Вилькеев Джавдат Валиевич
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Республика Татарстан

Вилькеев Джавдат Валиевич (1927 г/р) – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания. Основными направлениями его научных исследований являются: логика и методы научного познания в школьном обучении; формирование основ научного мышления у школьников; формирование профессионального мышления у педагогов. Руководимая Д.В. Вилькеевым с 1968 г. дидактическая лаборатория Казанского педагогического университета оказывала большую помощь школам и органам народного образования республики в научном обобщении и теоретическом обосновании опыта учителей Татарии по воспитанию познавательной активности школьников и проблемному обучению. По исследуемой психолого-педагогической проблематике Д.В. Вилькеевым сделано более 50 научных докладов на Всесоюзном съезде психологов, Всесоюзных педагогических конференциях, симпозиумах, Всесоюзном методологическом семинаре (в 1970 и 1976 гг.), а также Всероссийских и региональных конференциях.

В 1983 г. Джавдатом Валиевичем защищена в НИИ общей педагогики АПН СССР докторская диссертация на тему "Соотношение индукции и дедукции в структуре и процессе изучения основ наук как дидактическая проблема и пути ее решения". В диссертации разработана целостная концепция логики изложения содержания учебных предметов и логики учебного познания, ориентирующая на эффективный и последовательный переход учащихся с эмпирического на теоретический уровень познания, от формально-логических к содержательным обобщениям. Данная концепция включает: Модель гипотетико - дедуктивной логики построения содержания учебных предметов (естественнонаучного цикла); Оптимальный вариант логики учебного познания, основанный на тесном взаимодействии индуктивного и дедуктивного методов в учебном познании; Основные типы и входящие в них виды соотношения индукции и дедукции в учебно-познавательной деятельности школьников, позволяющие обеспечивать оптимальный и плавный переход школьников к теоретическим формам мышления и творческой умственной деятельности.

В 1983 г. Д.В. Вилькеев был избран коллективом преподавателей кафедры психологии на должность заведующего кафедрой и возглавил исследование новой общекафедральной научной темы "Формирование профессионально значимых черт личности студентов педагогического ВУЗа". Тема была включена в государственный план важнейших психолого - педагогических исследований на 1986-1990 гг. Руководимая Джавдатом Валиевичем межкафедральная научно-исследовательская группа, в которую входят дидакты, методисты университета и его аспиранты, разрабатывает актуальную тему дидактики высшего педагогического образования: "Психолого-педагогические условия формирования педагогического мышления у студентов". Исследованы сущность, особенности, функции, структура педагогического мышления, а также психолого-педагогические условия его успешного формирования у студентов. 10 членов группы с 1984 г. защитили по указанной проблеме под руководством Д.В. Вилькеева кандидатские диссертации.

Дальнейшая программа научно - исследовательской работы проф. Вилькеева включает: разработку целостной психолого-педагогической теории формирования педагогического мышления у студенев и учителей; подготовку и издание монографии о формировании педагогического мышления; исследование механизмов морально-этического мышления человека и особенностей проявления этого мышления у педагогов. Это новые и актуальные направления в современной педагогической психологии.

Джавдат Валиевич автор 85 научных работ. Основные научные работы: Методы научного познания в школьном обучении. – Казань, 1975. – 160 с.; О соотношении методов науки и методов школьного обучения. – Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980. – С.40-48; Профессиональное мышление учителя и его формирование у студентов педагогического вуза. – Формирование личности учителя в педагогическом вузе. – Казань, 1989. – С.73-90.