Степанов Владимир Григорьевич
  1. Ученая степень
    Кандидат психологических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Психологические науки
  5. Регион
    Россия / Москва

Степанов Владимир Григорьевич родился 11 сентября 1931 года в гор. Анжеро-Судженске Кемеровской области.

Кандидат психологических наук

Профессор

Г. Москва

Окончил Московский областной педагогический институт в 1953 году, аспирантуру по психологии в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина (МПГУ) в 1961 году, получил ученое звание профессора по кафедре психологии в 1994 г.

Работает в настоящее время в МПГУ на кафедре социальной педагогики и психологии в должности профессора, ведет учебный курс по психологии девиантного поведения учащихся (бакалавриат) и здоровьесберегающих технологий (магистратура). Научное руководство аспиранткой.

Является академиком Международной педагогической академии (МПА) и Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Имеет печатные работы в области общей, возрастной, педагогической, инженерной, космической, религиозной психологии, а также психологии искусств, отклоняющегося (девиантного) поведения, психолингвистики. В настоящее время разрабатывает проблемы нейропедагогики (нейропсихопедагогики). Всего 270 научных публикаций, из них 15 монографий, учебных и методических пособий.

Во время работы в Институте медико-биологических проблем в 1960-х годах получил за инженерно-психологические исследования благодарность в приказе с формулировкой: «за отличные успехи в области космической медицины». Эти работы получили высокую научную оценку экспертов NASA, аннотированные сведения о них введены в компьютерные базы данных крупных библиотек США, Канады и Западной Европы.

В 1991 году написал по гранту Министерства образования РФ и Фонда Сороса учебное пособие «Психология трудных школьников». Оно выдержало 7 печатных изданий (уточняющихся и дополненных), а в 2013 году вышло в качестве электронного пособия. Первые издания указанной книги выходили под грифом «Федеральная программа книгоиздательства России». В 2005 году получил за нее звание лауреата Всероссийского конкурса «на лучшую научную книгу 2004 года среди преподавателей вузов».

В последние годы за инновационные работы в области образования награжден Золотой медалью и Орденом Петра Великого РАЕ.

Под научным руководством Степанова Владимира Григорьевича защищено 7 кандидатских диссертаций по проблемам нейропсихопедагогики. Автор одной из них защитила впоследствии докторскую диссертацию по этой тематике. По материалам этих диссертаций опубликованы монографии. Приблизительно столько же аспирантов подготовили к защите свои диссертации с необходимыми публикациями. 9 человек защитили магистерские диссертации. Успешно защитили дипломные работы по педагогической психологии свыше 120 студентов.

Научные публикации

СПИСОК НАУЧНЫХ РАБОТ

СТЕПАНОВА ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА

1234567

1.

Аналитико-синтети-ческая деятельность в процессе зрительного узнавания

печ.

статья

Восприятие и воображение.

М.,Изд.МГПИ.

С.125-177

1963

3,4

2.Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания у взрослых и детей школьного возрастапеч.

тезисыТезисы докладов на П съезде Общества психо-логов. М., Изд. АПН РСФСР. С.74-77.

19630,2

3.Психологическое значение наглядностипеч.

статьяОбщеобразовате-льная школа взрослых. М., Учпедгиз РСФСР. № 3. С.7-10.

19590,45

4.К вопросу о психоло-гических особенностях учащихсяпеч.

статьяТам же. № 2.

С.27-3119590,5Совместно с Якушиным Б.В.

5.Метод исследования по опознанию с при-менением искусствен-ного затруднения восприятияпеч.

статьяПроблемы пере-дачи информации. М., Изд. АН СССР. вып.15. С.75-76.

19630,2Совместно с Махониным В.А.

6.Возрастные различия процесса узнавания (на материале наблю-

дения цветовых особенностей изображения)печ.

тезисыМатериалы 3-й Узбекской кон-ференции по пси-хологической науке. Вып.1. Ташкент. С.77-79

19640,15

7.Возрастные особенности процесса зрительного узнавания (на материале наблюдения формы изображения)печ.

тезисыВопросы активи-зации мышления и творческой дея-тельности учащи-хся. М., Изд. МГПИ. С.201-202

19640,1

8.Возрастные особенности узнавания изображений школьникамипеч.

тезисыВопросы активи-зации мышления и творческой дея-тельности учащи-хся. М., Изд.

МГПИ,С.184-186.

19640,2Совместно с Ивлевой Л.А.

9.Возрастные особеннос-ти детализирующего узнаванияпеч.

тезисыПитання психоло-гия. Киев, Изд. “Радяньска школа” вып.1. С.164-165.

19640,2

10.Распознавание иска-женных геометричес-ких фигурпеч.

тезисыМатериалы науч-ной конференции психологов Ураль-ской зоны. Сверд-ловск. С.49-50.

19640,1

11.Об измерении сходства в графических изображенияхпеч.

тезисыПроблемы инже-нерной психоло-гии. Л. С.101.

19640,05

12.Рецензия на книгу Ломова Б.Ф. “Человек и техника”печ.

статья

Техническая эстетика, № 4.19640,15

13.Распознавание иска-женных геометричес-ких фигур

рук.

Отчет ВНИИТЭ, М.19642,1

14.Эргономические требо-вания к конструиро-ванию телевизороврук. научн. отчет

ВНИИТЭ, М.19640,55

15.Эргономический анализ транзисторного радиоприемника “Банга”

рук.

раздел в отчетеВНИИТЭ, М.19641,0

16.Распознавание сиг-нальных структурпеч.

