1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Профессор Российской Академии Естествознания
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Республика Башкортостан

Основное научное направление: педагогические науки.

Академические звания, ученая степень и официальная должность: кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, директор Центра развития одаренности школьников ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Текущее место работы и область деятельности: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», научная, организационно-методическая поддержка педагогической деятельности в области развития детской одаренности.

Иная публичная, государственная или академическая деятельность

После окончания в 1979 году математического факультета Башкирского государственного университета Аллаяров З.А. в разные годы работал учителем, директором школы, руководителем городской методической службы, заведующим районным отделом образования, директором колледжа, министром образования Республики Башкортостан.

Педагогическую, управленческую работу в системе образования Аллаяров З.А. сочетает с научной деятельностью. Первые статьи и научные работы посвящены профессиональному становлению учителя в условиях инновационных преобразований в школе. В изданиях «Организационно-педагогические условия профессионального становления молодых учителей» (1998), «Творческая деятельность учителя в инновационной школе. Путь к успеху» (1998), «Система научно-методической работы в образовательных учреждениях» (2000), «Личностно-профессиональное развитие учителя: теория и практика средового подхода» (2016) и др. анализируются теоретико-методологические аспекты развития личности и профессионала, особенности педагогической профессии. Используя методику средового подхода, автор определяет факторы, влияющие на процесс профессионального развития учителя и на этой основе строит модель социально-профессиональной среды как совокупности факторов синергетического влияния на искомый процесс. На примере социально-профессиональной среды муниципального уровня автором обоснована эффективность построенной модели.

Данная тематика получила свое развитие в исследованиях в период работы автора в учреждениях системы профессионального образования. Результаты исследований отражены в таких работах как «Профессиональная деятельность как фактор развития личности» (2004), «Организация профессионального развития педагогических кадров в среднем специальном учебном заведении» (2006), в которых анализируются особенности построения профессионально-педагогической среды в учреждении среднего профессионального образования.

В годы работы в должности министра образования Республики Башкортостан сферу научных интересов Аллаярова З.А. составляют проблемы построения современной региональной модели образования, этнокультурных основ формирования межнационального согласия в образовательной среде и прогнозирования перспективных потребностей региональной системы образования в педагогических кадрах. В рамках исследований разработана и использована авторская методика расчета перспективных потребностей региона в педагогических кадрах. Анализу состояния дел в данных сферах и решению имеющихся проблем посвящены более 25 аналитических статей и научных изданий.

В последние годы Аллаяров З.А. занимается исследованием проблем в области развития детской одаренности. По итогам изучения и анализа опыта ученым составлена модель работы образовательной организации в области развития детской одаренности. Под руководством ученого ведется научное, программно-методическое сопровождение внедрения данной модели в практику работы школ.

Аллаярову З.А. присвоено звание «Заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан», «Отличник образования Республики Башкортостан». Награжден медалями «Лауреат ВВЦ», «100 лет профсоюзам России», знаком «Директор года 2006» и др.

Опубликовано более 50 научных статей и 11 изданий.

Научные публикации

Значимые научные издания:

1.Аллаяров З.А. Творческая деятельность учителя в инновационной школе. Путь к успеху [Текст] / Аллаяров З.А., Кудашев Р.А., Рассоха М.Г. – Уфа: Изд-е БашГУ, 1998. –96с.

2.Аллаяров З.А. Система научно-методической работы в образовательных учреждениях [Текст]: Из опыта работы образовательных учреждений г. Уфы / Аллаяров З.А., Баязитов С.Б., Мурзакаева Л.С. – Уфа: НИМЦ при ГУНО, 2000. -92с.

3.Аллаяров З.А. Педагогическое образование Башкортостана: проблемы, опыт и перспективы развития [Текст] / Аллаяров З.А., Асадуллин Р.М. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. -96с.

4. Аллаяров З.А. Личностно-профессиональное развитие учителя: теория и практика средового подхода [Текст] / – Уфа: Изд-во «Инеш», 2016. – 140с.

5. Аллаяров З.А. Теория и практика работы образовательных организаций и органов управления образованием по комплексному сопровождению развития детской одаренности: методические рекомендации [Текст] / Аллаяров З.А., Фатыхова Р.М. – Уфа: Мир печати, 2016. – 50с.


Последняя редакция анкеты: 14 ноября 2018