Бондаревская Евгения Васильевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук, профессор
  2. Ученое звание
    академик РАО
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Ростовская область

В 1992 году – избрана членом-корреспондентом, а в 2001 году

– действительным членом Российской академии образования по настоящее время.

Е.В. Бондаревская является руководителем признанной и широко известной в стране научной школы, деятельность которой направлена на разработку теории и практики личностно – ориентированного образования культурологического типа, фундаментальным ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Фундаментальность исследований, проводимых Е.В. Бондаревской, сочетается с их практической направленностью, научным обеспечением процессов реформирования образования, организацией опытно-экспериментальной работы, научно – методической поддержкой инновационных процессов в образовании.

За активное участие в организации инновационной деятельности, руководство разработкой и реализацией региональных инновационных образовательных программ и проектов, обучение учителей, руководителей образовательных учреждений в 1996 г. ей было присуждено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Исследования, проводимые Е.В. Бондаревской и ее учениками по проблеме «Духовно-нравственное воспитание – основа качества человека в современной России» поддерживаются Российским гуманитарным фондом (в течение последних лет научный коллектив, руководимый Е. В. Бондаревской, получил 8 грантов РГНФ). В 2010 году научная школа, возглавляемая академиком РАО Е.В. Бондаревской, получила президентский грант РФ на поддержку ведущих научных школ.

Научная школа

академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя РФ, почетного профессора РГПУ И ВГПУ, иностранного члена АПН Украины, лауреата премии правительства РФ в области образования Бондаревской Евгении Васильевны

Академик РАО Е.В. Бондаревская в течение 34 лет была заведующим кафедрой педагогики РГПУ, ныне Педагогического института Южного федерального университета. За это время ею создана широко известная научно-педагогическая школа, вырастившая 40 докторов и более 250 кандидатов педагогических наук, в работах которых исследуются проблемы гуманистического воспитания и личностно-ориентированного образования учащихся и студентов, развивается новое направление гуманистической педагогики – педагогика личности. Возможность разработки педагогики личности возникла благодаря тому, что научная школа Е.В. Бондаревской на всех этапах развития осуществляла свою деятельность в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учителями, органами управления образования. Фундаментальность исследования всегда сочеталась с их практической направленностью, научным обеспечением процессов реформирования образования, поддержкой инновационных процессов, организацией широкомасштабной опытно-экспериментальной работы, в образовательных учреждениях, региона.

Конкретный теоретический вклад научной школы Е.В. Бондаревской в развитие современной педагогической науки, образования и теории воспитания определяется следующими результатами:

•создана концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа, осуществлено его методологическое обоснование, показано, что личностно-ориентированное образование представляет собой наукоемкую педагогическую технологию, реализующую фундаментальные философские, психологические, педагогические идеи о человеке и процессах его индивидуально-личностного развития в культуре, об образовании как человекообразующем, культуротворческом, самоорганизующемся, смыслопорождающем процессе, о воспитании как педагогической поддержке, об образовательном пространстве как проекции мира детства и др.;

•разработана теория личностно-ориентированного образования, компонентами которой являются: обоснование целей проектируемого образования в образе человека культуры; определение системы принципов, обеспечивающих личностную направленность образования, моделирование содержания и технологий личностно-ориентированного образования, а также способов организации единого образовательно пространства, создающего условия для личностного развития учащихся; в качестве механизмов интеграции образовательных учреждений в единое образовательное пространство выступают образовательная политика, тип образования и педагогическая культура школы и социума, учителей и родителей;

•обоснована концепция личностно-ориентированного воспитания, смысловым ядром которой выступает ориентация на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, на смыслопорождающие и охранительно-защитные функции воспитания;

•личностно-ориентированное воспитание представлено как целостная гуманитарная технология открытого типа, способная влиять на становление человека, общества, культуры, как педагогический механизм социального развития;

•определены основы теории гуманистической педагогической культуры как сущностной характеристики личностно-ориентированного учителя, школы и социума;

•осуществлено проектирование личностно-ориентированных вариативных образовательных систем, описаны стратегии их развития;

•раскрыты методологические и культурологические основания развития русской школы в условиях этнической неоднородности социума Южного региона, впервые в отечественной педагогике поставлена проблема и выявлены исходные основания педагогической работы с детьми-мигрантими;

•обоснованы критерии и показатели качества воспитания, ориентированные на качество человека и его социально-гражданскую, духовно-нравственную и индивидуально-личностную зрелость.

В настоящее время деятельность научной школы направлена на исследование проблемы модернизации теории и практики профессионально-личностного воспитания студентов в научно-образовательном пространстве инновационного университета. Исследовательский проект поддержан Грантом Президента НШ-3710.2010.6. Целью исследования является разработка целостной теории профессионально-личностного воспитания студентов, отвечающей новым социокультурным условиям, вызовам современной российской действительности, и интеграция ее основных идей и положений в инновационную профессионально-образовательную практику высшей школы. Новизна теории воспитания, на разработку которой направлено исследование, состоит в том, что в нем используется гуманитарная методология, в основу которой положена корреляционная связь «качество воспитания – качество человека», а сам процесс профессионально-личностного воспитания рассматривается не как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи, а как гуманитарный, человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке индивидуальных способностей, творческих сил, духовности и нравственности молодого человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, во введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых общекультурных и профессиональных ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.

Содержание научно-исследовательского проекта включает осуществление критического анализа современной воспитательной ситуации, разработку теоретико-методологических оснований и предпосылок изменения дел в сфере вузовского воспитания, обоснование инновационных стратегий культуросообразного, личностного и профессионально ориентированного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза; обоснование культурно-воспитательной идеи университета, ее исторической трансформации от универсального культуротворческого и наукоразвивающего содержания к профессионально ориентированному и прагматическому содержанию; представление обобщенного портрета современного студенчества, анализ жизненного мира современных студентов, их личностных позиций и ценностей; проектирование и апробацию смысложизненных стратегий и профессионально-ориентированных технологий воспитания студентов, в числе которых: стратегия опережающего педагогического образования, смыслопорождающая стратегия воспитания, культуротворческая стратегия; интерактивная технология воспитания, интенциональный анализ и диалог, профессионально-личностное воспитание и медиавоспитание студентов; моделирование духовно-нравственного пространства университета, основная функция которого состоит в том, чтобы интегрировать личность в общечеловеческую и национальную культуру, создать культуросообразную среду воспитания, раскрыть поле выборов культурных образцов и смыслов жизни и профессии; обоснование гуманитарного подхода к оценке качества профессионально-личностного воспитания. Исследователи исходят их того, что качественным является такое воспитание, которое полноценно выполняет свои человекообразующие, культуротворческие, профессионально ориентирующие и стабилизирующие социум функции.

