Дружилов Сергей Александрович
  1. Ученая степень
    кандидат психологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Психологические науки
  5. Регион
    Россия / Кемеровская область

ФГБНУ "Научно-исследовательский институт Комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний".

Официальная должность: ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека.

Сфера научных интересов: психология профессиональной деятельности, психология становления профессионализма человека, психология здоровья, негативное влияние информационной среды на человека, социальные загрязнение

Член-корреспондент Балтийской Педагогической Академии (БПА)- региональной Общественной организация ученых Санкт-Петербурга (2001 г.);

Член-корреспондент Международной Академии Психологических Наук (2009 г.).

Дружилов Сергей Александрович родился 5 марта 1955 г. в Алтайском крае. В дальнейшем – жил в Иркутской области, после окончания школы приехал в г. Новокузнецк и поступил в Сибирский металлургический институт. В 1978 г. с отличием окончил Сибирский металлургический институт (СибМИ) по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов» и начал свою трудовую деятельность в качестве ассистента на кафедре автоматизированного электропривода и промышленной электроники (АЭП и ПЭ) Сибирского металлургического института.

С 1984 г. С.А. Дружилов обучался в аспирантуре Ленинградского государственного им. А.А. Жданова. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию (по специальности 19.00.03. – психология труда, инженерная психология) в Совете Ленинградского университета; решением ВАК СССР была присуждена ученая степень кандидата психологических наук. В этом же году был избран по конкурсу на должность доцента кафедры автоматизированного электропривода СибМИ. В феврале 1990 г. присвоено Ученое звание доцента.

После защиты кандидатской диссертации активно занимается учебной, методической, научно-организационной работой. В 1991–1992 г. организует в СибМИ лабораторию Практической психологии и является ее первым руководителем (в дальнейшем эта лаборатория перерастает в кафедру Социальной работы, педагогики и психологии).

С ноября 1994 г. по август 1996 г. по приглашению руководства Международного института экономики и права (МИЭП) для оказания методической помощи в организации структур филиала института переводом переходил на работу в Сибирский Филиал МИЭП заместителем директора по учебной и научной работе. За период работы в СФ МИЭП создает два факультета, пять кафедр, научно-исследовательское подразделение, организует их работу – формирует штаты, программное и методическое обеспечение. Одновременно заведует научно-практической лабораторией психологии и социологии, которая проводит комплексные исследовательские работы по проблемам высшего профессионального образования. Проводит лицензирование и аккредитацию СФ МИЭП. Все это время продолжал работать, – по совместительству, – в качестве доцента кафедры АЭП и ПЭ в СибМИ (в то время – Сибирской государственной горно-металлургической академии – СибГМА).

С 1 сентября 1996 г. переводом возвращается из СФ МИЭП на кафедру АЭП и ПЭ СибГМА (вскоре вуз был переименован в Сибирский государственный индустриальный университет – СибГИУ), где продолжил работу доцентом, а в дальнейшем профессором.

Одновременно с работой в СибГИУ с период с ноября 1996 г. июль 2005 г. по совместительству является заведующим лабораторией психологических и социологических исследований Новокузнецкого образовательного учреждения дополнительного образования МОУ ДПО «Институт повышения квалификации (ИПК)». Под руководством С.А. Дружилова был выполнен ряд комплексных исследований по проблемам общего образования: профильного обучения, введения инновационных программ, повышения педагогического мастерства и профессионализма учителей. Совмещая работу заведующего лабораторией с работой доцента кафедры психологии ИПК, С.А. Дружилов использует полученные и обобщенные результаты исследований при проведении учебных занятий как на отделении повышения квалификации учителей, так и на отделении профессиональной переподготовки. Две выпускные квалификационные работы, выполненных студентами отделения профессиональной переподготовки ИПК под руководством С.А. Дружилова, были доведены до уровня кандидатских диссертаций. Последующее закрепление авторов этих в качестве соискателей при аспирантуре (СПбГУ, НГПУ) обеспечило им возможность в короткий период защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата психологических наук.