тезисыПроблемы психо-физиологии безо-пасной и надежной работы человека. М. С.9-11.19650,2

17-68.52 справки-статьи в “Энциклопедическом словаре”печ.

статьиМ., изд.”Советская энциклопедия”, т.1-2.

19650,5

69.О психологической реальности операций сжатия как средств форсированной рекон-струкции текста

печ.

тезисыСеминар по психо-лингвистике. М.

АН СССР.

С.45-48.19660,3Совместно с Гинзбургом Е.Л.,

Пестовой В.А.

70.Способы зрительного узнаванияпеч.

тезисыТезисы докладов на 18 Международном конгрессе психологов. М.: Наука, С.90-91.

Симпозиум II1966

т.20,2Совместно с Калининой А.Н., Шугам Е.Н.

71.Зрительное узнавание изображений и опреде-ление степени их сход-ствапеч.

тезисыПроблемы косми-ческой медицины.

п/р В.В.Парина.

М., С.188-189.19660,1Совместно с Калининой А.Н., Шугам Е.И.

72.Прием и переработка полных и сжатых сообщенийпеч.

тезисыТам же, С.120-12119660,1Совместно с Гинзбургом Е.Л., Пестовой В.А., Щерба-новой В.Н.

73.Спецотчетрук.

научн.

отчет

ИМБП, инв.640

М.19661,2Булат А.Б.

74.Спецотчетрук.

научн.

отчет

ИМБП, 95 СФ

М.19660,7Калинина А., Махонин В.А.

75.Спецотчетрук.

научн.

отчет

ИМБП, 6-199-ф

М.19672,3

76.Спецотчетрук.

научн.

отчетИМБП, МК-987,

М.19671,4

77.Спецотчетрук.

научн.

отчет

ИМБП, 2173.

М.19672,1

78.Спецотчетрук.

научн.

отчетИМБП, 95 СФ.

М.19684,0Булат А.Б., Калинина А.,

Пестова В.А.

и др.

79.Формирование навыка считывания в условиях многочасового экс-периментапеч.

статьяПроблемы инже-нерной психоло-гии. М.,вып.Ш,

ч.2.19680,4Совместно с Калининой А.Н.,

Булатом А.Б.

80.Изучение сходства для индикации контурных изображенийпеч.

статьяАвиационная и космическая меди-цина, под ред. акад. В.В.Парина.

Медицина, т.1, С.209-212.19690,4Совместно с Махониным В.А., Дюнди-ной В.С., Нарбутис Е.И.

81.Спецотчетрук.

научн. отчет

ИМБП, инв.

09-220, М.19693,1

82.Спецотчетрук.

научн. отчетЦКБМ-ИМБП, инв.№ П-4673-310

М.

19693,4Яблонько Ю.,

Шауров В.Н.

83.Использование метода искусственного затру-днения восприятия для экспериментального изучения понимания речипеч.

тезисыТруды Всесоюзной школы-семинара АРСО-9. Минск.19760,1Совместно с Махониным В.А.

84.Психические состояния и узнавание печ.

статьяПсихолого-пед. изучение личности школьника. Уче-ные труды МОПИ им.Н.К.Крупской. М., С.42-57.

19770,9

85.Смотреть и видеть печ.

статья“Неделя”, № 4719770,18

86.Психолого-педагоги-ческое изучение лич-ности школьника

печ.

статьяСборник трудов МОПИ. М.19779,1Редактирова-ние

87.Психология обучения. Учебное пособие (часть главы 1), под ред. В.В.Давыдовапеч.М.: МОПИ

69 стр.19780,4В соавторстве: В.В.Давыдов, Е.А.Шумилин и др.

88.Рецензия на учебник психологии Кузина В.С.печ.

статья“Народное обра-зование”, № 219780,43

89.Умейте наблюдать.

Целенаправленностьпеч.

статья

«Неделя», № 2119780,25

90.Умейте наблюдать.

Планомерность и

систематичность

печ.

статьяТам же, № 2219780,25

91.Умейте наблюдать.

Записать, запомнитьпеч.

статьяТам же, № 2319780,2

92.Умейте наблюдать.

Внешние и внутренние факторы

печ.

статьяТам же, № 2419780,2

93.Умейте наблюдать. Тренировка. Наблю-дательность и личность

печ.

статьяТам же, № 2519780,15

94.Психология обучения.

Учебное пособиепеч.М., МОПИ19784Редактирова-ние

95.Отчет “Модели рече-вого сигнала”рук.

научн. отчет

ИППИ АН СССР, М.19781,4Махонин В.А. и др.

96.О развитии перцеп-тивной сферы личностипеч.

статьяВ сборнике:

“Психолого-педа-гогическое изуче-ние личности уча-щегося”. М.: МОПИ, С.21-38.

19791,25

97.“Психолого-педагоги-ческое изучение лич-ности учащегося”

печ.Сборник научных трудов. М.: МОПИ19796Редактирова-ние

98.Мы по-разному смотрим на вещи

печ.

статья“Наука и техника”

№ 3. С.26-28.19810,5

99.Das Studium der

psychologischen Ydeen von N.K.Krupskaja im

Lehrgebiet Entwick-lungs psychologie und

Padagogische

печ.

статьяPadagogische Hochschule

“N.K.Krupskaja”

Halle.

Krupskaja-HEFT 1982. 11-17.

19820,45 Mitautor: E.A.Schumilin

100.Возрастные особеннос-ти восприятия цвета школьникамипеч.

