Ермоленко Валентина Андреевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук, кандидат технических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Главный научный сотрудник Федерального государственного образовательного учреждения «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования (ИТИП РАО).

Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор по кафедре, профессор по специальности.

Ермоленко Валентина Андреевна родилась 02.01.1947 г. в г. Москве. В 1971 г. закончила с отличием Московский ордена Ленина энергетический институт по специальности «Промышленная электроника», кандидат технических наук (1985), доктор педагогических наук (1999), старший научный сотрудник по специальности «Методика преподавания технических дисциплин»(1990), профессор по кафедре профессионального образования (2003), профессор по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» (2010).

С 1974 г. работает в системе образования: мл. научным сотрудником, по совместительству ассистентом, кафедры физики Московского института радиотехники, электроники и автоматики; с 1987 г. - старшим, ведущим научным сотрудником Всесоюзного научно-методического центра профессионально-технического обучения молодежи; с 1992 г. - зав. лабораторией образовательных стандартов и программ (по совместительству доцентом ФПК) Института развития профессионального образования (до 1994 г. Института профессионального образования) Минобразования России. С 1996 г. работает в Российской академии образования зав. лабораторией Исследовательского центра проблем непрерывного профессионального образования РАО (до 1998 г.), Института теории образования и педагогики (с 1998 г. по 2011 г.); главным научным сотрудником лаборатории теоретической педагогики ИТИП РАО (с 2011 г.). В 2002-2003 гг. исполняла обязанности зам. директора Института по научной работе. В 2000-2009 гг. по совместительству работала заведующей кафедрой профессионального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогической академии последипломного образования (до 2005 г. Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области).

Докторская диссертация на тему «Теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования» (по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования) защищена ею в Институте среднего профессионального образования РАО (г. Казань). Подготовила 1 доктора и 5 кандидатов наук.

Профессиональные интересы

•Излучение плазмы ускорителя с замкнутым дрейфом электронов (до 1987 г.)

•Теоретические основания стандартизации и модернизации профессионального образования (в т. ч. лиц с ограниченными возможностями), инновационной деятельности в образовании

•Теория непрерывного образования (в т. ч. лиц с ограниченными возможностями) и прогнозирования его развития

•Теория и практика блочно-модульного обучения специалистов

•Теория и практика формирования функциональной грамотности

•Дидактика безопасности жизнедеятельности

•Теоретические основания деятельности образовательных учреждений в режиме устойчивого развития

•Теоретические основы развития современного читателя

•Прогнозирование развития образовательных программ в системе непрерывного образования

•Теоретические и прикладные модели формирования функциональной грамотности обучающегося человека

Исследовательские проекты

•1995 г. - Система разработки вариативно-модульной учебно-программной документации для профессионального обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (Институт профессионального образования МО РФ в рамках договора о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Федеральной службой занятости) (рук. и соисп.)

•1995-1996 гг. - Методические основы организации непрерывного образования инвалидов (Институт развития профессионального образования МО РФ, по договору о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Минсоцзащиты России в рамках Федеральной целевой программы «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов на 1995-1997 гг.») ( рук. и соисп.)

• 1996 г. - Профессиональная реабилитация инвалидов: вопросы стандартизации непрерывного образования инвалидов Москвы (Центральный НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, в соответствии с Комплексной целевой программой Медико-социальная реабилитация и занятости инвалидов г. Москвы на 1995-1997гг.») (соисп.)

•2003 г. - Профессиональная реабилитация инвалидов (Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Минтруда и социального развития РФ, в рамках Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.») (соисп.)

•2005 г. - Профессиональная реабилитация детей-инвалидов (Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, в рамках программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды» (2003-2006 гг.) (соисп.)

•2006 г. - Разработка Национальной программы поддержки и развития чтения в РФ (объединенная рабочая группа Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (МЦБС) и ООО "Стратегика" по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза) (эксперт)

•2004-2007 гг. - Модернизация образовательного процесса как условие устойчивого развития образовательного учреждения (Институт теории и истории РАО, по заказу Министерства образования Московской области) (рук. и соисп.)

•2014 – 2016 гг. Развитие образования на постсоветском пространстве (1991-2011 гг.) (проект № 14-06-0065 Российского гуманитарного научного фонда) (рук. и соисп.)

•Конференции, семинары

Международные – 19th European Conference on Literacy «Literacy in the New Landcape of Communication: Reseach, Education and Everyday» (Klagenfurt/Austria, 2015); 18th European Conference on Reading «New Challenges – New Literacy» (Jönköping Sweden,2013); Международный экономический форум «Каспийский диалог, 2013» (Москва, 2012; 2013); Что и как мы читаем сегодня: вызовы ХХI века (Москва, 2013); 17th European Conference on Reading «Literacy&Diversity» (Mons, Belgium, 2011); Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества (Москва, 2011); Чтение и грамотность в образовании и культуре (Москва, 2009); IntegrationTtrends and Educational Institutions Development in the Postindustrial Society (Dmitrov, 2006); Berufsbildung als Instrument der Wirtschafts-und Beschäftigung unter besonderer Berücksichti-gung der Quali-tätssiherung (Mocква, 2001); Gemeinsame Prаsentation von Ergebnissen der deutsch-russischen Zusammenarbeit auf dem Gebiet der beruflichen Buldung (Moсква, 1994) и др.; межрегиональные – Организационно-экономические аспекты устойчивого развития учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях модернизации образования (Красногорск, 2002) и др.; региональные - Проблемы и особенности самообразования специалистов в условиях перехода к постиндустриальному обществу (Долгопрудный, 2010); Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования (Москва, 2007); Социально-педагогическая поддержка трудных подростков в системе профессионального образования (Москва, 2006); Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы) (Москва, 2003); конференции ИТИП РАО и др.; международные семинары: вебинары по теме Развитие образования на постсоветском пространстве (1991-2011 гг.) (Москва, Ин-т стратегии развития образования РАО, 2015); всероссийские методологические семинары: Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы (Москва, РАО, 2011); Русской ассоциации чтения (2010); региональные: Продвижение и обучение стратегиям чтения в профессиональном образовании (к окончанию Десятилетия грамотности) (Реутово, 2012 г.); Роль методической службы в инновационном развитии образовательного учреждения (Балашиха, 2008) и др.

Общественная работа - член ученого совета и ученый секретарь диссертационного совета ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, член диссертационного совета Академии социального управления Министерства образования Московской области (ранее Педагогической академии последипломного образования Московской области), вице-президент Русской ассоциации чтения, член Международной ассоциации чтения, член редколлегии журнала «Пространство и время».

Награды

•юбилейная медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);

•медаль К.Д. Ушинского (2002);

• нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации» (2007);

•Медаль С.Я. Батышева Российской академии образования (2015).

Опубликовала более 220 научных работ, в том числе: 41 работа по физике плазмы электроракетных двигателей (статьи, научные отчеты, 2 авторских свидетельства, тезисы), более 180 работ - по педагогике и образованию (монографии, сборники статей, научные доклады, статьи, тезисы, учебники, учебные и методические пособия, методические рекомендации, курсы лекций, программы и др.).

Научные публикации

Основные публикации по физике

Статьи:

1.Ермоленко, В.А. Определение электронной температуры плазменной струи ускорителя с замкнутым дрейфом электронов (УЗДП) /А.И. Бугрова, В.А. Ермоленко, И.А. Данелия, Л.Е. Калихман // Журнал технической физики. -1977. - т.47, № 11. – С.2310-2312. (Eng. Transl., Energy Citations Database; in Russian) // SAO/NASA ADS Physics Abstract Service. Plasma Physics. 11/1977. Bibliographic code 1977ZhTFi..47.2310B).

2.Ермоленко, В.А. Объемное распределение энергии излучения ксеноновой плазменной струи УЗДП / А.И. Бугрова, В.А. Ермоленко, А.С. Соколов // Теплофизика высоких температур. – 1979. - т. 17, № 3. – С. 642-644.

3.Ермоленко В.А. Излучательные характеристики ксенона в разреженной плазме /А.И. Бугрова, В.А. Ермоленко, Л.Е. Калихман // Теплофизика высоких температур . – 1979. - т. 17, № 5. – С.916-921.

