1. Ученая степень
    доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Психологические науки
  5. Регион
    Россия / Москва

Ткачева Виктория Валентиновна работает в должности профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).

Ткачева В.В. – доктор психологических наук (2005), профессор (научное звание -профессор по кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии – 2010)

Основное научное направление: «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья», также ведет научные разработки в области психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, профориентации и социализации обучающихся со сложными ( комплексными) нарушениями развития.

За время работы в вузе (с 2001 г.) Ткачева В.В. осуществляла образовательную деятельность по следующим направлениям подготовки бакалавров: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», «Олигофренопедагогика» (очная/очно-заочная/заочная формы обучения); 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», «Специальная психология» (очная/заочная формы обучения); 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», «Специальная педагогика и психология» (заочная форма обучения); подготовки магистров: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», «Самоопределение и социализация лиц с умственной отсталостью» (очная форма обучения); подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» (очная форма обучения); 19.00.10 « Коррекционная психология».

Научно-методическая, научно-исследовательская работа:

С 2015 по настоящее время Ткачева В.В. является членом диссертационного совета Д 850.007.05. на базе ГАОУ ВО «МГПУ» по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук по специальностям: 19.00.10 – коррекционная психология; 13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки).

В качестве официального оппонента по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия); 19.00.10. – коррекционная психология Ткачева В.В. неоднократно участвовала в работе Диссертационного Совета Д 008.005.01 на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

В течение нескольких последних лет Ткачева В.В. участвует в работе вступительных экзаменов в аспирантуру, руководит работой комиссий государственной итоговой аттестации (ГИА) в московских вузах соответствующего профиля.

Участие в международных и региональных научных форумах:

Ткачева В.В. принимает активное участие в работе всероссийских и зарубежных международных научных форумов: участвовала с докладами в работе I, II, III Съездах дефектологов, I, II, III Родительских Форумах, международных научных форумов, организуемых и проводимых Российскими вузами (МПГУ, МГПУ МГППУ, ЛГУ им. А.С.Пушкина и др.) и общественными организациями по проблемам, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей на разных возрастных этапах.

Под научным руководством Ткачевой В.В. защищены 6 кандидатских диссертаций по актуальным проблемам психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и их семей: особенности формирования самовосприятия младших школьников с интеллектуальным недоразвитием ( Н.В.Морозова, 2008); коррекция высших психических функций младших школьников с ЗПР средствами игровой деятельности ( А.Е.Соболева, 2009); социально-педагогическое сопровождение семей умственно-отсталых лиц (Е.Ю.Фирсова, 2011); психологические условия развития воображения у слабослышащих старших дошкольников (Ю.А.Труханова, 2011); психокоррекционная работа педагога-психолога с семьями, воспитывающими подростков с двигательными нарушениями (Н.П.Болотова, 2011); технологии обучения чтению умственно отсталых детей со сложными нарушениями развития ( И.А.Каткова, 2017).

Ткачева В.В. имеет более 130 публикаций, включающих научные и научно-методические статьи, монографии, учебники, учебные пособия, практикумы, рекомендации для родителей детей с ОВЗ, среди них публикации, входящие в международные базы цитирования Scopus/ Web of Science. Список учебно-методических пособий, учебников, разделов в пособиях, монографий включает 31 издание. Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru составляет – 17.

Учебники и пособия Ткачевой В. В. пользуются высокой востребованностью среди студентов, работников вузов и образовательных учреждений, неоднократно представлялись на отечественных (Московской Международной книжной выставке-ярмарке 2014, 2017, 2020) и зарубежных книжных выставках (Frankfurter Buchmesse - 2017, Paris Book Fair -2018, LIBER BARCELONA -2018; BOOKEXPO AMERICA-2019) и были награждены почетными дипломами.

Ткачева В.В. -награждена медалью «В память 850-летия МОСКВЫ» Б № 0983388, Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 1997 г.

-награждена почетным знаком Первого Всероссийского съезда дефектологов «За вклад в дефектологию»

-имеет почетное звание «ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ» «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья», присвоенное Российской Академией Образования.

Благодарности

Ткачева В.В. была отмечена Благодарностью декана факультета педагогики и психологии МПГУ Т.Н.Сахаровой за организацию и проведение Международной научно-практической конференции «Социальная психология семьи»;

Благодарственным письмом Директора Института детства МПГУ А.А.Алмазовой за выступление с докладом «Психологическая помощь семье ребенка с ОВЗ как актуальное направление современной дефектологической науки» на II Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации»

Благодарностью Проректора по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО МГППУ С.В.Алехиной за участие в организации Всероссийского обучающего семинара для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций «Воспитательная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью» и проведение лекции на тему «Технологии воспитательной работы с детьми с ОВЗ в процессе семейного воспитания»

Название учебного заведения - Факультет или отделение- Год Поступления -Год окончания или ухода- специальность - № диплома

Днепропетровское музыкальное училище им.М.И.Глинки -фортепьяно -1967 -1971 -преподаватель ДМШ , концертмейстер; диплом Ц №226516

Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова - романо-германская филология -1972 -1978 -филолог, преподаватель испанского языка; диплом Б-1 № 201004

Московский государственный открытый педагогический институт -дефектология -1990 -1993-олигофренопедагог, логопед вспомогательной школы; диплом ШВ № 046690

Московский государственный открытый педагогический университет -специальная психология - 1994 -1996-психолог коррекционных, диагностических учреждений; диплом ЭВ № 390407

Научные публикации

1.Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат)

2.Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование.- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2014.- 154с. +СД диск (Специальная психология) ISBN 978-5-4441-0057-8

3.Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник / В.В. Ткачёва. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 281 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21495. ISBN 978-5-16-012286-1 (print) ISBN 978-5-16-105175-7 (online).

4.Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / В.В. Ткачева, Е.В.Устинова, Н.П. Болотова; под ред. В.В.Ткачевой. —М. : ИНФРА-М, 2017. —191 с.,[12] с. цв. ил. – (Практическая педагогика). — www.dx.doi.org/10.12737/24759 ISBN 978-5-16-012626-5 (print) ISBN 978-5-16-102389-1 (online)

5.Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В.Ткачёва, И.В.Евтушенко, М.В.Жигорева; под ред. В.В.Ткачёвой. - М. : ИНФРА-М, 2020.-198с.- (Практическая педагогика). – DOI 10.12737/101 4625.


Последняя редакция анкеты: 24 ноября 2020