статьяВ сб.: “Изучение перцептивной и мыслительной де-ятельности учащи-хся”. М.: МОПИ, С.3-16.

19831,1

101.Восприятие цветовых фрагментов школьни-ками

печ.

статьяТам же, С.17-32.19830,9

102.Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихсяпеч.Межвузовский

сборник научных трудов. М.: МОПИ

19836Редактирова-ние

103.Метод наблюденияпеч.

статьяВ кн.: “Методиче-ские рекомендации к учебным заданиям для студентов-практикантов и стажеров”. М.: МОПИ, С.85-87.

19830,1

104.Психолого-педагогиче-ское изучение личности учащегося в период педагогической прак-тики студентовпеч.

статьяУчебно-методиче-ские рекоменда-ции. М.: МОПИ.

26 стр.19841,5Совместно с Шумилиным Е.А.,Володар-ской М.И.,

Ивлевой Л.А.

105.Индивидуальный под-ход при разрешении конфликтных ситуацийпеч.

статьяВ кн.: “Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления”. М.:

МОПИ, с.48-56.

19860,5

106.“Трудные” дети с акцентуацией личности (методическая разработка)

печ.

брошю-раМ.: МОПИ19862,0

107.Применение метода наблюдения в воспи-тательной работе в школе (методические рекомендации)

печ.М.: МОПИ

21 стр.19861,4

108.Проблемы педагоги-ческой психологии в трудах Н.К.Крупскойпеч.

статьяВ кн.: “Педагоги-ческое наследие Н.К.Крупской и современная шко-ла. М.: МОПИ, С.81-88.

19860,5

109.Психологические ас-пекты проблемы взаи-модействия учителя с учащимися в классе в период педагогической практикипеч.

статьяВ межвузовском сборнике научных трудов “Психоди-дактика”. Депони-ровано 19.01.87 в НИИ высшей школы, № 147

19870,3

110.К истории изучения перцептивных способов переработки ин-формации у человекапеч. тезисыУниверситетская научно-методичес-кая конференция “Проблемы исто-рии психологии”.

М.

19870,2

111.Психологические ос-новы индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания (методическая разра-ботка)

печ.

брошю-раМ.: МОПИ

27 стр.19872

112.А.С.Макаренко и сов-ременные психологи-ческие проблемы дет-ского и юношеского коллективапеч.

тезисыТезисы докладов и сообщений на Всесоюзной науч-но-практической конференции с участием педагогов социалистических стран “Педа-гогическое насле-дие А.С.Макаренко и современные проблемы воспи-тания молодежи (к 100-летию со дня рождения)”. М., ч.П,с.172-174.

19880,2

113.Восприятие и типы учебной деятельностипеч.

статьяВ сб.: Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности.

Волгоград,с.69-76.

19880,5

114.А.С.Макаренко и сов-ременные проблемы педагогической психо-логии. Методическая разработка

печ.

брошю-раМ.: МОПИ,

38 с.19892,4

115.Перцептивные способы приема и переработки информации у школьников и диффе-ренциация обученияпеч.

тезисыВ кн.: Психологи-ческие основы пе-дагогических тех-нологий. Тезисы докладов III Все-союзной конфере-нции по педагоги-ческой психологии в г.Волгограде.

Москва-Волгоград

1990, с.91-92.

19900,1

116.Восприятие формы школьниками и диф-ференцированное обучениепеч.

статьяВ сб.: Резервы по-знавательной дея-тельности учащих-ся и развивающее

обучение. М.:

МОПИ, С.7-20.

19900,9

117.Прием и переработка информации школьни-ками и проблема наг-лядности

печ.

статьяТам же. С.35-44.19900,6Совместно с В.А.Махони-ным

118.Предисловиепеч.

статья

Там же. С.3-7.19900,3

119.Тот же сборник19908Редактирова-ние

120.Формирование инди-видуального стиля деятельности педагога в период вузовского обученияпеч.

тезисыВ кн.: Творческая индивидуальность педагога. Тезисы республиканской конференции. Тюмень, 27-29 мая 1991 г. С.27.

19910,1

121.Психология индивиду-ального подхода к трудным учащимсяпеч.

учебное пособие

М.: МОПИ,

118 с.19917,3

122.Теория психических состояний и актуальные проблемы воспитания и обучения школьниковпеч.

статьяО некоторых про-блемах обучения и воспитания учащи-хся на современ-ном этапе. Сб.на-учн.тр.М. С.61-68

19910,5

123.Современные проблемы развития познава-тельной сферы лично-сти учащегосяпеч. статьяВ сб.: Учебная де-ятельность и раз-витие познаватель-ной сферы лично-сти учащегося. Под ред.Крицкого А.Г. и др. С.3-12. г.Волгоград.

19910,7

124.Психологические осо-бенности перцептивной деятельности школьниковпеч.

статьяМатериалы науч-ной сессии по ито-гам научно-иссле-довательской ра-19920,15

боты МПГУ им. В.И.Ленина за 1991,посвященный 120-летию основа-ния университета. Серия: психолого-педагогические науки. Апрель 1992.М.:Прометей

С.32-33.

125.Закономерности пер-цептивной деятельнос-ти школьников и взрослыхпеч.

статьяВопросы психоло-гии, № 1-2, С.42-52.19920,8

126.Распознавание речевых сообщений, вводимых АДИКМ в ПК ИБМпеч.

тезисыАвтоматическое распознавание слуховых образов (АРСО-17). С.33-35. г. Ижевск.19920,2Совместно с Махониным В.А.

127.Синестезия в искусстве и в экспериментепеч.

