социально-культурной концепции впервые:
• даны педагогические формулировки понятий (здоровье, здоровый образ жизни, жизнеспособность, внутренняя картина здоровья, здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образование, здоровьесберегающие технологии в образовании);
• проанализированы модели здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования;
• разработан комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной школы.
Концепция предназначена, в первую очередь, для проведения и организации прикладных исследований как теоретико-методологическое основание. Однако на ее основе возможно получение экспериментальных разработок прикладной направленности.
В примерных региональных программах формирования здорового и безопасного образа жизни младшего школьника и коррекционной деятельности общеобразовательной школы на начальной ступени общего образования описаны механизмы выполнения массовой школы требований ФГОС. Представлено информационно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение процесса формирования здорового и безопасного образа жизни младшего школьника и коррекционной деятельности общеобразовательной школы на начальной ступени общего образования. Используя примерные программы как научно-методический ориентир, педагогические коллективы общеобразовательных школ смогут составить аналогичные программы с учетом социально-культурных и организационных осо-бенностей своей школы.
Региональные требования к содержанию и структуре комплексной программы общеобразовательного учреждения по профилактике употребления школьниками ПАВ регламентируют соответствующую деятельность общеобразовательного учреждения, определяют критерии ее эффективности и предлагают конкретные практико-ориентированные экспериментальные разработки. Данные технологии предназначены для непосредственного использования в практической деятельности педагогами общеобразовательной школы или могут служить ориентиром для проектирования авторских методик соответствующей проблематики.
(статья) печ. Учебный год: Журнал волгоградских учителей, № 1, 2002г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. С. 79-87.
2. Связь агрессивного поведения детей с эмоциональными на-рушениями психики.
(статья) печ. Учебный год: Журнал волгоградских учителей, № 2, 2002г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. С. 78-88.
3. Организация здоровьесберегающего обра-зования как комплекс-ная проблема.
(тезисы) печ. Развитие социально-психологической службы системы образования Волгограда: Теория и практика: Тез. док. II региональной науч.-практ. конф. 11-12 ноября 2003г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 57-59.
4. Концепция позитивной профилактики нарко-мании среди детей и подростков в образовательных учреждениях.
(статья) печ. Развитие социально-психологической службы системы образования Волгограда: Теория и практика: Тез. док. II региональной науч.-практ. конф. 11-12 ноября 2003г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 148-151.
5. Социально-психологический под-ход к профилактике употребления школьниками алкоголя и наркотиков.
(статья) печ. Учебный год: журнал волгоградских учителей, № 3, 2003г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. С. 25-30.
6. Проблемы в самоопределении и самоутверждении в подростковом возрасте как источник деформации личностного развития.
(статья)
печ. Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и ме-тод. тр. Вып. 11 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкого. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 49-53. Науменко О.В.
7. Концепция здоровье-формирующего образования.
(статья) печ. Инновации в образовании: Научно-методический жур-нал, № 2, 2004 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный университет».
С. 90-103.
8. Здоровьеформирующее образование в ка-детской школе.
(статья) печ. Пути модернизации образо-вания: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и школах-интернатах: Материалы и учебно–методические разработки участников Всероссийского семинара–совещания / Волгоград, 11–14 ноября 2003 г. – Волгоград: Изд–во ВГИПК РО, 2004. С. 50 – 57.
9. Теоретико-методологический анализ отечественного опыта здоровьесберегающей деятельности школы.
(статья) печ. Инновации в образовании: Научно-методический жур-нал, № 5, 2004 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный университет».
С. 64-95.
10. Здоровьеформирующее образование как цель модернизации школы.
(статья) печ. Матерiали Першоi Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Науковий потенцiал свiту 2004».Том 42. Стратегiчиi напрями реформування системи освiти. – Днiпропетровськ: Наука I освiта, 2004. С. 30-34.
(статья) печ. Директор школы: Научно-методический журнал, № 5, 2004 г. – М.: Изд. фирма «Сентябрь». С. 85-91.
12. Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ.
(монография) печ. Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ: Монография / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 244 с.
13. Выбор здорового об-раза жизни: потенциал здоровьеформирующего образования.
(статья) печ. Проблемы жизненного выбора подростков и молодежи в условиях социальных перемен: Матер. выступл. и учеб-но-метод. разработки участ-ников Всерос. конф. «Проблемы социализации подростков и молодежи в условиях социальных перемен». Волгоград, 21 апреля 2004 г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. С. 100-108.
14. Модель формирования внутренней картины здоровья у детей и подростков.
(тезисы) печ. Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XII годичного соб-рания Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Д.: Изд. РГПУ, 2005. Ч. IV. С. 138-139.