4.Ермоленко, В.А. Динамика функции распределения электронов по энергиям в канале УЗДП /А.И. Бугрова, Л.М. Волкова, Е.А. Кралькина, А.М. Девятов, В.К.Харчевников // Теплофизика высоких температур. – 1981. - т. 19, № 6. – С.1149-1155. (Eng. Transl., Energy Citations Database).

5.Ермоленко, В.А. Спектральные характеристики энергии излучения плазмы УЗДП /А.И. Бугрова, В.А. Ермоленко, В.Т. Нискин, А.С. Соколов // Теплофизика высоких температур. – 1981. - т. 19, № 2. – С. 428-430.

6.Ермоленко, В.А. Оптические исследования нейтральной компоненты ксеноновой плазмы в условиях неравновесности / А.И. Бугрова, В.А. Ермоленко, А.С. Соколов // Теплофизика высоких температур. – 1987. - т.25, № 6. – С.1080-1085.

7.Ermolenko, V.A. A study of ion formation in Hall accelerator/ A.I.Morozov., A.I.Bugrova, V.A.Ermolenko, L.A. Lein // Soviet Physics - Technical Physics. (United States). -1988. - № 33 (2). - Рр.185-187.

Тезисы:

8.Ермоленко, В.А. Движение зоны ионизации при изменении режима работы ускорителя / А.И. Бугрова, В.С. Версоцкий, В.А. Ермоленко, Л.Е. Калихман // Ш Всесоюзная конференция по плазменным ускорителям: сб. докладов, Минск, 1976. – С. 23-24.

9.Ермоленко, В.А. Определение параметров плазмы УЗДП оптическими методами / А.И. Бугрова, В.А. Ермоленко // Труды IV Всесоюзной конференции по плазменным ускорителям и ионным инжекторам. – М., 1978. – С. 39-40.

10.Ермоленко, В.А. Радиальные распределения интенсивности излучения в плазменной струе УЗДП /В.А. Ермоленко, А.С.Соколов Труды IV Всесоюзной конференции по плазменным ускорителям и ионным инжекторам. – М., 1978. – С. 41-42.

11.Ермоленко, В.А. Оптический и зондовый методы определения функции распределения электронов по скоростям в области больших скоростей / А.И. Бугрова, Л.М. Волкова, В.С. Версоцкий, В.А.Ермоленко и др. // Труды IV Всесоюзной конференции по плазменным ускорителям и ионным инжекторам. – М., 1978. – С. 45-46.

12.Ермоленко, В.А. Радиационные характеристики плазменной струи ускорителя с замкнутым дрейфом электронов / А.И.Бугрова, В.С.Версоцкий, В.А.Ермоленко, А.С.Соколов // Y Всесоюзной конференции по физике низкотемпературной плазмы: тезисы докладов. - Киев, 1979. – С.116.

13.Ермоленко, В.А. Фокусировка струи ускорителя с замкнутым дрейфом электронов /В.А.Ермоленко, А.С.Соколов Y Всесоюзной конференции по физике низкотемпературной плазмы: тезисы докладов. - Киев, 1979. – С.261.

14.Ермоленко, В.А. Формула Гризинского для расчета сечений возбуждения при обменном взаимодействии / В.А. Ермоленко, В.Т. Нискин, А.С. Соколов // Материалы III Всесоюзного симпозиума по плазмохимии. - М., 1979. – С.51.

15.Ермоленко, В.А. О критерии применимости спектральной диагностики плазмохимических систем / В.А. Ермоленко, А.С. Соколов // Материалы III Всесоюзного симпозиума по плазмохимии. - М., 1979. – С.53.

16.Ермоленко, В.А. Распределение нейтральной компоненты ксеноновой плазмы в канале УЗДП /В.А. Ермоленко, В.С. Версоцкий, А.С. Соколов, В.К. Харчевников // Труды Y Всесоюзной конференции по плазменным ускорителям и ионным инжекторам. - М., 1982. – С. 48-50.

17.Ермоленко, В.А. Формирование функции распределения электронов в ускорителе с замкнутым дрейфом электронов с диэлектрическими и металлическими стенками камеры / Г.Э.Бугров, В.А.Ермоленко, В.К.Харчевников // VI Всесоюзная конференция по плазменным ускорителям и ионным инжекторам. – Днепропетровск, 1986. – С. 33-34.

18.Ермоленко, В.А. Спектральный метод определения плотности ионизации в канале УЗДП / В.А.Ермоленко, Л.А.Лейн // VI Всесоюзная конференция по плазменным ускорителям и ионным инжекторам. – Днепропетровск, 1986. – С. 49-50.

Авторское свидетельство

19.Ермоленко, В.А. Устройство для создания инверсной заселенности ионных уровней /А.И. Бугрова, В.А.Ермоленко, В.С. Версоцкий, Л.Е.Калихман, А.М. Малахов: А.С. № 581765 (СССР), выдано 28.07.1977.

Основные публикации по педагогике

Монографии, главы монографии и монографические издания:

•Ермоленко, В.А. Вариативно-модульная структура учебно-программной документации (на макроуровне) / А.Н.Лейбович, В.А.Ермоленко, Т.В.Жарова, Л.Н.Сумарокова. - М.: Ин-т проф. образования Мин-ва образования РФ, 1-е изд. -1992; 2-е изд. – 1993. – 45 с.

•Ермоленко, В.А. Проблемы проектирования учебно-программной документации и средств обучения /А.Н.Лейбович, Т.В. Жарова, С.В. Киселев. - М.: Ин-т проф. образования Мин- ва образования РФ, 1-е изд. -1992; 2-е изд. – 1993. – 43 с.

•Ермоленко, В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ для учреждений профессионального образования.- М.: Ин-т развития проф. образования Мин-ва образования РФ, 1996. – 172 с.

•Ермоленко, В.А. Профессиональная реабилитация инвалидов: Вопросы стандартизации образования инвалидов /В.А. Ермоленко, О.С. Андреева, Д.П. Рязанов, В.С. Шипулина. - М.: Центральное бюро научно-технической информации Минсоцзащиты РФ, 1997. - 84 с.

•Ермоленко, В.А. Колледж – инновационный тип среднего профессионального учебного заведения /В.А. Ермоленко, Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2002. – 83 с.

•Ермоленко, В.А. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов/ В.А.Ермоленко / Ин-т теории образования и педагогики РАО. – М., 2002. –73 с.- Деп. в Ин-те теории образования и педагогики РАО, № 28-02, 5.08.2002. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2002 г.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В.А.Ермоленко. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2002. – 119с.

•Ермоленко, В.А. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее /В.А. Ермоленко, С.Е. Данькин. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2002. - 162 с.

•Ермоленко, В.А. Профессиональное образовательное учреждение в малом городе: условия устойчивого развития / В.А. Ермоленко, В.К. Баринов, С.Ю. Черноглазкин. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2003. – 112 с.

•Ермоленко, В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования: концептуальные и методологические основы /В.А.Ермоленко / Ин-т теории образования и педагогики РАО. - М., 2004. – 197 с. - Деп. в Ин-те теории образования и педагогики РАО, № 02-04. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2005 г.

•Ермоленко, В.А. Состояние и проблемы научного обеспечения модернизации российского образования / В.А.Ермоленко, В.А.Мясников. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2004. – 80 с.

•Ермоленко, В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования: концептуальные и методологические основы. 2е изд., перераб и доп. /В.А.Ермоленко. -М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2004.– 131 с.

•Ермоленко, В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования / В.А.Ермоленко. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2005.- 323 с.

•Ермоленко, В.А. Механизмы устойчивого развития профессионального образования в современных условиях / В.А.Ермоленко / Ин-т теории и истории педагогики РАО. - М., 2006. – 175 с. - Деп. в ИТИП РАО 25.05.2006, № 29-06. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2006 г.

•Ермоленко, В.А. Концепция развития непрерывного педагогического образования в среднем городе / В.А.Ермоленко [и др.]; авт.-сост. и научн. ред. В.А. Ермоленко. - М: Ин-т теории и истории педагогики РАО, Курганский государственный ун-т, 2006. – 113 с.

•Ермоленко, В.А. Модернизация содержания образования: теория и практика / В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, Л.С. Царева, С.Ю. Черноглазкин; под науч. ред. В.А. Ермоленко / Ин-т теории и истории педагогики РАО. - М., 2007.- 218 с. - Деп. в Ин-те теории и истории педагогики РАО, 5.02.2007, № 29-07. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2007 г.

