Ахияров Камиль Шаехмурзинович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Республика Башкортостан

Д.п.н., профессор, академик Международной академии педагогического образования, член-корр. Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ

Родился 19 февраля 1930 года в де¬ревне Верхнее-Мангарова Илишевского района Республики Башкортостан.

Более полувека Камиль Шаехмурзинович трудится в системе образова¬ния. Сельский учитель и директор Челкаковской средней школы Бураевского района (12 лет), ректор Бирского педагогического института (26 лет), с 1989 года (20 лет) работает в БГПУ им.М.Акмуллы.

Трудовая и научно-исследовательская деятельность К.Ш.Ахиярова свя¬зана с совершенствованием трудовой политехнической подготовки и про¬фессиональной ориентации учащихся сельской общеобразовательной шко¬лы в условиях современного социально-экономического и научно-технического прогресса. По проблеме трудовой политехнической подготовке сельских школьников, педагогики высшей школы и ряду других

им опубликовано более 600 научных и учебно-методических работ, не¬которые из них изданы за рубежом. При Бирском и Башкирском педин¬ститутах с 1964 г. работает созданная по инициативе К.Ш. Ахиярова обще¬ственная проблемная лаборатория Российской академии образования по про¬блеме трудовой политехнической подготовке школьников.

Разработки этой лаборатории способствовали значительному по¬вышению уровня трудового обучения и профессиональной ориентации сель¬ских школьников, созданию во многих школах хорошей материально-технической базы трудового политехнического обучения и воспитания. На базе лаборатории разработаны и опубликованы программы спецкурсов и со¬ответствующие учебные пособия для студентов педагогических вузов страны: «Политехническая и практическая направленность изучения основ наук в общеобразовательной школе», «Социально-педагогические основы профилактики отклонений в поведении школьников», «Народная педагоги¬ка и современная школа», которые были рекомендованы для педвузов страны.

Созданные под руководством профессора К.Ш.Ахиярова научные тру¬ды отличаются теоретико-методологической новизной, богатством фактиче¬ского материала, его анализом и обобщением. В конкретных научных ис¬следованиях и материалах им разработаны методологические подходы и ме¬тоды исследований в период кризисного состояния образования и его рефор¬мирования (модернизации).

Обоснованы на базе научного поиска нового содержания, формы и методы непрерывной трудовой подготовки, определены их роль реализации образовательной области «Технология», политехнического образования в ус¬ловиях технологического этапа научно-технического прогресса.

К.Ш.Ахияровым обоснованы концептуальные подходы к моделирова¬нию процесса формирования жизнеспособной личности в сельском со¬циуме, разработаны теоретическая, технологическая, практикоориентиро-ванная модели воспитания, построенные на единых теоретико-методологических основаниях, базовых принципах, включающие базовые характеристики, виды и формы психолого-педагогической, социально-педагогической поддержки школьника. Разработан алгоритм пошаговой деятельности социальных институтов села по формированию жизнеспособ¬ной личности в условиях сельского социума. Доказано, что главный ре¬зультат успешной социально-педагогической поддержки ребенка в процес¬се школьного и семейного воспитания в увеличении его жизнеспособно¬сти (жизненных сил).

К.Ш.Ахияров вносит большой вклад в изучение истории духовной культуры народов, населяющих Республику Башкортостан. Под его ру¬ководством коллективом научных работников составлена и издана про¬грамма и учебное пособие спецкурса по этнопедагогике для педагоги¬ческих вузов и училищ России и стран СНГ.

Широко известны его научные труды: «В сельской общеобразователь¬ной школе» (1958), «Организация производительного труда учащихся» (1959), «Производственное обучение в сельской школе», «Ученические бригады Баш¬кирии» (1971), «Профессиональная ориентация школьников» (1972), «Трудо¬вая политехническая подготовка школьников» (1974), «Подготовка учащихся к жизни и выбору профессии» (1974), «Педагогические основы ученических производственных бригад» (1978, учебное пособие для педвузов СССР), «Под¬готовка сельских школьников к труду» (1978), «Хлеб - это жизнь. Дорожи им!» (1979), «Трудовое воспитание в сельской школе» (1980), «Поклонимся хлебу» (1983), «Мустай Карим - как педагог» (1986), «Жизнь и деятельность А.С.Макаренко» (1988), «Формирование познавательной активности студен¬тов в обучении» (1989), «Подготовка школьников к жизни и труду в условиях непрерывного образования» (1989), «Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе» (1990, учебное пособие для педвузов СССР), «Предупреждение и преодоление трудновоспитуемое™ школьников» (1990), «Опыт В.А.Сухомлинского - в практику школ» (1992), «Трудовая и политехническая подготовка школьников в условиях рыночной экономики» (1992), «Народная педагогика и современная школа» (1993), «Ду¬ховный мир школьника» (1994), «Школа - труд - рынок» (1994), «Научная и аналитическая деятельность руководителя школы» (1994), «Народные тради¬ции трудового воспитания» (1996), «Башкирская народная педагогика и вос¬питание подрастающего поколения» (1996), «Современная школа и этнотру-довые традиции народов» (1998), «Профессиональная направленность образо¬вательного процесса в средних учебных заведениях (1998), «Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников» (1999), «Экологическое воспитание школьников» (1999), «Методология и методы педагогических исследований» (2000), «На¬родная педагогика и современная школа» (2000), «В.А.Сухомлинский и со¬временная школа» (2000), «Психолого-педагогическая наука и Российская академия образования» (20006), «Концепция технологического образования школьников РБ» на 2004-2010 г.) (2004), «Профильное обучение в школе: опыт, проблемы» (2007), «Трудовая социализация школьников. Избранные педагогические труды» (2005), «Теория и практика технологической подго¬товки школьников» (2008), «Сельская школа должна воспитывать сельского труженика» (2008), «Профильное обучение школьников - социальный заказ общества» (2009).

К.Ш.Ахияров уделяет большое внимание подготовке научных кадров. По его инициативе в 1993 году впервые в истории Республики Башкортостан открыт Специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. Под его непо¬средственным руководством подготовлено и защищено более 200 доктор¬ских и кандидатских диссертаций, оппонировано более 90 защит диссерта¬ций. Он возглавляет республиканскую научную школу по методологии

и методам педагогических исследований, является активным участником разработки концепции педагогического образования, одобренной Всесоюз¬ным съездом работников народного образования.

Камиль Шаехмурзинович Ахияров успешно сочетает научно-педагогическую и административную деятельность с общественно-организационной работой: с 1976 года он является председателем Пре¬зидиума Башкирского Республиканского отделения Педагогического обще¬ства России, является членом научного совета по политехническому образо¬ванию и сельской школе РАО.

За заслуги в области образования награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В озна¬менование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «ВДНХ СССР», К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, М.А.Шолохова, Т.С.Мальцева.

Ахияров Камиль Шаехмурзинович имеет награды


Последняя редакция анкеты: 24 марта 2010