RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16766 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Алхасов Яшар Камиль оглу


Алхасов Яшар Камиль оглу

Учёная степень: доктор философии по педагогике

Ученое звание: доцент

Научное направление: Филологические науки

Регион: Азербайджан

Рейтинг: 79 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Родился 20 декабря 1956 года в Габалинском районе Азербайджанской Республики.

В 1977 году с отличием окончил Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова.

В 1977-1979 гг. служил в армии (Южная группа войск).

До 1986 года работал учителем русского языка в школах Саатлинского и Шекинского районов Азербайджана.

В 1986-1990 гг. учился в целевой аспирантуре Научно-исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР в Москве.

В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Научные основы системы контроля речевых навыков учащихся на русском языке».

С 1990 года преподаватель, старший преподаватель, доцент в Азербайджанском педагогическом институте русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова (с 2000 года – в Бакинском славянском университете).

В 1995-1996 гг. главный редактор русской службы Государственной радиотелекомпании Исламской Республики Иран в Тегеране.

В 2000-2008 годы проходил стажировки в Российском университете дружбы народов, Московском государственном лингвистическом университете, Ростовском областном институте повышения квалификации.

В 2005-2011 гг. директор издания журнала «Русский язык и литература в Азербайджане».

В 2011- 2016 гг. директор Азербайджанского культурно-образовательного центра Полтавского университета экономики и торговли и преподаватель краткосрочных курсов русского языка.

С 2017 года заведующий отделом практики и развития карьеры выпускников Бакинского славянского университета.

Лауреат медали А.С. Пушкина МАПРЯЛ (2019).

Автор более 200 научных публикаций.

В 2002 году в Пекине вышел его «Словарь новых слов и значений русского языка XXI века» (в соавторстве с Б.Ю. Городецким и китайскими коллегами). В 2015 году в Киеве изданы «Азербайджанско-русско-украинский разговорник», «Бухгалтерский учёт и аудит. Терминологический словарь: украинско-русско-английско-азербайджанский» (с грифом Министерства образования и науки Украины).

Один из авторов куррикулума по русскому языку, внедряемого в средних школах Азербайджанской Республики, a также нормативных документов, программ и учебников по русскому языку для вузов Азербайджана. Переводчик нормативных документов Министерства образования Азербайджанской Республики.

Участвовал в международных конференциях и конгрессах по русскому языку в Азербайджане, Германии, России, Украине, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, публиковался в ведущих журналах по русскому языку Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Ростова, Рязани, Киева, Минска и т.д.

Область научных интересов: составление программ, учебников, учебных пособий и нормативных документов по русскому языку, разработка теоретических основ содержания обучения русскому языку как иностранному, двуязычная лексикография, переводы с русского языка на азербайджанский и наоборот.

Научные публикации:

1.Обогащение словарного запаса учащихся начальных классов // Русский язык и литература в азербайджанской школе. – №12. – Баку, 1983. – С. 38-41.

2.Объекты контроля при обучении русскому языку в начальных классах национальной школы // Тезисы докладов к конференции молодых ученых НИИ ПРЯНШ АПН СССР. – М., 1988. – С.5-6.

3. Контроль за формированием навыков устной русской речи учащихся I (II) класса национальной школы // Методология и методы современных педагогических исследований. Тезисы докладов на XIII двустороннем семинаре молодых ученых АПН СССР и АПН ГДР (Полтава, май 1989г.). – М.: АПН СССР, 1989. – С.51-54.

4.Текущий контроль на начальном этапе обучения русскому языку в национальной школе // Русский язык и литература в азербайджанской школе. – № 10. – Баку, 1989. – С.21-27.

5.Система упражнений как способ контроля // Актуальные проблемы методики обучения предметам гуманитарного цикла. – М.: АПН СССР, 1990. – С.77-79.

6.Урок русского языка в начальной азербайджанской школе // Русский язык и литература в азербайджанской школе. – №12. – Баку, 1990. – С. 27-31.

7.Что значит знать язык и владеть им // Русский язык в СССР. – № 4-6. – М., 1991. – С.61-64.