Исследовательский проект имеет инновационный характер, обусловленный особенностями научного поиска, который: - направлен на создание нового знания в недостаточно разработанной сфере педагогики – теории и практике воспитания студентов; - ориентирует на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, компетентного профессионала, обладающего развитыми инновационными способностями; - основывается на положениях новой отрасли философского знания – гуманитарной методологии, раскрывает необходимость и эффективность ее применения при исследовании проблем образования и педагогики; - включает разработку новой концепции воспитания студентов, основанной на интеграции смысложизненного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов; - предполагает системное преобразование воспитательного процесса и университетской культурно-образовательной среды, основанное на понимании воспитания как части общей социальной технологии развития страны и важнейшего условия реализации главной воспитательной идеи Южного федерального университета – подготовки конкурентоспособного специалиста мирового уровня, способного к эффективной интеграции в современное социокультурное и научно-технологическое пространство, сохранению целостности и безопасности страны и региона, распространению и приумножению духовно-нравственных и культурных ценностей, научных и технических достижений.

Результаты исследований опубликованы в авторских и коллективных монографиях, реферируемых журналах, центральных педагогических изданиях в нашей стране и за рубежом (Украина, Приднестровье, Казахстан, Болгария, Великобритания, Китай).

В числе научных публикаций, отражающих результаты деятельности научной школы академика РАО Е.В. Бондаревской, отметим работы последних лет:

•Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. - Москва 2010, №3.

•Бондаревская Е.В., Бермус А.Г., Хоронько Л.Я. и др. Методологическая сфера образования / Монография. – Ростов н/Д: Булат, 2007.

•Бондаревская Е.В., Шоган В.В., Лукаш С.Н., Сторожакова Е.В., Картавцева О.Д., Анфимова Л.А. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе // Известия кафедры педагогики ПИ ЮФУ. Ростов н/Д, №2, 2010 г.

•Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Москва: Педагогика, 2010.

•Бондаревская А.И. «Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов»/ Монография. – Ростов н/Д, «Булат», 2010.

•Бондаревская Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ.

•Бондаревская Е.В., Бермус А.Г., Петренко М.А., Хоронько Л. Стратегии воспитания в современном университете / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.

•Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / Монография. – Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2008.

•Катравцева О.Д. Духовное развитие личности на основе самореализации сущностных сил в творчестве / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.

•Петренко М.А. Теория педагогической интеракции / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

•Петренко М.А. Развитие творческой активности личности в социокультурной интерактивной образовательной среде вуза / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

С текстом можно ознакомиться на incampus.ru/

Е.В. Бондаревская – не только известный педагог-исследователь, но и талантливый организатор науки. Она является неизменным руководителем и соруководителем международных, всероссийских, межвузовских и региональных форумов, конференций, научных чтений, проводимых в Южном регионе. Среди них – ежегодные Северо-Кавказские

психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона», международный педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России», международный конгресс «Славянский педагогический сбор», получившие широкое признание в нашей стране и странах содружества.

Так же Евгения Васильевна является членом диссертационных советов в Педагогическом институте ЮФУ и Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Министерство науки и образования Российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Южный федеральный университет

Высшая школа педагогического образования -

инновационная подструктура

Южного федерального университета

Концепция и стратегия развития

Ростов-на-Дону

2013 г.

УДК

ББК

В

Высшая школа педагогического образования – инновационная подструктура Южного федерального университета. Концепция и стратегия развития. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2013. - ….. с.

Печатается при поддержке РГНФ – Проект № 12-06-00834

Разработчик, автор текста и руководитель проекта - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор ЮФУ Е.В. Бондаревская

Основная идея концепции состоит в том, что педагогическое образование обладает неиспользованными резервами модернизации, которые состоят в возможности усиления его безусловного влияния на прогресс всех сфер жизнедеятельности общества, региона, страны через педагогов, способных работать с процессами развития и выращивать поколение инноваторов. В контексте этой идеи раскрыты цели, миссия, принципы и стратегические направления развития Высшей школы педагогического образования как инновационной подструктуры Южного федерального университета.

ISBN

© Проект, Бондаревская Е.В., 2013

© Оформление. Изд-во «Булат», 2013

Основания создания Высшей школы педагогического образования и ее роль в модернизации педагогического образования

в Южном федеральном университете.

Создание Высшей школы педагогического образования (ВШПО) обусловлено необходимостью его дальнейшей модернизации, приведения педагогического образования в соответствие с требованиями времени, социальным заказом, полноценного использования модернизационных ресурсов, обеспечивающих его влияние на развитие всех сторон жизнедеятельности региона, образования и культуры через человека, преодоления кризисной ситуации, сложившейся как в педагогическом образовании в целом, так и конкретно - в ЮФУ.

Исходным основанием разработки концепции модернизации образовательной деятельности ВШПО является социальный заказ педагогическому образованию XXI века, который ориентирует педагогическое сообщество на выполнение следующих задач:

•подготовить поколение учителей новой формации, умеющих работать с процессами развития личности и социума, владеющих высоким уровнем духовно-нравственной и педагогической культуры, профессиональной компетентности, инновационными способностями и готовностью в относительно короткие сроки обеспечить качественно новый уровень знаний, воспитанности, профессиональной подготовленности выпускников школ и вузов, необходимый для прогресса в экономике, культуре, науке, производстве, коэволюции человека и биосферы, решения глобальных проблем человечества;

•приблизить отечественное педагогическое образование к мировым университетским образовательным стандартам, сделать отечественное университетское педагогическое образование конкурентоспособной образовательной отраслью;

•обеспечить такой уровень научных и технологических разработок в сфере педагогического образования, который необходим для устойчивого развития общего и профессионального образования и его прогрессообразующего влияния на развитие Южного федерального университета, региона, страны.

Таким образом, социальный заказ педагогическому образованию в современной России состоит в том, чтобы сделать его частью общей социальной технологии развития страны через подготовку новой генерации учителей, способных обеспечить ее инновационное развитие через выпускников школ и вузов, способных к инновационной деятельности. Это новая задача, опытом решения которой в достаточной степени не владеют ни школы, ни вузы. Необходимость реализации такого социального заказа требует коренного изменения действующего педагогического образования, которое в том виде, в котором оно существует сегодня, не способно с ним справиться, так как находится в кризисе.

Кризисное состояние педагогического образования проявляется в продолжающемся снижении его качества, обусловленном традиционным –лекционно-семинарским способом обучения, низким уровнем самостоятельной работы студентов, недостаточностью практико-ориентированного компонента образовательных программ, недостаточном использовании деятельностного и компетентностного подходов, неразработанностью современного инструментария и средств организации учебной деятельности студентов, несоответствии образовательного процесса Болонским соглашениям, отсутствии гибкой системы профессионально-педагогического образования, своевременно реагирующий на необходимость открытия новых педагогических специализаций, снижении уровня и масштаба инновационной деятельности, принибрежении нравственной, воспитательной и здоровьесберегающей функциями образования и др.

Преодоление несоответствия педагогического образования требованиям жизни является необходимым условием выполнения социального заказа и главной задачей его модернизации.

Другое обстоятельство, которое мы учитывали при разработке стратегии модернизации, состояло в изменении статуса педагогического образования в связи с его интеграцией в образовательное пространство Южного федерального университета. Мы полагаем, что федеральный университет, ориентированный на опыт университетов мирового уровня, является надежным гарантом сохранения и развития высшего педагогического образования и его модернизации в направлении приближения к мировым университетским образовательным стандартам.

