Куницына Валентина Николаевна
  1. Ученая степень
    доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Психологические науки
  4. Регион
    Россия / Санкт-Петербург

Валентина Николаевна Куницына родилась 12 января 1935 г. на Волге, в городе Ярославле. Выбор профессионального пути облегчило блестящее преподавание психологии в старших классах школы. В 1953 г. поступила на психологическое отделение философского факультета Ленинградского государственного университета. Практическую психологию постигала четыре года в школе-интернате Мурманской области, куда была направлена после окончания обучения в университете в 1958 г. Приглашение в аспирантуру поступило от научного руководителя, ныне академика Российской академии образования Алексея Александровича Бодалева. В рамках созданного А. А. Бодалевым научного направления — изучение проблем социальной перцепции, понимания людьми друг друга — сформировалось много видных ученых, это направление и определило научный путь В. Н. Куницыной. После окончания аспирантуры вся ее научная и педагогическая деятельность связана с факультетом психологии СПбГУ, где она работает более 40 лет. В 1969 г. была защищена кандидатская диссертация, в которой рассматривались особенностивосприятияипониманиясебяидругихлюдейподростками,формиро-вания самосознания в подростковом возрасте. В 1991 г. была защищена докторская диссертация, в которой анализировались трудности межличностного общения. По приглашению Силезского университета (г. Катовице, Польша) в 1975– 1978 гг. работала в составе кафедры социальной психологии и преподавала психологию. От руководства Катовицкого воеводства имеет золотой знак за заслуги в развитии образования. Итог трехлетней работы в Польше — тесные научные контакты, знание языка и уважение к польской культуре. Научные работы В. Н. Куницыной открывают новое направление социальной психологии — социальная компетентность и социальный интеллект в период социальных изменений. Первая публикация на эту тему состоялась в материалах 23-го Международного Конгресса по прикладной психологии (Мадрид, 1994). Концепция социального интеллекта и социальной компетентности опирается на результаты многолетних исследований проблемы успешности общения, собственные оригинальные методы изучения этих феноменов. Эта работа в 1993, 1994 гг. была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований В. Н. Куницына возглавляет большие исследовательские группы в крупных исследовательских проектах. Так, в 2001–2003 гг. под ее научным руководством был осуществлен инициированный фондом Дж. Сороса проект развития кафедр психологии совместно с Якутским университетом. В 2003 г. Валентина Николаевна получила грант «Конкурс конференций», в рамках которого организовала научно-практическую конференцию «Перспективы развития социальной психологии в северо-восточных регионах страны». По материалам конференции был издан сборник научных статей «Психология и мораль». Многие работы В. Н. Куницыной продиктованы интересом к проблеме социального наследования, психологии межличностных отношений, познания и общения. По приглашению группы московских психологов она принимает участие в разработке энциклопедического словаря по проблемам общения. В последние годы под руководством Валентины Николаевны выполняется цикл работ, посвященных формированию нравственных ценностей молодого поколения, таких как альтруизм, толерантность, милосердие. В настоящее время В. Н. Куницына возглавляет научно-исследовательский проект «Изменяющаяся Россия: трансформация семейных ценностей на современном этапе развития страны, как в регионах, так и в миграционных потоках». Проект направлен на изучение механизмов межпоколенной трансляции ценностей в новых исторических условиях с целью повышения нравственного капитала молодого поколения. Все исследовательские проекты, которые возглавляет В. Н. Куницына, успешно продвигаются благодаря созданию оригинальных исследовательских методов. В последнее десятилетие ею разработано более 30 методов исследования, среди них: «Методика сопоставления внутрисемейных ценностей разных поколений (ЦО-36)»; «Метод исследования стилей взаимодействия в семье и его влияние на формирование личности детей (проекция во взрослую личность) — РОДОС (родительско-детские отношения в семье)»; «ПиН — система поощрений и наказаний в современной семье»; «СУМО — саморегуляция и успешность межличностного общения» и другие. Разработка и использование этих методов позволили утвердиться новым направлениям в социальной психологии, которые в настоящее время развивают ее ученики, в области социальной мотивации и социального