Салитова Фэридэ Шарифовна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Московская область

Салитова Фэридэ (Фарида) Шарифовна – доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель искусств РТ. Родилась 12.06.1948 в г. Вена (Австрия). Окончила Казанскую гос. консерваторию (спец. фортепиано), очную аспирантуру Института языка, литературы и истории Казанского ф-ла АН СССР (спец. музыкальное искусство). В 1971 – 82 преподаватель Казанского гос. института культуры; 1983 – 85 научный сотрудник Института яз., лит. и истории Казанского филиала АН СССР; с 1985 по 2013 – профессор Казанского федерального университета (в 2001 – 2009 зав. кафедрой теории, истории музыки и методики муз. образования, в 2000 – 2010 – декан музыкального факультета), одновр. в 1985 – 1996 ст. научный сотрудник Национального музея РТ, в 1996 – 2013 – ст. научный сотрудник Академии наук РТ (авт. и ред. отдела культуры и образования Института Татарской энциклопедии); в 2013 - 2015 профессор Российского нового университета (Климовский филиал), одновр., в 2014 - 2016 - Российского гос. университета туризма и сервиса, с 2016 - Гжельского гос. университета. Осн. направления научной работы: теория, история и практика отечественной культуры, искусства, педагогики и образования. Опубликовала более около 300 научных и учебно-методических работ (в т.ч. монографии, учеб. пособия). Преподавательская работа в ВУЗе: дисциплины психолого-педагогического, гуманитарного и искусствоведческого циклов; руководство аспирантами и соискателями. Участие в объединениях и организациях: действительный член Петровской академии наук и искусств; член Союза композиторов РФ, Российской ассоциации содействия науке (РАСН), Российской общенациональной секции ISME, Научного совета по проблемам истории музыкального образования, Российского профессорского собрания и др. Также: участие в разработке программ ВПО и СПО, научной и учебной документации, программ развития вузов, в работе гос. аттестационных и экспертных комиссий; оппонирование и рецензирование диссертаций; редактирование и рецензирование научных и методических трудов; регулярное издание научных сборников (отв. редактор и составитель), организация и проведение международных научно-практических конференций, просветительских мероприятий; выступления по ТВ, радио, в печати; участие в создании и деятельности музеев и др.

Научные публикации

Осн. монографии, учебные пособия: Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля. – Казань: Казан. гос. консерватория, 1994. – 145 с. (соавт. В.Н.Горшков, Г.М.Кантор, Е.С.Яхонтова).

Очерки по истории татарской музыкальной культуры. – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 1997. – 119 с.

Формирование традиционной музыкально-педагогической культуры татарского народа (VI - XVI вв.). – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2001. – 124 с.

Развитие музыкально-педагогической культуры Казанского края (середина XVI – начало XX вв.). – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2002. – 128 с.

Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до начала ХХ в.). – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2002. – 233 с.

История татарской музыкальной педагогики: учеб. пособие для ВУЗов. – Казань: Татар. гос. гум.-пед. ун-т, 2008. – 200 с.

Салих Сайдашев. Жизненный и творческий путь. – Казань: Изд-во «Бриг», 2011. – 332 с.

Диалог культур в глобальном мире: учеб. пособие (колл.) для студ. высш. учеб. завед. / под ред. И.В. Ильина, Ю.В. Яковца / сост. С. Фарах. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2017. – С. 205 – 218.

Музыкальная культура и педагогика: история и современность. – М.: Изд-во «Первый том», 2018. – 324 с.

Избр. статьи (с 2011 г.)

Реализация стратегии общего музыкального образования Российской Федерации в региональных педагогических структурах: на примере вузовской практики Республики Татарстан // Музикално-образователни стратегии и практика в предучилищна, училищна и извънучилищна среда: м-лы Трета нац. конф. с междунар. участие. – София: Нац. форум «Орфеева Дарба»; Софийски ун-т «Св. Климент Охридски», 2011. – С. 15 – 22.

Современные направления исследований в области педагогики искусства и искусствознания: по материалам международных конференций «Музыка и педагогика» и «Искусство и педагогика»; Музыкальный факультет Татарского гуманитарно-педагогического университета в первое десятилетие XXI в. // Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования: м-лы VI междунар. науч.-практ. конф. – Вып. VI. / отв. ред.-сост. Ф.Ш.Салитова. – Казань: Казан. федер. ун-т; изд-во «Бриг», 2011. – С. 3 – 10; 64 – 73.

Музикалнопедагогическата култура на Волжска България ІХ-ХІІІ век (Изследване) // Електронното списание «i Продължаващо образование». – Брой 27. – 2012. – Януари – Март (София).

Музыкальная архаика Поволжья и Приуралья в процессе нравственно-эстетического развития детей младшего школьного возраста // Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа: м-лы междунар. науч.-практ. конф. – Витебск: Витеб. гос. ун-т им. П.М.Машерова, 2012. – С. 25 – 28.

Письменные памятники Средневековья как источник сведений о процессе исторического становления музыкально-педагогических традиций народов Поволжья и Приуралья // Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси: м-лы междунар. симпозиума III сессии науч. совета по проблемам истории муз. образования. – В.Новгород; Пермь: Новг. гос. ун-т им. Я.Мудрого; Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2012. – С. 166 – 173.

Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 4 (94). – С. 74 – 79.

О подготовке музыкально-педагогических кадров высшей квалификации в Республике Татарстан: история, современное состояние, перспективы // Образование и саморазвитие. – 2013. – № 1 (35). – С. 202 – 207.

Проблемы специализированной подготовки педагогов-музыкантов в современной структуре отечественного высшего образования // Современное музыкальное образование – 2012: М-лы междунар. науч.-практич. конф. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – С. 25 – 28.

Султан Габаши, Назиб Жиганов, Рудольф Нуриев, Салих Сайдашев, Фарид Яруллин, Рустем Яхин // Сорок татар. – Казань: Татар. отд. Всемир. ассоц. писателей (междунар. ПЕН-клуб); Татар. кн. изд-во, 2013. – С. 39– 42; 105– 108; 238 – 241; 265 – 269; 358 – 361; 367 – 370.

Становление системы общего музыкального образования в Казанской губернии (по документам и материалам изданий XIX - начала ХХ вв.) // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. – 1913. – Вып. 2. – С. 144 – 153.

О реформировании структуры профессионального музыкального образования в российских регионах (по итогам исследования системы подготовки педагогов-музыкантов в Республике Татарстан) // Музикалнообразователни стратегии и практика в предучилищна, училищна и извънучилищна среда: Четвърта нац. конф. с междунар. участие. – София: Анубис, 2013. – С. 177 – 181.

Цикл статей о татарской музыкальной культуре (наиболее выдающиеся явления и персоналии) // Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2010, 2014. – Т. 5 –6.

Педагогический потенциал этнических музыкально-инструментальных традиций (на примере исторической эволюции музыкально-образовательной практики Казанского края до начала ХХ века) // Музыка и музыкальное образование в Средневековой Руси: м-лы всерос. (с междунар. уч.) симпозиума IV сессии Научного совета по проблемам истории муз. образования. – Курск; Пермь: Курск. гос. ун-т; Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2014. – С. 74 – 84.

Многоаспектность и приоритеты современного гуманитарного образования // Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: м-лы VII междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.-сост. Ф.Ш.Салитова. – Климовск; Минск: Росс. нов. ун-т, Белорус. гос. ун-т культ. и иск-в; изд. «Отечество», 2014. – Вып. VII. – С. 4 – 6.

Роль фольклорных традиций в нравственно-эстетическом развитии детей: на примере текущей образовательной практики Республики Татарстан // Музыкалык онер жэне музыкалык бiлiм берудiн педагогикасы: даму мэселелерi мен перспективалары: Гылыми макалалар жинагы / (Гыл. ред. Р.Р.Жэрдемалиева, А.К.Ахметова) – Алматы.: Абай ат. КазУПУ, «Улагат баспасы». 2014. – С. 11 – 18.

К проблеме структурных преобразований в системе подготовки музыкально-педагогических кадров: некоторые итоги и перспективы // Современное музыкальное образование — 2014: м-лы XIII междунар. науч.-практ. конф. / Ред. И.Б.Горбунова. — СПб.: Росс. гос. пед. ун-т, 2014. — С. 29 – 31

Особенности ранних этапов становления педагогического потенциала народного музыкально-поэтического творчества (на примере традиционного татарского фольклора) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17868

Проблемы нравственного развития личности в системе современного высшего образования: организационно-методический аспект // Сервис в России и за рубежом. – 2015. - Т. 9. - № 2 (58). – С. 113 – 121.

Вклад выпускников Московской консерватории в становление системы музыкального образования Казани (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Московская консерватория в ее историческом развитии (к 150-летию)»: м-лы междунар. науч.-практ. конф. / ред.-сост. В.ИАдищев, КВ.Зенкин. – М.: Моск. гос консерватория», 2016. – С. 97 – 102.

Культурно-просветительская деятельность как фактор стабилизации современного российского социума // Сервис в России и за рубежом, 2016. Т. 10. № 5 (66). C. 94-104

Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: полиэтнический аспект // Сервис plus, 2016. Т. 10. № 3. С. 68 – 76

Socio – pedagogical Priorities of the Educational Process at the University: the Didactic Aspect of Information Technology // International journal of environmental & science education 2016, Vol. 11, no. 18, 10987-10997 (в соавт.)

Социокультурные реалии эпохи как условие формирования выдающегося творческого деятеля // Детство музыкантов: история и современность (междисциплинарный дискурс): м-лы Всерос. симпозиума VI сессии Науч. совета по проблемам истории муз. образ. / ред.-сост. В.И. Адищев, К.В. Зенкин. – М.; Пермь: Всерос. музейное объединение; Моск. гос. консерватория; Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2017. – С. 190 – 196.

Театрально-музыкальное наследие Салиха Сайдашева в исторической ретроспективе // Салих Сәйдәшев=Салих Сайдашев: сб. ст. – Казань: Изд-во «Җыен», 2017. – С. 443 – 479.

Просветительские идеи джадидизма как предпосылки становления музыкального образования тюркских этносов Поволжья и Приуралья // Педагогика және Психология=Педагогика и психология (Алматы). – 2017. – № 3 (32). – С. 38 – 43.


Последняя редакция анкеты: 5 октября 2014