15. Здоровьесберегающая деятельность школы.
(статья) печ. Педагогика: Научно-теоретический журнал, № 6, 2005 г. – М.: Изд-во РАО.
С. 37-44.
16. Здоровье и здоровый образ жизни как ценности русской цивилизации.
(статья) эл. Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
17. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики.
(статья) печ. Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 4 (49), 2006 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 13 – 22.
18. Современная практика здоровьесберегающего образования.
(статья) печ. Валеология: Научно-практический журнал, № 3. 2006 г. – Ростов н/Дону: Изд-во ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет». С. 44 – 52.
19. Здоровье, здоровый образ жизни и Нездоровье как ценности западной цивилизации.
(статья)эл. Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ
им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
20. Социокультурная концепция здоровьеформирующего образования.
(статья) эл. Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ
им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
21. Комплексная страте-гия укрепления здоро-вья школьников.
(статья) печ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников. Профилактика социаль-но-значимых заболеваний» (27-29 ноября 2006 г.,
г. Тверь). – Тверь: Изд-во «Научная книга», 2006. С. 204-209.
22. Ребенок с минимальными мозговыми дисфункциями как проблема начального образования печ. Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал, № 1, 2007 г. – М.: Изд-во Мини-стерство образования РФ. С. 25-31.
23. Здоровье как предмет педагогического исследования и объект педагогической прак-тики.
(статья) печ. Материалы X Международ-ной научно-практической конференции «Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы» (29-30 мая 2007 г., г. Казань). – Казань: Изд-во Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2007. С. 123-130.
24. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе.
(монография) печ. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: Монография / Ю.В. Науменко. – Вол-гоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – 368 с.
25. Здоровье как компонент содержания общего образования.
(статья) печ. Формирование культуры здоровья в современной образовательной среде: Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» (8-9 ноября 2007 года) / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2007. С. 276-288.
26. Психологические основания здоровьеформирующего образова-ния.
(статья) печ. Психологическая наука и образование [Электрон. журнал], №3, 2009 г. / Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет. – Режим досту-па: World Wide Web. URL: http://www.psyedu.ru / ISSN-online: 2074-5885. – 13 c.
27. Педагогическая сущ-ность здоровьесберегающего и здоровьеформирующего обра-зований.
(статья) печ. Научные труды. Том 48, се-рия «физическое воспитание и спорт». – Болгария, София: Изд-во Русинского университета «Ангел Кънчев», 2009. С. 25-34.
28. Русские корни социо-культурного феномена «здоровье».
(статья) печ. Царицынские рождественские чтения. Выпуск 1 / Под ред. В.И. Супруна. – Волгоград: Изд-во лицея №8 «Олимпия», 2011. С. 60-66.
29. Здоровьеформирующее образование: Социокультурная кон-цепция формирования здоровья школьников.
(монография) печ. Здоровьеформирующее образование: Социокультурная концепция формирования здоровья школьников: Монография / Ю.В. Науменко. – Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr., Germany, 2011. – 430 c.
30. Комплексный мониторинг эффективности здоровьеформирующего образования: Содержание и оценка эффективности здо-ровьеформирующего образования.
(монография)печ. Комплексный мониторинг эффективности здоровьеформирующего образования: Содержание и оценка эффективности здоровьеформирующего образования: Монография / Ю.В. Науменко. – Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr., Germany, 2011. – 299 c.
31. Социокультурная концепция феномена «здоровье».(статья) печ. Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. / под ред. Т.Ю. Андрющенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. С. 22-28.
32. Проектирование здоровьеформирующего образования.
(статья) печ. Проблемы развития личности и формирования здорового образа жизни: ценностно-мотивационный подход: Сборник научно-методических материалов / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2011. С. 9-16.
34. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работ-ников образования.
(метод. рекомендации) печ. Образование в современной школе: Методико-педагогический журнал,
№ 11, 2003 г. – Москва: Изд-во НОУ «Школа «Полярная Звезда»», 2003. С. 3-6.
35. Основы коррекцион-ной педагогики и превентивной психологии.
(учебно-методическое пособие) печ. Основы коррекционной педагогики и превентивной психологии: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 224 с.
36. Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьеформирующему образованию.
(метод. рекомендации) печ. Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьеформирующему образованию: Сб. науч.-метод. разработок / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. –
76 с. – Приложение к журналу «Учебный год», № 6, 2004. Серия «Здоровьесбережение». Вып. 1. – С. 4-14.
37. Организация здоровьеформирующей деятельности в детском доме и школе-интернате.
(метод. рекомендации) печ. Коррекционная педагогика: Научно-методический жур-нал, № 4(6), 2004. – М.: Изд-во «Коррекционная педагогика», 2004. С. 11-17.
