В 1967 г. окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности: филолог, учитель русского языка и литературы. В 1979 г. после обучения в очной аспирантуре НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 – русский язык В 1988 г. по решению ВАК при Совете Министров СССР присвоено учёное звание старшего научного сотрудника (доцента) по специальности: методика преподавания русской литературы.
Работала научным сотрудником НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР(1972 – 1992 г.г.); с 1992 по 2005 г.г. - ведущим научным сотрудником ФГНУ « Институт национальных проблем образования»; с 2002 по 2006 г.г. была учёным секретарём диссертационного совета К 212.066.01 в ФГНУ «Институт национальных проблем образования; с 2006 – ведущим научным сотрудником Центра национальных проблем образования ФИРО; с 2007 г. – зам. зав. отделом ЦНПО.
С 1996 по 2006 г. по совместительству работала преподавателем русского языка и литературы в старших классах общеобразовательных организаций г. Москвы (СШ № 700, СШ № 1230 ).
С 2009 г. по настоящее время работает ведущим научным сотрудником Центра этнокультурной стратегии образования ФГАУ «ФИРО».
Основная сфера научных интересов - методика преподавания русского языка и литературы в условиях двуязычной образовательной среды, мастерство учителя-словесника, проектирование Примерных основных образовательных программ начального общего образования по государственному языку Российской Федерации и другим языкам народов России (тюркским, финно-угорским, языкам народов Кавказа) в условиях двуязычия, учебная лексикография.
Принимает участие в работе всероссийских и международных конференций, форумов с научными докладами и сообщениями.
За заслуги в области образования Российской Федерации награждена Министерством образования РФ нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Научные публикации:
Является автором более 90 публикаций по указанным темам (из них за последние 7 лет -15) , а также учебных лексикографических пособий по русскому языку и литературе. Наиболее значительные публикации последних лет (в соавторстве): «Хочу знать русский язык». Пособие в помощь учителю/Под общ. ред.О.И.Артеменко.-М.:Институт национальных проблем образования, 2015.-190с.; «Мастерство учителя в условиях двуязычной образовательной среды»: монография/под ред. М.Н.Кузьмина.-М.: Федеральный институт развития образования, 2010.-131с., «Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики», М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2011.-448с. -(Настольные словари русского языка), «Словарь православной лексики в русской литературе XIX- XXвв., М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2012.-272с.-(Настольные словари школьника), «Культурологический словарик русского языка: Читаю книги по-настоящему: пособие для учащихся начальной школы»,М.:Дрофа-2008.
Является составителем и членом редколлегии ряда сборников: Сб. «Всероссийский мастер-класс учителей родных языков 2011-2013 гг.: сборник разработок уроков родного языка и других методических материалов/под общ. ред. О.И.Артеменко.-М.:Федеральный институт развития образования, 2015.-248 с.; «Языковое многообразие –главное и неповторимое богатство России. Книга-альбом о проведении Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский. языков. -М.:ИНПО,2012.-256с.;сб. «Всероссийский мастер – класс (из опыта работы участников Всероссийского конкурса учителей родных языков - 2007)» / Сб. разработок уроков и других методических материалов по родным (нерусским) языкам. - М.: ИНПО, 2008.
Является членом редколлегии научно-методического журнала «Русский язык в национальной школе». Публикации последних лет (в соавторстве): Круг чтения учащихся-билингвов / Русский язык в национальной школе №2, 2015; Всероссийский мастер-класс учителей русского языка и национальных языков других народов России/ Русский язык в национальной школе №3, 2015; Трудности усвоения русского языка как государственного учащимися-билингвами/ Русский язык в национальной школе №2, 2014.
И. В. Андреева, С. П. Анзорова, О. И. Артеменко, Т. Ю. Березовская, К. Н. Бичелдей и др.
Филологическое образование на начальном этапе обучения в двуязычной образовательной среде: монография/ Под общей ред. О. И. Артеменко.- М.:ИНПО,2009.-378с., табл. – ISBN 978-5-91239-013-5
В коллективной монографии рассматриваются социокультурные, нормативно-правовые аспекты организации образования в современном российском многонациональном сообществе, дидактические аспекты образования, факторы, формирующие мотивацию овладения республиканскими государственными языками в условиях законодательно установленного двуязычия, а также актуальные лингводидактические проблемы билингвального обучения. В качестве практикоориентированного дидактического материала в монографию включены: проект Примерного учебного плана для начального общего образования общеобразовательных организаций республик РФ, проекты Примерных программ по государственному языку РФ –русскому, по государственным языкам республик-субъектов РФ, функционирующим в условиях законодательно установленного двуязычия, проект Примерной программы курса «Литературное чтение».
