Бобылева Ирина Анатольевна
  1. Ученая степень
    Кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    Доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Москва

Бобылева Ирина Анатольевна родилась 07.10.1967 г. в г. Владимир. Окончила Владимирский педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского (1988 г.), Московский заочный педагогический институт (1992 г.), Московский педагогический университет им. В.Л. Ленина (1994 г.).

Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом Владимирского государственного педагогического университета 14 декабря 2000 г. и утверждена Высшей Аттестационной Комиссией 23 марта 2001 г. Тема диссертационного исследования – «Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения».

Решением Министерства образования РФ от 19 марта 2003 г. № 265-д присвоено ученое звание доцента по кафедре педагогики и психологии.

Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», главный специалист-эксперт Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».

Опыт решения задач федерального уровня: Государственная научно-техническая программа «Федеральная программа развития образования» - научное руководство федеральной экспериментальной площадкой, разработка программно-методического обеспечения; Федеральные целевые программы «Дети-сироты» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - издание монографии и методических пособий.

Лауреат премии Правительства в области образования за 2002 г. (За научно-практическую разработку «Модель учреждения нового типа, предоставляющего семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Научные публикации

Монографии

1. Возрастные стандарты социализации детей-сирот [текст] / И.А. Бобы-лева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова; под общ. ред. Е.М. Рыбинского. – М.: ТОО «СИМС», 1999. – 52 с. – 2 п.л. (авторская доля 0,5).

2.Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива [текст] / В.В. Андреева, И. А. Бобылева, А.В. Гаврилин и др.; под ред. А.В. Гаврилина. – Владимир: ИУУ, 2002. – 188 с. – 12 п.л. (авторская доля 6).

3.Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегии развития: Коллективная монография [текст] / отв. ред. И.Ф. Дементьева. – М.: ИИДСВ РАО, 2015. – 194 с. – 12 п.л. (авторская доля 1).

Статьи, рекомендованные ВАК

4.Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова // Начальная школа. – 2004. – №3, С. 6–13 – 0,5 п.л. (авторская доля 0,3).

5.Особенности адаптации ребенка в замещающей семье [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова // Семья в России: научный общественно-политический журнал. – 2004. – № 2. – С. 27–35. – 0,6 п.л. (авторская доля 0,2).

6.Бобылева, И.А. Показатели адаптации приемного ребенка в замещаю-щей семье [текст] / И.А. Бобылева. – Семья в России. – 2007. – № 1–2. – С. 22–31 – 0,65 п.л.

7.Бобылева, И.А. Фостеровское воспитание [текст] / И.А. Бобылева // Педагогика. – 2007 – № 4 – С. 114–115 – 0,1 п.л.

8.Бобылева И.А. Социализация ребенка-инвалида в семье [текст] / И.А. Бобылева // Семья в России. – 2008, № 2. – С.51–58. – 0,7 п.л.

9. Бобылева, И.А. К вопросу о патронате детей, оставшихся без попечения родителей [текст] / И.А. Бобылева // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2010, № 3. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 65–71.

10. Бобылева, И.А. Сколько стоит сиротство [текст] / И.А. Бобылева // Народное образование. – 2012, № 10. – С. 72–78.

11. Бобылева, И.А. Исследование качества жизни воспитанников детского дома [текст] / И.А. Бобылева // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2013. – № 3. – С. 61–67. – 0,7 п.л.

12. Основания систематизации технологий и методов профилактики социального сиротства [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2013. – № 3 – С. 76–83. – 0,7 п.л. (авторская доля 0,5).

13. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. – №1. – С.6–15. – 1 п.л. – (авторская доля 0,6 п.л.).

14. Бобылева И.А. Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта / И.А. Бобылева – Приложение Научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль» (Historical and Social-Educational Ideas). Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 12 декабря 2015 г., ст. Кущевская, Краснодарский край. – 2015. – С. 50–60. – 0,8 п.л. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-12-1-172.