Рассматривая педагогическое образование как часть общей структуры университетского образования., нельзя забывать, что в России такого опыта не было, и педагогическое образование всегда осуществлялось в специальных, действовавших независимо от университетов педагогических институтах, которые в 90-е г.г. на первой волне модернизации были переименованы в педагогические университеты, не будучи при этом подвергнуты никаким существенным изменениям. Поэтому нам необходимо, чтобы двигаться вперед, осмыслить сущность понятия «педагогическое образование университетского типа», уяснить его качественное отличие от традиционных представлений о педагогическом образовании как подготовке узконаправленных специалистов по обучению детей какому-либо предмету.

В связи с этим была сформулирована главная проблема настоящего проекта, суть которой состоит в следующем: какой тип педагогического образования необходимо выращивать в современном университете, чтобы реализовать общественную потребность в педагоге новой формации, идентифицирующем себя как человека культуры и компетентного профессионала, способного к модернизационным преобразованиям и инновационной деятельности?

Наконец, серьезным обстоятельством, детерминирующим создание ВШПО, является ситуация, возникшая в ЮФУ в связи с его реструктуризацией, в ходе которой были упразднены входившие в него институты и все факультеты подчинены непосредственно ректорату. Единое образовательное пространство Педагогического института распалось, хрупкие связи между факультетами были нарушены и перестали скреплять их организационно, и каждый факультет стал решать проблемы своего развития в меру сил и возможностей своих руководителей.

Отсутствие единого образовательного пространства ведет к тому, что частные цели отдельных факультетов, предметоцентрическая, знаниевая направленность в подготовке учителя по предмету начинают доминировать над общей целью подготовки педагога, способного работать с ценностями, смыслами, процессами развития и воспитания своих учащихся, их становлением как граждан, людей культуры и нравственности. Нецелостное, разобщенное, распределенное по отдельным факультетам педагогическое образование становится закрытым процессом. Этого допустить нельзя.

Все вышесказанное указывает на необходимость укрепления в структуре Южного федерального университета единого пространства педагогического образования как такого организованного конструкта, который будет скреплять и целенаправленно ориентировать деятельность педагогических факультетов и отделений на реализацию общих задач модернизации и развития педагогического образования, вытекающих из требований социального заказа, Государственных образовательных стандартов, глобальных тенденций развития мирового образования, потребностей современных студентов, запросов региона и возможностей ЮФУ как центра инновационного развития науки, культуры, образования и технологий в регионе.

Таким объединяющим педагогические факультеты инновационным образовательным конструктом в инфраструктуре ЮФУ может стать «Высшая школа педагогического образования», название которой выбрано нами, исходя из российского и международного опыта. В отечественной образовательной системе уже давно укоренились такие образования, как «Высшая школа экономики», «Высшая школа милиции» и др.

Понятие Graduate School of Education – является широко распространенным в западной системе университетского образования и используется для обозначения соответствующих подразделений в Harvard University, Cambridge University, Stanford University etc. Нам представляется использование наименования «Высшая школа образования» наиболее адекватным переводом этих названий на русский язык, но в нашем проекте оно уточняется в соответствии с задачами развития педагогического образования.

Создание Высшей школы педагогического образования (ВШПО) будет иметь смысл, если по своим целям, задачам, содержанию деятельности она будет качественно отличаться от прежнего Педагогического института ЮФУ, для которого были характерны все кризисные особенности переходного периода.

Наш замысел состоит в том, чтобы создать инновационную образовательную структуру, в которой будет осуществляться педагогическое образование университетского типа, т.е. такое образование, которое:

•соответствует миссии, ценностям и культурным смыслам университетского образования;

•обеспечивает подготовку новой генерации педагогов, обладающих высокой образованностью, духовно-нравственной культурой, активной гражданской позицией, способных понимать и принимать вызовы времени и адекватно отвечать на них своей инновационной профессиональной деятельностью;

•выполняет в обществе функции системы строительства будущего;

•соответствует требованиям коэволюции биосферы и человека, экологического и духовно-нравственного императивов;

•сочетает в себе фундаментальность и практическую направленность, универсальность и уникальность, стандартизацию и индивидуализацию, европейскую интеграцию и национальное своеобразие;

•оказывает целенаправленное влияние на качество образовательной деятельности всех подразделений университета.

Мы также полагаем, что Высшая школа педагогического образования должна быть институционально отлична от педагогических университетов и классических университетов и иметь свою особую миссию – стать научно-профессионально-образовательным, культурно-воспитательным и инновационным педагогическим центром региона, выполняющим академическую, научно-исследовательскую, профессиональную, культурно-воспитательную и регионообразующую функции, которые в совокупности будут способствовать созданию единого ценностно-ориентированного образовательного пространства общего, профессионального и дополнительного образования и обеспечению социальной сплоченности и интеллектуального развития населения региона.

Итак, Высшая школа педагогического образования проектируется как инновационная образовательная подструктура ЮФУ, призванная выращивать педагогов - инноваторов в едином пространстве университетского педагогического образования и оказывать прогрессообразующее влияние на модернизацию образовательной деятельности в ЮФУ и регионе.

Методологические функции педагогического образования в образовательной системе университета.

Важное обстоятельство, определяющее содержание нашего инновационного поиска, мы связываем с необходимостью усиления системообразующей роли и методологических функций педагогического образования в общей работе всех подразделений Южного федерального университета по модернизации высшего профессионального образования. Проектируя и моделируя модернизационные процессы, мы учитываем, что все, что происходит в педагогическом образовании, имеет резонанс во всех других видах образования и не только в них.

Это обусловлено тем, что педагогическое образование относится к таким социокультурным феноменам, которые определяющим образом влияют на развитие всех сторон жизнедеятельности общества, региона, страны. Это влияние осуществляется через человека, качественное обучение, воспитание и развитие которого является главной целью и предметом деятельности выпускников педагогических вузов.

От педагогов зависит, какими людьми будет населена Россия сегодня и завтра, как они будут жить и работать, что любить и ценить. Всеобщее влияние педагогического образования на все сферы общественной, производственной, культурной жизни дает основание рассматривать его как метаобразование, где мета (греч. meta – после, за, между) – приставка, означающая последействие, что позволяет интерпретировать педагогическое образование как такую систему деятельности, которая имеет значимые последствия для преобразования и развития всех других систем и деятельностей.

Система «Учитель» призвана в относительно короткие сроки обеспечить качественно новый уровень знаний, компетентности, воспитанности, профессиональной подготовленности выпускников школ и вузов, необходимый для прогресса в экономике, культуре, науке, производстве, коэволюции человека и биосферы, решения глобальных проблем человечества. Это может произойти, если учитель за время обучения в университете будет научен работать с процессами развития, приобретет опыт участия в инновационных и модернизационных преобразованиях, овладеет способами проектной и исследовательской деятельности в школе и вузе.

Особая методологическая роль педагогического образования в научно-образовательном пространстве университета состоит в том, что оно развивается на основе междисциплинарного подхода, который реализуется в содержании психолого-педагогической, научно-методической, предметной, технологической, воспитательной и других сторон профессиональной подготовки педагогов к осуществлению образовательно-воспитательной работы с детьми, учащимися и студентами.