•Ермоленко, В.А. Методологические основания прогнозирования развития образовательных программ: модели и инструментарий / В.А. Ермоленко. - М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2008. – 70 с.

•Ермоленко, В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности / В.А. Ермоленко. - М.: МГПУ, 2010. – 163 с.

•Ермоленко, В.А. Прогнозирование развития образовательных программ в условиях непрерывного образования: Монография / В.А. Ермоленко, Л.С. Царева, С.Ю. Черноглазкин; под ред. В.А.Ермоленко – М.: ФГНУ «Ин-т теории и истории образования» РАО, Изд. центр ИЭТ, 2012.- 400 с.

•Ермоленко, В.А. Теоретические аспекты процесса формирования профессиональных ценностных установок у студентов высших учебных заведений. Гл.5. / В.А. Ермоленко, И.С. Скляренко // Профессиональное образование: модернизационные аспекты: Кол. монограф. в 9 т. Т.2. / И.Н. Власова, В.А. Ермоленко, И.В. Косолапова [и др.]; под научн. ред. О.П. Чигишевой. - Ростов-на-Дону: Междунар. исслед. центр «Научное сотрудничество», 2013 – С. 120-150.

•Ермоленко, В.А. Дидактические основания непрерывного образования: Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / Ю.Б. Алиев, Л.И. Алиева, В.А. Ермоленко [и др.]; под ред. С.В. Ивановой. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. –441 с.

•Ермоленко, В.А. Чтение. XXI век: кол. монограф. / В.Я. Аскарова, Т.А. Бобин, В.А. Ермоленко [и др.]; научн. ред.- сост. В.Я. Аскарова - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2014. –

•Ермоленко, В.А. Предпосылки и условия развития образования на постсоветском пространстве: Монография/ В.А. Ермоленко, Щ.И. Долгая, С.В. Иванова, и [др.] / Под ред. В.А. Ермоленко. - М.: ФГБНУ Ин-т стратегии и теории образования РАО, 2015. – 8,25 п.л. (в рамках научного проекта РГНФ № 14-06-00650).

•Ермоленко, В.А. Различные аспекты становления образовательных систем стран постсоветского пространства: 1991-2016 гг.: Монограф. сб. / В.А. Ермоленко, С.В. Иванова, Ю.Г. Куровская и [др.] /Под научн. ред. С.В. Ивановой. Т.1 (Серия науч. тр. «Образование в странах постсоветского пространства: 25 лет поиска сосбвенного пути» в 4-х т.). – М.: Луч. 2018. – 496 с. (в рамках научного проекта РГНФ № 14-06-00650).

Сборники научных трудов и статей:

•Обновление содержания образования в контексте непрерывного образования личности: сб. научных статей / В.А.Ермоленко [и др.]; авт-сост. и науч. ред. В.А. Ермоленко. – М.: ИТИП РАО, 2006. – 200 с.

•Интеграционные тенденции и ресурсы развития образовательного учреждения в условиях постиндустриального общества: cб. научных статей (на рус. и англ. языках) (по материалам Международной конференции) / В.А.Ермоленко [и др.]; под ред. В.А. Ермоленко. – М.: ИТИП РАО, 2006. - 75 с.

•Социально-педагогическая поддержка трудных подростков в системе профес-сионального образования: сб. научных статей / В.А.Ермоленко [и др.]; под ред В.А. Ермоленко.- М.: Педагог. акад. последипломного образования Моск. обл., 2006. – 107 с.

•Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: сб. науч. ст. / В.А.Ермоленко [и др.]; сост.: В.А. Ермоленко, О.Н. Пряничникова; под ред. В.А.Ермоленко. – М.: ИТИП РАО, 2007. – 253 с.

•Проблемы и особенности самообразования специалистов при переходе к постиндустриальному обществу: сб. науч. ст. / В.А.Ермоленко [и др.]; под ред. В.А. Ермоленко / Учреждение РАО ИТИП. – М., 2010. – 207 с. - Деп. в Учреждении РАО «Ин-т теории и истории педагогики» 11.11.2010, № 10-10. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2010 г.

Научные доклады:

•Ермоленко, В.А. Современные тенденции развития профессионального образования: научный доклад / В.А. Ермоленко/ Ин-т теории образования и педагогики РАО. - М., 2004. -60 с. – Деп. в Ин-те теории образования и педагогики РАО, № 01-04, 15.01.2004. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2005 г.

•Ермоленко, В.А. Основные направления развития образовательных программ в условиях модернизации образования: научный доклад / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин / Ин-т теории образования и педагогики РАО. - М., 2004. – 50 с. - Деп. в Институте теории образования и педагогики РАО, № 30-04, 02.12.2004. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2005 г.

Аналитические записки:

•Ермоленко, В.А. Предложения Минобразованию по организации допрофессиональной подготовки школьников: Аналит.записка / В.А. Ермоленко, В.Г. Кряжев, А.Н. Лейбович. – М.: Ин-т развития проф. образования Мин-ва образования РФ, 1996. – 27 с.

•Ермоленко, В.А. Обоснование приоритетных направлений фундаментальных педагогических исследований Российской Академии образования по научному обеспечению реализации концепции модернизации образования: Аналит. записка / В.А. Ермоленко, В.А. Мясников. - М.: Ин-т теории образования и педагогики Российской академии образования, 2003. - 51 с.

Статьи в научных и научно-методических изданиях:

•Ермоленко, В.А. О формировании ступеней обучения в ВПУ (на примере профессий и специальностей механической обработки металлов и других материалов) // Новое поколение учебных планов и программ: проблемы и некоторые подходы к их решению: Сб. науч. ст. Вып.1 / Под ред. И.И. Гольдина, З.Б. Мареевой. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. – технич. обучения молодежи, 1991. – С.117-121.

•Ермоленко, В.А. Новые подходы к проектированию учебно-программной документации для подготовки рабочих в профессиональных учебных заведениях / В.А. Ермоленко, И.И. Гольдин // Профессиональное образование. – 1993.- № 3-4. – С. 27-30.

•Ермоленко, В.А. К вопросу о создании информационного банка данных для проектирования учебных программ подготовки рабочих в профессиональных учебных заведениях / В.А. Ермоленко, А.Н. Лейбович, Т.В. Жарова, Л.Н. Сумарокова // Научные основы разработки стандартов профессионального образования: сб. научных трудов. – М.: Ин-т развития профессионального образования Мин-ва образования РФ, 1994. – С.3-6.

•Ермоленко, В.А. Основные принципы структурирования содержания профессионального обучения рабочих /В.А. Ермоленко, А.Н. Лейбович, Т.В. Жарова, // Научные основы разработки стандартов профессионального образования: сб. научных трудов. – М.: Ин-т развития профессионального образования Мин-ва образования РФ, 1994. – С.11-17.

•Ермоленко, В.А. Профессиональное обучение безработных граждан: учебные планы и программы / В.А.Ермоленко // Магистр – 1995.- № 2. – С.53-57.

•Ермоленко, В.А. О внедрении образовательных стандартов в учреждениях начального профессионального образования / В.А.Ермоленко // Профессионал. – 1998. - № 4. – С.12-14.

•Ермоленко, В.А. Проблема функциональной грамотности в современных условиях / В.А. Ермоленко // Через чтение в мировое образовательное пространство. Вып.2.- М., 2002. – С. 12-15.

•Ермоленко, В.А. Основные направления развития СПО /В.А. Ермоленко // Среднее профессиональное образование: приложение к журналу. 2002. - № 4. – С. 23-29.

•Ермоленко, В.А. Внедрение стандартов нового поколения как педагогическая инновация в среднем профессиональном образовании / В.А. Ермоленко // Среднее профессиональное образование. – 2003. -№ 1. – С. 9-11.

•Ермоленко, В.А. Роль стандартов в создании системы качества в учреждении среднего профессионального образования / В.А. Ермоленко // Качество среднего профессионального образования, проблемы и пути обеспечения: научно-метод. сб. – М.: Ин-т проблем развития средн. проф. образования Мин-ва образования РФ, 2003. – С.25-36.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность в изменяющемся мире // Мир образования - образование в мире: научно - метод. журнал. – 2003. - № . – С.57-68.