В период 2001–2004 г.г. являлся соискателем при докторантуре СПбГУ по специальности «Психология труда, инженерная психология, эргономика». Выполнил и представил диссертационное исследование: «Психология становления профессионализма субъекта труда: Инженерно-психологический подход». По окончании докторантуры принят на должность профессора кафедры «Автоматизированного электропривода и промышленной электроники» Сибирского государственного индустриального университета, на которой продолжал работать до 2012 г.

С.А. Дружилов – автор свыше 320 научных публикаций, в том числе 12 монографии, 9 учебных пособий для студентов вузов, в том числе, два учебных пособия, выпущенные в центральных издательствах. Автор изобретения «Устройство для обучения и контроля совместной работы операторов».

Результаты исследований С.А. Дружилова по проблемам становления профессионализма человека, формирования концептуальной модели профессиональной деятельности, возникновения профессиональных деформаций и деструкций публиковались в академических сборниках Института психологии РАН, Института философии и права Сибирского отделения РАН, Института образования взрослых РАО, в Вестниках (и Известиях) ряда университетов – Санкт-Петербургского, Алтайского, Красноярского, Томского (педагогического), в Ярославском психологическом вестнике, в Известиях Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, в вестнике Балтийской педагогической академии. Значительная часть статей опубликована в центральных периодических изданиях – «Журнал прикладной психологии», «Научное обозрение», «Ценности и смыслы», «Человек и труд», «Alma Mater», «Педагогика» «Психологические исследования», "Человек", "Экология и промышленность России", "Энергобезопасность и энергосбережение", "Гигиена и санитария", "Медицина труда и экология окружающей среды" и др.

Ссылки на основные положения разработанной С.А. Дружиловым концепции профессионализма человека труда можно найти в размещенных в Интернет многочисленных авторефератах диссертациий по психологии и социологии труда, организационной психологии и экономике, педагогике, акмеологии и других научных направлениях, так или иначе связанных с изучением профессиональной деятельности, профессиональной успешности. В научной электронной библиотеке диссертаций «disserCat» поиск по фамилии «Дружилов С.А» выдает 420 диссертаций, в которых приводятся ссылки на С.А.Дружилова, в том числе 31 докторскую диссертацию.

Адреса персональных сайтов С.А. Дружилова:

www.druzhilov.ru

Персональная страница на сайте LinkedIn:

http://www.linkedin.com/pub/дружилов-сергей-александрович/38/5a/280

Научные публикации

Монографии:

Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. Новокузнецк: ИПК, 2000. – 127 с.

Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: Распространение категорий и концепций инженерной психологии на предметную область психологии профессиональной деятельности. Новокузнецк: СибГИУ, 2002. – 234 с.

Дружилов С.А. Психология выживания личности. Новокузнецк: ИПК, 2005. – 188 с.

Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков. М.: Академия естествознания, 2010. – 119 с., 10 рис., библ. 74 наименован.

Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. Воронеж: Научная книга, 2010 – 260 с., 3 табл., 4 рис., библ. 443 наименован.

Дружилов С.А. Психология профессионализм. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный центр, 2011. – 296 с., 4 табл., 14 рис., библ. 425 наименован.

Дружилов С.А. Психология выживания в современном мире. Харьков: Гуманитарный центр, 2012. – 300 с., 3 табл., библ. 203 наименован. – ISBN 978-966-8324-81-9.

Дружилов С.А. Профессионализм субъекта труда: Инженерно-психологические аспекты. (Germany). Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. – 232 с., 3 табл., 2 рис., библ. 167 наименован. (ISBN 978-3-8473-3871-0).

Дружилов С.А. Трагедия российской университетской интеллигенции в эпоху реформ: горькая чаша выпита еще не до дна? Germany, 2012. – 288 с., 3 табл., 2 прил., библ. 186 наименован. – ISBN-13: 978-1475226065; ISBN-10: 1475226063 (Limburg: «Alfabook Verlag»); ISBN-13: 978-3844223262; ISBN-10: 3844223266 (Berlin: «Epubli Verlag»).