тезисыСовременный Лаокоон. Эстети-ческие проблемы синестезии. М.: Наука. С.106-108.19920,15Совместно с Мельниковым Л.Н.

128.О некоторых предпо-сылках современного экономического созна-ния

печ. статьяПсихологический журнал. Т.14,№ 1, С.171-175. М.19930,45

129.Психология и решение актуальных общественно-экономических задачпеч.

тезисыПсихологическая наука и общест-венная практика. Часть I, Минск, С.87-88.

19930,1

130.Культура и професси-ональное мастерство учителяпеч. тезисыПрофессионализм педагога. Тезисы докладов между-народной научно-практической кон-ференции. Часть П, С.316-317. Ижевск-Санкт-Петербург

19920,15

131.Опыт раскрытия темы “Трудные дети” в ву-зовском курсе педаго-гической психологиипеч.

тезисыВ сб.: Психолого-педагогическая коррекция и пси-хотерапия девиан-тного поведения и дисгармоний в ра-звитии личности детей и подрост-ков. Тезисы меж-дународной науч-но-практической конференции. С.196. Воронеж.

19930,1

132.Биоэлектрическая ак-тивность мозга чело-века у представителей различных типов тем-пераментапеч.

статьяЖурнал высшей нервной деятель-ности им. И.П. Павлова. Т.43, вып.3, С.530-540.19930,8В соавторстве с В.М. и М.Н. Русаловыми, Калашниковой И.Г., Стрель-никовой Т.Н.

133.Метод наблюдения. Метод беседыпеч.

статьяВозрастная и пе-дагогическая пси-хология. Методи-ческие рекоменда-ции к педагогичес-19930,5Совместно с Шеляховской Н.К. и др.

кой практике. М.: МПУ, С.2-9.

134.Психология подросткапеч.Психология под-ростка. М.: МПУ. 138 с.

19938,6Редактирова-ние

135.Предисловиепеч.

статья

Там же, С.3-5.19930,3

136.Научный вклад Н.Д. Левитова в развитие общей, возрастной и педагогической психо-логии

печ. статьяТам же, С.19-30.19930,8

137.Закономерности пер-

цептивной деятельнос-ти младших школьни-ков и подростков.

печ.

статьяТам же, С.62-84.19931,4Совместно с Махониным и Павловой.

138.Индивидуально-типо-логические особеннос-ти познавательной сферы личности и функциональная асим-метрия мозга

печ. статьяТам же, С.112-12319930,75 Совместно с Русаловой и Калашниковой

139.Типы творческой лич-ности учителяпеч.

тезисыПодготовка учите-ля начальных классов к творчес-кой педагогичес-кой деятельности. Материалы меж-вузовской научно-практической кон-ференции. М.: Прометей. С.170-171.

19930,15Совместно с Павловой Т.Л.

140.В.В.Кандинский о ду-ховном развитии и воспитании печ.

тезисыОбразование и педагогическая мысль российского зарубежья. Саранск. С.64-65.

19940,2

141.Восприятие как психи-ческая деятельностьпеч.

тезисыАктуальные проб-лемы подготовки специалистов в высшей школе. Нижневартовск. С.132.

19940,1

142.В.В.Кандинский как художник и психолог печ. статьяРусская культура и мир. Тезисы до-кладов междуна-родной научной конференции “Русская культура и мир”. Н.Новго-род,С.124-126.

19940,15

143.О симультанности и сукцессивности восприятияпеч. тезисыПсихический образ: строение, механизмы, функ-ционирование и19940,15

развитие. Вторые международные научные ломовские чтения (тези-сы докладов). М., Т.2, С.94-96.

144.В.В.Кандинский как художник и психолог печ.

статьяПоиск смысла. Сборник статей международной научной конфрен-ции: “Русская ку-льтура и мир”. Н.Новгород. С.217-239.

19941,42

145.Некоторые современ-ные проблемы теории волипеч. тезисыПроблемы взаимо-связи эмоций, мы-шления и воли. Тезисы VI Россий-ской научной кон-ференции 9-11 ию-ня 1994. Рязань. С.105.

19940,1Совместно с Хатимлянской Е.А.

146.Spiritual features of cosmonaut of the future печ. тезисыInternational aerospace congress. Theory, Applicati-on, Teсhnologies

Abstracts.Moscow.

P.47.

19940,1

147.Духовность и преодо-ление трагизма бытияпеч.

статьяРусская культура и мир. Тезисы до-кладов участников П Международной научной конфере-нции.Н.Новгород,

Часть I,С.150-152.

19940,2

148.Индивидуальный под-ход к трудным школь-никампеч.

учебное пособиеМ.: МПУ, 321 с. Психолого-педаго-гические пробле-мы. Учебное посо-бие.Изд.2-е,испра-вленное и расшир.

199519,2

149.Равноправные граждане духовной державы

печ. статья“Человек”, № 3, С.157-166.19951,0

150.Духовные качества космонавта будущегоТезисы юбилейной международной научной конфере-нции: “Человек в авиации и космо-навтике: прошлое, настоящее, буду-щее”.

19950,1

151.Spiritual features of cosmonaut of the future International Aero-space Congress. Theory, Applicati-ons, Technology. Proceedings. Vol.1

pp.193-194.

19950,2

152

153.

154

155

156

157

158

159

Функциональная асимметрия полушарий мозга и новые педагогические тех-

нологии

Стандарты педагоги-

гического образования

Определение право-

леворукости по асим-

метрии двигательной

реакции

Проблема духовного в

художественном и науч-

ном творчестве В.В.