•Ермоленко, В.А. Совершенствование повышения квалификации работников профессионального образования Московской области в контексте модернизации образования / В.А. Ермоленко // Образование и общество. – 2004. - № 3. – С. 22-27.

•Ермоленко, В.А. Об исследованиях лаборатории преемственности образовательных программ / В.А. Ермоленко // Институт теории и истории педагогики (1994-2004) / Под ред. В.А. Мясникова – М: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2004. – С.129-135.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность как основа конвергенции общего и профессионального образования / В.А. Ермоленко // Инновации в преподавании социально гуманитарных дисциплин: Сб. науч. ст.- М.: Ин-т проблем развития средн. проф. образования Федер. агентства по образованию, 2005. – С. 6-15.

•Ермоленко, В.А. Устойчивое развитие образовательных учреждений/ В.А. Ермоленко // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 31-33.

•Ермоленко, В.А. Подходы к созданию образовательных программ для дистанционного обучения в профессиональном образовании // Информатизация учебной среды в аспекте развития образовательных программ: Сб. научн. ст.. Сер.: Технологические аспекты модернизации образования. Вып.1 / Под ред. С.Ю. Черноглазкина. - М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2005. – С. 16-28.

•Ермоленко, В.А. Базовое профессиональное образование России: направления развития // Профессиональное образование. – 2005.- № 9. – С.19.

•Ермоленко, В.А. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования // Учитель. –2006. -№ 5. – С.30 34.

•Ермоленко, В.А. Методологические основы обеспечения устойчивого развития образования // Вестник Института теории и истории педагогики РАО. - 2007. -№ 1. – С.79-98.

•Ермоленко, В.А. Моделирование инновационной деятельности в профессиональном образовании // Профессионал. – 2007. - № 1. – С. 18 – 21.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность как основа интеграции общего и профессионального образования // Формирование интеллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования: Первые Махмутовские чтения. – Казань: Школа, 2006. – С. 203 – 209.

•Ермоленко, В.А. Развитие образовательных инноваций в структуре социально-трудового партнерства / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин // Образование и общество. – 2008. - № 6 (53). – С. 15 – 18.

•Ермоленко, В.А. Обеспечение участия общественности в методическом управлении образовательным процессом в учреждении профессионального образования / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин // Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования: сб. статей. В 2-х т., Т. 1; под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной. – М., 2009. – С.86-90.

•Ермоленко, В.А. Отбор содержания профессионального обучения. Структурирование содержания обучения на макроуровне / В.А. Ермоленко // Специалист. –2011. - № 4. – С.3-4.

•Ермоленко, В.А. Отбор содержания профессионального обучения. Структурирование содержания обучения на микроуровне. Обновление содержания обучения // Специалист. – 2011. - № 5. – С. 3-5.

•Ермоленко, В.А. Механизмы развития образовательных программ интегративно - дифференцированного образования / В.А. Ермоленко, Л.С. Царева // Инновации в образовании. – 2011. - № 2. – С. 4-13.

•Ермоленко, В.А. Механизмы развития образовательных программ непрерывного образования // Известия Российской академии образования– 2011. – № 4. – С. 49-59.

•Ермоленко, В.А. Механизмы развития образовательных программ автономного образования / В.А. Ермоленко, Е.Н. Родионова // Среднее профессиональное образование. - 2011 - № 9. – С. 5-8.

•Ермоленко, В.А. Практика формирования профессиональных ценностных установок будущих сотрудников ОВД России / В.А. Ермоленко, И.С. Скляренко // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 12. – С. 25-27.

•Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. - № 1 (4). –С. 166-176.

•Ермоленко, В.А. Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. -2012. - №5 (8) – С. 151-161.

•Ермоленко, В.А. Коррекция программы автономного образования в процессе ее реализации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2012. - № 1(29) – С. 138 -143.

•Ермоленко, В.А. Ценностные и методологические основания самообразования в меняющемся социуме // Новое в психолого - педагогических исследованиях. – 2012. - № 1. – С. 35-43.

•Ермоленко, В.А. Экологическая культура и ее формирование у будущих специалистов / В.А. Ермоленко, Н.В. Морозова // Пространство и время. – 2012. - № 2 (8). – С. 163-168.

•Ермоленко, В.А. Теоретические основания и практика инновационного развития образовательных программ непрерывного образования // Образование и общество. – 2012. - № 4 (75). – С.7-14.

•Ермоленко, В.А. Чтение и грамотность в образовании и культуре // Проблемы современного образования: Интернет-журнал РАО. - 2012- № 2. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.pmedu.ru

•Ермоленко, В.А. Инновационная практика как критериальная основа оценки достоверности прогностической модели развития образовательных программ // Совет ректоров. – 2013. -№ 1. – С.37- 42.

•Ермоленко, В.А. О результатах проекта по чтению Русской ассоциации чтения «Чтение, которое нас объединяет» / В.А. Ермоленко, Н.Н. Сметанникова // Проблемы современного образования: Интернет-журнал РАО. - 2013- № 4. – С.194-199. – [Электронный ресурс]. / Библиотека К.Д. Ушинского. – Электрон. дан. – М., 2013. -Заглавие с экрана. – Режим доступа: http // www.pmedu.ru.

•Ермоленко, В.А. Роль образовательных учреждений и библиотек в реализации автономного образования // Человек читающий: Homo legens - 5. / Ред. – сост. Б.В.Бирюков, О.А. Борисова. - М.: Рус. ассоц. чтения, «Канон +», РООИ «Реабилитация», 2013. – С.31-39.

•Ермоленко, В.А. Роль функционального чтения в современном обществе // Человек читающий: Homo legens - 6. / Под общ. ред. М.В.Белоколенко. - М.: Рус. ассоц. чтения, «Канон +», РООИ «Реабилитация», 2013. – С.149-151.

•Ермоленко В.А. Особенности функционального знания и его место в структуре современного научно-педагогического знания // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. -№ 4. – С. 67-77.

•Ермоленко В.А. Реализация ценностного аспекта модернизации высшего профессионального образования в специализированных вузах МВД России / Ермоленко В.А., Скляренко И.С. // Ценности и смыслы. – 2014 . - №2 (30).- С.120-128.

•Ермоленко, В.А. Предпосылки и условия сближения стран постсоветского пространства в новых социальных реалиях // Пространство и время. - 2014. - № 3(17).- С. 115-120.

•Ермоленко В.А. Формирование единой экологической культуры специалистов Прикаспийского региона / В.А. Ермоленко, Н.В. Морозова, О.Н. Тынянова // Альманах Пространство и время. [Электронный ресурс]. - Электронное научное издание.-2014. – Т. 5. – Вып 1. – Ч.2. – Пространство и время Каспийского региона - Режим доступа: e-almanac.space-time.ru

•Ермоленко, В.А. Прогнозирование развития системы непрерывного образования в целях создания единого Евразийского образовательного пространства // Евразийский союз ученых: ежемесячный научный журнал. – 2014. - № 4.- Ч.9.- Современные концепции научных исследований. Педагогические науки: по материалам IY Международной научно-практической конференции (Москва, 25 июля 2014). – С. 6-8.

•Ермоленко, В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Альманах Пространство и время. [Электронный ресурс]. - Электронное научное издание.-2015. – 8. – В. 1. – Пространство и время образования.- Режим доступа: e-almanac.space-time.ru.

•Ермоленко, В.А. Кластеризация образовательного пространства в России на основе интеграции науки, производства и образования / В.А. Ермоленко // Педагогический журнал Башкортостана: Научно-практ. изд. Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс». РГНФ - 2015/ - № 6(61). – С.23-26 (в рамках научного проекта РГНФ № 14-06-00650).

Тезисы:

•Ермоленко, В.А. Система проектирования содержания непрерывного образования инвалидов как основы их профессиональной реабилитации // Проблемы непрерывного профессионального образования в странах, переходящих к устойчивому развитию: материалы междунар. конф. – М., 1998. – С.41-42.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность как глобальная проблема образования ХХI века // Теоретические исследования в 1999 году: материалы научно - практ. конф. / Под ред. В.А. Мясникова; сост. А.В. Овчинников. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2000. – С. 161-166.

