Гуров Виктор Александрович
  1. Ученая степень
    кандидат биологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Биологические науки
  4. Регион
    Россия / Красноярский край

Биографические данные

Гуров Виктор Александрович родился 16.08.1959 г в пос. Зеленый Усть-Абаканского района Красноярского края

Образование высшее: закончил в 1982 году Красноярский государственный университет; в 1995 году - Международный образовательный и Психологический колледж Психологического института РАО, г. Москва.

С 1984 м.н.с. отделения Адаптации органов зрения НИИ Медицинских проблем Севера СО РАМН (рук. д.м.н. В.Ф. Базарный).

1990 год стажировка на базе института возрастной физиологии АПН СССР в лаборатории Физиологии ССС (рук. д.м.н. И.О Тупицын).

С 1991 года ст.н.с. первой в системе повышения квалификации лаборатории Физиолого-здравоохранительных основ формирования личности. С 1997 года заведующий лабораторией школьного Здоровья, а с 2012 года ведущий научный сотрудник, доцент кафедры Здоровья и безопасности жизнедеятельности Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук в НГПУ в 1995 году на тему «Влияние учебных занятий в режиме динамических поз на психофизиологическое развитие младших школьников».

В 1997 году МО РФ присуждено ученое звание доцента по кафедре Био¬медицинских основ жизнедеятельности человека КГПУ им. В.П. Астафьева.

2005-2007 гг по направлению МО РФ обучался в очной целевой докторантуре Томского университета по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

С 2005 по 2010 год руководил региональным проектом «Школа – территория здоровья», в котором приняли участие 143 школы Красноярского края. Образовательная площадка лаборатории школьного Здоровья, руководимая Виктором Александровичем, - лицей № 103 «Гармония» г. Железногорска (директор – заслуженный Учитель РФ Е.Н Дубровская), стала лучшей школой России (2006) и лучшей (из 3600 школ) в федеральном конкурсе «Школа – территория здоровья» (2008 г.).

За обоснование механизма формирования школьной дезадаптации награжден орденом «За вклад в науку» II степени (2012 год).

Общее количество публикаций - 130, общий объем - более 150 у.п.л. Автор 2-х монографий, 2-х практикумов (1 - с грифом УМО РФ), 21 учебно-методических пособий и рекомендаций, 15 публикаций в изданиях рекомендованных ВАК РФ, 7 патентов РФ на изобретение (полезные модели) дидактических развивающих и спортивных средств (в соавторстве).

Научные публикации

Монографии и учебно-методические пособия

1.Гуров В.А. Дидактическая система повышения квалификации: теория и практика. Монография. Красноярск: Гротеск, 2007. – 168 с.

2.Гуров В.А. Влияние технологического компонента образовательной среды на процесс психофизиологического развития младших школьников. Монография. Красноярск: Поликом, 2008.– 258 с.

3.Гуров В.А., Медведев Л.Н. Практикум по возрастной физиологии: методы оценки школьно-зависимых систем организма и здоровья учащихся.Красноярск: РИО КГПУ, 2006. – 168 с./Гриф. УМО.

4.Гуров В.А. Образовательная среда и здоровье. Учебно-методическое пособие. Красноярск: Поликом, 2007.–109 с.

5.Гуров В.А. Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников: Учебно-методическое пособие. Красноярск: Изд-во КИПКРО, 2010.–160 с.; 2-е изд. 2012. –172 с.

6.Гуров В.А. Практикум по диагностике учебно-важных индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса.–Красноярск: Изд-во КИПКРО. 2011. – 144 с.

Статьи, опубликованные в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Гуров, В.А. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме "динамических поз"/В.Ф. Базарный, В.А. Гуров, Л.П. Уфимцева, Э.Я. Оладо//Новые исследования по возрастной физиологии.–М.,1988. № 2.–С. 69-73.

2.Гуров, В.А. Проблема подготовки учителей к здоровьеразвивающей деятельности на курсах повышения квалификации/ В.А. Гуров//Вестник ТГПУ.–Томск. 2005.Вып. 2(46). Серия: ПЕДАГОГИКА.–С. 85-88.

3.Гуров, В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация/В.А. Гуров//Валеология.–Ростов н/Д. 2006. № 1.–С. 53-59.

4.Гуров, В.А. Новые педагогические технологии и заболеваемость младших школьников / В.А. Гуров // Валеология.–Ростов н/Д. 2006. № 2. –С. 55-59.

5.Гуров, В.А. Модуляция метаболизма лимфоцитов детей младшего школьного возраста, занимающихся в режиме динамических поз/ В.Ф. Базарный, В.А. Гуров, В.П. Новицкая // Валеология.–Ростов н/Д. 2007. № 2. –С.51-57.