8. Контроль как средство управления обучением русскому языку в азербайджанской школе // Гуманитарные предметы как основополагающее средство формирования личности. – М.: АПН СССР, 1991. – С.94-97.

9.Фонетические трудности как объект контроля устной речи // Русский язык в СНГ. – М., 1992. – С.21-24.

10.Употребление некоторых азербайджанских топонимов в русской речи учащихся // Azərbаycan onomastikası problemləri. – Bakı, 1992. – С.112-113.

11.Функции контроля в обучении русскому языку в начальной национальной школе // Русский язык и литература в Азербайджане. – №1. – Баку, 1993. – С.31-37.

12.Программа как средство управления // Вопросы изучения и преподавания русского языка и литературы. – Баку, 1994. – С.89-90.

13.Контроль речевых навыков на русском языке // Проблемы образования в Азербайджане: Тезисы докладов Международной научной конференции. – Баку, 1995.– С.50-54.

14.Контроль в обучении русскому языку в начальных классах в азербайджанской школе // Вопросы педагогики, психологии и методики. – Баку, 1996. – С.38-45.

15.Организация контроля за речевой деятельностью на русском языке учащихся начальных классов азербайджанской школы / методическое пособие. – Баку, 1997. –18с.

16.Лингводидактические основы обучения русскому языку в начальных классах азербайджанской школы // Актуальные вопросы изучения гуманитарных наук: межвузовский тематический сборник. – Баку, 1997. – С.20-26.

17.Balaxanım ocağı. Баку: Мутарджим, 1998. – 72с.

18.Азербайджанско-русский словарь родственных слов арабского происхождения. – Bakı: «Təfəkkür» Nəşriyyat-Poliqrafiya Mərkəzi, 2000. – 225с (в соавторстве Ф. Алекберовым).

19.Пути реализации принципа сознательной коммуникации в программах по русскому языку для школ с азербайджанским языком обучения // Русский язык и литература в Азербайджане. – №3. – Баку, 2000. – С. 42-48.

20.Об использовании текстов на занятиях по русскому языку в иноязычной аудитории // Материалы международной конференции «Общеобразовательные дисциплины и язык специальности в профессиональной подготовке национальных кадров». – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000. – С.8-11.

21.Текущий и итоговый контроль при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы обучения иностранных граждан на современном этапе: лингвистические и методические. – Волгоград, 2000. – С.9-11.

22.Программа и учебники по русскому языку в азербайджанской школе // Межвузовский сборник, посвященный 70-летию Ростовского госпедуниверситета «Актуальные проблемы филологии и методики его преподавания». – Ростов-на-Дону, 2001. – С.108-110.

23.Тексты для изложений как эффективное средство совершенствования личности учащихся // Преемственность и непрерывность образования: проблемы и перспективы. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.34-37.

24.Активизация познавательной деятельности студентов-азербайджанцев при обучении русскому языку // Научная мысль Кавказа. – №10. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.156-159.

25.Словарь новых слов и значений русского языка 21 века. – Пекин, 2002. – 550 с (в соавторстве с Б.Ю.Городецким и китайскими коллегами)

26.Программа курса методики преподавания русского языка в начальных классах // Программы кафедры русского языка и методики его преподавания педагогического факультета БСУ. – Баку, 2003. – С.55-69.

27.Государственный образовательный стандарт. Русский язык в школах с азербайджанским языком обучения // Русский язык и литература в Азербайджане. – №2. – Баку, 2003. – С.3-10. (в соавторстве)

28.Лингводидактические основы содержания обучения русскому языку в азербайджанской школе // Материалы Х Конгресса МАПРЯЛ «Русское слово в мировой культуре». Т. 2. – СПб.: Политехника, 2003. – С.263-265.

29.О происхождении наречий куда, туда, сюда // Научная мысль Кавказа. – №10. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 66-70.

30.Принципы определения содержания обучения русскому языку в школах с азербайджанским языком обучения // Материалы научно-практической конференции «О значении русского языка как межнационального общения», посвященной 10-летию Русской общины Азербайджана. – Баку, 2004. – С.32-38.

