
Учёная степень: доктор архитектуры, кандидат технических наук
Ученое звание: профессор
Научное направление: Архитектура
Регион: Москва
Рейтинг: 22 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"
Основной круг историко-архитектурных исследований С.В.Заграевского – древнерусское белокаменное зодчество, раннемосковское зодчество, архитектурные связи Древней Руси и романо-готической Европы. Тема его докторской диссертации – «Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века».
В 2002–2005 годах Заграевский преподавал историю архитектуры в Институте искусства реставрации, в настоящее время читает лекции в Российском государственном институте интеллектуальной собственности и на курсах повышения квалификации Владимиро-Суздальского государственного музея-заповедника.
Также является главным редактором справочника «Единый художественный рейтинг», учредителем и хранителем электронной научной библиотеки по истории древнерусской архитектуры «РусАрх», автором многих книг по истории архитектуры и философии, сказок для детей, статей по художественной критике и истории архитектуры.
С.В. Заграевский – заслуженный работник культуры России (с 2009 года), профессор (с 2005 года), доктор архитектуры (с 2004 года), кандидат технических наук (с 1992 года), председатель Профессионального союза художников России (с 1999 года), действительный член Российской академии художественной критики (с 2001 года), член AICA – Международной ассоциации искусствоведов (с 2004 года), член Союза писателей России (с 2001 года).
Основные научные достижения С.В. Заграевского.
Ученому удалось:
– уточнить датировки, первоначальный вид, ряд прочих вопросов архитектурной истории соборов – Успенского во Владимире, первого Успенского (Ивана Калиты) в Москве, Спасского в Андрониковом монастыре, Рождества Богородицы в Суздале, Георгиевского в Юрьеве-Польском, Дмитриевского во Владимире, Рождества Богородицы в Боголюбове, Старо-Никольского (Петропавловского) в Можайске; церквей – Покрова на Нерли, Трифона в Напрудном, Николы в Каменском, Иоанна Предтечи на Городище в Коломне, Рождества Богородицы в Городне, Бориса и Глеба в Кидекше, Спаса во Владимире, Никона в Троице-Сергиевой Лавре, Алексея Митрополита (Распятской колокольни) в Александрове; Золотых ворот во Владимире;
– реконструировать процесс добычи белого камня в домонгольской Владимиро-Суздальской земле;
– показать неверность версии о приходе к Юрию Долгорукому строительной артели из Галича и определить непосредственное влияние на зодчество времен Долгорукого западноевропейской романики;
– показать ключевую роль Юрия Долгорукого в становлении на Руси романики;
– показать, что белокаменное зодчество для Древней Руси было не просто строительной техникой, а выражало государственную мощь и имперскую идеологию;
– показать, что непосредственным истоком древнерусского белокаменного зодчества был императорский романский собор в немецком городе Шпейере (Шпайере);
– исследовать вопросы происхождения и круг построек архитектора, присланного к Андрею Боголюбскому императором Фридрихом Барбароссой;
– уточнить вопросы реконструкции и датировки дворцово-храмового ансамбля Андрея Боголюбского в Боголюбове;
– показать неприменимость популярного в конце ХХ века метода составления схем перехода строительных артелей в качестве самодостаточного основания для датировки храмов;
– определить эллинизм как господствующую эстетическую идеологему декора домонгольских владимиро-суздальских храмов;
– «пролить свет» на ряд специфических особенностей древнерусской архитектуры конца XIII–начала XIV века, которая традиционно считалась «темным временем»;
– определить «предел надежности» древнерусского белокаменного храмового зодчества;
– выделить ряд характерных признаков древнерусской архитектуры конца XIII–первой трети XV века, позволяющих условно назвать эту эпоху «русской готикой»;
– привести новые архитектурно-археологические данные, подтверждающие верность датировки четырех древних храмов Александровской слободы 1510-ми годами – временем Василия III;
– определить Алевиза Нового как вероятного автора древних храмов Александровской слободы;
– привести дополнительные аргументы в пользу происхождения каменного шатрового зодчества от деревянного;
– проследить цепочку «ближних» и «дальних» великокняжеских, а затем и царских усадеб XVI века от Ивана III до Бориса Годунова;
– показать, что луковичная форма церковных глав появилась в Древней Руси впервые в мире и была наиболее употребительной уже в XIII веке, а шлемовидная форма появилась существенно позже в качестве «стилизации под старину»;
– исследовать вопросы генезиса крещатого свода и показать, что он был изобретен древнерусскими мастерами;
– определить универсальное (сугубо архитектурное) предназначение полатей (хор) в древнерусских храмах;
– показать, что в Древней Руси были широко распространены «оборонные» монастыри и храмы.