Хватова Светлана Ивановна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Искусствоведение
  5. Регион
    Россия / Республика Адыгея

Хватова Светлана Ивановна родилась 24.10.1966 г. в г. Майкопе Адыгейской автономной области Краснодарского края (ныне – Республика Адыгея).

Окончила Астраханскую государственную консерваторию по специальности «Музыковедение» в 1990 году. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию «Русский духовный концерт второй половины ХХ века» (научный руководитель – профессор И. П. Дабаева), в 2012 году – докторскую диссертацию «Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий» (научный консультант – профессор Т. С. Рудиченко). В 2013 году получила ученое звание доцента.

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (2012).

Член Российского профессорского собрания (2019).

Грамота Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла за сохранение отечественной духовно-музыкальной культуры (2019).

Грамота Губернатора Краснодарского края «За достижения в научно-технической и инновационной деятельности, направленные на решение задач социально-экономического развития Краснодарского края, эффективную подготовку научных кадров высшей квалификации и в связи с профессиональным праздником – Днем российской науки» (2021).

Лауреат международных конкурсов (2021: Стокгольм, Пекин, Орел).

Член Союза композиторов России (2022).

Член экспертного совета ВАК РФ по филологии и искусствоведению (2022).

Профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры».

Ведущий научный сотрудник Центра междисциплинарных исследования Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

Подготовлено более 100 выпускников-бакалавров и специалистов, десятки магистров Краснодарского государственного института культуры и Института искусств Адыгейского государственного университета. Научный руководитель 8 аспирантов, первая выпускница-аспирантка защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, два выпускника готовятся к защите.

Принимала участие более чем в 200 международных, всероссийских и региональных научных конференциях (в том числе в статусе руководителя).

Организатор тринадцати Международных научных конференций «Проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин» (2007-2021), двенадцати Международных научных конференций «Музыкальная летопись российских регионов» (2007-2022). При грантовой поддержке РГНФ и РФФИ – организатор четырех Международных научных конференций «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире» (2016, 2017, 2018 и 2020 гг.).

Автор свыше 270 публикаций, среди которых более 40 – в рецензируемых и реферируемых научных журналах, рекомендованных ВАК, 22 учебно-методических пособий, монографий.

Помимо этого – более 200 научных статей в сборниках материалов Международных и Всероссийских конференций, редактор-составитель более 21 сборника материалов международных конференций, организованных лично (13 выпусков «Проблем преподавания музыкально-исполнительских дисциплин», 12 выпусков «Музыкальных летописей», 6 томов материалов 4-х международных грантовых конференций «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире).

Научные публикации

Монографии:

Хватова С.И. Современный русский духовный концерт: монография. Майкоп: ИП Магарин О. Г. - 2009. – 252 с.

Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий: монография. Майкоп: О. Г. Магарин, 2011. – 412 с., нот.

Хватова С.И., Панькова Л.Д. Василий Волченко: стремление к красоте и гармонии. Краснодар: Изд.-во Магарин О.Г., 2021. – 142 с.

Составление коллективных монографий:

Проблемы обучения хореографии: монография / Ред.-сост С.И. Хватова. Майкоп: Изд.-во Магарин О.Г., 2020. – 188 с.

Христианство и музыкальное искусство: коллективная монография. / Ред.-сост. С.И. Хватова. Краснодар: Изд.-во Магарин О.Г., 2021. – 328 с.-

Участие в коллективных монографиях:

Культурные традиции и музыкальное образование: региональный аспект: коллективная монография / ред.-сост. М.Ш. Абдулаева. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2017. – С. 99-119.

Основные учебно-методические пособия:

Хватова С.И., Фирсова Т.А. Использование компьютерных технологий при обучении музыкально-теоретическим дисциплинам: учебное пособие. Майкоп: Аякс, 2010. – 80 с.

Хватова С.И. Сольфеджио - интонационные упражнения: методические указания. – Майкоп, изд-во АГУ, 2014. – 36 с.

Хватова С.И., Рева Г.В. Музыкальна-инструментальная подготовка: учебное пособие. Майкоп: изд.-во АГУ, 2017. – 312 с.

Хватова С.И., Сергеева П.А. Изучение народной песни в классе вокального ансамбля: учебно-методическое пособие. Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2018. – 75 с.