Кандинского

Психология трудных

школьников

Проблема когнитивно-

го развития школьни-

ков и принцип систем-ности

Использование особен-

ностей когнитивных стилей учащихся в

профориентационной

работе педагога

Сальвадор Дали –

художник и психолог

печ.

Тезисы

Печ.

Тезисы

Печ.

Статья

Печ.

Статья

Печ.

Учебное

пособие

Печ.

Тезисы

Печ.

Статья

Печ.

ТезисыИнновационные процессы в про-фессионально-пе-дагогическом об-разовании. Мате-риалы Междуна-родной конферен-

Там же. С.102-103

Журн. высш. нерв.

деятельности, Т.45, вып.3. С.608-

611.

Психол. журн.

Т.17, № 2.

С.88-98.

М.: Академия.

321 с.

Третьи междуна-

родные научн.

ломовские чтения

Межвуз. сб. науч.

трудов «Совре-

менные проблемы

психолого-педаго-

гических наук», вып.8,с.66-69.

Научн.конф. Ин-та психологии РАН «Психологическая наука: совр. состояние и перспективы». М.: Ин-т психологии РАН. С. 15

1995

1995

1995

1996

1996

1996

1996

19970,1

0,1

0,4

1,1

19

0,2

0,1Совместно с Лариным И.В. и Хатемлян-ской Е.А.

Совместно с Лариным И.В. и Хатемлян-ской Е.А.

Совместно с

Павловой Т.Л.

160.Кто вы, Сальвадор Дали?печ. статья Прикладная психология и психоанализ.

№ 1, С. 27 – 40.

19971,4

161.Психология трудных школьниковпеч. учебное пособиеМ.: Издательский центр «Академия». 321с.

199719

162.Межполушарная асимметрия: возраст, обучение печ. тезисы1-ая Международная конференция памяти А.Р. Лурии М.

19970,1

163.Психология трудных школьниковпеч. статьяПедагогический вестник, № 11

19970,2

164.Семья и проблема «трудных детей»печ. статьяПрикладная психология и психоанализ,

№ 1, С. 86-94

19980,6

165.Трудные школьники как психолого-педагогическая проблема

печ. статьяMagister, № 3,

С. 38 – 45.19980,5

166.Психология трудных школьниковпеч. учебное пособие

М.: Издательский центр «Академия».199819

167.Кто вы, Сальвадор Дали?печ. статьяИстина и жизнь. Христианский журнал. № 11,

С. 40-51.

19981,0

168.Некоторые аспекты использования мульти-медиальных обучающих программ печ. статьяСовременные речевые технологии. Сборник трудов. IХ сессия Российского Акустического общества. Посвящена 90-летию М.А. Сапожникова. 26-28 января 1999. М.: Геос, 1999, С. 125-127.

19990,2

169.Кандинский как научный психологпеч. статьяМногогранный мир Кандинского.

С. 112-119.

19990,5

170.Психология одаренности детей и подростковпеч. статьяВопросы психологии,

№ 3, С. 140-143.

20000,4

171.Садист и мазохист как социально-психологические типыпеч. тезисыПсихология притеснения: социально-психологические и психолого-педагогические особенности обидчиков и обиженных. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции // П/ред. Башкатова И.П. Коломна.

20000,1

172.Возрастные и индивидуальные особенности внешне-речевой фиксации наблюдаемых объектовпеч. тезисыЯзыковое сознание: содержание и функционирование //ХШ Международный симпозиум по психолингвисти-

ке и теории коммуникации. М., 1-3 июля 2000 // Редактор Е.Ф. Тарасов. М., 2000, С. 236-237.

20000,1

173.Психология отклоняющегося поведенияпеч. раздел программы Сборник учебных программ по специальности «психология». Пятый курс. М.: Издательство СГИ. С. 23-33

20000,8

174.Влияние психологической консультации на развитие личности учащихсяпеч. тезисыПсихология отношений. Материалы научно-практической конференции. Владимир: ВГПУ, 2001. С. 54-55.

20010,1

175.Функциональная межполушарная асимметрия и возрастпеч. тезисыАктуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. Материалы конференции 13-14 декабря 2001г. М., 2001. С.158-159.

20010,1

176.Психология трудных школьников: 3 изд., исправленное и дополненное

печ. учебное пособиеМ.: Академия200121

177.Любовь и радость бытияпеч. статьяПрикладная психология и психоанализ.

С. 19-31

20010,5

178.Взаимосвязь физического состояния и психического развития и поведения детейпеч. статьяСборник научных трудов «Подготовка, аттестация и повышение Квалификации педагогических и управленческих кадров», вып.III//П/ред. Проф. Симонова П.В./М.: Международная педагогическая академия. С. 125-128

20020,3

179.Предисловие к статье Роберта

В. Доти «Пять тайн «серого вещества» и их значение

печ. тезисыПрикладная психология и психоанализ.

2002,№1. С. 6820020,1

180.О статье В.И. Батова «Иисус Христос» - революционер». Возвращаясь к напечатонному

печ. тезисыПрикладная психология и психоанализ.

2002,№3. С. 6820020,1

181.«За стеклом»печ. статьяВопросы философии. Сборник статей профессорского - преподавательского состава, докторантов, аспирантов, соискателей кафедры Философии МГОУ.

Выпуск 13. М.: Издательство МГОУ. С.176-184.

20020,7

182.Зрительная асимметрия и особенности социальной перцепциипеч. статьяА. Р. Лурия и психология 21 века. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия.