6.Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников//Вестник ТГПУ.–Томск. Серия ПСИХОЛОГИЯ. 2009. вып. 4 (82). – С. 56-60.

7.Гуров, В.А. Саморегуляция в педагогической профессии//Народное образование.-М., 2011. № 8. -С.266-269.

8.Гуров, В.А. Здоровое питание младших школьников//Народное образование.-М., 2011. № 9. -С.134-139.

9.Гуров, В.А. Индивидуально-личностные особенности учителя как фактор школьной тревожности младших школьников /В.А. Гуров, Э.М. Казин, Е.В. Белоногова // Валеология.–Ростов н/Д. 2013. № 2. –С. 38-43.

10.Гуров, В.А. Методологические и методические основы мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы/ Прахин Е.И., Гуров В.А., Пономарева Э.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12972 (дата обращения: 05.05.2014).

11.Гуров, В. А. Динамика некоторых показателей психофизиологического развития младших школьников во взаимосвязи с уровнем и структурой тревожности/ Гуров В. А., Казин Э. М., Белоногова Е. В.// Валеология.–Ростов н/Д. 2014. № 2. –С.11-17.

Опубликовано в официальном бюллетене «Изобретения. Полезные модели»:

1.Гуров, В.А. Патент РФ на изобретение № 2153911 «Конструктор-тренажер” МКИ А 63 Н 33/06 (Соавторы: Смирнов А.И., Ольгин И.И.)

2.Гуров, В.А. Патент РФ на изобретение № 2153379 «Спортивный тренажер» МКИ А 63 В 71/04, 17/02 (Соавторы: Смирнов А.И., Ольгин И.И.)

3.Гуров, В.А. Патент РФ на изобретение № 2160030 «Учебная парта» МКИ А 47В 41/00 (Соавторы: Смирнов А.И., Ольгин И.И.)

4.Гуров, В.А. Патент РФ № 2214850 « Игровой дидактический комплект” МКИ А 63 F 3/06 (Соавтор: Смирнов А.И.)

5.Гуров, В.А. Патент РФ на полезную модель № 122866 Корректурометр МПК А61В 5/16 (Соавторы: Гаврилов И.К., Ольгин И.И., Табалов В.А., Тюканов В.Л., Смирнов А.И.)

6.Гуров, В.А. Патент РФ Патент РФ на изобретение № 2498831 (с приоритетом от 19.07.201) «Детский универсальный спортивно-игровой тренажер и способ проведения занятий с его использованием» МКИ А 63 В 71/04, 17/02 (Соавторы: Гаврилов И.К., Ольгин И.И., Табалов В.А., Тюканов В.Л., Смирнов А.И.)

7.Патент РФ на полезную модель № 139 110 (Начало действия патента: 07.08.2013) Тренажер-лабиринт «Аудиал» МПК А63F 9/08 (Соавторы: Ольгин И.И., Тюканов В.Л., Смирнов А.И.)

Методические рекомендации

1.Гуров, В.А. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии развивающие здоровье принципы конструирования учебно-воспитательной деятельности в детских садах и школах. Методические рекомендации / В.Ф. Базарный, В.А. Гуров, Э.Я Оладо, Л.П. Уфимцева. –Красноярск, 1989. – 36 с

2.Гуров, В.А. Методические рекомендации по проведению учебных занятий в режиме динамических поз/В.А. Гуров.–Красноярск:Сибирь, 1994.– 17 с.

3.Гуров, В.А. Методические рекомендации по применению конструктора-тренажера «ТРОПИНКА” / В.А. Гуров, В.С. Катцына, И.И. Ольгин, А.И.Смирнов, А.Б. Чичева. –Красноярск: Изд-во КИПКРО, 1999.–34 с.

4.Гуров, В.А. Комплексная методика формирования графических навыков. Методические рекомендации/В.А. Гуров, А.И. Смирнов, Ю.Н. Истомина.– Красноярск:Изд-во КК ИПК РО, 2005.– 53 с.

5.Гуров В.А. Методические рекомендации по проектированию школы здоровья Красноярского края /В.А. Гуров.–Красноярск:Поликом, 2008.–90 с.

6.Гуров В.А., Смирнов А.И., Подоплелова Н.Г. Комплексная методика формирования универсальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников: Методические рекомендации. -Красноярск: Изд-во КИПКРО, 2012.  90 с.

7.Гуров В.А. Школьная близорукость: причины, диагностика, профилактика: Научно-популярное издание. -Красноярск: Спринт, 2013. - 30 с.

8.Гуров, В.А. Применение многомерных спортивно-игровых средств в условиях разных типов образовательных учреждений: Методические рекомендации /Гуров В.А., Ольгин И.И., Подоплелова Н.Г., Смирнов А.И.- Красноярск: Изд-во КИПКРО, 2013. - 92 с.