Хватова С.И. Изучение хоровых жанров в курсе истории современной отечественной музыки: учебно-методическое пособие. Краснодар: КГИК, 2020. – 145 с.

Хватова С.И., Шак Т.Ф. Сольфеджио на музыкальном материале Кубани и Адыгеи: учебно-методическое пособие для ВУЗов культуры и искусства. Краснодар: КГИК, 2021. – 147 с.

Хватова С.И. Изучение духовной музыки в светских и специализированных учебных заведениях: история и современность: учебное пособие – Майкоп : Аякс, 2009. – 104 с., нот. (7 п. л.).

-теоретическим дисциплинами (учебное пособие). Майкоп: Аякс, 2010. – 80 с.

Хватова С.И., Кардаильская Т.А. Практическая аранжировка и основы импровизации (методические указания). Майкоп: Ип Магарин, 2011. – 40 с.

Статьи в рецензируемых и реферируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1.Хватова С.И. Богослужебное пение в современной России: в поисках «идеальной модели» // Вестник Адыгейского государственного университета, 2008. – Вып. 10 (38) – С. 224–230 (0,5 п. л.).

2.Хватова С.И. Пространственно-временные и акустические параметры исполнения духовных песнопений РПЦ // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. – Вып. 1 (41) – С. 215–219 (0,5 п. л.).

3.Хватова С.И. Дирижирование и регентование – параллельное или встречное движение? // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. – Вып. 2 (45) – С. 265–271 (0,5 п. л.).

4.Хватова С.И. К проблеме соотношения принципа концерта и роспева: динамика богослужебных песнопений // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. – Вып. 3 (48). – С. 290–295 (0,5 п. л.).

5.Хватова С.И. Уставщик РПЦ: к изучению специфики управления клиросным хоровым коллективом // Дом Бурганова. – 2010. – № 1. – С. 153-163 (0,5 п. л.).

6.Хватова С.И. Священный синод в руководстве богослужебным пением // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010. – Вып. 1 (55). – С. 257–265 (0,5 п. л.).

7.Хватова С.И. Управление общенародным пением в православном храме // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010. – Вып. 2 (58). – С. 224–231 (0,5 п. л.).

8.Хватова С.И. Духовный концерт как один из жанров запричастного пения на богослужении РПЦ XXI ст. // Дом Бурганова. – 2010. – № 2. – С. 221–235 (0,75 п. л.).

9.Хватова С.И. О церковной манере пения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2010. – № 3. – Т. 16, осн. вып. – Июль-сентябрь. – С. 112–116 (0,5 п. л.).

10.Хватова С.И. Пение на глас в современном православном храме // Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. – Вып. 2 (79). – С. 191–197 (0,5 п. л.).

11.Хватова С.И. Чинопоследование современного богослужения: стабильные и мобильные элементы // Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. – Вып. 3 (82). – С. 217–225 (0,5 п. л.).

12.Хватова С.И. Канон и эвристика в богослужебной музыке // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2012. – № 19. – С. 220-228.

13.Хватова С.И. Чинопоследование современного богослужения: стабильные и мобильные элементы // Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. – Вып. 4 (82). – С. 217–225 (0,5 п. л.).

14.Хватова С.И. Условия развития современного богослужебного пения (статья) // Вестник адыгейского государственного университета. - 2011. № 4. – С. 198-207.

15.Хватова С.И. Создание сочинения в условиях канона // Вестник адыгейского государственного университета. 2012. № 3. – С. 223 230.

16.Хватова С.И. Чеслав Анзароков: стремление к утраченному идеалу // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова: Пространство культуры». – 2013. № 3. – С. 81 91.

17.Хватова С.И. Православные интернет-ресурсы и стилистика песнопения современного богослужения // Вестник адыгейского государственного университета. 2012. № 4. – С. 229 234.

18.Khvatova S. I. Ortodox singing tradition of the Early XXI century Texts: Art and Literature Scientific and Analitical Journal. – Bruxelles, 2013. № 1. – Р. 86 91.

19.Хватова С.И. Каплан Туко: с любовью к малой Родине // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова: Пространство культуры». – 2013. № 4. – С. 91 98.

20.Хватова С.И. Экуменические тенденции в православном богослужебном пении // Вестник адыгейского государственного университета. 2013. № 4. – С. 229 234.