Междисциплинарность, главным назначением которой является обеспечение взаимодействия наук и учебных модулей в формировании целостной научно-образовательной среды, необходимой для становления целостной личности педагога, укрепления целостности его сознания, мировоззрения, формирования целостной картины мира, является реальным выражением системообразующей роли педагогического образования в профессиональной подготовке студентов всех специальностей. В связи с этим очевидно, что реализации междисциплинарного подхода будет способствовать, с одной стороны, внедрение педагогической компоненты в содержание всех направлений образования, осуществляемых в университете (инженерно-технологического, естественно-научного, гуманитарно-общественного, архитектуры и искусства), а с другой, - обогащение содержания самого педагогического образования необходимыми педагогам компонентами каждого из других направлений университетского образования.

Выделим и такую методологическую функцию педагогического образования, как гуманизация образовательного процесса, суть которой состоит в ориентации всех его составляющих на интересы, потребности, поддержку субъектности, творческого потенциала, человеческих качеств студентов и создание в вузе гуманизированной среды общения и педагогического взаимодействия. Реализация этой функции предполагает особую гуманитарно-педагогическую культуру университета, инициируемую педагогическим образованием.

Педагогическому образованию присуща и прогностическая функция, которая состоит в ориентировании университетского образования на будущее путем изучения мировых тенденций развития образовательных систем и их экстраполяции в педагогическое образование и другие направления образования в университете, освоения модели образования опережающего типа, разработки и реализации в бакалавриате и магистратуре образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов – профессионалов для будущего (например, педагога - тьютора, педагога-психотерапевта, педагога для системы инклюзивного образования и др.); проведения исследований, направленных на изучение сущности и условий развития инновационных способностей у студентов и школьников; моделирования культуросообразного пространства педагогического образования, обеспечивающего возможность творческой самореализации, индивидуальных образовательных маршрутов, вариативного образования, опережающего личностно-профессионального развития студентов.

Наконец, подчеркнем практическую функцию педагогического образования в методологическом обеспечении качества университетского образования, которая состоит в развитии его связей со школой и другими организациями общего образования. В этой работе находят себя все факультеты, а педагоги – профессионалы сотрудничают с ними, ориентируя их на наиболее актуальные проблемы реальной педагогической действительности, указывая, как должно быть организовано сотрудничество вуза и школы, чтобы оно дало качественные результаты, каковы условия приложимости этих результатов в конкретных педагогических ситуациях.

Таким образом, педагогическому образованию, как важной подсистеме университетского образовательного пространства, присущи следующие методологические функции:

•Прогрессообразующая (метафункция): влияние на все сферы жизнедеятельности и развития общества, государства, культуры, университетского образования и др., которое происходит через человека - образованного, воспитанного, профессионально –компетентного, способного к преобразовательной деятельности.

•Ценностно-ориентационная: создание ценностной системы университета, ядро которой составляют ценности человека, науки, культуры, ответственности, свободы и творчества.

•Интеграционная: обоснование нового типа университетского образования как общего поля модернизационной деятельности всех факультетов в сфере образования.

•Междисциплинарная: обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения наук, образовательных модулей, компетенций и практик в содержании всех направлений университетского образования, создание целостной научно-образовательной среды.

•Культурно-гуманизирующая: ориентация на гуманистическую педагогическую культуру, поддержку субъектности студента, развитие его творческого потенциала.

•Прогностическая: создание и апробация новых способов получения знаний и форм организации образования, ориентированного на будущее.

•Практическая: укрепление связей университета со школой.

Методологические функции, о которых идет речь, присущи университетскому педагогическому образованию не изначально. Они появляются постепенно, по мере того, как оно преобразуется в образование методологического типа, т.е. образование, способное к определению своей миссии в современном мире, осознанному выбору приоритетов развития и концептуализации своей образовательной деятельности. В образовании методологического типа субъекты образовательной деятельности способны осознавать собственные проблемы и самостоятельно, собственными силами вести поиск путей и надежных средств их решения.

Инновационная модель

Высшей школы педагогического образования

Южного федерального университета

Основная идея ВШПО состоит в создании целостного, саморазвивающегося пространства педагогического образования ЮФУ на основе объединения всех его субъектов в современную образовательную организацию, деятельность которой будет отличаться инновационностью, ориентацией на мировые тенденции развития образования с одновременным сохранением культурных традиций отечественного образования. Сочетание инновационности с культурной традицией является методологическим основанием для достижения главной цели педагогического образования – воспитания педагога-гражданина, патриота, человека культуры и нравственности, компетентного профессионала, способного к опережающему развитию образования и воспитанию поколения инноваторов, которое обеспечит лидерство России в мировом цивилизационном процессе.

Миссия ВШПО

сохранение и воспроизводство интеллектуального, духовно-нравственного и профессионально творческого потенциала педагогических кадров, имеющих ценностно-смысловые установки на инновационную деятельность, осуществление качественного образования мирового уровня и воспитание граждан России, укорененных в регион и способных решать проблемы его целостности, развития, сохранения мира, культуры, природы, счастливой жизни людей.

Цели ВШПО

•модернизация, повышение качества и статуса педагогического образования в отечественном и мировом образовательном пространстве, продвижение имиджа ЮФУ как регионального центра развития педагогического образования, обеспечивающего подготовку новой генерации педагогических кадров для всех ступеней системы непрерывного образования;

•превращение педагогического образования в систему строительства будущего на основе реализации нового типа образования – опережающего педагогического образования университетского типа, ориентированного на сочетание академической фундаментальности с актуальной практической направленностью и подготовкой студентов к «работе с будущим», процессами развития человека, образования, региона, страны;

•интеграция образования и науки в едином образовательно-научно-педагогическом комплексе (ОНПК), призванном объединить усилия работников общего, среднего и высшего образования в разработке программ развития региональных, муниципальных, вузовских и школьных образовательных систем, создании инноваций, баз для непрерывной педагогической практики студентов, экспериментальных площадок для развития педагогической науки и разработки «прорывных» образовательных технологий для школы и университета.