интеллекта — «Психологические особенности мотивации социального успеха» (М. Л. Кубышкина), «Социально-психологический потенциал личного влияния» (В. М. Погольша), «Социальный интеллект и коммуникативная компетентность учителей разного профиля, научных работников технического вуза» (Н. А. Анцупова, Е. В. Сурпина), «Мотив аффилиации в межличностных отношениях» (И. В. Кузнецова); в области взаимодействия и межличностных отношений людей разных возрастов — «Личностные детерминанты способности к пониманию других людей» (Т. Б. Юшачкова), «Социально-психологические аспекты работы с людьми пожилого возраста» (Д. Берштейн), «Формирование толерантности в семье» (Н. Л. Оконешникова), «Толерантность как личностная черта» (Е. А. Новикова); в области морально-нравственных проблем межличностных отношений — «Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье» (А. А. Моисеева), «Милосердие как социально-психологическая проблема» (М. Т. Султанова). Ученики В. Н. Куницыной продолжают и развивают темы личностного влияния, социального интеллекта, нравственного совершенствования, достойно представляя ленинградскую—петербургскую психологическую школу. В. Н. Куницына — активный участник многих психологических съездов и научных конференций, на которых она выступает с докладами на пленарных заседаниях (Силезский универси-тет, 1976; Вроцлавский университет, 1978; Институт психологии РАН, 1983, 1997; VIII Съезд психологов СССР, Москва, 1989; Ананьевские чтения, СПб., 1996; II съезд Российского психологического общества, Ярославль, 1998; Общество психологов, Минск, 2007; Международный психологический Конгресс, Ярославль, 2008). Вклад В. Н. Куницыной в психологическую науку высоко оценен не только коллегами и многочисленными учениками, работающими в сферах образования, науки и производства, но и психологическим сообществом как в России, так и за рубежом. К ней часто обращаются за консультациями по актуальным научным проблемам в области социальной психологии сотрудники различных психологических центров страны и ближнего зарубежья. В. Н. Куницына — одна из ведущих, высококвалифицированных специалистов в области социальной психологии. Она известна как автор оригинальных лекционных курсов «Социальная психология», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Социальная психология личности», «Эффективность деятельности средств массовой коммуникации — радио, печати, телевидения», «Межличностные отношения», «Психология и мораль». Ее лекции отличаются глубоким содержанием, читаются на высоком теоретическом и методическом уровне, пользуются популярностью у студентов, аспирантов, коллег и преподавателей других вузов. В. Н. Куницыну отличают педагогическое мастерство и заинтересованность в высокой профессиональной подготовке выпускников. Она лауреат премии Санкт-Петербургского государственного университета за педагогическое мастерство. В. Н. Куницыной были подготовлены материалы по истории создания факультета психологии, о жизни и деятельности основателя ленинградской психологической школы Б. Г. Ананьева, видных ученых, работавших на факультете, о судьбе их научного наследия, а также о современных научных направлениях, развивающихся на факультете. Это послужило основой для создания Музея факультета психологии СПбГУ. В 1999 г. Валентине Николаевне Куницыной было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», в 2008 г. — звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».

Научные публикации

Межличностное общение: Учебник. СПб., 2001 (в соавторстве).

Психология: Учебник. М., 1998 (в соавторстве).

Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995.

Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.

Измерение социальной компетентности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. М., 1997.

Типы личности в социальной психологии: авторитарная личность // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1996.

Структура мотивации человека в поворотные периоды его жизни // Психологические проблемы русских эмигрантов в Германии. СПб., 2001 (в соавторстве).

Методика исследования мотивации самоутверждения // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург—Якутск. СПб., 2002.

Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности ребенка //Актуальные проблемы современной социальной психологии. Якутск, 2005 (в соавторстве).

Национальные и этнические стереотипы и их роль в межличностном познании // Познание человека человеком. Возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты/Подред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб., 2005.


Последняя редакция анкеты: 30 мая 2010