21.Хватова С.И. Восстановление традиции приходского церковно-певческого образования в постсоветский период: проблемы и перспективы // Вестник адыгейского государственного университета. 2014. № 1 (132). Серия «Педагогика и психология» – С. 63 67.

22.Хватова С.И. О сближении светской и духовной систем хорового образования в XXI столетии // Вестник адыгейского государственного университета. 2014. № 1 (132). Серия «Педагогика и психология» – С. 68 75.

23.Хватова С.И. Регентское дело в структуре образовательной программы направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»): к новейшей истории музыкального образования в России // Вестник адыгейского государственного университета. 2014. № 2 (136). Серия «Педагогика и психология» – С. 73-79.

24.Хватова С.И. Расширение арсенала вокальных выразительных средств песнопений на канонические православные тексты // Вестник адыгейского государственного университета. 2015. № 1 (148). Серия «Филология и искусствоведение» – С. 241 247.

25.Хватова С.И. Духовные искания в искусстве и художественной жизни второй половины ХХ века // Вестник адыгейского государственного университета. 2015. № 3 (164). Серия «Филология и искусствоведение» – С. 162-170.

26.Хватова С.И., Нехай Т.Р. О жанровом параллелизме славильных песен адыгской и русской традиций // Вестник адыгейского государственного университета. 2016. № 2 (177). Серия «Филология и искусствоведение» – С. 263-268.

27.Хватова С.И., Космовская М.Л. Международная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе» // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2016. № 3-4. – С. 216-222.

28.Хватова С.И., Сергеева П.А. Богослужебные практики и культовые искусства: перспективы исследований // Вестник адыгейского государственного университета. 2016. № 4 (179). Серия «Филология и искусствоведение». – С 267-272.

29.Хватова С.И. Реализация творческого потенциала личности в условиях православного певческого канона // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V. Вопросы теории и истории христианского искусства. Вып. 27. – 2017. – № 3. – С. 135-151.

30.Хватова С.И. Театральное в православном приходе // Южно-российский музыкальный альманах. – 2017. № 3. – С. 43 48.

31.Хватова С.И. II Международная научная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. – 2017. № 4 (89). – С. 183 187.

32.Хватова С.И., Соколова А.Н. Методологические подходы к изучению богослужебных практик и культовых искусств. // Nota bene. – 2018. № 1. http://e-notabene.ru/pfk/ article_ 25041.html.

33.Хватова С.И. Ференц Лист: на пути к ХХ веку. Памяти Марка Ароновича Этингера // Вестник адыгейского государственного университета. 2018. № 4 (179). Серия «Филология и искусствоведение». – С 218-227.

34.Хватова С.И., Ходченко Ю.Ю. Славники «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивши» из служб в честь священных реликвий Девы Марии в древнерусской и современной богослужебной традиции Культурная жизнь Юга России. 2019. № 1. – С. 45-49.

35.Хватова С.И., Шак Т.Ф., Шевляков Е.Г. Музыка кино в аспекте стилевого моделирования // Проблемы музыкальной науки. – 2019. № 1. – С. 67 74. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.098-105

36.Хватова С.И., Рассахань О.В. Творчество Клода Дебюсси и звуковой образ флейты ХХ века // Культурная жизнь Юга России. 2020. № 2. С. 79-88.

37.Хватова С.И., Хуан Шуай. Возрождение искусства исполнения на традиционном китайском духовом инструменте бамбуковая флейта Ди Культурная жизнь Юга России. 2020. № 1. С.37 40.

38.Хватова С.И., Ван Тянле. Особенности музыкальной поэтики популярной музыки в Китае // Вестник адыгейского государственного университета. 2021. № 1. - Серия «Филология и искусствоведение». – С 192-198.

39.Хватова С.И. IV Международная научная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире»: перспективы развития научного направления // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. – 2021. № 1. – С. 141-146. DOI: 10.22204/2587-8956-103-01-141-145

40.Хватова С.И., Пантелеева А.А. Экуменические тенденции в современном музыкальном искусстве // Культурная жизнь юга России. – 2021. - № 4. С. 18 26.

41.Хватова С.И., Налбандян М.С. Музыкальный юмор в цикле Д. Шостаковича «Сатиры на стихи Саши Черного» // Южно-российский музыкальный альманах. – 2022. № 2. – С. 103 109.


Последняя редакция анкеты: 31 марта 2016