Щёголь Вячеслав Иванович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Самарская область

Щёголь Вячеслав Иванович родился 26 мая 1940г. в г. Учкурган Наманганской области Узбекской ССР. Окончил филологический факультет Наманганского государственного педагогического университета (1962г.). Работал сельским учителем, организатором воспитательной работы в ряде школ, ст. преподавателем, зав. кафедрой педагогики и психологии НГПУ, зав. кафедрой педагогики и психологии Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (с 2000г. Тольяттинский государственный университет – ТГУ). В настоящее время – профессор кафедры технологического образования Тольяттинского государственного университета. В июне 1994г. успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников». Утверждение ВАКом РФ было произведено 18 ноября 1994г. за № 50д/19 г. Москва (ДК № 000547). Учёное звание профессора было присвоено решением Министерства общего профессионального образования от 16 июня 1999г. за № 236-п г. Москва (аттестат профессора пр. № 005465).

Щёголь В.И. – учёный в области педагогики высшей школы. Круг научных интересов – проблемы трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодёжи; разработка различных аспектов мультикультурализма в общеобразовательной школе; проблемы непрерывного профессионального образования. Участвовал в разработке научного направления «Подготовка учителя: проблемы и перспективы»; «Концептуальной программы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя»; «Концепции развития факультетов»; «Концептуальной программы развития Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета до 2008г.». В течение многих лет являлся членом специализированного докторского Совета Самарского государственного педагогического университета по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; членом специализированного докторского Совета Тольяттинского государственного университета по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. Щёголь В.И. был научным редактором 3–х сборников статей и 3-х монографий.

За период своей научно-педагогической деятельности подготовил 20 кандидатов педагогических наук. В настоящее время руководит подготовкой 5 -и докторских и 5-и кандидатских диссертаций.

Биографический институт США, лидер в изучении Биографии ученых разных стран, отметил вклад В.И. Щеголя в пропаганду идей толерантности и образования специальным призом мира (в 2005г., 2006г.) в рамках «Объединенной культурной Конвенции».

Научные труды В.И. Щёголя (монографии, учебные пособия) отмечены: Сертификатом Европейской национальной истории (1 октября 2006г.); Сертификатами участников Всероссийской выставки-презентации учебно-методических изданий: «Технология формирования здравотворческой компетентности студентов в образовательном процесс», «Формирование профориентационной компетентности учителя физической культуры в системе «Школа-педвуз-школа», «Ценностные приоритеты в формировании духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям».

Участвовал в 52 Всероссийских и Международных научно-практических конференциях. Награждён дипломами Российской академии естествознания, дипломом лауреата Всероссийской выставки за учебное пособие «Технология формирования здравотворческой компетентности студентов в образовательном процессе». За научное руководство студентами имеет следующие награды:

1.Грант Министерства образования Самарской области за лучшую методическую работу (20 тыс. рублей) награжден Мартынов Иван Алексеевич – студент 5 курса ТГУ.

2.Дипломом открытого конкурса (Санкт-Петербург) на лучшую студенческую работу награждается студентка 3-го курса факультета иностранных языков Голубева Т.И.

3.Дипломом открытого конкурса (Санкт-Петербург) за лучшую студенческую работу награждается студентка Козина Л.М.

Гранты

1.Грант Министерства РФ 2003-2004гг. (200 тыс. руб.).

2.Грант ТГУ за лучшую методическую работу 2004г. (30 тыс. руб.).

3.Грант за II место в конкурсе на лучшее учебное пособие – 2005г.

•Премия Татищева / Лауреат городской премии им. В.Н. Татищева в области образования 2005г. за новаторскую разработку учебно-методического комплекса «Интегрированные курсы для детей школьного и младшего школьного возраста» в размере 15 тыс. рублей.

•Почетная грамота за квалифицированную подготовку научных кадров (2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.).

•Диплом за II место в конкурсе учебно-методических работ в номинации «Учебники, учебные пособия» – 2005г.

•Лауреат конкурса «Фонда отечественного образования на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений (2005, 2006гг).