•Ермоленко, В.А. Концептуальные основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования / В.А. Ермоленко // Теоретические исследования в 2000 году: материалы науч. конф. / Под ред. В.А. Мясникова. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2001. - С. 229-235.

•Ермоленко, В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования //Теоретические исследования в 2001 году: материалы научно-практ. конф./ Под ред. В.А. Мясникова. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2002. – С. 345-351.

•Ермоленко, В.А. Блочно-модульный принцип обеспечения преемственности профессиональной подготовки школьников и начального профессионального образования // От профильной подготовки к профессиональному образованию: сб. материалов научно-практ. конф. работников образования. – М., 2002 – С. 31-34.

•Ермоленко, В.А. Повышение профессиональной компетенции мастера производственного обучения в условиях модернизации образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы докл. 9-й Рос. научно-практ. конф. (Москва, 21-22 мая 2002 г.). - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-педагог. ун-т, 2002. – С. 13-14.

•Ермоленко, В.А. Базовое профессиональное образование России: направления развития // Основные тенденции развития современного образования: Сб. материалов междунар. научно-практ. конф. – М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2002. – С.103-107.

•Ермоленко, В.А. Научные исследования Института теории образования и педагогики в 2002 году // Теоретические исследования в 2002 году: материалы научно-практ. конф./ Под ред. В.А. Мясникова. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2003. – С. 24-43.

•Ермоленко, В.А. О компетентностном подходе к развитию качества среднего профессионального образования / В.А. Ермоленко // Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации образования: материалы Всерос. совещания-семинара – М.: Ин-т проблем развития средн.проф. образования Мин-ва образования РФ, 2003. – С. 69-85.

•Ермоленко, В.А. Организационно-педагогические условия становления непрерывного образования в России / В.А. Ермоленко //Теоретические исследования в 2002 году: материалы научно-практ. конф./ Под ред. В.А. Мясникова. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2003. – С. 224-241.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность как основа преемственности профильного и профессионального образования // Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы): сб. материалов научно-практ. конф. работников образования /Авт.-сост. Р.Л. Перченок. – М.: Департамент образования г. Москвы ИОСО РАО, ИТОП РАО, Юго-Зап. окр. управл. образованием, ГОУ МАК при АМО ЗиЛ, образ. школа № 1065, 2003. – С. 16-23.

•Ермоленко, В.А. Дидактические основы организации вариативного профессионального образования // Модернизация современного образования: материалы научно-практ. конф. – М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2004. – С. 183-189.

•Ермоленко, В.А. Вклад педагогической науки в развитие новых форм подготовки специалистов // Механизмы внедрения новых направлений науки и технологий в системы образования: сб.научн. докл. Y междунар. конф., Москва, 18-20 октября 2004г. – М.: ЮНЕСКО, 2004. – С. 500-502.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность как основа интеграции образования России и Азербайджана // Интеграционные процессы в сфере образования России и Азербайджана: материалы междунар. научно-практ. конф., Москва, 20 мая 2005г. / Под ред. А.М. Балбеко. – М.: Моск. акад. государств. и муницип. управления. – М.: РИЧ, МАГМУ, 2005. – С.18-23.

•Ермоленко, В.А. Развитие российского образования в русле глобальных тенденций // Глобализация в образовании: теория и практика: сб. докл. междунар. научно-практ. конф., ун-т Российской академии образования, Москва 17-19 мая 2005 г.– М.: Ун-т Рос. акад. образования, 2005. – С.41-47.

•Ермоленко, В.А. Проблемы устойчивого развития региональной системы образования и пути их решения / В.А. Ермоленко, В.Ф. Федченко// Теоретические исследования 2004 года: материалы науч. конф. / Под ред. В.А. Мясникова - М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2005. – С. 352-365.

•Ермоленко, В.А. Прогнозирование обновления содержания образования в условиях постиндустриального общества: основные подходы /В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин // Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф. / Под ред. В.А. Мясникова - М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2006. – С. 421-430.

•Ермоленко, В.А. Методы изучения устойчивости развития образования в педагогических исследованиях // Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы: материалы V сессии Всерос. семинара по методологии педагогики / Под ред В.М. Полонского.- М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2006. – С.191-196.

•Ермоленко, В.А. Система проектирования и реализации групповых форм работы в учреждениях профессионального образования / В.А. Ермоленко, И.С. Скляренко // Теоретические исследования 2006 года: материалы научн. конф. / Под ред. В.А. Мясникова - М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2007. – С. 173-180.

•Ермоленко, В.А. Стимулирование образовательных инноваций посредством смысловой трансформации понятий / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин //Язык педагогики в контексте современного научного знания: сб. материалов Всерос. методолог. конф.- семинара / Под ред. В.В. Краевского - Волгоград-Краснодар – Москва: Кубанский гос. ун-т, Волгоградский гос. пед. ун-т, 2008. – С.131-135.

•Ермоленко, В.А. Модели образовательных программ постиндустриального образования // Основные тенденции развития дидактики: образование в постиндустриальном обществе: сб. научных трудов междунар. научно-практ. конф., Москва, 25-26 октября 2010 г. / Под ред. И.М. Осмоловской, сост. Н.В. Мунина. - М.: СГУ, 2010 – С.28-32.

•Ермоленко, В.А. Методологические основы прогнозирования развития образовательных программ в системе непрерывного образования / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин // Теоретические исследования 2008г.: Материалы научн. конф. / Под ред. В.А. Мясникова - М.: ИТИП РАО, 2008. – С.109-119.

•Ермоленко, В.А. Динамика современного уровня грамотности (на рус. и анг.яз.) /В.А. Ермоленко // Reading and Literacy in Education and Culture (To the 10-th anniversary of «School Wherer Literacy Thrives» project [Чтение и грамотность в образовании и культуре (К 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность»)]: материалы междунар. научно-практ. конф., Москва 26-29 марта 2009 г. / Сост. О.А. Борисова. – М.: Рус. ассоц. чтения, 2009. – С. 65-66, 119.

•Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность как важный фактор качества подготовки специалистов / В.А. Ермоленко // Молодые ученые в промышленности, науке и профессиональном образовании: проблемы и новые решения: сб. науч. докл. YIII Междунар. науч.-практ. конф. ЮНЕСКО – М.: МГИУ, 2009. - С. 266-271.

•Ермоленко, В.А. Автономное образование специалиста как фактор устойчивости личности в условиях кризиса // Особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса: Тр. четвертых междунар. науч. чтений, посвящ. памяти Героя Советского Союза, акад. РАО С.Я. Батышева, Москва, 18-20 октября 2010 г. / под ред. акад. А.М. Новикова. – М.: Эгвес, 2010. – С. 88-90.

•Ермоленко, В.А. Образование как фактор социальной устойчивости специалиста в условиях кризиса // Высшее образование для XXI века: YII междунар. науч. конф. (Москва, 18-20 ноября 2010 г.): Докл. и материалы. Секция 1. Философия высшего образования. вып. 3 /отв. ред. А.Э.Воскобойников, А.К. Сковиков. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2010. – С. 32-36.

•Ермоленко, В.А. Моделирование развития образовательных программ в условиях образовательной практики // Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества: сб. науч. тр. междунар. науч.-теорет. конф., Москва, 24 окт. 2011 г. В 2 ч. – Ч.1. – М.: ИТИП РАО, 2011.- С. 99-111.

•Ермоленко, В.А. Смысловая трансформация понятий в методологическом обеспечении формирования нового педагогического знания и образовательной практики / В.А.Ермоленко, С.Ю.Черноглазкин // Развитие педагогического знания в науке и образовании: материалы XXYII ссесии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Рос. акад. образования /Под. ред. М.В. Богуславского и Т.Б. Игнатьевой. – М.: Тверь: Научная книга, 2011. – С.54-57.

•Ермоленко, В.А. Педагогический прогноз как основа управления развитием образовательных программ // Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы: сб. науч. статей (по материалам Всерос. методолог. семинара, Москва, 21-22 апр. 2011г. – М.: Моск. ин-т открытого образования, 2011. – С. 248-252.

•Ермоленко, В.А. Управление развитием образовательных программ в условиях перехода к постиндустриальному обществу // Образование – экономика - право: процессы трансформации и критерии эффективности: материалы YII междунар. науч. конф., Москва, 31 марта 2011 г. - М.: Моск. ин-т экономики, менеджмента и права, 2011. – С.462-464.