Задачи инновационной деятельности ВШПО

•теоретическое обоснование и реализация современного педагогического образования университетского типа;

•разработка и практическая проверка университетского стандарта педагогической деятельности, ориентирующего на опережающее развитие образования и создание инновационных образовательных продуктов;

•развитие инновационной среды педагогического образования, для которой характерны общие ценности, открытость, инклюзивность, культура ответственности, работа в командах, сотрудничество, диалог и дискуссионность, разнообразие взглядов и мнений, применение научных достижений для улучшения практики, постоянное внимание к каждому студенту;

•создание образовательно-научного педагогического комплекса (ОНПК) как инновационной научно-образовательной подструктуры, объединяющей деятельность ВШПО (базовая организация) и сотрудничающих с ней организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования, общественных организаций, учреждений культуры, церкви, бизнес – структур и др. в общем деле воспитания и подготовки профессионально-педагогических кадров на основе вовлечения студентов в непрерывную педагогическую практику, волонтерскую работу, разработку и реализацию социальных программ и гуманитарных проектов и других направлений и форм гуманитарной и педагогической деятельности, усиливающих мотивацию к овладению избранной профессией и саморазвитию необходимых для этого компетенций;

•модернизация содержания и технологий педагогического образования на основе реализации студентоцентрированной парадигмы образования (личностный подход), диверсификации образовательной деятельности, многообразия форм профессиональной подготовки, преодоления узкой предметной специализации, индивидуализации образования, кооперации с зарубежными университетами, разработки международных образовательных программ, поддержки мобильности студентов, введения института тьюторов, кооперации факультетов и бизнес – структур и др. нововведений;

•развитие новых способов получения студентами знания и самореализации в профессии: самообучение, работа в небольших группах, совместное проектирование, обучение через получение нового жизненного и педагогического опыта, командное обучение, обучение в процессе дебатов, дискуссий, разрешения проблем, социально-гуманитарных практик и др.;

•развитие инфраструктуры педагогического образования на основе принципов вариативности и дополнительности: разработка и реализация образовательных программ «Прикладной бакалавриат», «Бакалавриат с двумя профилями», «Международная магистратура», «Научно-исследовательская магистратура и др.»;

•создание общественно-административной системы управления ВШПО, базирующейся на корпоративной идентичности, предпринимательском и партнерском типе внешних отношений, предполагающей в качестве своих основных системных качеств открытость и многоступенчатость (уровневый характер) организационной структуры, децентрализацию с делегированием ряда полномочий структурным подразделениям и значительное расширение участия коллектива в управлении, переход от управления людьми к управлению образовательными процессами.

Принципы деятельности и развития ВШПО

•Целостность, означающая наличие единого образовательного пространства педагогического образования, скрепляемого общей для всех субъектов образования системой ценностей и целей, типом образования, внутренними и внешними межфакультетскими и межкафедральными связями, общей ответственностью за качество образования, педагогической культурой и этикой.

•Опережающий характер образования, означающий его ориентацию на опережающее развитие личности, общества, региона и государства, на подготовку педагогов, умеющих работать с процессами развития, формировать у своих учащихся навыки «работы с будущим», развивать их творческие инновационные способности.

•Культуросообразность, означающая отношение к студенту как субъекту культуры, а к преподавателю – как посреднику между студентом и культурой, способному ввести его в мир культуры и раскрыть культурные смыслы педагогической профессии, наполнить ее культурным содержанием, осуществлять профессиональную подготовку студентов как культурный процесс.

•Личностный (студентоцентрированный) подход, означающий ориентацию образовательного процесса на личность студента, его особенности, интересы и потребности, ценностно-смысловое и личностно-профессиональное развитие, поддержку его субъектности и индивидуальности, карьерных устремлений, жизненных планов и программ профессионально-педагогического самоопределения и саморазвития.

•Вариативность и индивидуализация, означающие ориентацию педагогического образования не на массового, «конвейерного» учителя, а на педагога, обладающего творческой индивидуальностью, имеющего свой личностный стиль (образ жизни и профессиональной деятельности), с развитой способностью избирательного отношения к источникам знаний, способам получения образования и профессионального саморазвития, подготовленного в контексте определенной педагогической теории (например, развивающего обучения или личностно - ориентированного образования) и выбранного им самим набора образовательных модулей из вариативных образовательных программ.

•Открытость и сотрудничество, означающие, что педагогическое образование не дает готовые рецепты знаний и образцов поведения учителя, оно открыто для постоянного обновления новым содержанием и личностными смыслами знаний, отношений, опыта, поведения; учитель и ученик, педагог и студент открыты друг другу, миру, природе, культуре, они открыты для обмена знаниями и смыслами в сотрудничестве, путем диалога, дискуссий, научного дискурса; мир «открывается» перед студентом благодаря работе его сознания, преподаватель не «преподносит» знание в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания студентов. Благодаря открытости возникает возможность сотрудничества индивидуальных и коллективных субъектов педагогического образования с другими организациями и лицами, заинтересованными в его модернизации и развитии: работодателями, родителями, образовательными организациями, учреждениями культуры, религиозными конфессиями, бизнес - структурами и др.

•Интеграция образования и науки, означающая, что педагогическое образование, педагогическая наука и школа объединены в единый саморазвивающийся организм – образовательно-научно–педагогический комплекс (НОПК), где на основе использования достижений психолого-педагогических наук и инновационных практик обучения и воспитания осуществляется подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров, разрабатываются инновационные образовательные проекты и «профильные» для школы и вуза технологии образования; работают творческие лаборатории, в их деятельность вовлекаются студенты, образование и профессиональная подготовка которых осуществляется в контексте непрерывной педагогической практики; происходит повышение квалификации и переподготовка учителей и преподавателей университета, в которой традиционное вузовское обучение в форме передачи информации, осуществляемое лекционно-семинарским методом, заменяется включением слушателей в реальные научно-педагогические исследования, разработку образовательных проектов, ориентированных на использование результатов педагогических наук и создание инновационных образовательных продуктов.

•Создание инновационного микроклимата, творческой среды жизнедеятельности ВШПО и ее подразделений: стимулирование инновационной деятельности, поддержка творческих объединений, организация дискуссий, презентаций инновационных образовательных продуктов, широкое обсуждение новых идей, создание команд для их разработки и реализации и др.

Инновационная модель ВШПО

Обоснование цели, задач, принципов в инновационной деятельности ВШПО в структуре университетского образования дает основания для построения ее модели. Эта процедура требует некоторых пояснений. Предлагаемая модель является структурно-функциональной, т.е. такой, в которой отражаются связи между инновационными функциями ВШПО и структурными компонентами ее деятельности, обеспечивающими их реализацию. В случае приведения структурных компонентов в деятельное состояние, они становятся механизмами, «запуск» которых способствует развитию системы.

Выше были раскрыты методологические функции педагогического образования, реализация которых способствует повышению качества образовательной деятельности во всех образовательных подразделениях ЮФУ. Здесь же имеются в виду функции, способствующие развитию самой образовательной деятельности ВШПО, превращению ее в инновационную деятельность. К таким функциям относим: диагностическую, инновационно - творческую (создания новшеств), проектно-программную, внедренческую.

Реализация диагностической функции необходима для выявления реального состояния дел, актуальных потребностей в изменениях, проблем, требующих решения, состояния готовности субъектов педагогического образования (преподавателей, студентов, факультетов, кафедр) к изменениям, имеющегося у них опыта модернизационных преобразований, научно-методических разработок, которые можно использовать в дальнейшей инновационной деятельности.

Инновационно-творческая функция предполагает организацию специальных творческих групп по разработке новшеств (например, нового порядка и новых форм организации педагогической практики, новой технологии обучения и др.).

Проектно-программная функция направлена на проектирование желаемых изменений и нововведений и обеспечение их жизненного цикла долгосрочными образовательными и социально-педагогическими программами.

Внедренческая функция предполагает организацию специальной работы по реализации инновационных идей, открытий, программ и разработок, их внедрению в образовательный процесс и создание необходимых для этого условий.

