Колесникова Екатерина Ивановна
  1. Ученая степень
    кандидат психологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Психологические науки
  5. Регион
    Россия / Самарская область

Имею два высших образования: с отличием - КуАИ по специальности «инженер-металлург» (1990 год) и СамГУ по специальности «Психология» (1998 год). Закончила и получила сертификат в Школе практической психологии Международной академии психологических наук (Санкт-Петербург, 1997), Диплом о «Базовой подготовке по теории и практике психологического консультирования и психотерапии» Института практической психологии РАО (Санкт-Петербург, 2003).

Кандидатская диссертация «Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента» по специальности 19.00.05 – «социальная психология» защищена в 2007 году. Ученое звание доцента по кафедре психологии получено в 2011 году. С 1997 года по настоящее время работаю в СГАСУ на кафедре политологии, социологии и права.

По итогам научно-исследовательской работы опубликованы 145 статей и тезисов на конференциях различного уровня, изданы в соавторстве монографии "Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования", "Пути формирования российской нации", "Инновационные процессы в современном образовании", личную монографию "Психологические детерминанты предметной компетентности студента"(http://elibrary.ru/authors.asp). Выпустила 10 учебно-методических работ.

участие в грантах РГНФ:

1.2007 г. № 07-06-26604 а/В «Личностные ценности студенческой молодежи в условиях современных социально-экономических изменений в России» (соисполнитель),

2.2012 г. № 12-16-63003 а(р) «Взаимосвязь ценностно-потребностной сферы студенческой группы и её структуры как субъекта образовательного процесса» (руководитель)

3.2012-2014 № 12-06-00411 (а) «Противоречия в ценностях современной молодежи как факторы развития личности» (соисполнитель)

4.2015 № 14-06-00677 «Темпоральные характеристики профессиональной карьеры» (соисполнитель)

5.2015 № 15-06-10399 «Ценностный подход к развитию личностной саморегуляции учащихся» (соисполнитель)

участие в ведомственных заданиях Министерства образования и науки РФ:

1. Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» «Мониторинг социально-психологической компетентности студентов вуза» (проект № 3.2.1 / 5023) (руководитель)

2. Государственное задание Министерства образования и науки РФ вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2012-2014 гг, проект №6.5803.2011 «Интерактивное обеспечение формирования компетентности студента вуза» (руководитель).

3. Государственное задание Министерства образования и науки РФ вузам на 2012 - 2014 гг по проекту № 8.5773.2011 «Управление развитием творческих способностей студентов в вузе при переходе к компетентностной парадигме образования» (соисполнитель)

4. Государственное задание Министерства образования и науки РФ вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг, НИР №553 «Психологические детерминанты формирования компетентности сту-дента вуза» (руководитель).

Являюсь членом Самарского отделения Российского психологического общества. Кандидат в члены-корреспонденты Международной акмеологической академии наук (МААН). Профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ). Участник ИМАТОН-клуба.

Вклад в социально-экономическое развитие Самарской области: разработка теоретических основ формирования компетентности субъектов образовательного процесса и их внедрение применительно к профессорско-преподавательскому состава вуза (разработка и реализация программ повышения квалификации «Управление персоналом в высшей школе», «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы» в очном и дистанционном формате, «Совершенствование воспитательного процесса в вузе»). Разработаны (в соавторстве с А.В. Капцовым) и внедрен в СГАСУ с 1996 года система психологического мониторинга учебного процесса, заключающаяся в изучении психологических детерминант развития личности студента и учебной группы и формирования его компетентности.

Разработано и внедрено (2008-2015 гг.) психологическое обеспечение программы «Молодежная школа толерантности» (под руководством Н.С. Мухаметшиной). Проводила мастер-классы «Современные направления технологий профессионального образования» для работников образования, «Принятие управленческих решений» для руководителей муниципальных образований, «Организация общих собраний собственников ТСЖ, работа с возражениями», «Психологические аспекты охраны труда». В рамках проекта ИС РАН «Иммиграция в Россию: социальное измерение» принимала участие в разработке программы и реализации семинара-тренинга «Адаптация иностранцев-нерезидентов: как избежать конфликтов».

Для корпорации АНО « eNANO» разработан комплект методических материалов по теме «Организация исследовательской деятельности» для регионально-отраслевого компонента программы повышения квалификации по формированию комплексной региональной системы коммерциализации и трансфера научных идей и разработок в формате e-learning, проведена пилотная апробация модуля.

Приоритетные научные и прикладные интересы: акмеологическое становление личности, социальная психология образования, область психологического просвещения и консультирования.

Научные публикации

Работы, которыми горжусь за последние годы:

статьи Scopus

1.Колесникова Е.И. Детерминанты внутригрупповых отношений в лонгитюдном исследовании учебной группы. The determinants of INTRA-GROUP RELATIONS

in longitudinal research training group / Е.И. Колесникова, Т.В. Колесникова // Review of European Studies; Vol. 7, No. 6; 2015 ISSN 1918-7173 E-ISSN 1918-7181

Published by Canadian Center of Science and Education

doi:10.5539/res.v7n6p108 URL: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n6p108

Статьи в зарубежных научных изданиях

1.Колесникова Е.И. Социальная идентификация в системе компетенций студента // Экспериментальная педагогическая психология и педагогика: сборник научных статей / под ред. В.М. Миниярова. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. – 315 с. – 203-207

2.Колесникова Е.И. Опыт организации повышения квалификации преподавателей вуза с использованием MOODLE // Italian Science Review. 2013. Kolesnikova E.I., Shavrin V.Yu. Organizzazione della formazione esperienza insegnante di scuola con Moodle. Italian Science Review. 2013; 6. PP. 10-13. Available at URL: http://www.ias-jounal.org/archive/2013/september/Kolesnikova-Shavrin.pdf

Научные работы (ВАК):

1.Колесникова, Е.И. Возможности мониторинга социально-психологической компетентности студента в вузе / Е.И. Колесникова // Известия СНЦ РАН. -2010. - т.12, №3. – С. 726- 729 (0,5 п.л.).

2.Капцов, А.В. Взаимосвязь уровня и изменения интеллекта студентов и результатов сдачи ЕГЭ /А.В. Капцов, Е.И. Колесникова // Российский научный журнал.- 2010.- №4 (17) . – С. 108-116. (0,5 п.л.3.

3. Колесникова Е.И. Противоположные ценности как фактор динамики личностных качеств обучающихся / Е.И. Колесникова , Е.В. Некрасова // Известия СНЦ РАН. - 2015. - №1. – С 93-101

4.Колесникова Е.И. Моделирование учебного взаимодействия студентов с учетом их психологических характеристик / Е.И. Колесникова, Т.В. Колесникова, С.А. Пиявский// Глобальный научный потенциал. – 2014. - № 12 (45). – С. 40 - 44

5.Капцов А.В. Ценностно-потребностная сфера студента в учебной группе / А.В. Капцов, Е.И. Колесникова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013, Том 15, № 2. – С. 121 - 129

6.Колесникова Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования компетентности студента интерактивными методами обучения // Фундаментальные исследования. - № 11 (часть 5). - 2012. - С. 1135-1139.(авт. 0,3 п.л.)

и другие научные работы


Последняя редакция анкеты: 11 июля 2012