20020,7

183.Психология начальника и менеджерапеч. статьяПодготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров//Сб. Научных трудов. Выпуск 4. П/ред. проф. Симонова В. П./М., 2002. С.23-24.

20020,1

184.Предисловие к статье Н.С.

Лейтеса «Возрастная одаренность школьников»

печ. тезисыПрикладная психология и психоанализ.

2002, №4. С.60.20020,1

185.Нужен ли комикс ребенку и школе?

(Круглый стол)

печ. статья«PR в образовании»

2003, №1,С.89-92.20030,4

186.Функциональная межполушарная асимметрия и обучение школьниковпеч. Тезисы

2-ой Всерос-

сийской научной конфе-ренции

«Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии». М., С.304-305.20030,1

187.Современные исследования проблемы взаимосвязи перцептивной и речевой деятельностипеч. Тезисы ХIV международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации

«Языковое сознание. Устоявшееся и спорное». М., С.258.20030,1

188.«Обиженные» и «обидчики»: проблемы нормы и отклоняющегося поведения. печ. Тезисы третьей Всероссийской научно-практической конференции

Психология притеснения: обидчики и обиженные. Коломна,

27-28 марта 2003. С.123.20030,1

189.Психология трудных школьниковпеч. Учебное пособие 7-ое издание

Академический проект, 2004200429,5 п. л.

190.Из опыта работы учителя математики: о творческом

(латеральном) мышлении подростков

печ. СтатьяВестник РосНОУ, вып.3, С.48-5720040,6 п. л. Совместно с Алешиной Т. Н.

191.Логоритмика как вид музыкотерапиипеч. СтатьяСб.: Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров

20050,6 п. л.Совместно с А. А. Бараулей

192.Научное творчество К. Н. Корнилова внутри и вне социального контекстапеч. статьяСб.: материалы Международной конференции, на тему: «Творческий путь видного отечественного педагога-психолога К. Н. Корнилова», М.: МАНПО, С. 9-16.

20050,35 п. л.

193.Ценностные приоритеты гуманитарного и научно-технического образования в XXI векепеч. статьяСб.: Материалы Третьей международной конференции на тему «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве»

3-9 мая 2005, Калининград-Варшава. М.-Варшава: МАНПО, 2005. С. 199-203.

20050,3 п. л.

194.Некоторые психологические аспекты проблемы эффективного обучения иностранному языку старших дошкольников.печ. тезисыСб.: Материал Международной научной конференции на тему: «Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития», часть 2, С. 150-151. Минск.

20050,15

п. л.

195.Профессиональная адаптация и совершенствование профессионального мастерства школьных учителейпеч. статьяСб.: «Материалы Международной научно-практической конференции на тему: « Профессио-нализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития». Часть 2, С. 189-198. М.:МАНПО.20050,3

п. л.

196.Проблемы высшего психологического образования в Россиипеч. тезисыСб.: «Гумани-

тарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (26-30 сентября). Сочи: издательство НОУРАО. С. 15-16.

20050,15

197.Е. Г. Осовский - видный отечественный педагогпеч. статьяМатериалы Всероссийской практической конференции «Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности».

С. 45-47.

20050,1

п.л.

198.Педагогика и психология. Программа собеседованияпеч. Брошю-раП/р Клемантович И.П. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ,2006.- С. 57.

20063,5

п.л.

199.Возрастная психология. Учебная программа и методическое пособие печ. Брошю-раМ.: РИЦ, 2006.

С. 52.20063,25

п.л.Совместно с И.П. Клемантович и Б.С. Волковым.

200.Психология отклоняющегося (девиантного) поведения. Учебная программа и методическое пособие

печ. Брошю-раМ.: РИЦ, 2006.

С. 1520061,0

п.л.Совместно с И.П. Клеман-

тович

201.Влияние немецкой научной психологии на психологию современной Россиипеч. статьяМосква, Эрланген. В книге: «Материалы IV Международной научной конференции 12-15 сентября

2006 г., Эрланген, на тему: Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве». С. 171-175.

20060,2

п.л.

202.Слово о Николае Дмитровиче Левитовепеч. статьяВ сб.: «Материалы Международной научной конференции

«Первые левитовские чтения». 24 апреля 2006 г. М., С. 6-7.

20060,15

203.Предисловие к монографии Алешиной Т.Н.печ. статьяВ кн.: «Функциональная межполушарная асимметрия и развитие творческого мышления подростков на уроках математики». М., издательство МГОУ. С.1.

20070,1

204.Компьютерная зависимость, ее профилактика и психокоррекцияпеч. статьяВ сб.: Материалы Международной научной конференции на тему: «Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации», часть 2. М.:МПГУ, МАНПО, С. 380-385.20070,2

205.Профориентация и профессиональное развитие школьников и взрослых

печ. монографияМ.: Издательство МГОУ. С. 234.200714,5

206.Предисловие к монографии Смирновой-Бауэр Е.А.печ. статьяВ: Смирнова-Бауэр Е.А. «Межполушар-

ная асимметрия мозга и технология обучения иностранному языку». М.: Издательство МГОУ. – С. 3-4.

20070,1 а.л.

207.Важнейшие проблемы образования молодежи РоссииСтатья«Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы. Материалы I Всероссийского педагогического конгресса 19-21 декабря 2007 года». Часть вторая. М.: МАНПО. С. 639-642.