С учетом сказанного определена схема построения модели, единицами которой выступают подструктуры целостной системы педагогического образования в ВШПО: образовательная, социально-воспитательная, научно-исследовательская, дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров, управленческая. В каждой подструктуре выделены основные новшества (нововведения), которые будут способствовать ее модернизации и приведению в соответствие с потребностями развития педагогического образования, целями и задачами ВШПО, и определены механизмы инновационного развития, запуск которых (приведение их в деятельное состояние) будет способствовать достижению нового качественного уровня каждой подструктуры и ВШПО в целом.

Разумеется, представленная ниже модель не является нормативно-догматической. Известно, что каждая система, а инновационная особенно, проходит в своем развитии стадии становления, развития, стабилизации, а затем – при отсутствии новых стимулов, перспектив и инновационных механизмов развития – консервируется, приходит в упадок и разрушается. Поэтому постоянное развитие, обогащение новыми структурными компонентами, использование новых, более действенных, механизмов ее деятельности и саморазвития является законом жизнедеятельности системы как инновационного организма. Высшая школа педагогического образования ЮФУ – открытая для дополнений система и такой же является ее модель, которая открыта для проектирования новых функций и новых структурных компонентов, обеспечивающих их реализацию.

Педагогическая инновационная модель ВШПО построена по следующей схеме. Сначала представлен ее методологический блок (миссия, цели, задачи, принципы создания и деятельности ВШПО), который содержательно раскрыт выше, затем обозначен состав индивидуальных и коллективных субъектов, которые будут осуществлять модернизационные преобразования, управлять инновационным развитием ВШПО, координировать инновационные процессы (блок управления), после чего следуют подпроекты предполагаемых изменений (новшеств) и механизмов инновационного развития каждой из 5-ти подструктур ВШПО (инновационный блок): образовательной, социально-воспитательной, научно-исследовательской, дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, управления.

Органы управления образованием в ВШПО

Центр инновационных образовательных программ и технологийСовет по ОНПКСовет по непрерывной педагогической практикеУчебно-методическое объединение

Совет научно-исследовательской программы «Учитель»Центр диагностики и мониторинга качества педагогического образованияИнновационные образовательные учреждения, базы непрерывной педагогической практики, творческие лаборатории.Научно-образовательные центры (НОЦ,ы)

Экспертный психолого-педагогический советДиссертационный советСовет по связи с работодателями и родителямиСовет выпускников

Центр дополнительного образованияБазы профессионального обучения и переподготовки: мастерские, студии, мастер-классы, экспериментальные школы и др.Ресурсный центр

Педагогическая ассоциация

Подструктуры ВШПО и механизмы их инновационного развития

Укрупнение факультетов.Прикладной бакалавриат.

Бакалавриат двухпрофильный (5 лет).

Трехгодичный бакалавриат.Непрерывная

педагогическая практика.Отделения по подготовке педагогических работников на факультетах педагогического профиля.

Центр диагностики и мониторинга. Диагностика готовности студентов к работе в школе, мониторинг качества педагогического образования.Разработка университетского стандарта педагогической деятельности. Модернизация содержания педагогического образования.Переход к студентоцентри-рованному университетскому образованию опережающего типа.Введение непрерывной педагогической практики. Создание баз практики в инновационных ДОУ, школах, УДО.Вариативность образовательных программ на каждом факультетеСоздание «прорывных» образовательных технологийПостоянно действующий академический семинар для преподавателей по проблемам инноваций в образовании

Совет по связям с работодателями, родителями, общественностью, выпускникамиСоздание образовательно-научно педагогического комплекса (ОНПК)

Экспертный совет по инновациямИнновационные образовательные учреждения: мастерские, мастер-классы, творческие лаборатории и др.

Переход от управления людьми к управлению образовательными процессами, образовательными программами и деятельностью создаваемых центров и объединенийПоддержка диагностических и мониторинговых исследований, экспертизы инноваций. Принятие решений на основе знаний и научных рекомендаций.Развитие общественных форм управления, открытость, гласность принимаемых решений. Контроль исполнения.Укрепление связей между субъектами ОНПК, сотрудничество с органами управления образования.Распределение функций управления между его коллективными субъектами, повышение личной ответственности индивидуальных субъектов управления.Разработка долгосрочных стратегических программ развития общего и педагогического образования.

Стратегические направления и содержание модернизационных преобразований

в Вышей школе педагогического образования

В качестве долгосрочных стратегических направлений модернизации педагогического образования в ВШПО ЮФУ нами определены:

•переход к новому типу образования – опережающему педагогическому образованию университетского типа;

•разработка и освоение университетского стандарта педагогического образования;

•выполнение общей для ЮФУ и региона исследовательской программы «Учитель»;

•переход от традиционного воспитания, содержание которого составляют мероприятия, к смысложизненному, жизнетворческому воспитанию, содержанием которого станут жизненные проблемы студентов, планы, программы личностно-профессионального саморазвития, индивидуальные маршруты профессионального самоопределения, онтологии жизни;

•введение в образовательную программу бакалавриата непрерывной педагогической практики студентов с 1-го по 4-ый курс;

•создание единого научно-образовательного пространства «Университет-школа», укрепление связей ВШПО с образовательными организациями, совместная работа по созданию инновационных образовательных продуктов;

•развитие демократических, общественных форм управления в системе педагогического образования.

Рассмотрим эти стратегические направления модернизации педагогического образования.

Переход к опережающему педагогическому образованию университетского типа.

Социальные ожидания, относящиеся к образованию как глобальному фактору развития, вызвали к жизни понятие «опережающее образование», которое стало предметом разработки в сфере теории и практики высшего профессионального образования, главным образом, инженерно-технического, В науке определилось представление об опережающем образовании как таком образовании, которое обеспечивает развитие производства, страны, региона путем подготовки специалистов, ориентированных, на будущее, способных к осуществлению инновационных процессов. Это предопределило необходимость интеграции в теорию и практику профессионального образования достижений педагогики развития и выдвинуло на первый план опережающее образование, обеспечивающее развитие человека.

Опираясь на эти идеи, полагаем, что опережающее образование должно быть направлено на подготовку специалистов, владеющих методами и технологиями «работы с будущим», а именно:

• методами проектирования и моделирования новой социокультурной среды и техногенной цивилизации;

• методами исследования явлений, процессов и систем, подлежащих изменению, преобразованию, модернизации;

• способами работы с теоретическим знанием в целях повышения собственной профессионально-личностной .компетентности;

•опытом применения и разработки современных технологий;

• способностью к рефлексивному отношению к результатам и продуктам собственной деятельности, и другими способностями, необходимыми для «работы с будущим.» (способность к выбору, проблематизации, диалогичности, предупреждению и разрешению конфликтов, критичности, толерантности, саморегуляции и т.д.),

Требования к образованности, компетентности, личностно-профессиональной культуре, технологической грамотности специалистов, ориентированных на «работу с будущим», указывают на то, что опережающее образование является инновационным типом образования, осуществление которого невозможно без коренного изменения целей, содержания, технологий, среды вуза, его материально-технической базы и программно-методического обеспечения образовательного (в том числе и воспитательного) процесса в высшей профессиональной школе.

