ГАСАНОВА ПАТИМАТ МАГОМЕДОВНА
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки

ГАСАНОВА ПАТИМАТ МАГОМЕДОВНА, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра этнокультурной стратегии образования ФГАУ «ФИРО».

В 1955 г. окончила с отличием филологический факультет Дагестанского государственного педагогического институт им. С. Стальского по специальности русский язык и литература, присвоена квалификация преподавателя русского языка и литературы в нерусской школе.

В 1963 г. после обучения в очной аспирантуре в Институте национальных школ АПН СССР в г. Москве защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 – русский язык в национальной школе. В 1992 г. в Институте русского языка им. А.С. Пушкина защитила диссертацию на ученую степень доктора педагогических наук по специальности русский язык как иностранный. В 1994 г. было присвоено ученое звание профессора по кафедре русского языка. С 1963 г. по 1994 г. занимала должность доцента, а с 1994 г. по 2013 г. должность профессора на кафедре русского языка для иностранных учащихся Московского государственного института химического машиностроения (Московского государственного университета инженерной экологии).

Читала лекции студентам-иностранцам по методике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения; вела практические занятия со студентами и аспирантами из ГДР, Венгрии. Болгарии. Чехословакии, Кубы, Китая, Монголии. Египта, Ирана, Индии, Ганы, Гвинеи, ЮАР, Вьетнама, Бангладеш.

В 1971 г. и 1972 г. работала руководителем и методистом группы советских преподавателей на курсах повышения квалификации учителей русского языка в округе Котбус (ГДР). За четкую организацию работы была награждена медалью «Общества германо-советской дружбы». С 1997 г. по настоящее время – главный научный сотрудник Центра этнокультурной стратегии образования ФГАУ «ФИРО».

За заслуги в области преподавания русского языка как иностранного награждена Министерством образования РФ нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», ветеран труда.

Основная сфера научных интересов - методика преподавания русского языка как иностранного; методика преподавания государственного языка РФ в условиях двуязычной образовательной среды, проектирование Примерных основных образовательных программ начального общего образования по государственному языку Российской Федерации; квалификационные требования к уровню владения государственным языком РФ госслужащими в системе образования; социализация детей иной культуры средствами государственного языка РФ.

Участвовала в работе 7-ми Конгрессов МАПРЯЛ, выступала с докладами на секции «Русский язык для нефилологов». Является автором более 100 публикаций по указанным темам, из них за последние 5 лет - 27.

Принимает участие в работе всероссийских и международных конференций, форумов с научными докладами и сообщениями.

Научные публикации

Наиболее значительные публикации последних лет (в соавторстве):

Хочу знать русский язык: пособие в помощь учителю/ под общ. ред. О.И. Артеменко. М.: Институт национальных проблем, 2015. 190 с.; Мастерство учителя в условиях двуязычной образовательной среды: монография/ под ред. М.Н. Кузьмина. М.: Федеральный институт развития образования, 2010. 131 с.; Русский язык для студентов нефилологических специальностей вузов Российской Федерации: учебник. М.: ИНПО, 2010. 320 с.; Проект Примерной программы по государственному языку Российской Федерации, функционирующему в условиях законодательно установленного двуязычия // Филологическое образование на начальном этапе обучения в двуязычной образовательной среде: монография / под ред. О.И.Артеменко. М.: ИНПО, 2009. 190 с.

Является составителем и членом редколлегии ряда сборников: Всероссийский мастер-класс учителей родных языков 2011-2013 гг.: сб. разработок уроков родного языка и других методических материалов/ под общ. ред. О.И. Артеменко. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. 248 с.; Языковое многообразие – главное и неповторимое богатство России. Книга-альбом о проведении Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков. М.: ИНПО, 2012. 256 с.; Всероссийский мастер-класс (из опыта работы участников Всероссийского конкурса учителей родных языков – 2007): Сб. разработок уроков и других методических материалов по родным (нерусским) языкам. М.: ИНПО, 2008.

Публикации последних лет (в соавторстве): Использование интерактивных методов при совершенствовании коммуникативной компетенции в монологической и диалогической речи старшеклассников, изучающих государственный язык Российской Федерации//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». № 3. 2015; Формирование произносительных навыков у учащихся, слабо владеющих государственным языком Российской Федерации// Педагогические науки. 2015. № 3; Закономерности формирования фонетических навыков при обучении русскому языку нерусских студентов/аспирантов-нефилологов на начальном этапе// Язык и межкультурные коммуникации: мат-лы V Междунар. науч. конф., Минск-Вильнюс, 19-23 мая 2015 г./Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка/отв. ред.В.Д. Стариченок. Минск: БГПУ, 2015; Формирование языковой компетенции при обучении русскому языку иностранных студентов-нефилологов// Этнокультурный и социолингвистический аспекты теории и практики преподавания языков: сб. науч. статей. Минск: БНТУ, 2015; Всероссийский мастер-класс учителей русского языка и национальных языков других народов России//Русский язык в национальной школе. № 3. 2015. Круг чтения учащихся-билингвов//Русский язык в национальной школе. № 2. 2015; Усвоение акцентологических норм русского языка в школах с двуязычной образовательной средой (на примере изучения имени существительного)//Русский язык в национальной школе. № 4. 2014; Трудности усвоения русского языка как государственного учащимися-билингвами//Русский язык в национальной школе. № 2. 2014; Сопоставление эквивалентных фразеологических единиц, функционирующих в русском и лакском языках// XVI Междунар. науч.-практ. конф., посв. проблемам общественных наук, 27.02 . 2014. М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014; Структура экспериментального пособия по русскому языку для нефилологических специальностей вузов государств-участников СНГ// Вестник Бишкекского гуманитарного университета. №2 (28). 2014; Совершенствование коммуникативной компетенции в устном общении// Вестник Бишкекского гуманитарного университета. №1 (27). 2014; Интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов-нефилологов // Известия МГТУ (МАМИ): Научный рецензируемый журнал. № 1 (15). Т. 6. 2013; Учет некоторых особенностей фонетической системы китайского языка при формировании у китайцев слухо-произносительных навыков (этап предвузовской подготовки)//Известия МГТУ (МАМИ): Научный рецензируемый журнал. №2 (14). Т. 3. 2012; Обучение иностранных студентов-нефилологов чтению как виду речевой деятельности (научный стиль)//Известия МГТУ (МАМИ): Научный рецензируемый журнал. №2 (14). Т.3. 2012; Роль и функции государственного языка Российской Федерации в консолидации общества//Педагогические науки. № 1. 2012.


Последняя редакция анкеты: 18 мая 2016