•Ермоленко, В.А. Экологизация профессионального обучения в образовательном учреждении на системной основе / В.А.Ермоленко, Н.В.Морозова // ЭКО-2010: сб. работ (по материалам ХYI Междунар. эколог. конф. молодежи) /Под ред. В.А. Мясникова, сост. С.Э.Ермаков, В.В.Мосолов. – М.: УРАО ИТИП, МООО «Экологический союз Подмосковья», ООО ИЦ «Филин», 2011. – С.140-146.

•Ермоленко, В.А. Прогностическое развитие образовательных программ как условие повышения качества образования // Повышение качества образования в период школьных реформ: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. (Ярославль – Москва, 1 октября – 15 ноября 2011 г.). – Ярославль, 2011. – С.114-121.

•Ермоленко, В.А. Развитие педагогической деятельности в учреждении профессионального образования на основе потенциала социума / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой междунар. науч.-практ. конф. 27-28 окт. 2011 г. В 2-х / Под ред. В.С. Торохтия. Ч.2. – М.: Граница, 2011.– С. 209-213.

•Ермоленко, В.А. Универсальная функциональная грамотность как условие безопасности жизнедеятельности на пространстве СНГ // Образование, экономика, право в современном обществе: материалы YIII междунар. науч. конф., Москва, 27 марта 2012 г. Ч.II / отв. ред. А.В. Семенов, Ю.С. Руденко. - М.: Моск. ун-т им. С.Ю. Витте, 2012. – С.71-76.

•Ермоленко, В.А. Модернизация образовательных программ интегративно - дифференцированного образования // Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества: сб. статей междунар. науч.-практ. конф., Москва, 22 октября 2012 г. – М.: ФГНУ «Ин-т теории и истории педагогики» РАО, 2012. – С. 16-22.

•Ермоленко, В.А. Оценка достоверности прогностической модели развития образовательных программ на основе анализа инновационной практики // Основные тенденции развития дидактики: инновационный потенциал дидактического знания: материалы междунар. научно-практ. конф. / Под ред. Ю.Е. Шабалина И.В. Шалыгиной.- Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2012. – С. 37-43.

•Ермоленко, В.А. Роль библиотек в реализации автономного образования // Чтение и грамотность в образовании и культуре (по итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»). Доклады и тезисы: Вторая междунар. научно-практ. конф. / Под ред. М.В. Белоколенко. – М.: Канон +, 2012. – С.99-102.

•Ермоленко, В.А. Единая функциональная грамотность населения приграничных территорий и безопасность его жизнедеятельности // Геополитика: теория, история, практика: тр. междунар. научно-практ. конф. 24 апреля 2012 г.: сб. статей. – М.: АНО Научно-изд. центр «Пространство и время», 2012.

•Ермоленко, В.А. Основания и стратегии обеспечения развития профессионального образовательного учреждения как самоуправляющейся социокультурной среды / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин // Педагогические проблемы управления конкурентоспособностью образовательного учреждения: материалы конференции, Альметьевск, 19 апреля 2012 г. - Альметьевск, 2012. – С. 54-60.

•Ермоленко, В.А. Универсальная функциональная грамотность как средство решения проблемы безопасности в приграничных территориях // Проблемы национальной безопасности России: Уроки истории и вызовы современности: междунар. научно-просветительская конф. (ХХI Адлеровские чтения) (К 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию начала битвы за Кавказ в годы великой Отечественной войны), г. Сочи (Адлер), 25-29 мая 2012 г. – Адлер, 2012.

•Ермоленко, В.А. Развитие образовательных программ в условиях непрерывного профессионального образования // Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы: материалы междунар. научно-практ. конф.. – Казань: Ин-т педагогики и психологии проф. образования, 2013.

• Ермоленко, В.А. Блочно-модульная система как перспективная модель подготовки специалистов в образовательных учреждениях // Наука XXI века: проблемы академической мобильности исследователей и методологии исследования: материалы III междунар. научно-практ. конф., Архангельск, май 2013 г. / Под общ. ред. З.А. Демченко – Архангельск: Северный (Арктический) Федеральный ун-т им. М. Ломоносова, 2013

•Ермоленко, В.А. Научные основы инновационной деятельности по формированию перспективной системы непрерывного профессионального образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы YI Всерос. научно-практ. конф., Екатеринбург, 11-14 нояб. 2013 г./ Научн. ред. д-р пед наук, проф. Е.М.Дорожкин, д-р пед наук, проф. В.А.Федоров. – Екатеринбург: Рос. проф.-пед. ун-т, 2013. – С. 35-39.

•Ермоленко, В.А. Человеческий фактор в деятельности корпораций и развитии корпоративного обучения / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин // Взаимодействие государственных и корпоративных учебных заведений как ресурс повышения качества профессионального образования: материалы междунар. научно-практ. конф. (г. Казань, апрель 2013) / Под общ. ред. д.п.н. Е.А.Корчагина, д.п.н .Р.С. Сафина. – Казань: РИЦ, 2013. – С. 55-57.

•Ермоленко, В.А. Теоретические модели формирования и развития функциональной грамотности // Педагогические науки: генезис и прогнозы развития: Сб. тр. Междунар. научно-теорет. конф. 28-29 мая 2014 г. В 2 Т. /Под ред. С.В. Ивановой, А.В. Овчинникова. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. Т.1. – С.

•Ермоленко, В.А. Аксиологический аспект модернизации высшего профессионального образования / В.А. Ермоленко, И.С. Скляренко // Модернизационные процессы в российском и зарубежном образовании XVIII – начала XXI века: сб. научн. тр. Всероссийской научно-практической конф. - XXX сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО / Под науч. ред. М.В. Богуславского, С.В. Куликовой, А.Н. Шевелева. – СПб.: СПб акад. последипломного образования, 2014. – С. 439-444.

•Ермоленко, В.А. Педагогический прогноз как основа перспективного развития системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й Международной конференции (СПб, 30 мая – 1 июня 2014 г.), в 2 Ч. /сост. Н.А. Лобанов; под ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл .непрерыв. образования. Вып.12. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – Ч.1. – С. 231-234.

•Ермоленко В.А. Системно-деятельностный подход к проектированию содержания экологического обучения специалистов / В.А. Ермоленко, Н.В. Морозова // Развитие педагогических представлений о сущности и результативности обучения в контексте процессов стандартизации образования: материалы Восьмой Междунар. заочной науч.-практ. конф., в рамках педагогических чтений, посвящ. памяти Исаака Яковлевича Лернера / Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; ред. Е.Н.Селиверстова и др.]. – Владимир: ВИТ-принт, 2014. – С. 285-293.

•Yermolenko, V.A. Educational forecast as basis for prospective development of the lifelong education system // Lifelong Learning: Continuous education for sustainable development proceeding of 12-th International Conf.: in 2pts./arr. N.A. Lobanov, V.N. Scvortsov; Pushkin LSU, 2014. – Pt.1. – Pp. 205-207 (на англ.).

•Ермоленко В.А. Модернизация образовательных программ многоуровневого профессионального образования // Многоуровневое профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., Казань, 24 апреля 2014 г. – Казань: Казанский гос. архитектурно-строительный ин-т, Ин-т педагогики и психологии проф. образования РАО, 2014. – С. 17-21.

•Ермоленко В.А. Реализация идей А.М. Новикова при прогнозировании развития образовательных программ в условиях непрерывного образования // Образование в постиндустриальном обществе: сб. ст. междунар. научн. конф., посвящ. Александру Михайловичу Новикову – Ученому, Учителю, Человеку, Москва, 2 дек. 2013. – М.: ФГНУ «Ин-т теории и истории педагогики» РАО, 2014. - С.39-49.

•Ермоленко, В.А. Блочно-модульная система как перспективная модель подготовки специалистов в образовательных учреждениях // Наука XXI века: проблемы академической мобильности исследователей и методологии исследования: материалы III междунар. научно-практ. конф. (г. Архангельск,16-18 мая 2013 г.). Вып.3 / Под общ. ред. З.А. Демченко; Северный (Арктический) Федеральный ун-т им. М.В. Ломоносова – Архангельск: ИД САФУ, 2014.- С. 33-37.