Дружилов С.А. Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ: взгляд преподавателя. (Преподаватель вуза: «Дореформировались, и вот я безработный…») [Электронное издание]. – Montreal: Изд-во Accent Graphics Communications, Т/О “NEFORMAT”, 2015. - 241 с. ISBN 978-151-3018-70-6 URL: http://www.druzhilov.com

Учебные пособия:

Дружилов С.А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: учеб. пособие для студентов технических вузов. М.: Флинта; Наука, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-9765-1419-5 (ФЛИНТА). ISBN 978-5-02-037766-0 (Наука).

Дружилов С.А. Защита профессиональной деятельности инженеров. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. – 176 с. ISBN 978-5-9558-0251-0 (Вузовский учебник). ISBN 978-5-16-0054647 (ИНФРА-М).

Журнальные статьи:

Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма // ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК. 2004. № 3. С. 200-208. -URL: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2004_03/pdf/200Drujilov.pdf

Дружилов С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека // ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия «Психология». 2005. Вып.1 (№ 45). С.51-54.

Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им А.И.Герцена Вып. 6. 2005. №5 (12): Психолого-педагогические науки. С.30-43.

Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ. 2009. № 1. С.90-102.

Дружилов С.А. Соискатели ученой степени в современной России: социально-психологическое эссе // ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ. – 2010. – № 2 (5). – С. 74-90.

Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. – 2010. – № 6. – С. 171-178.

Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего профессионального образования: западные традиции и российская реальность // ПЕДАГОГИКА. – 2010. – № 6. С. 51-58.

Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. Том 13. 2010. № 4. С. 299-318. – URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/4r.pdf

Дружилов С.А. Применение концепций инженерной психологии к профессиям, традиционно не считающимся операторскими // ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: Электронный журнал. 2011. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/1/2063.phtml

Дружилов С.А. О подготовке бакалавров электротехнического профиля // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. – 2011. – № 3. – С. 143-146.

Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы отклонений психического здоровья специалиста // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. – 2011. – № 5. – С. 56-61. – URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7794335

Дружилов С.А. Проблемы моббинга на кафедре вуза // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2011. № 6. С.118-122.

Дружилов С.А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: электроный журнал. 2011. № 3(17). – URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/485-druzhilov17.html

Дружилов С.А. Управленческие проблемы при конфликтных ситуациях на кафедре в условиях реформирования вуза // УНИВЕРСИТЕТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПРАКТИКА И АНАЛИЗ: 2011. № 3. С. 68-74.

Дружилов С.А. Психологический террор в условиях реформирования высшей школы // Alma Mater» ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. – 2011. – Выпуск 9. – С.42-46.

Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: электрон. науч. журн. – 2012. – № 1 (21). – (ISSN 2075-7999). – URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.html

Дружилов С.А. Критерии и уровни индивидуального профессионализма // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2012. №1. - URL: www.science-education.ru/101-5446

Дружилов С.А. Демографическая «яма» в России и грядущая безработица преподавателей вузов // СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012. № 8. С.62-73.

Дружилов С.А. Пилим сук, на котором сидим: проблемы сегодняшнего заочного высшего профессионального образования // Alma Mater. ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 2012. №8 . С.9–13.

Дружилов С.А. Трагедия отечественной высшей школы в период послереволюционной разрухи // ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012. № 3. С.241-257.

Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и эффективность его деятельности // УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 2012. № 9. С.64-67.

Дружилов С.А. Кафедра вуза в новых условиях: проблемы и перспективы // ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. 2013. № 3. С.60-74

Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2012. № 12. С.15–18.

Дружилов С.А. Вектор реформирования высшего образования и перспективы развития страны // ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ. 2013. №1. С.46-57.

Дружилов С.А. Реформа высшего образования в России. Отрицательный вектор // ЧЕЛОВЕК.2013. № 5. С. 50-59.

Дружилов Сергей Александрович имеет награды


Последняя редакция анкеты: 8 января 2024