38. Проектирование здоровьеформирующего образования.
(метод. рекомендации)печ. Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 5 (38), 2004 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 46-51.
39. Методика гигиенической оценки расписа-ния уроков.
(метод. рекомендации) печ. Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьеформирующему образованию: Сб. науч.-метод. разработок / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. –
76 с. – Приложение к журналу «Учебный год», № 6, 2004. Серия «Здоровьесбережение». Вып. 1. – С. 63-68.
40. Программа курса «Мое здоровье» (2-4 классы).
(образовательная про-грамма) печ. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: Сб. науч.-метод. разработок / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьес-бережение». Вып. 2. – С. 141-154. Щербина А.В.
41. Программа курса «Мое здоровье» (5-7 классы).
(образовательная про-грамма) печ. Опыт реализации комплекс-ной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: Сб. ст. и науч.-метод. разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып. 2. – С. 154-171. Твердо-хлеб А.И.
42. Организация комплексной профилактической работы в общеобразовательном учреждении по предупреждению наркомании среди учащихся.(метод. рекоменда-ции) печ. Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 6 (45), 2005 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 39-45 (начало).
Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал, № 1 (46), 2006 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 51-56 (окончание).
(метод. разработки) печ. Математика: Коррекционно-развивающие занятия с уча-щимися подготовительного и 1-2 классов начальной школы /Авт.-сост. Ю.В. Науменко, А.А. Шабанова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006.–268с. Шабанова А.А.
44. Русский язык: коррек-ционно-развивающие задания и упражнения (1-2 класс).
(метод. разработки) печ. Русский язык: Коррекционно-развивающие задания и упражнения для учащимися 1-2 классов /Авт.-сост. Ю.В. Науменко, Е.П. Плешакова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. – 134 с. Плешакова Е.П.
45. Русский язык: коррек-ционно-развивающие задания и упражнения (3-4 класс).
(метод. разработки) печ. Русский язык: Коррекционно-развивающие задания и упражнения для учащимися 3-4 классов / Авт.-сост. Ю.В. Науменко, Е.П. Плешакова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. – 156 с. Плешакова Е.П
46. Оптимизация расписа-ния занятий: сравнение нормативной и реаль-ной нагрузки учащихся. (метод. рекомендации) печ. Директор школы: Научно-методический журнал, № 2 (107), 2006 г. – М.: Изд. фир-ма «Сентябрь». С. 65-70.
47. Возможности коррек-ции недостатков интеллектуального здоровья младших школьников при изучении математики.
(метод. рекомендации) печ. Инновации в образовании: Научно-методический жур-нал, № 2, 2006 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный университет». С. 97-107. Науменко О.В.
48. Рейтинг учебных достижений как эле-мент здоровьеформирующего образования.
(метод. рекомендации) печ. Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 2 (47), 2006 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 23-30.
49. Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков.
(метод. рекомендации) печ. Школьные технологии: Научно-практический жур-нал школьного технолога (завуча), №1, 2006 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 91-105.
50. Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и умений подростков.
(метод. рекоменда-ции) печ. Школьные технологии: Научно-практический жур-нал школьного технолога (завуча), №2, 2006 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 173-181.
51. Особенности обучения детей с ММД.(метод. рекомендации) печ. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: Научно-практический журнал, № 5, 2006 г. – М.: Изд-во «Школьная пресса». С. 3-11.
52. Профилактика наркомании среди учащихся в школе.(метод. рекомендации) печ. Профилактика наркомании среди учащихся в школе: Методические рекомендации / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. – Приложение к журналу «Учебный год», №42. Серия «Здоровьесбережение», Вып. №3. – 128 с. Додина Н.П.
53. Мониторинг здоровьесберегающей дея-тельности школы.(метод. рекоменда-ции) печ. Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал, №3 (54), 2007 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 20-27.
54. Моделирование здоровьеформирующего образования.(метод. рекоменда-ции) печ. Вопросы образования: На-учно-образовательный журнал, № 2, 2007 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Государственный университет «Высшая школа экономики»». С. 140-160.
55. Комплексная страте-гия профилактики наркомании среди учащихся в школе.
(метод. рекомендации) печ. Комплексная стратегия профилактики наркомании среди учащихся в школе: Методические рекомендации для педагогов и родителей / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 112 с. Гаврилова Т.А.,Додина Н.П.
56. Программа профилактики ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях.
(метод. разработка) печ. Программа профилактики ВИЧ/СПИД в общеобразова-тельных учреждениях / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 70 с. Гаврилова Т.А.,Додина Н.П.
57. Профилактика ВИЧ/СПИД в общеоб-разовательных учреж-дениях: Методические рекомендации для педагогов.