Другая сторона проблемы изменения типа образования состоит в том, чтобы приблизить содержание педагогического образования к содержанию университетского образования, отличающегося радом особенностей.

В качестве отличительной особенности педагогического образования университетского типа прежде всего выделим фундаментальность, в основании которой находится современная естественно-научная картина мира и общая методология ее познания. Специфика профессионально-педагогической фундаментальности состоит в первичности общей гуманитарной базы, которая служит основанием для специальной подготовки. Учитель любого предмета, обладающий фундаментальной подготовкой, - это гуманитарий, основу образования которого составляют науки о человеке, культуре, обществе, процессах и закономерностях их развития, способах познания и возможностях творческого преобразования педагогической действительности. Особую сторону фундаментальной подготовки учителя составляют науки о детстве, ребенке, его обучении и воспитании, философские и антропологические концепции человека, культуры, педагогические теории природосообразности, культуросообразности, гуманистической направленности и личностной ориентированности образования.

Фундаментальность профессионально-педагогической подготовки обеспечивается глубокой и разносторонней гуманитарной образованностью педагога любого профиля, развитием его теоретического мышления, погруженностью в контекст исследовательского поиска определенной научной школы, выработкой четкой методологической и ответственной моральной позиций в науке и образовании.

Органичная связь образования и науки является еще одной характерной особенностью педагогического образования университетского типа. В современном мире компетентность, основанная на знаниях и опыте их применения для решения практических проблем, становится ключевой характеристикой специалиста, выпускника университета.

В полной мере эта практика относится и к педагогическому образованию. Современной школе нужен учитель, способный не только организовать воспитательные процессы, но и исследовать ситуацию воспитания, не только осуществлять личностно-ориентированное образование, но и проводить мониторинг личностного развития учащихся, не только создавать культуросообразную среду обучения, но и прогнозировать ее влияние на учащихся и т.д. Вся инновационная деятельность в современном образовании основана на научных знаниях и исследовательских подходах: аксиологическом, деятельностном, системном, культурологическом и др. Идея университетского педагогического образования — это идея педагога, интегрированного в науку, владеющего методами гуманитарного исследования.

Наконец, отметим еще одну особенность педагогического образования университетского типа - его целостность, реализуемую как единство фундаментального, естественно-научного, технического и гуманитарного образования, и направленную на создание в сознании студента целостной картины мира и осознание своего места в нем: своего предназначения, концепции жизни, способов самореализации в профессии и др.

Переход к опережающему педагогическому образованию университетского типа предполагает дальнейшую теоретическую работу по обоснованию его сущности и типологических особенностей и создание нового образовательного стандарта.

Создание Университетского стандарта педагогического образования

Действующий стандарт профессионального педагогического образования не удовлетворяет ни преподавателей ни студентов в силу того, что он не соответствует антропологической парадигме образования, имеет не свойственную университетскому образованию излишнюю прагматическую направленность, не ориентирует на инновационное обучение, ограничивает содержание высшего образования лишь определенным набором компетентностей и компетенций без их достаточной связи с формированием фундаментальной образованности, мировоззренческих ценностно-смысловых установок, личностных качеств, инновационных способностей студентов и гуманитарных технологий педагогической деятельности. Необходимость преодоления противоречия между эмпирическим, прикладным содержанием действующего педагогического образования и научной фундаментальностью, универсальностью университетского образования актуализирует разработку университетского стандарта педагогического образования, особенно в частности обязательных требований к педагогической деятельности.

В новом стандарте будет реализован опережающий подход к обоснованию целей и содержания педагогического образования, представлены современные требования к личности педагога, технологиям педагогической деятельности и критериям его качества.

Исследовательская программа

«Учитель»

Исследовательская программа с условным названием «Учитель» будет направлена на выявление и изучение актуальных проблем модернизации общего, среднего, высшего и послевузовского профессионально-педагогического образования и консолидацию научных и практических работников в решении общих задач инновационного развития педагогического образования в Ростовской области и Южном регионе. Эта программа будет способствовать созданию единой ценностной системы региона, преодолению кризиса педагогического образования, решению проблем безопасного детства, педагогизации социальной среды, улучшению семейного воспитания, созданию в регионе очагов инновационного обучения и воспитания, распространению новых информационных технологий, развитию сетевого взаимодействия между образовательными организациями, повышению престижа и развитию педагогической науки, продвижению имиджа ЮФУ как регионального центра развития педагогического образования.

Смысложизненная стратегия воспитания

Глобализационные процессы, происходящие в стране и мире, выдвинули на первый план теоретического анализа жизненные, экзистенциальные проблемы людей, в том числе детей и молодежи: обеспечения качества жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, сохранения здоровья, личной безопасности, получения полноценного образования, выбора жизненного пути, создания семьи и др. Актуализация вопросов бытия человека в современном мире является основанием для определения в качестве общего методологического принципа модернизации воспитания в ВШПО онтологического подхода к воспитанию.

В контексте онтологического подхода стратегической целью становится воспитание современного человека, имеющего стремление к интеграции в постиндустриальное общество и обладающего интенциями к духовным, ценностно-смысловым аспектам жизни, владеющего гуманитарными и специальными компетентностями, духовно-нравственной культурой, творческими способностями и личностными качествами, необходимыми для участия в социально-преобразующей деятельности и культурном обустройстве личной и общественной жизни. Эта цель воплощается в образе гражданина, человека культуры и нравственности, компетентного профессионала с развитыми инновационными способностями.

Стратегия воспитания, опирающаяся на онтологический подход и соответствующая жизненной ситуации постмодерна, основана на рассмотрении воспитания как бытийственного смысложизненного процесса, имеющего антикризисную духовно-нравственную направленность, реализуемую путем придания жизни студентов осмысленного, жизнетворческого, инновационного характера.

Для реализации смысложизненной стратегии воспитания особенное значение приобретает вопрос о том, с каким человеком мы имеем дело сегодня в системе высшего образования, каков он, современный студент? Каковы его интересы, ценностные предпочтения, смыслы жизни, отношение к профессии? Такая постановка вопроса обращает нас к личности и жизненному миру современных студентов.

В последние 2-3 года в студенческую жизнь вступило поколение молодых людей, которые и родились, и выросли, и сформировались как личности в эпоху перемен, происходивших в атмосфере разрушения традиционной системы ценностей, девальвации исторического прошлого, дестабилизации социума, нарастания кризисных явлений в экономике и культуре.

Специальные исследования жизненного мира студентов показывают, что современный студент живет в мире информации, владеет и умеет пользоваться новыми информационными технологиями, Интернет. Учебу нередко сочетает с работой, которая часто не имеет отношения к избранной профессии, к образованию относится прагматически, ориентирован на самостоятельность, свободу от коллективных и институциональных влияний. Большинство молодых россиян предпочитают действовать в автономном режиме, рассчитывая на собственные усилия. Студенты сосредоточены на личных проблемах и проблемах «близкого круга». Этим определяется снижение интереса к общественным дисциплинам, общественной работе, в целом – ослабление гражданской и патриотической позиции молодежи.