•Ермоленко В.А. Функциональное чтение в контексте социальных изменений. // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып.9 (Москва, 24 апр. 2014) (по материалам Постоянного семинара РАО по проблемам чтения «Чтение в культуре повседневности. Обыденное чтение») / Под ред Ю.П. Мелентьевой. - М., 2014. С.26-35.

•Ермоленко, В.А. Функциональное чтение: гендерный аспект // Доклады Научного Совета по проблемам чтения РАО (по материалам Постоянного семинара по проблемам чтения РАО «Чтение: гендерные аспекты. Отцовское и материнское чтение: их влияние на читательское развитие ребенка») (Москва, 27 апр. 2015 г.) / Под ред Ю.П. Мелентьевой. М., 2015.

•. Ермоленко, В.А. Кластеризация образовательного пространства в России на основе интеграции науки, производства и образования // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: материалы 10-й Междунар. научно-практ. конф. (г. Казань, 12 мая 2016 г.) / Под научной ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. В 2-х частях. Ч.1. – Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный ун-т, 2016. - С. 45-52 (в рамках научного проекта РГНФ № 14-06-00650).

•Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности студентов как важного фактора безопасности их жизнедеятельности // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: Материалы 10-й Междунар. научно-практ. конф. (г. Казань, 12 мая 2016 г.) / Под научн. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. В 2-х частях. Ч.2. – Казань: Казанский индустриальный архитектурно-строительный ун-т, 2016. – С.171 -176.

•Ермоленко В.А. Изменчивость функционального знания как фактор повышения мотивации обучающихся к чтению специальной литературы // Чтение и грамотность в образовании и культуре: Итоги и перспективы: сб. материалов пятой Международной научно- практической конференции / Под ред. М.В. Белоколенко. – М.: РАЧ, Канон +, РОИ Реабилитация, 2017. – С. 95-97.

•Ермоленко, В.А. Автономное образование как способ развития инновационного потенциала будущего специалиста // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-й междунар. научно-практ. конф. (г. Казань, 2017). В 2-х кн. Кн. 1. / Под. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. - Казань: Школа, 2017. – С. 272 – 276.

Энциклопедии

•Энциклопедия профессионального образования. В 3 Т.-Т.1 / В.А. Ермоленко [и др.]; научно-ред. совет: С.Я. Батышев., А.М. Новиков, В.А. Поляков.- М.: РАО, Ассоц. «Профессиональное образование», 1998. Т.1.- 568 с.

Учебные издания

Учебники

•Профессиональная педагогика: Учебн. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям [Рекомен. Министерством общего и профессионального образования РФ] / В.А.Ермоленко [и др.]; под рук. С.Я. Батышева. - М.: Ассоц. «Проф. образование», 1-е изд. –1997; 2-е изд. перераб. и доп. -1999. – 903 с.

•Профессиональная педагогика: Учебник. 3-е изд. – перераб. / В.А.Ермоленко [и др.]; под ред. С.Я. Батышева и А.М.Новикова - М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010. - 456 с.

Учебные пособия

•Ермоленко, В.А. Система разработки вариативно-модульной учебно-программной документации для профессионального обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников: учебно-методическое пособие / В.А. Ермоленко (науч. рук.), Т.Т. Новикова, П.Н. Новиков, О.А. Павлова; под ред А.Н. Лейбовича. - М.: Рос. учебн. центр Федер. службы занятости России, 1995. - 103 с.

•Профессиональная реабилитация инвалидов: учебно-методическое пособие /В.А. Ермоленко [и др.]. - М.: Федер. научно-практ. центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Минтруда РФ, 2003. – 280 с.

Курсы лекций, образовательные программы

•Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта: Учебный план, учебная программа и курс лекций для повышения квалификации методических работников профессионального образования: Учебный план, программа, курс лекций/ В.А. Ермоленко [и др.]. - М.: Ин-т развития проф. образования Мин-ва образования РФ, 1995. – 133 с.

•Программы дополнительного профессионального образования для специалистов профессиональных образовательных учреждений /В.А. Ермоленко [и др.]; под ред. В.А. Ермоленко. - М.: Педагогическая академия последипломного образования МО, 2006. – 84 с.

Методические пособия и рекомендации

•Ермоленко, В.А. Организация работы методиста на диагностической основе: метод. рекомендации // Т.И. Олифиренко, В.А. Ермоленко, Н.Н. Михайлова. - М.: Ин-т развития проф. образования Мин-ва образования РФ, 1995. – 61 с.

•Ермоленко, В.А. Методические рекомендации по разработке федерального компонента государственного стандарта профессионального образования / В.А. Ермоленко, Т.Т. Новикова. - М.: Институт развития профессионального образования Мин-ва образования РФ, 1995. – 48 с.

•Ермоленко, В.А. Основы технологии проектирования примерной (типовой) учебно-программной документации для подготовки рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования: метод. рекомендации / А.Н. Лейбович, В.А. Ермоленко, Т.Т. Новикова. - М.: Ин-т развития проф. образования Мин-ва образования РФ, 1995. – 43 с.

•Ермоленко, В.А. Методические рекомендации по проектированию примерного учебного плана для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования / В.А. Ермоленко, Т.В. Жарова. - М.: Ин-т развития проф. образования Мин-ва образования РФ, 1995. - 62 с.

•Ермоленко, В.А. Методические основы организации непрерывного образования инвалидов. Сер.: Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Вып.4: пособие для работников образования системы социальной защиты / В.А. Ермоленко.- М.: Центр. бюро научно-техн. информации и пропаганды Минтруда России, 1997. - 131 с.

•Ермоленко, В.А. Подготовка менеджеров в системе непрерывного образования: метод. пособие. - М.: Научно-метод. центр средн. профес. образования, Исследоват. центр проблем непрерывного проф. образования, 1997. – 80 с.

•Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Министерству труда и социального развития: сб. информационно-методических материалов / В.А. Ермоленко [и др.]. - М.: Центр. ин-т экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Минтруда РФ, 1999. – 151 с.

•Ермоленко, В.А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования / В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю.Черноглазкин. – М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 1999. – 228 с.

•В помощь методическому работнику профессионального образования: справочные материалы / В.А.Ермоленко [и др.]. – М.: Ин-т развития проф. образования Мин-ва образования РФ, 2000. – 102 с.

•Организация образовательного процесса при подготовке специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования: комплект дидактических материалов / В.А. Ермоленко [и др.]; под ред. В.А. Ермоленко. - М.: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2000. – 242 с.

•Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений: Пособие для работников образования. Сер.: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений в современных условиях. Вып.1 / В.А. Ермоленко [и др.]; под науч. ред. В.А. Ермоленко. – М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2000. – 93 с.

•Организационно-педагогические условия устойчивого развития учреждений начального и среднего профессионального образования: Пособие для работников образования. Сер.: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений в современных условиях. Вып.2./ В.А. Ермоленко [и др.]; под ред. В.А. Ермоленко. – М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2001. – 92 с.

•Ермоленко, В.А. Аттестация руководителей учреждений начального профессионального образования, их заместителей и мастеров производственного обучения: методические рекомендации. Сер.: Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области. Вып.7 / А.М. Новиков, В.А. Ермоленко, А.К. Орешкина, С.В. Шрамкова; под. ред. А.М. Новикова и Л.Я. Олиференко.– М.: Ин-т повыш. квалиф. и переподг. работников народного образования Мин-ва образования Моск. обл., 2001. - 72 с.

•Организационно-экономические условия устойчивого развития учреждений непрерывного профессионального образования: пособие для работников образования. Сер.: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений в современных условиях. Вып.3. / В.А.Ермоленко [и др.]; под науч. ред. В.А.Ермоленко - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2002. – 104 с.

•Ермоленко, В.А. Инновационная деятельность педагогических коллективов ССузов по реализации стандартов СПО нового поколения: научно-практ. пособие. - М.: Ин-т проблем развития средн. проф. образования Федер. агенства по образованию, 2005. – 145 с.

•Аттестация руководителей и работников учреждений начального профессионального образования: методические рекомендации и материалы. Сер.: Управление образованием / В.А. Ермоленко [и др.]; под общей ред. Л.Я. Олиференко - М.: АРКТИ, 2005. – 104 с.