(метод. рекомендации) печ. Профилактика ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации для педагогов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – Методические рекомендации разработаны в рамках региональной программы мероприятий Администрации Волгоградской области по противодействию употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2006-2008 годы. – 188 с. Гаврилова Т.А.,Додина Н.П.
58. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
(метод. рекоменда-ции) печ. Интеграция образования: Научно-методический жур-нал, №3/4 (48/49), 2007 г. – Саранск: Изд-во ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». С. 49-55.
59. Мое здоровье: Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИД у подро-стков в школе.
(метод. рекомендации) печ. Мое здоровье: Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИД у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236 с. – (Серия «Воспитательная работа»). Кучега-шева П.П.,Федоскина И.В.
60. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности.
(метод. рекомендации) печ. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2008. – 125 с. – (Серия «Управление школой»).
61. Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков.
(метод. рекомендации) печ. Школьное планирование: Журнал для школьных администраторов, № 6, 2008 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 57-69 (начало). - Школьное планирование: Журнал для школьных администраторов, № 1, 2009 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 78-88 (окончание).
62. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в школе.(метод. рекомендации) печ. Управление начальной шко-лы: Научно-информационный журнал, № 4, 2009 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 70-78.
63. Мониторинг знаний учащихся о здоровом образе жизни.
(метод. рекомендации) печ. Управление начальной школы: Научно-информационный журнал, № 5, 2009 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 23-29.
64. Ключевые подходы к обучению одаренных детей.(метод. рекомендации) печ. Управление начальной шко-лы: Научно-информационный журнал, № 11, 2009 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 4-10.
65. Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
(метод. рекомендации) печ. Здоровьесберегающая деятельность в контексте госу-дарственной образовательной политики: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федера-ции» (30-31 октября 2008 г.) / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2009. С.113-158.
66. Рекомендации по составлению комплексно-целевой программы «Здоровье»
(метод. рекомендации) печ. Справочник заместителя ди-ректора школы: Учебная работа и педагогическая экспертиза: Научно-методический журнал, №6, 2010 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 40-49.
67. Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты?
(метод. рекомендации) печ. Директор школы: Научно-методический журнал, №7, 2010 г. – М.: Издательская фирма «Сентябрь». С. 85-94.
68. Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: рекомендации для руководителей общеобразовательных учреж-дений.
(метод. рекомендации) печ. Комплексный мониторинг эффективности здоровьесбе-регающей деятельности школы: рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во «Основа», 2010. – 60 с. Бирюкова Ю.О.,Козловцева Е.А.,Чандра М.Ю.
69. Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: рекомендации для специалистов муниципальных органов управления образования.(метод. рекомендации) печ. Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: рекомендации для специалистов муниципальных органов управления образования / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во «Основа», 2010. – 68 с. Бирюкова Ю.О.,Козловцева Е.А.,Чандра М.Ю.
70. Оптимизация расписания занятий: сравнение нормативной и реальной нагрузки учащихся.
(метод. рекомендации) печ. Энциклопедия административной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сен-тябрь». С. 7.
71. Положение о рейтинговой системе оценки успешности обучения учащихся 7-11-х классов.
(метод. рекомендации) печ. Энциклопедия административной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администра-тора образовательного учреждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сентябрь». С. 7.
72. Правильное питание школьника: проблемы и рекомендации.(метод. рекомендации) печ. Энциклопедия администра-тивной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сен-тябрь». С. 21.
73. Примерная программа коррекционной работы.
(метод. рекомендации) печ. Энциклопедия администра-тивной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учре-ждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сен-тябрь». С. 47.
74. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности.
(метод. рекомендации) печ. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности / Ю.В. Науменко. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: «Планета», 2011. – 208 с.
75. Деятельность образовательного учрежде-ния по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни учащихся начальной школы.(сборник программ) печ. Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся начальной школы: Сборник программ / Авт.-сост. Ю.В. Науменко. – М.: АПКиППРО, 2011. – 48 с. Анненков В.В.,Мастеров А.Г.,Чубаренко В.В.
76. Рекомендации педагогу по организации профилактической работы с родителями по предупреждению наркомании среди детей и подростков.(метод. рекомендации) печ. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе: Управление воспитательным процессом в школе. №4, 2011. – М.: Изд-во НОУ Центр «Педагогический поиск». С. 50-58.
77. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
(метод. рекоменда-ции) печ. Начальное образование: Научно-методический журнал. №2 (43), 2011. – М.: ЗАО Издательство «русский журнал». С. 16-21. Анненков В.В.,Мастеров А.Г.,Чубаренко В.В.
биографические данные и фото выдающихся ученых и специалистов России
Код для размещения на сайте:
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)