20070,15

208.Бессознательное и проблема преодоления трудностей адаптации и девиантного поведенияСтатьяПрикладная психология и психоанализ, №3-4. С. 3-10

20070,5

209.Функциональная асимметрия мозга и обучение русскому и иностранным языкамСтатья«Современное русское языкознание и лингводидактика», выпуск 2. М.: МГОУ. С. 226-227

20080,1

210.Индивидуальные различия в поведении детей младшего школьного возраста в классах с разным профилем обученияСтатьяВестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». М.: Издательство МГОУ, №4. С. 56-65.

20080,7Совместно с Чилингарян Л.И.

211.Психологические исследования процесса восприятия школьников и взрослых (1958-2008 гг)

МонографияМ.: Издательство МГОУ. 282 с.200815,63

212.Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии

Учебное пособиеМ.: Академический Проект, 2008. – 447 с.200823,52

213.Экспериментально-теоретические исследования процесса восприятияСтатьяВ сб. Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров // Под ред. Симонова В.П. Выпуск II. М., С. 65-66.

20080,1

214.Психолого-педагогические особенности экологического образования школьников в условиях дополнительного образования

Статья«Научные труды кафедры прикладной психологии», Т.1, С. 141-143. МГГУ им. М.А.Шолохова. – М.: Экслибрис-Пресс20080,15Совместно с Катаевой Е.Н.

215.Возрастная психологияБрошюраУчебная программа по специальности 020400 Психология. М.: Издательство МГОУ – 16 с.

20081,0

216.Видовые, возрастные и индивидуально-типологические различия выбора между вероятностью и ценностью вознаграждения

Статья 3-я Международная конференция по когнитивной науке. Т.2. С. 492-493. М.: Художественно-издательский центр20080,2Совместно с Чилингарян Л.И., Преображенской Л.А., Дроздовой П.В.

217.Психологическое сопровождение онкологически больных детей

МонографияМ.: Издательство МГОУ, 2009- 99 с.20096,3Соавтор Ефремова Д.Н.

218.Возрастные и индивидуально-психологические различия в поведении школьников во время выбора вознаграждения

Статья«Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова», 2009, том 59, №1, С. 54-64.20091Совместно с Л.И.Чилингарян и П.В. Дроздовой

219.Физиология и психология вчера и сегодняСтатьяПовышение квалификации и подготовка кадров в образовании, вып. II (№2-09)

20090,3Совместно с Н.Ю. Новиковой

220.Подруга поэтаСтатьяЖ. «Природа и человек XXI века» М., С. 28-29.

20090,4

221.Индивидуально-типологические различия в поведении детей младшего школьного возрастаСтатьяПсихология обучения, №1, январь 2010 С. 41-52.20101Совместно с Чилингарян Л.И., Мержа-новой Г.Х., Дроздовой П.В.

222.Индивидуально-типологические различия в поведении детейСтатьяВ сб. «Культурно-целостная основа развития личности» г. Домодедово, 2010, С. 82-8920100,7Совместно с Чилингарян Л.И., Мержановой Г.Х., Дроздовой П.В.

223.Знание православия – важный фактор педагогической компетенции российских педагогов

СтатьяВ сб: «Воспитательный потенциал вузов», М., С. 174-17620100,2

224.Проблема девиантного поведения в современном мире

СтатьяВестник Московской гуманитарно-технической академии20100,2

225.Жизнь в науке. ИнтервьюСтатья«Школьный психолог», №22, С. 33-35

20100,4

226.Опыт решения в Германии социально-педагогических проблем подростков из семей мигрантовСтатьяЖурнал «Воспитание школьников», 2011, №3, С. 64-6820110,4Совместно с Клемантович И.П., Кабардовым М.К., Смирновой-Бауэр Е.А.

227.Основы религоведения и новые воспитательные задачи вузовской педагогики

Статья«Воспитание школьников», №6, С. 59-6420110,5Совместно с Клемантович И.П.

228.Воспитательная сила героического примераСтатья«Воспитание школьников», №7, С. 58-62

20110,4

229.Основы религоведения в школах и ВУЗахСтатья«Тайная доктрина», №2, С. 16

20110,3

230.Основы религоведения в школах и ВУЗахСтатья«Тайная доктрина», №3, С. 10

20110,3

231.Сердце под вуалью. Сальвадор ДалиСтатья«Тайная доктрина», №4, С. 7

20110,3

232.Проблемы духовно-нравственного воспитания в юридической психологииСтатьяПовышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Вып. 4 М., 2011

20110,3Совместно с Ремеевой А.Ф.

233.Воспитание примером в практике юридической психологииСтатьяСб.: «Актуальные проблемы исторической науки»/ Уфа: Гилем, С. 368-371

20110,4Совместно с Ремеевой А.Ф.

234.Особенности личности дезадаптированных школьников-пятиклассниковСтатьяСб.: Повышение квалификации и подготовка кадров. Выпуск 5. М.: МПА и МГОУ, С. 66-73

20110,4Совместно с Давыдовой М.Д.

235.О психологии религии и семьи. Библейская семья (1): Адам и ЕваСтатьяСб.: Повышение квалификации и подготовка кадров. Выпуск 3. М.: МПА и МГОУ, С. 63-76

20120,6Совместно с Давыдовой М.Д.

236.Библейская семья (2): родители

СтатьяСб.: Повышение квалификации и подготовка кадров. Выпуск 4. М.: МПА и МГОУ, С. 105-109

20120,25Совместно с Давыдовой М.Д.