•Система деятельности профессионального образовательного учреждения в режиме устойчивого развития. Сер.: Модернизация образовательного процесса как условие устойчивого развития образовательного учреждения. Вып.1: Методические рекомендации для работников образования / В.А. Ермоленко [и др.]; под ред. В.А. Ермоленко. - М.: Мин-во образования Моск. области, Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2005. – 128 с.

•Проведение маркетинговых исследований профессиональным образовательным учреждением. Сер.: Модернизация образовательного процесса как условие устойчивого развития образовательного учреждения. Вып.2: Методические рекомендации для работников образования / В.А. Ермоленко, И.А. Ласкина, В.Ф. Федченко, Л.С. Царева; под ред. В.А. Ермоленко. - М.: Мин-во образования Моск. обл., Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2005. – 115 с.

•Организация дистанционного обучения инвалидов в профессиональном образовательном учреждении. Сер.: Модернизация образовательного процесса как условие устойчивого развития образовательного учреждения. Вып.3 / В.А. Ермоленко [и др.]; под ред. В.А. Ермоленко. - М.: Мин-во образования Моск. области, Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2005 – 163 с.

•Основы профессиональной реабилитации детей-инвалидов / В.А. Ермоленко [и др.]; отв. ред. О.С. Андреева. - М.: Федер. бюро медико-социальной экспертизы Федер. агенства по здравоохранению и социальному развитию, 2005. – 118 с.

•Ермоленко, В.А. Методические рекомендации по развитию образовательных программ в профессиональном училище. Сер.: Модернизация образовательного процесса как условие устойчивого развития образовательного учреждения. Вып.7 / В.А. Ермоленко, Л.С. Царева / Ин-т теории и истории педагогики РАО. - М., 2007.- 50 с. - Деп. в ИТИП РАО, 20.03.2008, № 29-07. Рефератив. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2008 г.

•Ермоленко, В.А. Методические рекомендации по созданию преемственных образовательных программ в системе школа - профессиональное образовательное учреждение. Профессии: Оператор ЭВМ, Слесарь по ремонту автомобилей (методические рекомендации Серия Модернизация образовательного процесса как условие устойчивого развития образовательного учреждения. Вып.4 / В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок / Ин-т теории и истории педагогики РАО. - М., 2007. – 49 с. - Деп. в Ин-те теории и истории педагогики РАО, 20.03.2008, № 01-08. Реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2008 г.

•Ермоленко, В.А. Обновление содержания образования по профессиям коммерческого профиля в учреждениях начального профессионального образования: метод. Пособие / В.А. Ермоленко, С.Ю. Черноглазкин / УРАО «Ин-т теории и истории педагогики». - М., 2009.- 50 с. - Деп. в ИТИП РАО 20.04.2009, № 04-09. Реферат опубликован в реф. сб. рукоп. по образованию и педагогике, принятых на депонирование в 2009 г.

•Ермоленко, В.А. Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования: методология и практика: метод. пособие / В.А. Ермоленко, С.В. Иванова, М.В. Кларин, С.Ю. Черноглазкин; под ред. В.А. Ермоленко. – М.: ФГНУ «Ин-т теории и истории образования» РАО, ИЦ ИЭТ, 2013.- 180 с.

Публикации за рубежом

•Jermolenko W.A. Resümee zur Arbeit des Seminars «Standards in der beruflichen Bildung» [Резюме по работе секции «Стандарты в профессиональном образовании»] / W.A. Jermolenko // Gemeinsame Prаsentation von Ergebnissen der deutsch-russischen Zusammenarbeit auf dem Gebiet der beruflichen Buldung, Moskau, 20-22 November 1994: Transform - Berlin: BIBB, Dez.1995/Jan.1996. – Рр.56-58; 187-189.

•Ермоленко, В.А. Стандартизация начального профессионального образования в России: вопросы применения и мониторинга стандартов в образовательных учреждениях /В.А. Ермоленко // Образование как средство развития человека, общества, государства: междунар. научно - практ. конф.- Витебск: Витебс. област. ин-т повыш. квалиф. и переподг. руков. работников и специалистов образования, 1997. – С. 162-169.

•Ермоленко, В.А. Подходы к построению содержания непрерывного профессионального образования / В.А.Ермоленко // Образование как средство развития человека, общества, государства: сб. материалов междунар. научно-практ. конф. - Витебск: Витебс. област. ин-т повыш. квалиф. и переподг. руков. работников и специалистов образования, 1997. – С. 121-123.

•Ermolenko V.A. Formation à la littératie fonctionnelle dans la Russie actuelle / V.A. Ermolenko // Caractères: Une revue de l´Association belge pour la lecture (section francophone)-ASBL. – 2001. - № 5, 3/2001. – Рр. 27-28 (на фр. языке).

•Ermolenko V.A. Über die Anwendbarkeit der Qualitätskriterien des EVBB e.V. fur die beruflich Bildung in Bildungseinrichtungen Russlands [О применимости критериев качества ЕОПОУ для профессионального обучения в образовательных учреждениях России] / V.A. Ermolenko // Berufsbildung als Instrument der Wirtschafts-und Beschäftigung unter desonderer Berücksichti-gung der Quali-tätssiherung: Konference des EVBB zur Qualitätssiherung. in der beruflichen Bildung, Moskau 2001 in der Lomonossow Universität Moskau (MGU) am 7. Juni 2001. – Рр. 119-126.

•Ермоленко, В.А. Ценностно - компетентностная модель подготовки специалистов / В.А.Ермоленко, И.С.Скляренко // Вопросы качества образования в Беларуси, России, Украине: сб. научн. статей /сост. и ред. М.И.Вишневский. – Могилев: УО «МГУ им. Кулешова», 2010. – С.194-205.

•Ermolenko V.A. Functional Literacy as the basis for safety of life activity [Функциональная грамотность как основа безопасности жизнедеятельности] (на рус. и англ. языке) / V.A. Ermolenko // Literacy & Diversity: Book of abstracts of the 17-th European Conference on Reading (Belgium, Mons, 31.07 - 3.08 2011). – Mons: Univercity of Mons, 2011. - Рр. 259-260.

•Ermolenko V.A. Universal Functional Literacy as the basis for safety of life activity neighbouring countries [Универсальная функциональная грамотность как основа безопасности жизнедеятельности стран-соседей] / V.A. Ermolenko // Theory for Practice in the Education of Contemporary Society: Proceedings of the 6-th International Scientific Conference (29-31 Mach 2012, Riga, Latvia) – Riga: Riga Teacher Training and Educational Management Academy, 2012.

•Ермоленко, В.А. Ценностный аспект модернизации высшего профессионального образования / В.А. Ермоленко, И.С. Скляренко // Проблеми гуманiзацiï навчання та виховання у вищому закладi освiти: матерiалы Х Iрпiнських мiжнародных науково-педагогiчних читань (Iрпiнь, 29-30 березня 2012 р.): в 4 ч. Ч.2 /секцiï 3,4.- Iрпiнь: Видавництво Нацiонального унiверситету ДПС Украïни, 2012. – С. 122-134.

•Ermolenko, V.A. Universal functional literacy in response to new challenges for safety of life activity / V.A. Ermolenko // New Challenges – New Literacy. 18-th European conference on reading: Programm, Book of abstracts. – Noteria tryckeri, Klockrike, Sweden 2013. – Pp. 76-77 (0,03 п.л.).

•Ermolenko, V.A. Universal functional literacy in response to new challenges for safety of life activity. [Электронный ресурс]: презентация доклада на 18-th European conference on reading «New Challenges – New Literacy» [18-й Европейской конф. по чтению «Новые вызовы – новая грамотность»] (Jönköping Sweden, август 2013). ] / International Development in European Committee of the International Reading Association. – Сайт IDEC. – 2013. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: www.literacyeurope.org).

•Ermolenko, V.A. Development of Functional Literacy in Context of Social Changes [Развитие функциональной грамотности в контексте социальных изменений] // Literacy in the New Landscape of Communication: Research Education and Everyday: 19-th European conference on reading: Programm, Book of Abstracts, Klagenfurt, Austria, 13-16 July 2015. - Klagenfurt, Austria: Austrain Literacy Association, 2015. – Pp.139-140.


Последняя редакция анкеты: 22 апреля 2019