Суровикина Светлана Анатольевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Омская область

В 1996 году окончила аспирантуру Челябинского государственного педагогического университета по специальности «Теория и методика обучения физике» защитой кандидатской диссертации «Систематизация и обобщение знаний учащихся X-XI классов по физике в средней общеобразо¬вательной школе». В 2006 г. защитила докторскую диссертацию «Теоретико-методологические основы развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике» под руководством действительного члена РАО, профессора, доктора педагогических наук Усовой Антонины Васильевны.многозначных физических терминов. Разработка технологий различных видов учебно-познавательной деятельности в контексте развивающего обучения. Проблемы психодидактики.

Участвовала в написании монографий «Организация профильного обучения учащихся по индивидуальным учебным планам с учетом их исследовательской деятельности» и «Методическое обеспечение содержания профильного обучения» по программе МО РФ «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования (2004 г.).

Член Зонального совета преподавателей физики, общетехнических дисциплин, теории и методики обучения физике Урала и Сибири.

Является руководителем темы «Психодидактика развивающего обучения естественнонаучным дисциплинам» (2008-2009 гг.), «Психоди¬дактика развивающего обучения физике в процессе профессиональной подготовки» (2010-2011 г.), «Психодидактика развивающего обучения физике и технологии в процессе профессиональной подготовки» (2012 г.) по плану Омского научного центра РАО.

Организатор и редактор ежегодного (с 2004 года) сборника научных трудов «Развитие мышления в процессе обучения физике», член редакционной коллегии сборника научных трудов «Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования» (г. Челябинск). Являлась предсе¬дателем экспертного совета журнала «Физика-ПС» Издательского дома «1 сентября» (г. Москва).

С 2010 г. руководит аспирантурой по специальности «13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика)». Член диссертационного совета при Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева по специальности «13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика)». Была членом Диссертационного совета при Омском государственном педагогическом университете по специальности «13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (инфор¬матизация образования)».

Более 10 лет сотрудничает с Центром образовательных инициатив (ЦОИ) ОмГПУ по вопросам подготовки учащихся и учителей к ГИА и ЕГЭ по физике. Руководила творческой группой учителей физики, работающих по проблеме использования современных технологий обучения физике для развития мышления учащихся, экспериментальными площадками на базе средних общеобразовательных школ. Являлась председателем жюри городской конференции учащихся муниципальных образовательных учреждений «Шаги в науку» по физике (5-8 классы). Проводит авторские курсы повышения квалификации учителей

Научные публикации

1.Суровикина С.А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический аспект: Монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 260 с.

2.Суровикина С.А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты: Монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 238 с.

3.Суровикина С.А. Теория и методика обучения физике: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 136 с.

4.Суровикина С.А. Педагогические предметные технологии: Теория и методика обучения физике: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 88 с.

5.Суровикина С.А. Многозначные физические термины: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – 34 с.

6.Тематические тестовые задания для подготовки к единому государственному экзамену по физике: IX-XI классы: Учебное пособие / Авт.-сост. С.А. Суровикина. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 144 с.

7.Суровикина С.А. Использование рабочих тетрадей на печатной основе для подготовки будущих учителей физики к процессу развития мышления учащихся // Наука и школа. – 2005. – № 1. – С. 15-19.

8.Суровикина С.А. О месте многозначных физических терминов в процессе развития мышления учащихся при изучении школьного курса физики // Интеграция образования. – 2005. – № 1. – С. 71-76.

9.Суровикина С.А. Развитие мышления учащихся при внедрении методики формирования умения давать определения физическим понятиям // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. - 2005. - № 10. - С. 320-328.

10.Суровикина С.А. Новые информационные технологии обучения учащихся // Мир науки, культуры, образования. - 2004. - № 1. - С. 9-10.


Последняя редакция анкеты: 23 мая 2012