237.Библейская семья (2): родители

СтатьяСб.: Повышение квалификации и подготовка кадров. Выпуск 5. М.: МПА и МГОУ, С. 129-1332012

238.Библейская семья (2): родителиСтатьяСб.: Повышение квалификации и подготовка кадров. Выпуск 1. М.: МПА и МГОУ, С. 66-82

2013

239.Библейская семья (2): родители

СтатьяСб.: Повышение квалификации и подготовка кадров. Выпуск 5. М.: МПА и МГОУ, С. 69-78

2013

240.Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация

Учебное пособиеМ: Академический проект201319

241.Составление и редактирование сборника студенческих работ «Истоки»Сборник студенческих работ «Истоки»

М.: Издательство МГГУ им. М.А.Шолохова, Выпуск 14201310,5

242.Психология трудных школьниковЭлектронное учебное пособиеМ.: Электронная библиотека издательства «Академический проект», серия «Университетская книга». 8-е издание201429.4

243К.Н. Корнилов – основоположник отечественной материалистической психологии (ученый, организатор, педагог)Печ.

Журнал «Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова», № 1, с. 5-15, 20140,6

244Молодежный экстримизм и духовно-нравственное воспитаниеПеч.

Сборник мате-риалов междуна-родной научно-практической конференции: «Молодежный экстремизм: истоки, предуп-реждения, профи-лактика» ч. II, с. 250-254, 20140,4В соавторстве с И.П. Клемантович

245Эмоциональный интеллект и девиантное поведение юношейПеч.

Журнал «Фундаментальные исследования» № 6, 20140,4Совместно с И.П. Клемантович, В.В. Седых, М.П. Фарниевой

246Инновационные методики нейропедагогикиПеч.

Сборник материалов Московской научно-практической конференции: «Реформы Российского образования и перспективы инновационных образовательных технологий», ч. II, с. 229-233, 20140,4

247Проблемы девиантного поведения молодежиПеч.

Сб.: «Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании», 2014 г. вл. 2, стр. 6-12, 20140,35

248Нейропедагогика и обучение русскому и иностранным языкамПеч.В сб. «Материалы международной научно-практической конференции: «Язык и культура речи». М.: «НИИ школьных технологий», 2015, с. 120-1240,4 п.л.

249Составление и научное редактирование монографии Л.И.ЧилингарянПеч.В книге: Л.И. Чилингарян «Мозг и психика животных». М.: Академический проект, 201520,15 п.л.

250Первый фундаментальный труд Л.И. Чилингарян. Вводная статьяПеч.В книге: Л.И. Чилингарян «Мозг и психика животных». М.: Академический проект, 2015, с. 3-181,1 п.л.

251Л.Ю.Брик – муза великого поэтаПеч.В книге: Л.И. Чилингарян «Мозг и психика животных». М.: Академический проект, 2015, с. 273-2881,9 п.л.

252Биография Л.И. ЧилингарянПеч.В книге: Л.И. Чилингарян «Мозг и психика животных». М.: Академический проект, 2015, с. 255-2620,3 п.л.

253Нейропедагогика: предмет исследованияПеч.Ж. «Фундаментальные исследования», М., 20150,4 п.л.Совместно с Клемантович И.П.

254Изобразительные способности и возрастПеч.Ж., «Весник МГГУ им. М.А. Шолохова»0,6Совместно с Борисовой А.И.

255Особенности изобретательной деятельности подростков и доминирующее полушарие мозгаПеч.Ж. «Педагогика и психология». М., 2015, № 2, с. 93-1000,6 п.л.Совместно с Борисовой А.И.

256Нейропедагогика: предмет исследованияПеч.В сб.: «II Международная конференция по нейронаукам». М., 2015, секция нейро-педагогики0,3 п.л.

257Зрительное восприятие и искусствоПеч.Ж. «Педагогика и психология», М., 2015, № 4, с. 100-1080,6 п.л.Совместно с Борисовой А.И.

258Одаренность и девиантное поведение школьниковПеч.В сб. научных статей «Развитие одаренности и способностей у детей». /М.: РИЦ МГГУ, 2015, с. 76-820,5 п.л.Совместно с Клемантович И.П.

259Нейропедагогика: предмет, задачи, опыт исследованияПеч.В сб. конференции: «Нейронауки и благополучие общества: технологические, экономические, биомедицинские и гуманитарные аспекты» / М., 2015, с. 129-1300,1 п.л.

260Инновационные психолого-педагогические технологии в истории МПГУПеч.Ж. «Молодой ученый», М., 2016, № 7.6, с. 230-2320,3 п.л.

261Нейропедагогика и ее задачиПеч.Ж. «Молодой ученый», М., 2016, № 7.6, с. 228-2300,3 п.л.Совместно с Левановой Е.А. и Клемантович И.П.

261Нейропедагогика: новая отрасль педагогических знанийПеч.Ж. «Педагогика и психология», М., 2016, № 2, с. 8-170,5 п.л.Совместно с Левановой Е.А. и Клемантович И.П.

262Когнитивные технологии в образованииВ печатиМатериалы конференции Евроазиатского содружества по проблемам образования в МГПИ. М., 20160,4 п.л.Совместно с Левановой Е.А. и Клемантович И.П.

263Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. 2 издание, дополненноеВ печатиРукопись учебного пособия для студентов педагогических высших учебных заведений.

264Neuropedagogics as the Modern Phase of the Development of the Education ScienceПеч.Yong scientist USA, 2016, vol. 6, p. 25-300,4 п.л.Совместно с Козиловой Л.В., Клемантович И.П., Левановой Е.А.


Последняя редакция анкеты: 24 апреля 2018