Вместе с тем современного студента характеризуют личностные качества, которые свидетельствуют о его готовности интегрироваться в глобальную общность людей: это мобильность, свободоспособность, умение добывать информацию, практическая жизненная ориентация, демократичность, самостоятельность, сензетивность к творчеству, способность к критической оценке происходящего, протестные настроения, стремление проявить собственную позицию. Однако мы имеем сегодня в образовании человека, который духовно, внутренне, творчески еще полностью не раскрыт. И с ним надо работать, раскрывать его сознание, побуждая к поиску истины, добра, красоты и творчеству.

Современный студент, безусловно, закрыт для традиционного воспитания, которое всегда рассматривалось как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи и реализовалась путем внешнего воздействия на их сознание. В условиях демократизации и гуманизации образования воспитание в вузе следует осуществлять не как надстройку над жизнью молодежи (есть жизнь и есть воспитание, которое надстраивается или, в лучшем случае, встраивается в жизнь студентов в виде воспитательных мероприятий), а как организованную, деятельностную, содержательную и осмысленную жизнь, которая творится ими самими. В этом случае эффективным принципом организации воспитания в вузе становится единство воспитания, обучения, профессиональной подготовки и жизни студентов. А это значит, что реальные жизненные, духовно-нравственные, профессиональные проблемы студентов должны быть включены в содержание образования и воспитания.

Для этого необходимо понять воспитание как бытийственный смысложизненный процесс, в котором в единстве происходит становление личностного образа, образа жизни и профессиональная подготовка студента. Картина действующего образования, к сожалению, существенно иная: качество жизни, реальное бытие студента, его жизненные проблемы вынесены за пределы профессиональной подготовки. Основные жизненные смыслы, его мироотношение формируются отнюдь не за счет прослушанных теоретических курсов. Онтологии действительности студента не являются ни философскими, ни педагогическими, ни предметными, а строятся стихийно, обыденным (или неосмысленным) сознанием в его реальном бытии.

Мы убеждены, что назрела необходимость поставить в центр вузовской образовательно-воспитательной системы педагогическую поддержку деятельности студента по моделированию образа своей настоящей и будущей жизни, концепции жизни, проектированию жизненного плана, личностного и карьерного роста в избранной профессии.

Для реализации этой стратегии следует использовать проектное и интерактивное обучение, социокультурные и гуманитарные практики, основанные на социальных инициативах, самодеятельности, самоорганизации учащихся и студентов, оказывать им помощь в жизнетворчестве, создании в социокультурном пространстве университета новых форм культуросообразной жизни. Для этого необходимо развитие в ЮФУ широкой сети клубов, мастерских, студий, гуманитарных практик, педагогических отрядов и других студенческих объединений.

Фундаментальная задача вузовских педагогов состоит в оказании студентам индивидуальной помощи в построении культуросообразных моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни, развитии у молодых людей талантов, способностей к самоизменению и саморазвитию, ориентации на успех, качество, мобильность. Вместе с развитием обозначенных направлений воспитательн

Научные публикации

- "Формирование нравственного сознания старших школьников", Ростов н/Д, 1975, 12,0 п.л.;

- "Нравственное воспитание учащихся в условиях школьной реформы", Ростов н/Д, 1985, 7,2 п.л.;

- "Введение в педагогическую культуру", Ростов н/Д, 1995, 10,75 п.л.. (в соавторстве);

- "Образование в поисках человеческих смыслов", Ростов н/Д, 1995, 13,5 п.л. (автор, ред.);

- "Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания", М.- Ростов н/Д, 1999, 32,5 п.л. (в соавторстве);

•"Теория и практика личностно-ориентированного образования", Ростов н/Д, 2000, 22,0 п. л.;

- «Методологическая сфера образования: современные научные подходы: Монография (соавтор, редактор), Ростов н/Д, 2007г, 27,0 п.л.;

- «Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ: Монография», Ростов н/Д, 2007, 5,0 п.л. и др.

- Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах).-Т.11.-Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006;

- Стратегии воспитания в современном университете. Коллективная монография. - Ростов н/Д: ИПО, ПИ ЮФУ, 2007(соавтор, научный редактор);

- Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно – образовательном пространстве педагогического института ЮФУ. Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007;

- Антикризисная направленность духовно-нравственного воспитания в современной России - доклад: Ростов н/Д, 2006г.

- Проблемное поле современных образовательных технологий // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - № 7, 2009. С. 15-25

- Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №10, 2009, с. 17-29.

- Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагогика. – М., № 9, 2010. С. 73-84.

- Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, серия «Педагогические науки». - № 7, 2010, с. 43-51.

- Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №8, 2010. С. 15-29.

- Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета. – № 1. 2011. С. 21-30.

- Педагогика. Личность гуманистических теориях, системах, технологиях / Москва. - 1999 г. - 290 с.

- Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета. – Ростов н/Д, 2011, №1, с. 21-30.

- Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода // Новосибирск, Сибирский учитель, 2011, №3(76), 26-32.

- Качество человека – качество воспитания. - Материалы VII Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании» 3-10 июня 2011 г., г. Варна, Болгария, в 3-х томах, т.1, с. 282 – 283.

- Онтология и методология воспитания в вузе. – Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XVI Международной научно-методической конференции, 28 октября 2011 г. СПб: СПбГУП, 2011, 10 с.

- Стратегия модернизации педагогического образования в университете. – Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011, Ч.2, с. 352-358.

- Программа инновационной деятельности отдела образования и образовательных учреждений Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в 2011 – 2012 учебной году. – Ростов н/Д: «Булат», 2011, с. 3-100 (в соавторстве с Н.А. Батищевой).

- Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика – 2012. –№ 8 – 0,8 п.л.

- Опыт разработки гуманитарной методологии исследования и модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе // Педаг.науки. – Известия ВГСПУ– 2012. - № 7-8. - 0,8 п.л.

- Онтология, методология и теория современного воспитания // «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства»: Материалы Всероссийской науч.-прак. конф. апрель. – Майкоп. АГУ 2012. – 0,8 п.л.

- Влияние глобализационных процессов на развитие образования в России // «Лингвистика, лингводидактика и межкультурная коммуникация: теория и практика»: Материалы междунар. науч.-прак. конф. – Таганрог «ТГПИ», 2012 – 0,8 п.л.

- Российское образование в эпоху перемен // «Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы»: Сб. статей I Всероссийской науч.-прак. конф. – Ростов н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, 2012 – 0,8 п.л.

- Гуманитарная методология науки о воспитании. // Развитие личности в образовательных системах: Материалы XXXI международных психолого-педагогических чтений Юга России: - Армавир, 2012 – 0,6 п.л.

- Развитие педагогических исследований в сфере воспитания // Современные тенденции развития образования в Украине и за рубежом: Материалы междунар. науч.-прак. конф. – Украина, 2012 – 0,8 п.л.

- Методологические проблемы проектирования педагогического образования университетского типа // Славянская педагогическая культура: Материалы междунар. науч.-прак. конф. – Тирасполь, 2012 – 0,8 п.л.

- Программа инновационной деятельности Отдела образования и образовательных учреждений Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в 2012-2013 учебном году. Ростов-на-Дону: «Булат», 2012.- 5,0 п.л.


Последняя редакция анкеты: 14 мая 2012