•В 2005 и 2006гг. избран Американским Биографическим институтом «Человеком года».

•В 2004г. был членом жюри I Всероссийского фестиваля короткометражных фильмов «Семья России».

Различные отечественные и зарубежные институты присвоили В.И. Щёголю почётное звание:

14 сентября 1999г. – избран действительным членом Академии Акмеологических наук.

25 декабря 1999г. – избран действительным членом Академии Военных наук.

23 ноября 2000г. – избран действительным членом Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО).

25 декабря 2003г. – избран Академиком Академии профессионального образования.

1 октября 2006г. – избран Академиком Европейской Академии Естествознания.

В 1996-2001 гг. – участвовал в работе Докторского Совета по специальности 13.01.01 – Теория и история педагогики в Самарском государственном университете.

В 1996-2005 гг. – член Докторского Совета по специальности 13.00.08 – Теория и история профессионального образования.

За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность и подготовку научно-педагогических кадров профессор В.И. Щёголь был удостоен следующих наград:

1. Медаль К.Д. Ушинского. Приказ от 6 ноября 1998г. № 16-82 «О награждении В.И. Щеголя медалью К.Д. Ушинского.

2. Почетный работник высшего профессионального образования. Приказ от 03.05.2000г. № 07-295 о награждении нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

3. Медаль «Ветеран труда» – 2000г.

4. Российская академия естествознания: Почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования», 2008г.

5. Почетное звание «Основатель научной школы», 2008г.

6. Диплом «Золотая кафедра России», 2008г.

Научные публикации

За период научно-педагогической деятельности опубликовано 380 статей, 11 монографий, 18 учебно-методических пособий в ведущих научных изданиях и издательствах.

Основные научные труды В.И. Щёголя:

1.Подготовка учителя к ориентации школьников на педагогическую

профессию и решению задач трудового воспитания (социолого-педагогический

аспект). – г. Москва, изд-во «Прометей», 1993г., 300с.

2.Формирование профессиональной готовности учителя к воспитанию

трудового образа жизни школьников. - Депон. отраслевым центром научной

информации «Школа и педагогика» от 29.09.94г., № 132-94, г. Москва, 616 с.

3.Творческое саморазвитие студентов в процессе педагогической практики.

– г. Тольятти, изд-во «Форум», 2001г., 165с.

4.Творческое саморазвитие будущего учителя в процессе реализации

компетентностно - ориентированного подхода. - Москва - Тольятти, изд-во «Центр

Юнипресс», 2004г., 176 с. (в соавторстве).

5.Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников. – Москва -

Тольятти, изд-во Ульяновского технического университета, 2002г., 302с.

6.Применение инновационных технологий в обучении студентов юридических вузов.

– г. Уфа, изд-во «Восточный университет», 2005г., 115 с. (в соавторстве).

7.Формирование профорентационной компетентности будущего учителя физической

культуры в системе «Школа-педвуз-школа».- Москва - Тольятти, 2005г., 275 с. (в

соавторстве).

8. Формирование готовности будущего учителя к выполнению социальных функций

по трудовому воспитанию школьников.- Москва - Тольятти, изд-во Ульяновского

технического университета, 2005г., 643с.

9. Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в

процессе интеграции общего и музыкального образования. - г. Тольятти, изд-во «Форум», 2006 г., 265с. (в соавторстве).

10.Ценностные приоритеты в формировании духовно-нравственных качеств

подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям. - г.

Тольятти, изд-во «Форум», 2006г., 285с. (в соавторстве).

11.Творческое саморазвитие студентов в процессе формирования проектно-

деятельностных компетенций при изучении гуманитарно-педагогических

дисциплин. - г. Тольятти, изд-во «Тольяттинский государственный университет»,

2009г., 532с. (в соавторстве).

12.Технологии формирования здравотворческой компетентности студентов в

образовательном процессе. – Тольятти, изд-во ТГУ, 2007г., 340с.


Последняя редакция анкеты: 29 декабря 2009