15. Исследование гендерных различий готовности к самостоятельной жизни воспитанников детских домов / – Араканцева Т.А. Бобылева И.А. Заводилкина О.В.// Вестник МГОУ . – 2015. – №1. – С.6–13. – DOI: 10.18384/2310-7235-2015-4-6-13 – 0,5 п.л. (авторская доля 0,2 п.л.).

Учебные пособия

16. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие [текст] – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения , 2007. – 176 с. – 11 п.л.

Методические пособия и рекомендации

17. Социально-педагогические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [текст] / Г.В. Семья, С.А. Левин, А.И. Панов и др.; под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: ТОО «СИМС», 1999. – 140 с. – 9 п.л. (авторская доля 0,5).

18. Семейная воспитательная группа: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних [текст] / Под ред. Г.М. Иващенко – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. – 192 с. – 12 п.л. (авторская доля 1).

19. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова. – М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2002. – 100 с. – 6,25 п.л. (авторская доля 2).

20. Социальная реабилитация несовершеннолетнего и сохранение его семейного окружения (Опыт работы социально-реабилитационного центра «Надежда», г. Энгельс Саратовской области): методические рекомендации [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова и др. – М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2003. – 160 с. – 10 п.л. (авторская доля 0,5).

21. Проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми-инвалидами: Научно-методическое пособие [текст] / Т.А. Араканцева, И.А. Бобылева, Н.Ф. Дементьева и др. – М.: ГосНИИ семьи и воспита-ния, 2004. – 128 с. – 8 п.л. (авторская доля 5).

22. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Методические рекомендации [текст] / В.В. Беляков, И.А. Бобылева, О.В Заводилкина и др.; под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – 128 с. – 8 п.л. (авторская доля 2).

23. Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Книга 1. Создание профессиональных служб для органов опеки: Методическое пособие [текст] / И.А. Бобылева, Е.В. Бухман, Е.А. Власова и др. – М., 2004. – 256 с. – 16,3 п.л. (авторская доля 1).

24. Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Книга 2. Нормативная база процессного управления органа опеки [текст] / И.А. Бобылева, Е.В. Бухман, Е.А. Власова и др. – М., 2004. – 224 с. – 15,6 п.л. (авторская доля 1).

25. Детский дом без детей (Модель учреждения нового типа, предоставляющего семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) [текст] / И.А. Бобылева, Н.А. Зотова, О.В. Петрусенко; Под ред. А.В. Гаврилина. – М., Аркти, 2005. – 80 с. – 5 п.л. (авторская доля 4).

26. Проблемы детской беспризорности и безнадзорности: система понятий: Справочное пособие [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова и др.; Под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. – 120 с. – 7,5 п.л., (авторская доля 3).

27. Защита прав несовершеннолетних в судах: Методические рекомендации [текст] / И.А. Бобылева, Б.М. Верзуб, А.И. Головань и др.; Под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи воспитания, 2006. – 120 с. – 7,5 п.л. (авторская доля 3).

28. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова; Под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. – 96 с. – 6 п.л. (авторская доля 2).

29. Организация деятельности службы семьи Самарской области по профилактике безнадзорности детей, употребление ими психоактивных веществ: Информационно-методические материалы для специалистов службы семьи Самарской области [текст] / И.А. Бобылева, А.М. Вознюк, Н.П. Вознюк и др. – Самара: ООО «Офорт»; ГУСО «Перспектива», 2006. – 172 с. – 10 п.л. (авторская доля 0,9).

30. Технологии командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска: Сборник методических материалов для специалистов социозащитных учреждений [текст] / Н.П. Иванова, Л.С. Алексеева, И.А. Бобылева и др. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – 140 с. – 8,75 п.л. (авторская доля 2).

31. Качество жизни как один из факторов профилактики детской наркомании и преступности (по итогам мониторинга качества жизни воспитанников детских домов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре) [текст] / И.А. Бобылева, Е.В. Селенина, О.А. Русаков-ская и др. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 147 с. – 9,4 п.л. (авторская доля 7).

32. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: Методическое пособие [текст] / Под ред. Н.П. Ивановой. – М.: Институт семьи и воспитания Российской академии образования, 2009. – 160 с. – 10 п.л. (авторская доля 4).

