RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16462 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Виноградова Екатерина Юрьевна

Самарский Государственный Технический университет, кафедра философии, инженер и преподаватель

Научное направление: « Изучение языческих основ экологической этики и экологической культуры»

Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:

Краткая аннотация научного направления:

Исследование экологической этики актуально, поскольку овладение её нормами позволит человеческому обществу выйти из глобального экологического кризиса, из конфликта между обществом и биосферой. В качестве научной теории современная экологическая этика начала формироваться во второй половине 20 века в среде американских экофилософов. Главным её теоретическим, философским основанием служит онтогенетическое представление о единстве мира и взаимозависимости всех его компонентов. Вторым по важности является тезис об ответственности человека за судьбу всей биосферы. До наших исследований истоки экологической этики видели то в различных религиозных культах, то в этнографических обрядах, либо в сфере этологии, находя в поведении высших животных зачатки нравственности. Существуют попытки вывести экологическую этику из восточных философских и религиозных учений. Исследования автора (Е.Ю.Виноградова) показали, что корни (истоки) экологической этики и экологической культуры находятся в языческой культуре, в наиболее ранних формах язычества, материалистичных и дорелигиозных. Изначально эколого-этические взгляды являлись частью общей первоначальной (языческой) культуры человечества (представителей человека разумного Homo sapiens), когда существовало единое синкретное мировоззрение, из которого впоследствии вышли религии, наука, мораль, право, философия. В языческой культуре объекты природы воспринимались как равноценные с человеком элементы мирового бытия, единого непротиворечивого целого. С развитием общества уважение к объектам природы сменилось их почитанием, а впоследствии – обожествлением. Из язычества выросли религии. Развитие религий, прежде всего монотеистических, отделяющих человека от природы, привело к тому, что экоэтические воззрения, оказавшиеся в противоречии с таким подходом, не поддерживались, преследовались. Но они продолжали существовать в общественном сознании: в «восточной» традиции – в виде элементов религиозных и философских учений, в «западной» и русской (восточнославянской) – в учениях отдельных философов. Сохранились элементы исходных языческих взглядов и в культуре – как правило, в народных традициях и обычаях. Идеи и представления, которые можно назвать экоэтическими, присутствовали в философии, науке, культуре на протяжении всего существования человечества. Сформироваться в законченное учение они смогли лишь тогда, когда кризис, развивающийся в отношениях между человеческим обществом и природой, подтолкнул общественное сознание к восприятию идеи о том, что все элементы существующего природного мира имеют право на существование, и человек не должен пренебрегать этим в угоду своим собственным интересам. Формирование современной экологической этики именно в среде североамериканских философов не является случайностью. Во-первых, бурное промышленное развитие США сделало ощутимым экологический кризис; во-вторых, в этой стране, в отличие от Европы, ещё сохранилась дикая природа, и было, с чем сравнивать; в-третьих, среди североамериканских индейцев в достаточно полной форме сохранились исходные языческие взгляды, которые и послужили базой для разработки современной экологической этики. По данным антропологов, этнологов, археологов и этнографов предки индейцев пришли на Американский континент из Сибири (через Берингию и Алеутские острова), а значит, ещё более глубокие корни экоэтических взглядов следует искать в мировоззрении народов, населявших территорию Северной Евразии. Древнейшие корни экологической этики не противоречат её чрезвычайной актуальности в условиях нарастающего глобального экологического кризиса и подтверждают спиральную модель развития общественного сознания. Это подчёркивает актуальность нового, авторского (Е.Ю.Виноградова) научного направления «Изучение языческих основ экологической этики и экологической культуры» и его официального признания.

Аннотации трех наиболее значимых публикаций:

Виноградова Е.Ю. (Ригина). Экологическая этика в свете философии. Анализ феномена экологической этики с точки зрения философии. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing (LAP), 2011: 137 с.

Виноградова Е.Ю. (Ригина). Основные положения языческой теории происхождения экологической этики. – Труды Самарского регионального отделения Российской Экологической Академии, т.2, ч.2, в.2.

Социальные аспекты гуманитарной и прикладной экологии. Коллективная монография. Саарбрюккен - Самара - Москва. Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing (LAP), 2012: 57 - 61.

Виноградова Е.Ю. (Ригина). Курс экологической этики для университетов. – Международный журнал экспериментального образования, 2016, № 2 – 1: 186 – 190.

Виноградова Е.Ю. (Ригина). Экологическая этика как феномен философии. – Научное обозрение. Биологические науки. Российская Академия Естествознания, 2016, № 4: 30 - 51.

Виноградов А.В., Ригина Е.Ю. (Виноградова). Актуальность формирования экологической культуры и приоритетность экологизации политики. – Научное обозрение. Биологические науки, 2016, № 2: 30 – 42.

Виноградов А.В., Виноградова Е.Ю. (Ригина). Современная социальная экология. Академическая и общественная деятельность. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing, 2017: 330 с.; из авторской серии «Затерянные миры». Книга посвящена философу Ph.D Т.Н.Сосниной в связи с 20-летним юбилеем Самарского отделения Российской Экологической Академии. Особ.: стр. 87 - 101 – биография А.В.Виноградова, стр. 102 - 108 – биография Е.Ю.Виноградовой (Ригиной).

Виноградов А.В., Виноградова Е.Ю. Современная социальная экология. Академическая и общественная деятельность. Пособие по педагогике для университетов. – Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2017, № 9 (Приложение): 51 - 52. Конференция «Перспективы развития ВУЗовской науки», Россия (Сочи), 2 – 5 октября 2017 г.