Сорокоумова Елена Александровна
  1. Ученая степень
    Доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Психологические науки
  5. Регион
    Россия / Москва

Сорокоумова Елена Александровна родилась 13.11.1951 г. в Москве.

В 1983 году окончила горьковский государственный педагогический институт (ГГПИ) имени М. Горького (преподаватель истории, обществоведения и английского языка).

В 1990 году закончила психологический факультет ГГПИ имени М. Горького (практический психолог).

В 1995 году защитила кандидатскую диссертацию «Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста». Возглавила кафедру начального обучения в Нижегородском институте развития образования, затем кафедру психологии в Архитектурно- строительной Академии в Нижнем Новгороде.

В 1998 году получила звание доцента.

В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Психология самопознания детей младшего школьного возраста». Автором создана практико-ориентированная концепция развития самопознания младшего школьника и дано её теоретико-методологическое обоснование, рассмотрена взаимосвязь когнитивного и личностно-смыслового аспектов понимания как основы развития самопознания ребенка в младшем школьном возрасте. Создано новое направление в современной педагогической психологии и психологии развития – психология самопознания в обучении.

В 2006 году присвоено ученое звание профессора.

Под руководством Елены Александровна защищены пятнадцать кандидатских диссертаций по следующим направлениям исследований: формирование когнитивной составляющей самопознания в обучении (В.И. Кучерявенко, Т.Е. Куркова, А.А. Иванов, Е.Д. Хлестова); личностные аспекты самопознания в обучении (И.В. Усольцева, Н.Ю. Молостова, Е.С. Николаева); психология самопознания как теоретико-методологическая основа подготовки педагогов и специалистов ВУЗа (Т.П. Бобро, А.В. Лобанова).

Место работы: с 2002 года по настоящее время - Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, профессор кафедры социальной и педагогической психологии.

Научно-педагогическая деятельность: учебные занятия со студентами, магистрами, аспирантами, руководство их научной работой; консультирование в психологических центрах. Член Ученых Советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Награды:

2006 год – почётная грамота Министерства образования и науки;

2009 год - нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования»;

2012 год - медаль К.Д.Ушинского «За заслуги в области педагогических наук».

Научные публикации

Научные публикации: автор более ста научных, учебно-методических, литературно-исторических работ, в том числе, 10 учебно-методических пособий для студентов, практических психологов, учителей. Ряд статей опубликован в ведущих рецензируемых изданиях ВАК: «Человеческий капитал», «Мир психологии», «Психология этнокультурного образования», «Инициативы 21 век», «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», «Воспитание школьников», «Педагогический альманах. Научно-практический журнал ПНЦ ЮО РАО», «Вестник МГГУ им. М.А Шолохова. Серия педагогика и психология», «Вестник МГОУ», «Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина».

Монографии

Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через понимание текста. Н.Новгород, 1998, 88 с. 5,35

Психология понимания в самопознании. Н.Новгород, 1999, 280 с. 14.0

Влияние понимания на становление самопознания (глава в коллективной монографии) «Становление личности в условиях развивающей среды». Пятигорск, 2006, с.69-91 1,5 Швалева Н.М. и др.

Психология самопознания в обучении. М., МГОУ,2010, 327с. 20,5

Психология самопознания младшего школьника: теория и практика. Из-во Ламберт, Германия, 2011, 221с. 10.0

Самопознание и самопонимание в контексте воспитания и обучения младших школьников Актуальные социально-психологические проблемы современного воспитания (сборник научных статей) М., институт семьи и воспитания РАО, 2011. С.65-76, 0,75

Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения (коллективная монография). МГГУ им. М.А.Шолохова, М.. 2012, 200с.

Учебно-методические пособия

Уроки-путешествия в начальной школе. Москва, Аркти, 2007, 66с..

Уроки самопознания в начальной школе. Москва, Аркти, 2007, 51с.

Уроки общения в начальной школе. Москва, Аркти, 2007, 36 с.

Уроки экологии в начальной школе. Москва, Аркти,2007, 44с

Понимание себя, окружающего мира и других людей. Москва, -та МРУДН, 2008, 61 с.

Педагогическая психология. Спб., Питер, 2009, 170 с.

Возрастная психология. СПб., Питер,2009, 208 с.

Литературно исторические

Князь Андрей Звенигородский. Свободная мысль, №11,2007,С.131 – 141

Князь Звенигородский Андрей Владимирович: Генеалогия и биография. Стихи разных лет., М. Маска, 2008, 192 с.

Семья князей Звенигородских (статья). Уваровские чтения VII «Семья в традиционной культуре и современном мире», Муром, 2011, с. 287 - 293

Военные письма князя В.В. Звенигородского. Свободная мысль № 7-8, 2011,с.153-166

Семь писем А.Н.Карамзина или восстановленные штрихи отечественной социальной истории.

Человеческий капитал №1 (337) РГСУ, 2012, с.12-14

Сорокоумова Елена Александровна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 21 декабря 2012