Научное направление: «Социальное содействие как универсальная социальная компетентность»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Социальное содействие это инициативная, совместная, осознаваемая как ценность, систематическая, результативная последовательность поведенческих актов (активность), направленная на общественные интересы. Под общественными интересами в данном случае понимаются совершенствование общественных отношений, решение социально значимых проблем и прогресс цивилизации.
Социальное содействие может быть рассмотрена как социально одобряемое поведение, которое направлено на решение социально значимых проблем, так и как социальная ценность, которая может быть положено в основу взаимодействия социальных субъектов, социальной стабильности и управляемого прогресса.
Востребованность таких ценностей подтверждается интересом к ним, как на уроне государства, так и на уровне отдельных педагогов. С позиции такого подхода необходимо рассматривать педагогический процесс, процесс воспитания в семье и социальные процессы, организованные на уровне учреждения, муниципального образования, региона и государства.
В настоящее время нами проведены исследования феномена «социальное содействие», предложена структура компетентности в социальном содействии и разработана технология формирования оптимального уровня компетентности на примере учреждения высшего образования.
Формирование компетентности в социальном содействии имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Данная социальная компетентность, может быть положена в основу образовательного процесса, что позволяет объединить на новом уровне процессы обучения и воспитания.
Разработанная нами диагностическая методика в комплексе с MSC техникой, позволяет оценивать не только уровень сформированности, но и структурные особенности компетентности, а так же подбирать партнеров для просоциальной активности, при учете явления компенсации.
Перспективными являются следующие направления исследований: формирование компетентности в социальном содействии на всех уровнях системы образования, подготовка педагогов к социальному содействию, формирование компетентности у специальных групп (ОВЗ, асоциальные), трудовых и воинских коллективах, в семье, в иной социо-культурной среде, у соотечественников, проживающих за рубежом, управление конфликтами, в ходе формирования, андрагогические проблемы формирования, методы и средства, разработка нормативно-правовой базы.
Компетентность в социальном содействии можно рассматривать как универсальную социальную компетентность, реализуемую как в процессе взаимодействия социальных субъектов, так и в специально организованном педагогическом процессе на всех уровнях образования в учреждениях и в семье, а так же как результат и показатель социальной консолидации и управляемого прогресса.
Социальное содействие может быть включено в систему национальных ценностей, т.к. соответствует этнокультурным и традиционным ценностям России и положено в основу развития экономики и общества за счет решения существующих и перспективных глобальных социальных (цивилизационных) проблем.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
Торопов П.Б. Социальное содействие: Калининградская область и регионы основной части России / Торопов П.Б., Самсонова Н.В. //Балтийский регион. 2015. № 1(23). С. 117—126. ВАК. Индексируется в SCOPUS (DOI: 10.5922/2079-8555-2015-1-7).
Рассматривается понятие «социальное содействие» как возможный элемент основы консолидации общества России в период социального реформирования. Представлены результаты эмпирических исследований уровня и особенностей компетентности в социальном содействии в качестве способности применения специфического круга знаний, системы умений, а также успешности действий на основе опыта в совершенствовании условий развития общества, проведенных в 2012-2013 гг. на территории Калининградской области. Данные получены в ходе обследования более 400 респондентов с помощью авторской шкальной методики «КСС-100» (в структуре которой отражены восемь основных элементов компетентности) и формализованного интервью, сравниваются с результатами аналогичного исследования в двух сходных по ряду условий регионах центральной части России. Результаты свидетельствуют о дисгармоничной, противоречивой структуре компетентности в социальном содействии, невысокой мотивации просоциальной активности молодежи, узости спектра представлений о направлениях возможной активности личности в существующих условиях. Обнаружены гендерные различия в уровне и структуре компетентности.

Торопов П.Б. Компетентность в социальном содействии: анализ ожиданий молодежи//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 3. С. 90—96. ВАК.
В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования системы ожиданий, связанных с личностью, имеющей высокий уровень компетентности в социальном содействии. Применение метода структурированного интервью с последующим контент-анализом по 5 категориям, позволили выявить ожидания молодежи, которые являются одним из элементов готовности к просоциальной активности. Представлены элементы технологии формирования ожиданий на основе повышения глобальной социальной идентичности, прогнозирования личностного и социального развития.

Торопов П.Б. Результат педагогического эксперимента: социальное содействие как технология просоциального образования//Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. №1 (43) (2018). C.98 – 103. ВАК.
Рассмотрены некоторые результаты теоретического исследования и экспериментального внедрения технологии формирования компетентности в социальном содействии на уровне школы и вуза (2016-2017 гг.). Выделены запланированные, прогнозируемые и непредвиденные последствия педагогического эксперимента. Обращено внимание на социально-физиологические, социальные и индивидуальные факторы, влияющие на результативность педагогического воздействия и возможные проблемы у участников в ходе его реализации. В частности, делается вывод о неготовности микросоциума и части учителей к повышению уровня социального содействия обучающихся, повышению конфликтности, поляризации мнений и глобализации целей ценностей респондентов, участников экспериментальных групп.