Монография представляет интерес для специалистов в области филологического образования детей на начальном этапе обучения.
И. В. Андреева, С. П. Анзорова, О. И. Артеменко, Т. Ю. Березовская, К. Н. Бичелдей и др. Мастерство учителя в условиях двуязычной образовательной среды: монография/Под ред. М. Н. Кузьмина.- М.: Федеральный институт развития образования,2010-131с. –ISBN 978-5-85630-045-0
Монография посвящена актуальным проблемам педагогического мастерства учителей, преподающих языки народов России в статусе родного и работающих в общеобразовательных учреждениях с двуязычной образовательной средой. В монографии формулируется стратегическая цель педагогической деятельности учителя – формирование нового исторического типа личности, раскрывается правовое регулирование статуса языков и его учёт в организации образовательного процесса. Характеризуются актуальные аспекты методической культуры и педагогического мастерства современного учителя: владение педагогической технологией, организация коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся, создание благоприятного психологического климата на уроке.
Монография адресована научным работникам, учителям, методистам, преподавателям педагогических вузов.
Н. В. Баско, И. В. Андреева Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2011.-448с.-(Настольные словари русского языка) – ISBN 978-5-462-01140-5
Вниманию школьников, абитуриентов вузов, студентов гуманитарных университетов, учителей общеобразовательных организаций и преподавателей университетов предлагается Словарь, в который включены устаревшие языковые единицы – историзмы и архаизмы, наиболее часто встречающиеся в произведениях русских писателей-классиков XYIII - начала XX века. Целью данного Словаря является объяснение значений устаревших слов и выражений и подготовка читателей к филологически грамотному пониманию художественных текстов. Использование данного справочного издания в учебной практике позволит устранить трудности, неизбежно возникающие при чтении программных произведений русской литературы у современных учащихся, для которых значения многих слов непонятны и которым реалии прошлого представляются чем-то далёким и чуждым.
И.В.Андреева, Н.В.Баско Словарь православной лексики в русской литературе XIX – XX вв.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.- 272с. - (Настольные словари школьника). ISBN 978-5-462-01326-3
В словарь включено более 1000 слов, фразеологизмов, устойчивых сочетаний, относящихся к религиозной сфере жизни. Словарные статьи снабжены толкованием языковых единиц, дополнительными сведениями из церковно-богослужебного обихода, примерами из произведений русской литературы, изучаемых в современной школе. Использование Словаря православной лексики в учебном процессе будет способствовать более глубокому пониманию произведений русской литературной классики и расширению представлений обучающихся об истории культуры России в целом.
Ф. Ф. Азнабаева, И. В. Андреева, О. И. Артеменко, Т. Н. Боргоякова, П. М. Гасанова, Г. Н. Никольская, З.К. Тудвасева, М. В. Черкезова, А. Д. Субраков Хочу знать русский язык. Пособие в помощь учителю для работы с детьми, не владеющими и слабо владеющими русским языком, включающее методические рекомендации для образовательных организаций дополнительного профессионального образования/ Под общей ред. О. И. Артеменко. - М.: Институт национальных проблем образования, 2015.-190с. – ISBN 978-5-91239-017-3.
Пособие знакомит с теоретическими подходами к преподаванию русского языка и литературного чтения в полиэтнических классах с обучением детей мигрантов и переселенцев, беженцев. В пособии анализируются факторы, определяющие сложные процессы адаптации детей данной категории к образовательной среде. Даётся рабочая программа устного курса по русскому языку, разработка 24 лексических тем и методические рекомендации к ним. Уделяется значительное внимание формированию базовых навыков русского литературного произношения. В двух приложениях к пособию даны развёрнутые задания по формированию навыков произношения и правильного соотнесению звуков и букв русского языка (Приложение А), дидактические и развивающие игры (Приложение Б).
Пособие является дополнением к линии учебников, разработанных Ф. Ф. Азнабаевой, О. И. Артеменко для начального общего образования, вошедших в федерльный перечень учебников, и может быть использовано учителями, работниками образовательных организаций повышения квалификации, воспитателями детских садов, родителями для оказания помощи детям, слабо владеющим или не владеющим русским языком.
биографические данные и фото выдающихся ученых и специалистов России
Код для размещения на сайте:
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)