33. Опыт подготовки и реализации программ и проектов по основным направлениям деятельности Фонда: Информационно-методический сборник [текст] / Авт.-сост. И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Г.В. Сабитова. – М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. – 80 с. – 10 п.л. (авторская доля 5).

34. Кураторство выпускников интернатных учреждений: Методическое пособие [текст] / И.А. Бобылева, Г.В. Дьячкова, Н.Н. Ракитина, А.А. Аббасова. / Под ред. И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд «Расправь крылья!», 2011. – 136 с. – 8,5 п.л. (авторская доля 8).

35. Социальная квартира интернатного учреждения: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни: Методическое пособие [текст] / А.А. Аббасова, И.А. Бобылева, Д.Е. Доненко, О.В. Заводилкина, Н.А. Найденова. – М.: Благотворительный фонд «Расправь крылья!», 2011. – 120 с. – 7,5 п.л. (авторская доля 2).

36. Постинтернат: конструктор системы сопровождения [текст] / И.А. Бобылева, И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина и др.; под ред. И.А. Бобылевой – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2013 г. – 40 с. – 1,5 п.л. (авторская доля 0,5).

37. Социально-педагогическая поддержка семей и детей в трудной жизненной ситуации: Методическое пособие [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова, М.Н. Мирсагатова, Г.В. Сабитова. – М.: ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО, 2013 г. – 118 с. – 7 п.л. (авторская доля 2).

Доклады

38.О положении семей в Российской Федерации [текст] / С.В. Дармодехин, О.И. Волжина, Г.В. Сабитова и др.; под ред. акад. РАО, проф. С.В. Дармодехина. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. – 208 с. – 8 п.л. (авторская доля 0,3).

39.О положении семей в Российской Федерации: Научный доклад [текст] / О.В. Кучмаева, С.Д. Дармодехин, Л.С. Алексеева и др. – М., 2010. – 208 с. – 8 п.л. (авторская доля 0,1).

40. О положении детей в Российской Федерации: Доклад [текст]. – М., 2010, – 156 с. – 7 п.л. (авторская доля 0,5).

41. Бобылева, И.А. Развитие региональных моделей постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников к самостоятельной жизни: Аналитический доклад [текст] / И.А. Бобылева. – М.: ФГНУ ИСВ РАО, 2014. – 106 с. – 6,6 п.л.

Программы

42. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова и др.– М., 1999. – 74 с. – 2,8 п.л. (авторская доля 0,8).

43. Программа диагностики готовности воспитанников к профессиональному самоопределению на основе системы критериев учитывающих особенности развития ребенка и потребности современного рынка [текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова. – М.: 2005. – 80 с. – 5,5 п.л. (авторская доля 1).

44. Бобылева, И.А. Технологии индивидуального сопровождения воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организация деятельности кураторов, наставников): Программа повышения квалификации для специалистов по вопросам реализации моделей социальной адаптации и социально-психологического сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастных групп 16-18 лет и 18-23 лет [Электронный ресурс] / И.А. Бобылева. – 2011. – Режим доступа: http://www.usynovite.ru/experience/moduli2/ – 1,5 п.л.

45. Бобылева, И.А. Организационные и методические основы деятельности службы сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения: Программа повышения квалификации для специалистов по вопросам реализации моделей социальной адаптации и социально-психологического сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастных групп 16-18 лет и 18-23 лет [Электронный ресурс] / И.А. Бобылева. – 2011. – Режим доступа: http://www.usynovite.ru/experience/moduli2/ – 1,5 п.л.

46. Оценка качества жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как показатель эффективности региональных программ социальной адаптации и сопровождения выпускников): Программа повышения квалификации для специалистов по вопросам реализации моделей социальной адаптации и социально-психологического сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастных групп 16-18 лет и 18-23 лет [Электронный ресурс] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – 2011. – Режим доступа: http://www.usynovite.ru/experience/moduli2/ – 1,5 п.л. (авторская доля 1).


Последняя редакция анкеты: 9 апреля 2016