31.Программа по русскому языку для V-XI классов школ с азербайджанским языком обучения (проект) // Русский язык и литература в Азербайджане. – №1. – Баку, 2004. – С.3-33. (в соавторстве)

32.Некоторые вопросы определения и презентации содержания обучения русскому языку в азербайджанской школе // Русский язык и литература в Азербайджане. – №1. – Баку, 2004. – С.34-35.

33.Опорные слова в учебном тексте // Материалы III Международной научной конференции «Текст в лингвистической теории и методике преподавания филологических дисциплин». – Мозырь, 2005. – С.85-86.

34.Сборник диктантов по русскому языку для V-XI классов азербайджанской школы. – Баку: Мутарджим, 2005. – 136с (в соавторстве).

35.Русский язык в таблицах. Именные части речи. – Баку: Мутарджим, 2005. – 115с. (в соавторстве).

36.Русский язык для студентов-медиков. – Баку: Мутарджим, 2005. – 300 с. (в соавторстве)

37.Интеграция обучения русскому языку на начальном этапе // Русский язык и литература в Азербайджане. – №2. – Баку, 2006. – С.41-43.

38.Наш журнал: от рождения до сегодняшнего дня // Русский язык и литература в Азербайджане. – №3. – Баку, 2007. – С.15-18.

39.Словообразавательно-гнездовой принцип и его роль в обогащении речи учащихся // Русский язык: система и функционирование: Материалы Международной научной конференции, посвящённой международному году русского языка. – Батуми, 2007. – С.121-125.

40.Проблемы подготовки будущих учителей русского языка как иностранного // Языки этнических групп в контексте языковой ситуации Казахстана. – Астана, 2007. – С.49-54.

41.Языковая политика в Азербайджане и содержание обучения в азербайджанской школе // Русский язык за рубежом. – № 6. – М., 2007. – С.75-79.

42.Уроки краеведения в начальных классах – первые шаги к познанию родного края // Материалы III Международной научной конференции «Текст. Язык. Человек». – Мозырь, 2005. – С.59-60.

43.Основные теоретические положения межкультурной коммуникативной компетенции// Материалы Международной научной конференции «Жыццем i словам прысягаючы». – Минск, 2007. – С.30-34.

44.Стратегия обучения русскому языку в вузах Азербайджанской Республики // Материалы Международной научной конференции «Нанотехнологии в лингвистике и лингводидактике: миф или реальность?». – М.: МГЛУ, 2007. – С.26-29.

45.Особенности куррикулума по русскому языку для школ с русским языком обучения // Куррикулум. – № 2. – Баку, 2008. – С.35-42.

46.Учебный словарь русского языка / Под ред. Ф.Г.Гусейнова. – Баку: Мутарджим, 2007. – 1000с (рецензия) // Русский язык за рубежом. – № 4. – М., 2008. – С.38-43.

47.Куррикулярная модель обучения русскому языку в Азербайджане // Материалы Всероссийского семинара «Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной адаптации иностранных студентов». Т.1. – Томск, 2008. – С.74-82.

48.Славный путь длиною 60 лет // Этносфера. – № 2. – М., 2008. – С.30-32.

49.Историко-этимологический комментарий в обучении русскому языку // Мир русского слова. – № 1. – СПб., 2008. – С.40-48.

50.Шестьдесят лет на службе русскому языку // Научно-методический журнал УАПРЯЛ «Русский язык, литература, культура в школе и вузе». – № 1. – Киев, 2008. – С.73-76.

51.Роль частиц в коммуникативной организации речи // Иностранные языки в высшей школе. – № 2. – Рязань, 2009. – С.69-75.

52.Лингвострановедение как компонент содержания обучения русскому языку // Русский язык и литература в Азербайджане. – №2. – Баку, 2009. – С.35-40.

53.О пропаганде русского языка и культуры в Азербайджане // Azərbaycan məktəbi. –№ 4. – Bakı, 2009. – С.65-70.

54.Лингвокультурологический подход как важный принцип процесса обучения русскому языку как иностранному // Международная научно-практическая конференция «Наука. Образование. Технология». – Барановичи, 2009. – С.18-20.

55.Международная научная конференция // Иностранные языки в школе. – № 5. – М., 2009. – С.100-103.

