
Учёная степень: доктор технических наук
Научное направление: Технические науки
Регион: Украина
Рейтинг: 19 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"
В 1969 г. перешел на научную работу в Институт кибернетики Академии наук Украины, где работал старшим инженером; младшим, старшим и ведущим научным сотрудником по 1995 г. С 1970 г. по 1975 г. разрабатывал и исследовал алгоритмы бесплатформенных инерциальных систем автоматического управления перспективных космических аппара-тов, спускаемых в атмосферах Земли и Марса (по заказам ЦКБЭМ-РКК «Энергия», ЦНИИМАШ – Центр управления полетами, г. Подлипки – ныне г.Королев; НИИАП – г. Москва). По результатам исследований защитил в 1974 г. в Институте кибернетики кан-дидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата технических наук.
В течение последующих двадцати лет (с 1975г. по 1995 г.) провел научно-исследовательские работы по актуальным проблемам механики твердого тела и теории бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС). Разрабатывал и иссле-довал компьютерные алгоритмы БИНС движущихся объектов по заказам НИИП, НИИ Теплотехники, НИИ «Полюс», МИЭА (г.Москва), РПКБ (г.Раменское), НПП «Хартрон-Аркос» (г. Харьков). В 1989 г. защитил в Институте кибернетики диссертацию на соиска-ние ученой степени доктора технических наук на тему «Теория и алгоритмы бесплатфор-менных информационных систем движущихся объектов» (ДСП). В историческом обзоре «Развитие общей механики в России и Украине в 20-80-е годы ХХ века». – Москва: «Нау-ка»; Киев: «Феникс», - 1998. - 404 с. (глава 6, с.176, с.364) отмечены некоторые публика-ции результатов диссертации как значительный научный вклад в теорию инерциальных навигационных систем. Совокупность приведенных в кандидатской и докторской диссертациях результатов опубликована в монографии: Панов А.П. «Математические ос-новы теории инерциальной ориентации» - Киев, «Наукова думка». – 1995. – 279 с.
Одним из основных прикладных результатов докторской диссертации является высоко-точный алгоритм вычислений кватернионов в первой серийной российской лазерной «БИНС-85», выпускавшейся в России с 2001 г. и эксплуатируемой на самолетах ИЛ-96-300, Ту-204, Ту-334, Ан-70.
В 1995 г. избран действительным членом Академии навигации и управления движением. С 1995 г. по 2000 г. работал ведущим научным сотрудником в Институте космических исследований Академии наук Украины и по совместительству работал профессором Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт». В 1995-1997 гг. разработал инерциальный метод определения кинематических условий безопасности автоматического разделения ступеней перспективных многоразовых авиационно-космических систем воздушного старта ракет-носителей типа «Зенит» с самолета Ан-225 («Мрия»).
В 1999 г. включен Американским биографическим институтом (ABI) в международный справочник “The International Directory of Distinguished Leadership” (8-е издание). В 1997 г. представил на двух международных конференциях первые доклады по новому направле-нию фундаментальных исследований - теории ненормированных (негамильтоновых) ква-тернионов с модулями зависящими от угла Эйлерова вращения. До настоящего времени проводит исследования в этом направлении. С 2002 г. по 2003 г. работал профессором в Муниципальной Академии Управления (г. Киев), исполнял обязанности заведующего ка-федрой «Теория автоматического управления и средств автоматизации»
Основные научные результаты исследований с 1972 г. по 2012 г., представляющие инте-рес в механике твердого тела и теории БИНС:
1. алгебра кососимметрических операторов векторного умножения;
2. обобщенные векторные кинематические дифференциальные уравнения и их полярные формы для произвольных векторов вращения; теорема о взаимосвязи абсолютных и отно-сительных производных векторов вращения;
3. кинематические дифференциальные уравнения сопряженных – тангенсных и котан-генсных – векторов вращения с модулями, пропорциональными тангенсу и котангенсу четверти угла конечного Эйлерова вращения;
4. группы Ли и трехмерные групповые ассоциативные алгебры тангенсных векторов вра-щений;
5. гамильтоновы канонические переменные – параметры с обобщенными импульсами, соответствующими тангенсным векторам вращения, и динамические уравнения в этих переменных;
6. система трех динамических дифференциальных уравнений с координатами тангенсного вектора, заменяющая систему шести классических уравнений Эйлера-Пуассона в случае Эйлера;
7. Множества ненормированных (негамильтоновых) кватернионов с модулями – функ-циями угла Эйлерова вращения;
8. группы Ли и ассоциативные групповые алгебры ненормированных кватернионов вра-щения
9. четырех мерные и пятимерные параметризации группы вращений на основе исключи-тельных ненормированных кватернионов с линейными кинематическими уравнениями;
10. множества высокоточных алгоритмов вычислений кинематических параметров по измерениям гироскопов и акселерометров БИНС; алгоритмы серийной «БИНС-85» и ее модификаций, эксплуатируемой на самолетах ИЛ-96-300, Ту-204, Ту-334, Ан-70;
11. алгоритмы вычислений углов атаки, скольжения и скоростного крена космических спускаемых аппаратов типа «Союз-7К»;
12. инерциальный метод высокоточного определения условий безопасности старта ракеты «Зенит» с самолета Ан-225 системы «Свитязь» (Украина) и ракет перспективных многоразовых авиационно-космических систем «МАКС» (Россия), «Итерим-Хотол» (Англия).