Буторина Татьяна Сергеевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Архангельская область

Буторина Татьяна Сергеевна (05.07.1946 г.р., с.Емецк Архангельская область) – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии социальных наук, Академии педагогических и социальных наук (2007), исследователь истории культуры и научно-педагогического наследия М.В. Ломоносова, вице-президент Ломоносовского фонда, заведующая кафедрой педаго¬гики, психологии и профессионального обучения АГТУ (1999), первый доктор педагогических наук Архангельской области.

Окончила Вельскую общеобразовательную среднюю школу № 4 (1964), работала старшей пионервожатой в школе № 2 г. Вельска (1964-65). В 1965-69 училась на отделении истории историко-филологического факультета АГПИ им. М.В. Ломоносова. Учитель исто¬рии и организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школе № 2 г. Вельска. С 1972 по 1976 – учёба в заочной ас¬пирантуре ЛГПИ им. А.И. Герцена; ассистент, старший пре¬подаватель кафедры педагогики и психологии АГПИ им. М.В. Ломоносова (1977); заведующая кафедрой педагогики и психологии (1978); с 1988 старший научный со¬трудник; доцент кафедры педагогики (1990); заведующая кафедрой педагогики, профессор ПГПУ им. М.В. Ломоносова (1991); директор Ломоносовского гуманитарного центра АО ИППК (1995-97); про¬ректор по учебной работе АГТУ (1997-2006). Инициатор создания кафедры педа¬гогики, психологии и профессионального образования АГТУ (1999).

Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Стиль педагогического руководства классного руководителя как фактор формирования коллектива старшеклассников» (1976) и докторскую диссертацию на тему «Ломоносовский период в истории рус¬ской педагогической мысли XVIII в.» (1990). Присвоена учёная степень доцента (1976), профессора (1992).

Крупный учёный, ведущий специалист в области истории и тео¬рии педагогики, ломоносововедения. Ею создано новое направление в науке – педагогическая регионология, предметом которой является изучение толерантности регионых и национальных приоритетов, историко-педагогических и социально-культурных особенностей ре¬гиона, влияющих на формирование и развитие личности. В рамках данного научного направления выполнены фундаментальные и при¬кладные исследования, позволившие выделить Ломоносовский пери¬од в истории отечественной педагогики; разработать оригинальную концепцию национально-регионального компонента, направленную на модерниза¬цию содержания образования, учебно-воспитательного процесса в разных образовательных учреждениях; обосновать и раскрыть сущ¬ность народной поморской педагогики; обеспечить научно-методическое оснащение процесса внедрения научных разработок, подгото¬вить комплекс различных программ («Поморская семья», «Нацио¬нальное образование на Архангельского Севере», «Народная культура Русского Севера» и т.п.).

Автор более 300 научных работ, монографий, учебных пособий.

Под ее научным общественным руководством работала первая в России областная школа народных ремёсел, удостоенная премии Прези¬дента России в области образования; областной центр социального здоровья семьи; школа педагога-исследователя; экспертный совет департамента образования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска и т.д. Инициатор создания Ломоносовского гуманитарного центра (1991), Ломоносовского фонда как общественного объединения учё¬ных региона (1992).

Основные результаты её исследований получили положительную оценку на Всемирном педагогическом конгрессе в ЮНЕСКО (г. Париж, Франция, 1992), Европейском педагогическом форуме (г. Дортмундт, Германия, 1994, 1996, 2001), Женском форуме арктических стран (г. Тромсё, Норвегия, 1997), международных кон¬ференциях стран Баренц-региона (Финляндия, 1995, Норвегия, 1991, 1995, 1997, Швеция, 2002 и др.).

Подготовила 34 кандидата и доктора педагогических наук.

Автор идеи подготовки пятитомной «Поморской энциклопедии», один из авторов ее концепции, главный редактор тома «Культура».

Посто¬янный член оргкомитета по проведению международных Ломоносов¬ских чтений, член УМО по профессионально-педагогическому об¬разованию (Екатеринбург), председатель регионального диссертационного совета при АГТУ и зампредседателя диссертационного совета при Ка¬рельском государственном педагогическом университете по специальности 130001 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Член коллегии Комитета по культуре администрации Архангельской области. Председатель экспертной комиссии по национальному проекту «Образование» (2006-07). Награждена знаком «Отличник просвещения» (1982), медалью «Ветеран тру¬да» (1984), орденом Дружбы (2003). Победитель Архангельского городского конкурса «Женщина года – 2005», победитель VI Архангельского об¬ластного конкурса «Женщина – директор 2005 года», победитель и именной медалист IX Всероссийского конкурса «Женщина – директор года 2005». Ка¬валер № 1 премии имени М.В. Ломоносова от Холмогорского района (2003). Присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы» (1997).

Буторина Татьяна Сергеевна имеет награды