56.К вопросу о статусе методики обучения русскому языку // Учёные записки. БСУ. – № 1. – Баку, 2009. – С.225-231.

57.Новое содержание обучения русскому языку в Азербайджанской Республике // Русский язык как язык межкультурного и делового сотрудничества в полилингвальном контексте Евразии. – Астана, 2009. – С. 346-351.

58.Обучение русскому языку как обучение межкультурной коммуникации // II Международная научно-практическая конференция «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика», посвященная 35-летию факультета начальных классов ДГПУ. – Махачкала, 2009. – С.39-43.

59.Особенности коммуникативной компетентности при обучении русскому языку как иностранному // Материалы II Международной научной конференции «Лингвистические и методические аспекты обучения иностранным языкам». – Белгород, 2009. – С.46-53.

60.Развитие русской речи учащихся на основе текстов // Вестник Казахского гуманитарно-юридического института. – № 5. – Астана, 2009. – С.48-54.

61.Роль текстов в развитии русской речи учащихся-азербайджанцев // Вестник Павлодарского госуниверситета. – № 4, 2009. – С.31-37.

62.Родной язык // Предметные куррикулумы для I-IV классов общеобразовательных школ. – Баку: Асполиграф, 2009. – С.34-62.

63. Азербайджанско-русский словарь родственных слов арабского происхождения. – Bakı: Мутарджим, 2011. – 254 с. (в соавторстве с Ф. Алекберовым)

64.У читель иностранного языка как речевой партнёр обучаемых на занятии // Науковий вісник Полтавського університету економіки і торгівлі. Серія: Економічні науки. – 2011. – № 4(1). – С. 224-226.

65.Изучение экономической терминологии при обучении русскому языку // Науковий вiсник Полтавского университета экономики и торговли. – №4. –Полтава, 2012. – С.45-50.

66.Заимствования из немецкого и тюркских языков в украинском языке и их роль в обучении иностранцев // Німецькі поселенці на українських землях: історичні та актуальні проблеми і перспективи.Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. – Полтава: Полтавський літератор, 2013. – С.221-225.

67.Бекир Чобанзаде и изучение арабизмов в школе // Мир Бекира Чобан-заде: сб. материалов Крым. междунар. тюркол. конф. – Симферополь : НАТА, 2013. – С. 12-19

68.Содержание и структура куррикулума как новой модели обучения в Азербайджанской Республике // Витоки педагогічної майстерності. Випуск 12. – Полтава, 2013. – С.8-14.

69.Азербайджанско-русско-украинский разговорник. – Баку: Мутарджим, 2015. – 68 с.

70.Бухгалтерський облик i аудит. Термiнологичний словник: навч. посіб. – Київ: Центр учбової літератури, 2015. – 368 с. (в соавторстве с Веригой Ю.А., Карпенко О.В. и др.)

71.Лингводидактический аспект развития билингвизма в Азербайджанской Республике // От билингвизма к транслингвизму: про и контра. Материалы III Международной научно-практической конференции под эгидой МАПРЯЛ. М.: РУДН, 2017. – С.396-400.

72.Особенности интеграции на уроках русского языка как иностранного // Aктуальные проблемы азербайджановедения: Материалы IX Международной научной конференции, посвящённой 95-й годовщине со дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева. – Баку: Мутарджим, 2018. – С.32-35.

73.К вопросу об изучении турецкого языка в украинской аудитории // Филология ва маданият масалалари (Академик Азиз Қаюмов хотирасига

бағишланади): илмий-услубий мақолалар тўплами. – Карабук, 2019. – С.140-145.

74.Грамматический материал как основной компонент содержания иноязычной речевой деятельности // Конкурентоспроможність вищої освіти України в умовах інформаційного суспільства: збірник тез ІІ Міжнародної науково-практичної конференції. – Чернігів: видавець Брагинець О. В., 2019.

– С.13-17

75. Современные проблемы методики преподавания РКИ (для магистратуры). – Баку: Мутарджим, 2020. – 125 с. (в соавторстве)

 

Последняя редакция анкеты: 6 июля 2020, 17:35

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI